Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА

Картавых М.А.
В статье раскрыта актуальность профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. Охарактеризована структура системы профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита с позиций истории ее развития и иерархической соподчиненности.
Актуальность моделирования и обоснования системы профессиональной подготовки студентов в области экологического менеджмента и аудита в рамках общего профессионально-экологического образования определяется совокупностью объективных и субъективных факторов:
  1. социальных, связанных с изменениями цивилизационного масштаба, усилением процессов глобализации и взаимозависимости стран и культур, активизацией международной интеграции и разделения труда;
  2. экономических, обусловленных господством в нашей стране экономики рыночного типа, расширением ее экологического сегмента, усилением внимания к экологической деятельности и экологическому управлению в реализации экологической политики государства и достижении устойчивого развития;
  3. экологических, определенных обострением экологической ситуации и необходимостью ее оптимизации за счет системной экологической деятельности компетентных специалистов;
  4. личностных, предполагающих рассмотрение высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита в качестве значимого условия, обеспечивающего их конкурентоспособность и успешность в будущей профессиональной деятельности.

Конструирование системы профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита осуществлено на основе методологии системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин). Созданная система обладает как общими, так и специфическими особенностями. Среди общих признаков отметим ее целенаправленность, структурированность и целостность. Специфичной представляется матричная организация системы профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита, предполагающая совмещенное рассмотрение двух видов ее структур:

  1. линейной структуры (горизонтальный вектор), отражающей развитие системы в координатах времени «прошлое - настоящее - будущее»;
  2. ступенчатой структуры (вертикальный вектор), иллюстрирующей современную иерархическую соподчиненность трех подсистем - уровней: бакалавриат - магистратура - постдипломное образование специалистов.

Обозначенная многоплановая структурность системы профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита подтверждает идею общефилософской концепции диалектического развития (Г.В. Гегель, В.Г. Костомаров, В.С. Степин), согласно которой сложноорганизованная система способна выполнять более сложные и разнообразные функции и приводить к результатам высокого качества.

Остановимся более детально на раскрытии матричной структуры системы профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита. Горизонтальный вектор демонстрирует эволюцию системы в постсоветский период, характеризующейся переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, вызвавшим коренную смену образовательных парадигм и стандартов. Многообразие систем профессионального образования, появившихся в России к середине 1990-х годов, вызвало необходимость нормативно-правового регулирования их содержания и результативности путем введения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - государственные стандарты), отражающих актуальные общественно-государственные потребности.

Первое поколение государственных стандартов инерционно воспроизвело в своей инвариантной части идеи информационной парадигмы, акцентирующей внимание на содержательном аспекте профессионального образования. Резкое сокращение сфер приложения репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий, приоритетное внимание к инновационной профессиональной активности привели к усилению позиций гуманистической парадигмы (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская). Ее методология нашла отражение в государственных стандартах второго поколения в виде сохранения фундаментальности профессионального образования при одновременном углублении его деятельностных компонентов и вариативности, учитывающей личностные интересы студентов.

Интеграция отечественного образования в Единое европейское образовательное пространство привела к распространению компетентностно-ориентированной парадигмы (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, И.Ф. Фрумин), нашедшей отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. Значительное внимание уделено созданию эффективных образовательных условий, направленных на создание такой педагогической ситуации для студента, чтобы он мог «прожить обучение» (А.Н. Леонтьев), которое в этом случае становится частью его личной жизни, приобретает глубокий практический смысл. Столь кардинальное изменение функций профессионального образования смещает акцент с содержательной на процессуально технологическую сторону обучения, направленную на достижение компетентностного результата.

Стремительность общественной жизни, кардинальные изменения социальных запросов профессионально-экологическому образованию позволяют даже в этом небольшом временном отрезке выделить три этапа развития системы профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в русле общероссийских тенденций.

Первый этап (1995-1999 гг.) связан с появлением стандарта специальности «Экология» первого поколения. Содержание профессионально-экологического образования имело академический вид, ориентировалось на базовые отрасли экологической науки. В нем превалировали готовые профессионально-экологические знания нормативного, эмпирического и теоретического характера, способы репродуктивной деятельности. При этом исчезает жесткая регламентация содержания, в государственных стандартах начали проявляться идеи вариативности в виде образовательных профилей, один из которых «Менеджмент и маркетинг в экологии» свидетельствовал о начале становления системы профессионального образования специалистов в области экологического менеджмента и аудита. Содержательный план профиля составили вопросы методологии экологического менеджмента и маркетинга, экологического предпринимательства, экологической политики и устойчивого развития, экономической эффективности природопользования, организации управления природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью.

