Цель исследования. Оценить непосредственные результаты хирургического лечения больных раком желудка при выполнении гастрэктомии со спленэктомией и спленосохранных операций.
Материал и методы исследования. Нами изучены непосредственные результаты хирургического лечения рака желудка 55 больных, подвергшихся расширенной гастрэктомии со спленэктомией и 57 больных, составивших контрольную группу, которым была выполнена расширенная гастрэктомия без спленэктомии. Послеоперационные осложнения, развившиеся у больных после расширенной гастрэктомии, мы разделили на две группы - хирургические и терапевтические.
Результаты исследования и их обсуждение. Общепризнано, что четко отработанная техника вмешательств при раке желудка позволяет добиться удовлетворительных непосредственных результатов независимо от объема выполненной операции. Вместе с тем, по полученным нами данным, количество послеоперационных осложнений после расширенной гастрэктомии со спленэктомией оказалось почти в 2 раза больше по сравнению с контрольной группой - соответственно 20,0 % и 10,53 % (p<0,05).
При более детальном анализе характера хирургических осложнений необходимо отметить снижение частоты несостоятельности швов пишеводно-кишечного анастомоза. Так, в I группе частота несостоятельности швов анастомоза составила 1,82 %, а во II (контрольной) группе это осложнение не отмечалось. Также необходимо отметить и низкую частоту такого послеоперационного осложнения, как поддиафрагмальные абсцессы, которые традиционно считаются одним из наиболее частых и специфических осложнений для расширенных операций со спленэктомией: у двух больных основной группы (3,64 %). Мы можем объяснить это более тщательным гемостазом, неоднократной санацией брюшной полости антисептическими растворами на различных этапах операции, а также применением в основной группе больных профилактического метода дренирования левого поддиафрагмального пространства после спленэктомии.
В литературе представлены данные, когда после спленэктомии наряду с осложнениями, свойственными этой операции (поддиафрагмальный абсцесс), часто развивается и такое осложнение, как панкреатит. По нашим данным панкреатит развился только у 1 (1,82 %) больного в I группе, в связи с этим мы не можем с уверенностью говорить о расширении объема оперативного вмешательства до спленэктомии как о вероятной причине развития этого осложнения. Кровотечение наблюдалось у 1 (1,82 %) больного из основной и одного (1,75 %) больного из контрольной группы. В первом случае потребовалась релапаротомия, в другом случае кровотечение удалось купировать консервативными методами.
Терапевтические осложнения были представлены пневмонией с дыхательной недостаточностью и тромбоэмболией легочной артерии. Частота этих осложнений была практически идентична как в основной, так и в контрольной группах (р>0,05). Так, пневмония с ДН определена у 2 человек в каждой группе (3,64 % и 3,51 % соответственно) и ТЭЛА - у 1 человека в каждой группе (соответственно 1,82 % и 1,75 %). Среди факторов, влияющих на частоту этих осложнений, можно указать такие, как диафрагмотомия с последующей релаксацией купола и резким ограничением дыхательной экскурсии, обезболивание и правильное проведение раннего послеоперационного периода, особенно для больных, имеющих сопутствующие заболевания сердечно-легочной системы. Такое грозное и трудно прогнозируемое осложнение как тромбоэмболия легочной артерии во всех наблюдениях привела к летальному исходу.
Известно, что послеоперационная летальность занимает особое место среди многочисленных факторов, определяющих целесообразность оперативной методики. В связи с этим помимо проанализированных выше осложнений после хирургического лечения рака желудка мы отметили послеоперационные осложнения, приведшие к летальному исходу. Послеоперационная летальность составила 6,25 %: в I группе - 7,27 % и в контрольной группе - 5,26 %. Так, после расширенной гастрэктомии со спленэктомией из-за несостоятельности швов анастомоза умер 1 (1,82 %) больной ко всем оперированными или 14,29 % от числа больных, умерших от осложнений. В контрольной группе летальности от данного осложнения не наблюдалось. От сердечно-сосудистой недостаточности умерли по 1 больному (соответственно 1,82 % и 1,75 %) в I и II группах от числа прооперированных, или 14,29 % от числа умерших больных в обоих случаях. Аналогичное распределение наблюдается и при инфаркте миокарда.
На следующем этапе исследований мы изучили изменения гематологических показателей у больных РЖ. При поступлении в стационар у больных раком желудка в целом наблюдалась анемия легкой степени на фоне интоксикации, что может быть доказательством смешанной (токсико-геморрагической) этиологии анемии у данной категории больных. На наличие выраженного воспалительного процесса в организме указывало повышение уровня СОЭ в среднем до 30,9±0,41 мм/ч: 32,4±0,62 мм/ч в основной и 29,5±0,19 мм/ч в контрольной группе, превышая нормативные показатели почти в 2 раза. При оценке общего анализа крови у больных РЖ со стороны белой части крови выраженных патологических изменений обнаружено не было, хотя показатели стремились к верхней границе нормы.
После проведенного лечения у больных РЖ сохранялись показатели красной крови, характерные для средней степени анемии, значения СОЭ снизились, но по-прежнему превышали нормальные величины более чем в 1,6 раза. Со стороны биохимических показателей крови значимых изменений не наблюдалось, они по-прежнему находились в пределах размаха нормальных величин. При оценке показателей белой крови необходимо отметить выраженное различие показателей основной и контрольной групп. Так, после гастрэктомии со спленэктомией у больных РЖ отмечался выраженный лейкоцитоз (р<0,05), повышение количества палочкоядерных (р<0,05) и сегментоядерных (р<0,05) нейтрофилов, лимфоцитов (р<0,05) и моноцитов (р<0,05). Значительные изменения в показателях коагуляционного звена системы гемостаза в послеоперационном периоде были зарегистрированы в группе больных после гастрэктомии со спленэктомией. Так, в отдаленном периоде после удаления селезенки происходит активация коагуляционного звена системы гемостаза, так как наблюдается статистически достоверное укорочение времени рекальцификации плазмы крови и тромбинового времени (р<0,05). Одновременно повышался уровень фибриногена в крови (р<0,05). Кроме того, удаление селезенки приводит к изменениям как гуморального и клеточного звена иммунного статуса, так и неспецифической резистентности организма больных РЖ. Все указанные изменения лабораторных показателей клинически проявляются склонностью к инфекционным заболеваниям.
Заключение. Таким образом, необходимо подчеркнуть, что расширенная гастрэктомия со спленэктомией при хирургическом лечении рака желудка не увеличивает число послеоперационных осложнений и по характеру осложнений не отличается от таковых после расширенной гастрэктомии с сохранением селезенки. После гастрэктомии со спленэктомией у больных РЖ отмечается выраженный лейкоцитоз, происходит активация коагуляционного звена системы гемостаза. Кроме того, удаление селезенки приводит к изменениям как гуморального и клеточного звена иммунного статуса, так и неспецифической резистентности организма больных РЖ. Все указанные изменения лабораторных показателей клинически проявляются склонностью к инфекционным заболеваниям.
Рецензенты:
- Зотов П.Б., д.м.н., профессор, заведующий центом паллиативной помощи Тюменского онкологического диспансера, г. Тюмень.
- Важенин А.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия», г. Челябинск.
Работа получена 03.10.2011.
Библиографическая ссылка
Ена И.И. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ РАКОМ ЖЕЛУДКА // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4802 (дата обращения: 03.04.2025).