Правила дорожного движения (ПДД), заключенные в письменной монологической форме, относятся к письменному официально-деловому дискурсу. Продуцирование и восприятие письменного дискурса происходит неодновременно и, соответственно, нет непосредственного контакта между реципиентом и продуцентом, следовательно, нет вовлеченности сторон в коммуникативную ситуацию. Для данного типа дискурса характерен также исключительно визуальный способ восприятия.
Как известно, для жанра нормативного документа (к которому относятся ПДД) характерен констатирующий тип речи, императивность. Доминантой официально-делового стиля является денотативная точность: семантико-логическая организация текста не должна допускать инотолкований. Однако эта доминанта наталкивается на серьезное сопротивление со стороны языка, точнее - той его части, которую мы называем нечеткими определителями, которые, как это ни парадоксально, свойственны деловому дискурсу, и в частности - тексту ПДД. «Любой текст как репрезентант языкового функционирования реализуется множественностью смысловых вариантов. Причем если в случае функционирования художественного текста вариативность его "прочтения" обусловлена самой амбивалентностью его природы, открытостью смысловых границ, имеющей эстетическую значимость, а потому прогнозируемой автором, то относительно научного или, скажем, законодательного текста объективная множественность его интерпретаций, несомненно, противоречит единственности субъективного замысла автора» [2]. Вследствие установки на лаконичность и типизированность составители документов вынуждены прибегать к определителям, сжато указывающим на большие объемы информации. Однако именно такие конструкции - нечеткие определители - с одной стороны, лаконизируют и типизируют текст договора, с другой - становятся точками интерпретативных «столкновений», «ростками» инотолкований.
Такая диалектика предельной ясности и неопределенности, характеризующая деловой текст, становится сегодня предметом особого исследования. В деловом общении ясность дискурса достигается благодаря клишированным (трафаретным) средствам общения, а также прецедентным юридическим и специальным (производственным, коммерческим, дипломатическим и др.) текстам [1]. Нередко такого рода элементы вводятся в текст в качестве нечетких определителей.
По результатам исследования различных жанров деловых документов, нами была разработана классификация нечетких определителей:
Классификационная модель нечетких определителей
I. По степени точности передаваемого понятия:
- Нечеткий определитель с относительно ограниченным объемом интерпретаций (в соответствии с действующим законодательством РФ);
- Нечеткий определитель с неограниченным объемом интерпретаций (или в условиях недостаточной видимости; в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)).
II. По типу герменевтической опоры:
- Нечеткий определитель с внутритекстовой ссылкой (в соответствии с разделом 21 Правил);
- Нечеткий определитель с внешней текстовой ссылкой (в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- Нечеткий определитель с отсылкой к внетекстовому пространству (при наличии технических возможностей, при подходящих погодный условиях).
Опираясь на предложенную классификацию, мы намерены описать результаты исследования, проведенного с целью нахождения и описания нечётких множителей в тексте ПДД. В качестве материала выступили Правила Дорожного Движения РФ с последними изменениями от 20 ноября 2010 года.
В ходе исследования установлено, что в основном тексте ПДД доминировали нечеткие определители с относительно ограниченным объемом интерпретации (по классификации 1), с внутритекстовой отсылкой (по классификации 2): «...могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20), а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 настоящих Правил», «...осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил», «...за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил ». Зафиксированные случаи являются нечеткими определителями, так как для понимания высказываний, содержащих внутреннюю ссылку, адресат речи (читатель) вынужден совершать внутритекстовых переходы. В результате чего процесс понимании текста осложняется этапом обязательного ассоциирования двух фрагментов, что неминуемо увеличивает интерпретационный потенциал текста. Активность такой модели построения текста ожидаемо, так как процесс обучения правилам дорожного движения сопряжен с множеством внешних факторов, с регулированием отношений между участниками движения, действия которых содержатся в различных пунктах ПДД.
Схожую модель построения можно найти и в банковских договорах оказания услуг: «Обеспечивать исполнение обязанностей, предусмотренных п.п. 4.1.1-4.1.16 Договора, Держателем Дополнительной Карты» или «В случае неисполнения Заказчиком принятых на себя обязательств, предусмотренных в п. 2.5. и 2.6. настоящего договора, а также невнесение предусмотренной договором предоплаты, исполнитель, после соответствующего уведомления Заказчика, вправе отказаться от исполнения договора потребовать полного возмещения убытков». В процитированных положениях договоров мы видим определители, являющиеся нечеткими в силу того, что содержание пунктов, на которые делается ссылка, не раскрывается.
В дополнительном материале, нередко не включаемом в основной текст правил дорожного движения, а именно в разделе «Права и обязанности сотрудников ДПС», несколько иной тип нечетных определителей - определители с внешней текстовой отсылкой. Примерами могут служить следующие высказывания: «При наступлении условий, предусмотренных статьями 12-15 Закона Российской Федерации «О Милиции»»; «за исключением условий, предусмотренных пунктами 109, 131, 187. 193, 216 регламента»; «...нарушении, предусмотренном статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса»; «Приказ МВД России от 1 августа 2002 г. № 720».
На основании ранее проведенных исследований, материалом для которых явились договоры на оказание различных коммерческих услуг, следует отметить, что данные множители характерны не только для текста ПДД. Так, в договорах на оказание образовательный услуг частотной реализацией характеризуются определители с внешней текстовой отсылкой: «совершения виновных действий, несовместимых с пребыванием на государственной гражданской службе, согласно статье 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"», «применять к Студенту меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных Положением о медицинском колледже БелГУ, а также в соответствии с локальными нормативными актами колледжа». Зафиксированные случаи являются нечеткими определителями, так как для полного и точного понимания условий договора необходимо воспользоваться дополнительными объемными текстовыми источниками. Но определители в тексте договора носят несколько иной интерпретационный характер, а именно они не имеют указания на конкретные пункты и параграфа этих текстов.
На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что феномен нечетких определителей свойственен нормативным актам. Следовательно, разрушается регулятивная функция текста, по мнению О. П. Сологуб, одна из центральных для официально-делового дискурса и коммуникации [6]. Есть основания полагать, что интерпретативная способность текста зависит скорее не от количества, а качества (определенной модели) присутствующих множителей. Различные типы нечетких определителей могут быть как конфлитогенными факторами, так и тактическими приемами ухода от правовых рисков.
Рецензенты:
- Космогорова А.В., д. филол. н., профессор, заведующая кафедрой французского языка ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» Минобрнауки РФ, г. Кемерово.
- Петрунина С.П. д. филол. н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» Минобрнауки РФ, г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Голубь Н.Н. НЕЧЕТКИЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТОГЕНЫ ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ) // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4891 (дата обращения: 08.12.2024).