Последние несколько лет предмет экология прочно занимает место в программах обучения Российских средних, не профильных профессиональных и высших учебных заведений и предусматривает «интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры» (Закон РФ «Об образовании»). В целях развития экологических знаний и культуры учащихся разработано немало программ и педагогических пособий, которые направлены на формирование системных знаний о человеке, природе, обществе и культуре. Однако, благодаря тому, что определений термина «экология» существует много, подходы к преподаванию этого предмета и методологии очень различаются между собой. Использование лишь традиционных форм и методов работы для того, чтобы заинтересовать детей проблемами рационального природопользования, оказывается недостаточно.
Мы полагаем, что использование активных форм экологического образования в программах учебных заведений, существенно облегчит задачу формирования экологических норм поведения и развития личности способной рационально и эффективно использовать природные ресурсы.
Основными формами активного и внеклассного обучения для школьников являются конкурсы творческих работ, викторины, праздники, а также общественные акции и самостоятельные научные работы. В подобных мероприятиях учащиеся имеют возможность проявить себя творчески, вместе с тем получают возможность практического применения приобретенных ранее знаний. Кроме того, творческое восприятие и описание различных предметов или проблем, дает возможность комплексно понять и запомнить новый и трудный материал. К примеру, как доступно объяснить школьникам 7-10 летнего возраста понятие «энергия» и для чего необходимо знать правила эффективного использования электроэнергии? Вариантов много, но мы в своей работе используем популярную сейчас детскую героиню «Искорку», которая появляется на электростанциях и приходит в наши дома по электросетям. Вопрос: «почему ее нужно беречь?»- знакомит школьников с проблемой экономичного и рационального использования природных ископаемых ресурсов. Таким образом, творческий, активный подход поможет учащимся познакомиться с новыми терминами и понятиями. Другой популярный пример - «Капелька воды». Вопросы для школьников младших классов: «Как капелька помогает нам в наших домах и почему реки в крупных городах грязные?» позволяет учащимся рассмотреть цикл водообеспечения в городах и системно взглянуть на окружающий мир. Использование творческих работ школьников в печатной продукции: буклетах, проспектах, брошюрах и прессе, серьезно стимулирует на совершенствование своих знаний и раскрытие творческих способностей в будущем.
Активные и внеклассные формы обучения в экологическом воспитании могут и должны использоваться в качестве вспомогательного средства. Такая методика, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой - позволяет развить экологическое мышление, как культуру ценностного отношения к окружающему миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования //Социально-гуманитарные знания. - 2000. -.№4. - С.114-129.
2. Федеральный Закон «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12).
Библиографическая ссылка
Чигвинцев П.В., Дорогина О.И. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ВНЕКЛАССНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ЭКОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ШКОЛАХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=474 (дата обращения: 02.04.2025).