Из общей теории систем известно, что интеграция представляет собой такое объединение разрозненных элементов в систему, которое открывает возможность решения задач, ранее не доступных ни одному из составивших систему элементов. Вследствие интеграции формируются системы, обеспечивающие адаптацию к более широкому кругу ситуаций за счет того, что их элементы приобрели новые свойства - возможности взаимодействовать друг с другом для достижения различных целей. Необходимым условием интеграции образовательных систем является выработка единых подходов к пониманию целей и задач образовательного процесса. В последнее время в научно-педагогической литературе в качестве одного из возможных путей решения этой проблемы предлагается компетентностный подход в оценке результатов образовательного процесса.
С этих позиций профессионально-прикладная математическая компетенция (ППМК) может быть рассмотрена как цель и результат математического образования студентов нематематических специальностей. Содержательный анализ структуры ППМК показал, что:
- Мотивационно-ориентировочный компонент представлен следующей иерархической системой мотивов: широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями; мотивы самообразования, состоящие в направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний; мотивы математического образования, состоящие в направленности на приобретение математических знаний и овладение специфическим математическим подходом в решении задач.
- Умение ставить цели, наличие устойчивой потребности в решении задач с применением математических методов формируются в процессе усвоения определенной системы математического знания. Основу операционально-содержательного компонента ППМК составляют аксиоматический метод и метод математического моделирования.
- Содержание рефлексивно-волевого компонента ППМК включает способности к контрольно-оценочным действиям. Самоконтроль является показателем развития контрольно-оценочной сферы деятельности. Сущность его заключается в умении выделить этапы работы и их последовательность. Если студент способен каждый этап решения задачи обосновать с помощью правил логического вывода, провести прямую и обратную проверку алгоритма решения задачи, выяснить границы выполнимости и применения математического метода, то можно говорить о владении методами контроля.
Полученная система личностных качеств представляет критериальную основу оценки сформированности профессионально-прикладной математической компетенции у студентов нематематических специальностей.
Результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают гипотетическое положение о том, что одним из достаточных условий преобразования учебно-познавательного процесса в психолого-педагогическое управление развитием компетенции студентов, при котором достигается цель формирования у студентов нематематических специальностей профессионально-прикладной математической компетенции, является функционирование системы математического образования на основе интеграции научных подходов к решению психолого-педагогических проблем управления развитием обучающихся.
Концепция интеграции научных подходов в проектировании системы математического образования студентов нематематических специальностей. Специфика системы математического образования студентов нематематических специальностей состоит в ее целевой двуплановости: 1) использование математического аппарата в будущей профессиональной деятельности; 2) формирование представления о математике как способе познания на фоне экспансии математического знания в современной науке. Управление организацией образовательного процесса трансформируется в управление формированием математической компетенции при условии реализации соответствующих методологических подходов в организации математического образования студентов нематематических специальностей.
1. Системный подход в теории и практике проектирования системы математического образования на основе структурно-функционального анализа будущей профессиональной деятельности и выявления системных характеристик педагогического управления формированием компетенции. Реализация системного подхода позволяет разработать тактико-стратегический инструментарий, обусловленный спецификой и сложностью структурно-функционального состава системы математического образования.
2. Деятельностно-смысловой подход в разработке основ психолого-педагогического управления формированием компетенции как управления формированием качественной личностной характеристики. В качестве основополагающего принимается положение о том, что любая качественная характеристика личности развивается и формируется в деятельности, которая регулируется смысловыми установками личности. Необходимым условием изменения ценностно-смысловой сферы личности является включенность личности в соответствующую, специально организованную деятельность.
3. Личностно-ориентированный подход в реализации образовательного процесса обеспечивает успешность деятельности студентов.
4. Процессный подход в исследовании функционирования системы математического образования обеспечивает эффективность управления сложной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: процесса обучения, учебно-познавательного процесса, процесса взаимодействия преподавателей и т.д.
Вышеизложенные подходы отвечают принципам и закономерностям управления педагогической системой формирования компетенции и выступают как условия успешности ее функционирования. В условиях интегративного системного единства ориентаций всех субъектов образовательного процесса становится возможным преодоление функциональной односторонности решения проблемы: методической, психологической, дидактической и др.
Библиографическая ссылка
Сейферт И.В. ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=465 (дата обращения: 14.09.2024).