Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Берлин С.И.
Дана характеристика рынка рекреационных услуг в курортном регионе. Определены сущность, структура и критерии оценки эффективности, а также мотивы потребности и финансовые факторы в рамках государственного регулирования и активности бизнеса в рекреационной экономике.

Следует отметить, что реформа собственности в период перехода к рыночным отношениям, в том числе и в рекреационной сфере, ставит вопрос о границах рынка рекреационных услуг. С одной стороны сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к тому, что многие виды рекреационных услуг становятся недоступными для значительного числа потенциальных потребителей, с другой стороны рекреационные услуги приносят трудно измеримый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. Экономико-правовые границы рынка в сфере -рекреационных услуг, на мой взгляд, определяются финансово-экономической политикой государства в вопросах регулирования рекреационной экономики и характером социальной политики.

Также можно говорить о территориальных границах рынка рекреационных услуг, которые со стороны предложения зависят от размещения рекреационных ресурсов и рекреационных предприятий и организаций, а со стороны спроса характеризуются местом постоянного проживания потребителей услуг, хотя по мнению некоторых исследователей, изучение спроса на туристско-рекреационные услуги и их предложения в тех же территориальных границах, в которых изучается потребление большинства товаров и услуг методологически неправомерно. Эта постановка вопроса обусловлена тем, что развитие туризма и рекреации внутри страны характеризуется отрицанием рамок административного, географического и экономического деления (2).

В западной экономической науке принято выделять следующие субъекты, взаимодействующие в экономической системе: домашние хозяйства (households), фирмы (Firms), правительства (governments). Иначе говоря, это население, предприятия и государство. Характер их взаимодействия определяется, в первую очередь, механизмом функционирования экономики. Это может быть административно-командный, рыночный или смешанный механизм. На практике в большинстве стран имеет место смешанный механизм функционирования экономики, то есть рыночные отношения сочетаются в той или иной степени с вмешательством государства в экономические процессы.

Таким образом, население, предприятия и государство являются субъектами рынка рекреационных услуг и взаимодействуют друг с другом посредством смешанного механизма.

На мой взгляд, субъектами рынка рекреационных услуг со стороны предложения являются все предприятия различных отраслей, тем или иным образом вносящие свой вклад в предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Следует отметить, что точная оценка этого вклада затруднена. Так, по данным французских исследователей, доля таких услуг составляет в городах 75,5%, в сельских и приравненных к ним населенных пунктах - 16,6%.

Предприятия и организации, функционирующие в этой специфической сфере, объединяются в различного рода ассоциации, призванные содействовать развитию рынка рекреационных услуг, удовлетворению спроса на эти услуги, обеспечению качества предоставляемых услуг, координации деятельности и функционирования рекреационной отрасли и индустрии рекреации, защите интересов предприятий и организаций рекреационного комплекса в регионе.

Анализируя действие рыночного механизма в чистом виде, мы рассматриваем государство лишь как потребителя туристско-рекреационных услуг, осуществляющего трансферты в пользу населения (проведение социальной и финансовой политики). Однако, на практике роль государства в условиях смешанного механизма функционирования экономики на рынке рекреационных услуг более значительна. Как отмечается в экономической литературе, экономическая деятельность государства в рыночном хозяйстве имеет принципиальное отличие от других субъектов в том, что государство и его органы обладают преимущественным правом в отношении своих партнеров принуждения в рамках и на основе законов, не имеющегося у остальных участников рыночного обмена. Законные права субъектов рынка регулируются государством (1).

Используя категории системного подхода, государство можно рассматривать как управляющую подсистему, а рынок туристско-рекреационных услуг - как управляемую подсистему в системе «крупный город».

Мы рассматриваем государственную политику и государственное регулирование в рекреационной сфере как один из факторов, определяющих ее поступательное развитие в России на современном этапе. Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, государственная политика в сфере рекреации должна включать ряд элементов, к которым относятся:

  1. организационные структуры (государственные учреждения и ассоциации);
  2. законодательные акты и положения в сфере рекреации, а также стандарты, правила и нормы стандартизации и лицензирования;
  3. программы профессионального образования и соответствующие учебные учреждения в этой сфере;
  4. наличие механизмов привлечения инвестиций в сферу рекреационных услуг, направленных на развитие объектов и инфраструктуры;
  5. маркетинговая политика и программы продвижения туристско-рекреационных услуг на рынке (в том числе международном).

