Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ 13 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХИМИЧЕСКИ ЗАГРЯЗНЕННОМ РАЙОНЕ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ МЕТАЛЛОВ В ВОЛОСАХ И НОГТЯХ

Губарева Л.И., Ермоленко Г.В.

К началу XXI столетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения, что привело к серьезным медико-социальным последствиям, связанным с формированием интеллектуального потенциала (Тихомиров Ю.П., 2003). Известно также, что дисбаланс микроэлементов, поступающих в организм человека в условиях химического загрязнения окружающей среды, оказывает влияние на их накопление в биосубстратах (волосы, ногти) и, следовательно, позволяет использовать их количественные значения в качестве биологических маркеров экспозиции в гигиенической диагностике микроэлементозов и экологически обусловленных заболеваний (Белоног А.А. с соавт., 2004).

Учитывая вышеизложенное, нами были обследованы подростки 13 лет из химически загрязненного района. Контролем явились подростки из экологически благоприятного района. Методом атомно-абсорбционной спектрофотометрии определяли концентрацию Fe, Zn, Cu, Pb, Cd в волосах и ногтях. При помощи батареи тестовых методик оценивали уровень познавательных способностей (Соловьева О.В., 2002), а также школьной мотивации (Кулагина И.Ю., 1998). Результаты подвергались статистической обработке с подсчетом коэффициентов корреляции при помощи программы «Statistika».

При определении концентрации металлов в производных эпидермиса у подростков экспериментальной группы было выявлено достоверное (Р<0,05-0,001) снижение уровня эссенциальных (Fe, Zn, Cu) элементов и повышение содержания тяжелых металлов (Cd, Pb), по сравнению с контрольной группой.

При анализе тестовых заданий, выявляющих уровень развития познавательных способностей, было выявлено следующее. У детей из химически загрязненного района показатели по всем тестам были достоверно ниже (Р<0,05-0,001), по сравнению с подростками контрольной группы, исключение составили тесты на мышление (Р>0,05).

Анализ результатов тестирования, выявляющего уровень школьной мотивации, показал, что в экспериментальной группе количество детей с низким и очень низким уровнем мотивации составило 65,16%, тогда как в контрольной группе - 43,75%; количество подростков с высоким и очень высоким уровнем школьной мотивации в экспериментальной группе составило 33,33 %, в контрольной - 56,25%.

Анализ коэффициентов корреляции между показателями развития познавательных способностей и концентрацией металлов в волосах и ногтях показал, что повышение уровня Pb и Cd в волосах подростков, проживающих в химически загрязненном районе, оказывает негативное влияние на развитие всех, изучаемых нами познавательных процессов (r = -0,33-0,77). Количество ошибок в «Корректурной пробе» положительно коррелировало с уровнем Pb и Cd в волосах и ногтях школьников из экологически неблагоприятного района (r = 0,59 и 0,72 соответственно). Корреляционные коэффициенты, отражающие взаимосвязь концентрации Pb и Cd в ногтях и показателей развития познавательных способностей у подростков экспериментальной группы, были ниже, по сравнению с таковыми в волосах (r = -0,23-0,69). Между уровнем Zn, Fe и Cu в волосах и ногтях и степенью развития познавательных процессов была обнаружена положительная корреляционная связь (r = 0,20-0,76 в волосах; r = 0,14-0,69 в ногтях), причем тесная корреляция выявлена в волосах при анализе тестов «Корректурная проба» (r =0,76), «Запоминание слов» (r =0,70), «Запоминание чисел» (r =0,75), «Запоминание текста» (r =0,70), «Аналогии» (r =0,71).

Следовательно, дисбаланс микроэлементов в организме подростка негативно влияет на развитие познавательных способностей, причем более информативным показателем является содержание металлов в волосах. Таким образом, концентрация металлов в волосах и ногтях может служить маркером экологического неблагополучия региона. Допустимо полагать, что коррекция микроэлементозов будет способствовать повышению уровня школьной мотивации и развитию познавательных способностей.


Библиографическая ссылка

Губарева Л.И., Ермоленко Г.В. ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ 13 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХИМИЧЕСКИ ЗАГРЯЗНЕННОМ РАЙОНЕ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ МЕТАЛЛОВ В ВОЛОСАХ И НОГТЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=49 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674