Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII–XIX ВВ.

Макарова О.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», кафедра иностранных языков, г. Казань, Россия
Статья затрагивает вопросы становления системы образования в России в период XVIII–XIX вв. Автор полагает, что исследуемый период недостаточно изучен, и делает попытку анализа исторического опыта организации воспитательной системы. Особое внимание уделено нравственному, умственному и физическому воспитанию. В работе рассматриваются передовые идеи выдающихся педагогов XIX в. в обучении и воспитании, освещается их деятельность в формировании системного подхода к образовательной сфере, их вклад в появление в России новых университетов.
просветительская деятельность
народное образование
нравственное воспитание
умственное образование учащихся
профессионально-этические качества
учебно-воспитательный процесс
индивидуальные особенности обучающихся
1. Бобровский П.О. Юнкерские училища. Обучение и военное воспитание. - СПб., 1881. - Т.
2. Боголюбов Н. Цель и средства нравственного воспитания // Пед. сборник. - 1869.
3. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - 712 с.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1982.
5. Сафина З.Н. Инновационные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых : дисс. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2005. - 441 с.
6. Ушинский К.Д. Собр. соч. : в 10 т. - М. ; Л., 1950.
Известно, что в России первые шаги в развитии образования относят к началу XVIII века, когда путь прогрессивного социокультурного развития, на который вышла страна, позволил создать существенные предпосылки для развёртывания просветительской деятельности и начала её осуществления.

Во второй половине XVIII века в России появились различные добровольные общества: научные, переводческие, издательские, деятельность которых была направлена на пропаганду знаний. XVIII век был временем быстрого подъёма просвещения в России, однако его успехи относились в основном к имущим классам. Народ оставался в массе своей невежественным, был оторван от достижений культуры. Правительство опасалось распространения знаний среди народа. Вместе с тем этот период можно обозначить как начало становления образования и воспитания как самостоятельной системы, что было продиктовано потребностями социального и экономического развития страны.

В начале XIX века правительство России было вынуждено принять некоторые меры для развития просвещения, создав определённую, хотя и очень ограниченную, систему образования молодого поколения.

В XIX в. значительный вклад в развитие народного образования  внёс Казанский университет. Следует отметить, что деятельность Казанского университета развивалась в специфических демографических условиях. За исключением столичных - Московского, С.-Петербургского, другие - Дерптский, Харьковский, Варшавский, Казанский, Гельсингфорский, Виленский, равно как и созданный позднее Новороссийский (г. Одесса), - работали в регионах с исторически сложившимся преобладанием нерусского населения.

Значительную роль в историческом развитии России и заметную роль в становлении образования в первой четверти XIX века сыграло движение революционеров-декабристов. В первой половине XIX века по инициативе либерального дворянства в России возникают первые публичные библиотеки и публичные лекции.

Передовые идеи в обучении и воспитании претворяли в жизнь выдающиеся педагоги высшей школы России: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский, К.Д. Ушинский, И.П. Павлов и многие другие. Н.Е. Жуковский, А.И. Попов, А.И. Пирогов были тесно связаны с образовательной деятельностью учебных заведений и внесли большой вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли.

Революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.А. Добролюбов, А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский стояли на передовых позициях образования в стране. Так, В.Г. Белинский (1811-1848) обосновал ряд педагогических идей, в которых резко критиковал современную школу, доказывал, что учащиеся должны не только усваивать определенную сумму знаний, но и приобретать цельное мировоззрение. В этом отношении, считал он, нужно усовершенствовать умственное образование учащихся.

Особое внимание он придавал таким качественным характеристикам ума, как широта, глубина, гибкость, самостоятельность суждений.

По своей сути предложенные идеи В.Г. Белинского представляли собой программу формирования личности творческой, мыслящей, с широтой взглядов на вопросы политики, демократии. Но это абсолютно противоречило социальным устоям самодержавия, которое было напугано декабрьскими событиями 1825 года и делало все, чтобы не допустить развития демократических идей, подавляло всякое вольнодумство.