В настоящее время государственные функции в России исполняют Министерство по физической культуре, спорту и туризму и Министерство здравоохранения и социального развития.

По моему мнению, на современном этапе система управления развитием рекреационной сферы в России не получила должного развития. Однако, прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу несомненно и проявляется, прежде всего - в формировании нормативно-правовой базы для осуществления рекреационной деятельности.

Регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги, потребляемые индивидами и используемые рекреационными предприятиями и организациями осуществляют собственно муниципальные территориальные образования через соответствующие комитеты муниципалитетов.

В целом, государственное регулирование рекреационной сферы является важной предпосылкой эффективного функционирования отрасли. При этом особо следует отметить такую особенность рекреационной сферы, как наличие значительных «выгод перелива», заключающихся в том, что рекреационная деятельность приносит пользу не только индивиду, приобретающему рекреационные услуги, но и обществу в целом, поскольку является вкладом в процесс воспроизводства рабочей силы.

Исходя из проведенного нами исследования и анализа, можно сделать следующие основные выводы:

1. Исследование рынка рекреационных услуг требует рассмотрения следующих проблем:

  1. характеристика сущности и особенностей продукта;
  2. определение границ и субъектов рынка рекреационных услуг;
  3. анализ особенностей механизмов ценообразования и конкуренции на рынке рекреационных услуг.

Структура продукта вытекает из структуры потребностей индивида. Особенностью продукта является то, что преобладающую его часть составляют туристско-рекреационные услуги. К специфическим чертам этих услуг относятся: участие в процессе обслуживания предприятий различных отраслей народного хозяйства (комплексность); уникальность услуг (вытекает из разнообразия и неповторимости рекреационных ресурсов); возможность реализации в процессе потребления услуг целого комплекса функций.

Границы рынка в сфере рекреационных услуг характеризуются неоднозначно. Во-первых, существуют экономико-правовые границы, которые определяются политикой государства в вопросах регулирования экономики и социальной сфере. Во-вторых, существуют территориальные границы рынка рекреационных услуг, которые со стороны предложения зависят от размещения туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационных предприятий, а со стороны спроса - от места проживания потребителей услуг.

Субъектами рынка рекреационных услуг со стороны предложения, являются все предприятия различных отраслей, так или иначе участвующие в рекреационном обслуживании.

Одним из условий эффективного функционирования -рекреационных комплексов является активное государственное регулирование этой сферы. Актуальность государственного воздействия усиливается наличием стратегических факторов, связанных с вкладом туристско-рекреационного комплекса в процесс воспроизводства рабочей силы.

Развитие сферы рекреационных услуг в период реформирования общественных отношений весьма актуально. Это обусловлено, прежде всего тем, что реализация результатов проведенных реформ требуют соответствующего уровня развития человеческого потенциала, в противном случае государство не будет иметь социальной базы преобразований. Среди главных факторов, влияющих на этот процесс можно выделить следующие:

  • с ростом уровня доходов населения все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, где рекреация занимает ведущее положение;
  • с углублением разделения труда и повышением его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. Досуговая деятельность должна обеспечиваться соответствующим предложением со стороны индустрии рекреационных услуг;
  • социально-демографические факторы, в частности, старение населения страны, рост степени ограничения трудоспособности части членов общества способствуют усилению дифференциации рекреационных услуг, способствующей их доступности для населения разных возрастов и уровня здоровья. С другой стороны массовое включение населения в рекреационную деятельность увеличивает продолжительность жизни, улучшает состояние здоровья, снижает потребность в медицинских услугах;
  • возможности активного потребления рекреационных услуг возрастают с развитием индустрии рекреации и ростом доходов населения.

Анализ сущности и содержания понятий рекреация, представленных во всем их многообразии, позволяет на основе главного конструктивного принципа рекреационных видов деятельности - воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека - сформировать ряд подходов к изучению рекреационной деятельности, являющихся основой для ее систематизации, учитывающей ее цели, масштабы, институты и т. п.

По критериям целей природа рекреационных услуг имеет двойственный характер: во-первых, они составляют потребительский аспект, обусловленный необходимостью организации свободного времени граждан; во-вторых, рекреационное обслуживание населения выступает как важный фактор развития человеческого потенциала.