Второй этап (2000-2008 гг.) соотносится с действием государственного стандарта второго поколения, который охарактеризовался внедрением идей гуманизации в виде повышения значимости синтетического учебного материала аксиологического характера, интегративных связей с дисциплинами гуманитарного цикла; усиления внимания развитию творческой профессионально-экологической деятельности; дифференциации, направленной на формирование многовариантной системы через появление трех специальностей экологического плана: «Экология», «Природопользование», «Геоэкология» с усилением в них вариативной составляющей в виде блоков национально-регионального и вузовского компонентов и специализаций, среди которых «Экологический аудит». Специализация успешно реализуется в Нижегородском государственном педагогическом университете с 2003 года и представляет собой систему планомерного, целенаправленного профессионального образования специалистов, готовых и способных к осуществлению эколого-управленческой и экоаудиторской деятельности в различных сферах российской экономики.

Третий этап (с 2009 г.) развития системы связан с ее компетентностной ориентацией. Усиление проблемности содержания профессионально-экологического образования, применение педагогических технологий (проблемной, проектной, модульной, кейс-стадии, развития критического мышления и др.) ориентировано на формирование у студентов профессиональной компетентности в области экологического менеджмента и аудита. Она объединяет три группы компетенций: контекстно-средовые компетенции - формируют мотивационную, ценностно-смысловую и целевую стратегическую платформу образования в области экологического менеджмента и аудита; предметно-специализированные компетенции обеспечиваются системой научно-теоретических, нормативно-правовых, прикладных знаний и способов деятельности в области экологического менеджмента и аудита; аксиологические  компетенции личностно-профессионального становления  представляют собой личностно-профессиональные качества специалистов - способность к социальной адаптации, ответственность, коммуникативность, конфиденциальность, позитивная самооценка, гражданская идентичность, толерантность.

Вертикальный вектор демонстрирует принцип структурной иерархичности и преемственности системы профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в рамках направления подготовки 022000 «Экология и природопользование», которая имеет вид трехуровневой конструкции.

Первый уровень представлен бакалавриатом, в рамках которого разработан образовательный модуль «Экологический менеджмент и аудит». Он имеет пропедевтическое назначение, образует опорный фундамент для следующего уровня образования и представлен одноименными учебными дисциплинами.

Второй уровень образован магистратурой, которая трансформировалась из специализации. Магистратура обеспечена модульной образовательной программой «Экологический менеджмент и аудит», содержание которой структурировано в виде трех функциональных модулей: ценностно-ориентировочного, теоретико-практического и творческо-личностного. Модули комплиментарны друг другу и направлены на освоение студентами профессиональных компетенций в области экологического менеджмента и аудита.

Ценностно-ориентировочный модуль объединяет в себе содержание в виде ценностно-целевых установок, ведущих мировоззренческих идей коэволюционного развития, растущей значимости экологического управления как ключевой доминанты устойчивого развития и инновационного направления государственной политики в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, не имеющих аналогов в отечественной плановой экономике. Модуль ориентирован на освоение студентами контекстно-средовых компетенций и представлен учебной дисциплиной «Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента и аудита».

Теоретико-практический модуль интегрирует систему междисциплинарных знаний и профессионально-экологических способов эколого-управленческих и экоаудиторских действий, освоение которых обеспечивается информационно-познавательной, когнитивной, практико-ориентированной, коммуникативной и рефлексивной видами деятельности. Модуль в программном документе объединяет три учебные дисциплины «Экологический аудит систем экологического менеджмента», «Экологический менеджмент и аудит природопользования» и «Экологический аудит экологической безопасности», освоение которых способствует формированию у студентов предметно-специализированных компетенций.

Творческо-личностный модуль включает в себя содержание, которое имитирует будущую профессиональную деятельность специалиста в области экологического менеджмента и аудита. Модуль представлен учебной дисциплиной «Экологический консалтинг», которая интегрирует ценностно-смысловое, информационно-познавательное и праксиологическое наполнение профессиональной эколого-управленческой и экоаудиторской деятельности с личностно-профессиональными качествами специалистов, представляющими собой аксиологические компетенции личностно-профессионального становления.

Третий уровень педагогической системы профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита характеризует постдипломное образование в виде повышения квалификации специалистов, в сферу профессиональных интересов которых входят вопросы экологического управления и контроля его эффективности. Уровень постдипломного образования специалистов в области экологического менеджмента и аудита существовал на протяжении всего периода развития его системы, трансформируясь вместе с ней, в соответствии с общественно-государственными потребностями.

Созданная система успешно реализуется в течение десяти лет на базе Нижегородского государственного педагогического университета. Ее эффективность доказана положительной динамикой результатов освоения студентами профессиональных компетенций в области экологического менеджмента и аудита.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
  2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» / Приказ Министерства образования и науки № 795 от 22.12.2009г.

Рецензенты:

Максимова С.А., д.филос.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», Министерство образования Нижегородской области, г. Нижний Новгород.

Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Нижний Новгород.

Работа получена 22.07.2011.


Библиографическая ссылка

Картавых М.А. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4634 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674