Вторая половина XIX века характеризуется возникновением педагогических идей в области общего образования и воспитания в России. Это было связано с экономическим и социально-политическим развитием страны. Дидактические идеи этого периода ориентировали педагогов на установление связи изучаемого материала с окружающей жизнью, на отбор учебного материала, имеющего прикладное, практическое значение. Они призывали заботиться об умственном развитии учащегося, обосновывали необходимость формирования у него умения сравнивать, анализировать и обобщать явления окружающей жизни, критически оценивать их и улавливать причинно-следственные связи [2, с. 25].

Многие вопросы учебно-воспитательной работы обрели более организованный и системный характер. К воспитанию предъявлялись следующие требования: а) воспитание вести индивидуально; б) уважать личное достоинство воспитуемых, проявлять заботу о них, воспитуемые должны проявлять уважение и любовь к воспитателям, последние должны проявлять разумную требовательность. В связи с этим можно заключить, что данные требования в какой-то мере совпадают с некоторыми из принципов воспитания в современной высшей школе. В то же время следует отметить, что понятие «принципы воспитания» не получило широкого распространения в общей педагогической литературе рассматриваемого периода, хотя и находило своё отражение в отдельных изданиях.

Следует отметить, что в исследуемый период ни в отечественной, ни в зарубежной теории воспитания само понятие «система воспитания» не описывалось в понимании современных теорий воспитательных систем, однако как феномен педагогической действительности такое явление существовало давно, хотя и проявлялось в отдельных элементах, прошло длительный период становления и развития, прежде чем оформиться в целостную систему, которая придала процессу воспитания организованный и целеустремленный характер.

Важнейшим требованием воспитания, как показывают многочисленные источники, являлось требование вести воспитание индивидуально, т.е. так, чтобы воспитательные средства и способ их применения сообразовались с индивидуальными особенностями обучающихся. По мнению большей части педагогов, содержание воспитания должно было включать умственное, нравственное и физическое воспитание.

Известно, что ещё И. Кант, называя науку о воспитании педагогикой, выделял в воспитании две стороны: физическую и моральную, вне всякого отношения к религии [3, с. 459].

Важным элементом или составной частью воспитания в школе являлось умственное воспитание. Содержательная сторона умственного воспитания включала также развитие у обучаемых умственных способностей, мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания, а также выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей.

В то же время, как показывает опыт, умственное воспитание самым тесным образом связано с нравственным воспитанием. В этом плане, в частности, для нас представляет интерес процесс обучения и воспитания в военных учебных заведениях. «Именно правильно развитый ум, - по мнению военного педагога того времени П.О. Бобровского, - направляет волю на формирование характера. Необходимо развивать положительные убеждения, опираясь на ум».

Изучение и анализ педагогической литературы прошлого дает возможность утверждать, что руководящей составной частью воспитательной системы являлось именно нравственное воспитание. И не случайно ему уделялось большое внимание в педагогической литературе [2]. Это соответствовало обоснованности приоритетности нравственного воспитания передовым взглядам выдающихся общественных педагогов России. «Влияние нравственное, - как указывал К.Д. Ушинский, - составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще и наполнения головы познаниями». Предпринимаются меры по реализации задач нравственного воспитания непосредственно в учебных заведениях.

Одной из них, характерной для повышения роли нравственного воспитания, явилось усиление внимания к нравственным задаткам поступающих в вузы молодых людей.

Под нравственным воспитанием понимается воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в своей деятельности высшими представлениями и побуждениями.

Цели нравственного воспитания несколько отличались в разных типах учебных заведений. Так, в военных гимназиях нравственное воспитание было направленно главным образом на формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей. «Общая цель нравственного воспитания - отмечается в Инструкции по воспитательной части, - состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанников, в правильном образовании его представлений, в побуждении и закреплении чувства чести, добра и правды, в надлежащей выработке согласования его стремлений и действий с нравственной нормой». Основной целью нравственного воспитания было дальнейшее укрепление и развитие у воспитуемых общечеловеческих нравственных ценностей. Как видим, такой подход к нравственному воспитанию заслуживает определенного внимания, так как дает возможность постепенно увеличивать нравственную нагрузку обучаемого по мере получения им образования и формировать как общечеловеческие, так и морально-нравственные и профессионально-этические качества.