Однако в современной ситуации в любых государствах независимо от общественного строя проблемы устранения внешних эффектов становятся все более острыми, а возможности их учета и смягчения - все более актуальными. Рассматриваемая нами отрасль не является исключением, в современных условиях она не может развиваться без помощи государства, поэтому результативность развития рекреации должна обеспечиваться государством при помощи системы регулирующих мероприятий. Важную роль при этом должны играть органы государственного управления и местного самоуправления, способные выполнять возложенные на них функции.

Исследования, проведенные автором, дают основание полагать, что функция социального воспроизводства не может быть полностью обеспечена институтами конкурентного рынка, который может ее реализовывать посредством удовлетворения платежеспособного спроса индивидов и фирм на услуги, производимые на коммерческой основе. Данное положение обусловлено следующими обстоятельствами:

  • неравенство доходов делает невозможным распределить рекреационные услуги используя только рыночный механизм в соответствии с реальными потребностями населения и фирм;
  • депрессивные регионы не в состоянии выделять на цели социального воспроизводства необходимые ресурсы, что приводит к заниженному объему производства и потребления различных видов рекреационных услуг;
  • фактор ассиметричности в сфере производства и потребления услуг требует наличия внерыночных структур подконтрольных потребителям;
  • часть рекреационных услуг предоставляется только в «пакете», включающем услуги образования, здравоохранения, физической культуры, учреждений культуры;
  • некоторые рекреационные услуги являются атрибутом национальных традиций, поддержка которых не может зависеть от рыночной конъюнктуры;
  • часть рекреационных услуг, являющихся общественными благами, потребляются на основе "присутствия", не заявленного платежеспособного спроса.

Наряду с отмеченными особенностями действует ряд факторов, которые предполагают использование элементов рыночного механизма в рекреационной сфере в максимальной степени. К ним относятся:

  • наличие элитного уровня потребления, основанном на высоком платежеспособном спросе;
  • диверсификация рекреационных услуг, форм и методов обслуживания;
  • расширение сети малого бизнеса и конкуренции;
  • коммерциализация инновационной деятельности в сфере рекреационного обслуживания населения.

В условиях рыночного хозяйства система управления социально-экономическими процессами включает саморегулирование и государственное регулирование, формы и соотношения которых могут быть различными в зависимости от истории развития страны, традиций, привычек, обычаев, образа мышления, особенностей функционирования секторов экономики - государственного, кооперативного, частного.

Все выше изложенное позволяет сформировать новую концептуальную модель управления рекреационными услугами в регионе, состоящую из следующих блоков:

  • разработка концепции социального воспроизводства в стране в разрезе институциональной, социокультурной и профессиональной парадигм рекреации;
  • формирование целей и приоритетных направлений развития рекреационной деятельности;
  • определение социальных групп населения, имеющих доступ к социальным рекреационным услугам (предоставляемых на бесплатной или частично оплачиваемой основе);
  • разработка системы баланса интересов участников (государство, рекреационные предприятия, инвесторы и потребители);
  • определение форм и методов поддержки рекреационной деятельности со стороны государства, рекреационных предприятий и инвесторов;
  • формирование инвестиционного механизма поддержания и развития рекреационной индустрии;
  • разработка организационно-правовой структуры управления рекреационной деятельностью;
  • организация системы отбора и подготовки кадров для различных уровней управления рекреационной деятельностью (федеральный, региональный, местный, корпоративный);
  • разработка и утверждение федеральной программы совершенствования системы социального воспроизводства;
  • внесение изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый Кодексы РФ и другие нормативно-правовые акты.

Наиболее сложной проблемой при реализации концептуальной модели государственного регулирования рекреационной деятельности является формирование целевых инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе интересов участников рекреационной деятельности представленных институциональной, социокультурной и профессиональной концепциями, исходя из целей, масштабов и эффективности затрат на социальное воспроизводство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мордовин С.К. Человеческий потенциал.- СПб.: Питер, 2005.
  2. Сафина Т.Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  3. Чуваткин П.П. Рекреационная экономика. - М.: Наука, 2006.

Библиографическая ссылка

Берлин С.И. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=485 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674