Таким образом, основу содержания нравственного воспитания в учебных заведениях России XIX века составляло раскрытие нравственных категорий и идеалов. К ним относились, прежде всего: долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда и другие. Многие из вышеназванных и другие нравственные категории подробно рассматриваются как на страницах энциклопедических изданий дореволюционной России, так и в публикациях отдельных авторов.

В содержание нравственного воспитания в учебных заведениях России XIX века, кроме включенных нравственных категорий и нравственных обязанностей, входили другие элементы. К ним, прежде всего, относятся: эстетические, трудовые, религиозные, патриотические, правовые, профессионально-этические аспекты воспитательной деятельности.

Самым ценным даром человека является самосознание и развивающееся на его основе чувство собственного достоинства. Именно они составляют основу и почву для «общечеловеческого» воспитания. П.Ф. Каптерев, указывал: «Нужно питать к себе самоуважение и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой; нужно сейчас же самым энергичным образом восстать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права» [4]. Отсюда следует: развитие и воспитание самосознания и формирование на его основе чувства собственного достоинства человека - ведущее направление «общечеловеческого воспитания».

Каждая составная часть воспитания, таким образом, при этом выполняет свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не может быть устранена из воспитательного процесса или заменена одна другой. «Мы стремимся к развитию в питомцах интеллектуальных и моральных сил, - отмечается в одной из работ профессора академии П.О. Бобровского, - чтобы укрепить их волю, дать должное направление их поступкам; мы заботимся о развитии ума и не должны, не можем устранять воспитание характера; заботясь же о нравственном и умственном воспитании, мы не можем отказаться от воспитания физического» [1, с. 523].

Заботясь о нравственном и умственном развитии, учебные заведения обязаны были уделять внимание физическому воспитанию. Целью физического воспитания являлось «...укрепить здоровье человека, развить его мышечную и нервную силу и вообще обратить его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, всегда бодрого, ловкого, смелого и подвижного бойца».

Исходя из этой цели физическое воспитание в учебных заведениях России XIX века призвано было решить следующие основные задачи: развитие и усовершенствование телесного организма воспитанника; сохранение и укрепление здоровья; приспособление тела к влиянию окружающей среды; развитие мышечной и нервной силы, выносливости; формирование волевых качеств.

Вопросы физического воспитания, как показывает исследование, получили широкое освещение на страницах отечественной периодической печати того времени, что говорит о его месте и роли в общем учебно-воспитательном процессе учебных заведений.

Рассмотренные выше факты и тенденции в становлении теории и практики образования и воспитания в XVIII-XIX веках в России дают основание для некоторых выводов:

  • широкое вовлечение народных масс в образование явилось существенным фактором обновления общества и развития личности. Исходя из этого, отношение к проблемам образования и воспитания можно рассматривать как один из показателей социально-политической и социокультурной ориентации различных общественных сил [5, с. 24];
  • образование и воспитание, их содержание и организация прямо зависели от политических тенденций, господствующих в то время в России;
  • широкие народные массы через образование получали возможность реализации своей социальной активности. Развитие просвещения различных слоев населения привело к демократизации и активизации общественных сил;
  • распространение образования и воспитания способствовало развитию личности обучающихся.

Наиболее точно идею и место образования и воспитания в общественной жизни сформулировал великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1871), выдвинув на первый план задачу образовательного учреждения возбудить в своих учениках «желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания... учиться всю жизнь» [6, т. 3. с. 500-501].

Рецензенты:

  • Уткин В.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), г. Казань.
  • Солнышкина М.И., д.филос.н., профессор, профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа получена 01.11.2011


Библиографическая ссылка

Макарова О.Ю. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII–XIX ВВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4863 (дата обращения: 18.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074