Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Никитина О.А.

В стратегическом планировании развития туризма, наряду с туристскими и финансовыми ресурсами, должно быть уделено огромное внимание и трудовым ресурсам.

Туризм - удивительное направление в развитии человеческой цивилизации, которое способствует взаимовыгодному сосуществованию двух разных подходов: как быстрее войти в мир современных наукоемких технологий и вместе с тем сохранить традиционные национальные, этнические, природные и другие ценности человеческой цивилизации на земле. В этой связи, многие страны считают целесообразным на государственном уровне поддерживать развитие туризма на своей территории. Вместе с тем, туризм имеет не одинаковое значение для экономики стран. Для одних - Египет, страны Карибского бассейна, Мальдивские острова и другие - туризм является основным (если не единственным) источником дохода. Для других - Франция, Италия, Швейцария - туризм имеет важное значение, но является не единственной доходной отраслью. Для третьих - Россия, отдельные страны Восточной и Центральной Европы - туризм, в силу различных причин еще не приобрел решающего значения, хотя предпосылки для его успешного развития есть.

Согласно прогнозам ВТО, поток туристов по всем миру неуклонно возрастает: с 528 млн в 1995 году к 2020 году он достигнет 1018 млн (World Tourism Organization. Tourism: 2020 Vision. Madrid, Spain, 2000).В 2004-2005 гг. международная туристская отрасль создала рабочие места для 305 млн человек, а доходы составили 11,4% всего мирового валового продукта. Таким образом, по предварительным расчетам ВТО, продукция туристской отрасли с 3,4 трлн в 1995 году увеличилась до 7,2 трлн в 2005, в то время как рабочие места в туризме составили 11,5 % от всех рабочих мест в мире. Эти цифры показывают очевидный рост в туризме и его специфический вес в мировой экономике.

Туризм является относительно новой социоэкономической деятельностью, которая заключает в себе огромное разнообразие экономических факторов, действующих лиц и академических дисциплин. Существует множество определений туризма, каждое из которых несет ответственность за определенные сферы, которые изучаются, и подчеркивает различные аспекты этой деятельности. Тщательное изучение мирового гостиничного сервиса, рекреационных функций курортных местностей, социально-культурного мира туризма, показало, что туризм представляет собой систему, в которой огромное количество специализаций. Именно новые специализации, учитывающие перспективы стремительного развития отрасли туризма и являются достоинством и результатом гибкости туристского образования. Все перечисленные процессы прямым образом влияют на процесс профессиональной подготовки специалистов в области туризма.

Основной и ведущей организацией на международном уровне является Всемирная туристическая организация (ВТО). В функции ВТО входит помощь участникам международного рынка в планировании развития туризма, в определении рынков сбыта, в максимизации прибылей от туризма. Одно из направлений ВТО поддержка образования и проведение обучающих программ по туризму (Educating the Educating in Tourism, Madrid,Spain, 1996).

Разночтение и разноплановость национальных институтов в сфере подготовки специалистов для международного туризма сегодня очевидна. Поэтому ВТО разработала исчерпывающие Стандарты международной классификации туристской деятельности (СМКТ) и ее собственное определение для статистических целей и планирования: «Туризм включает в себя деятельность, которую осуществляют люди, путешествуя и останавливаясь вдали от своих привычных мест обитания в течение последовательного периода времени менее года ради удовольствия, отдыха, деловыми намерениями и другими целями (Partlow C.G. (1994) «Is GraduateHospitality Education Relevant? Ask Graduates», Hospitality Tourism Educator, Vol. 6(3), pp. 13016.). Однако идентификации в системе подготовки кадров для отрасли туризма и методологического подхода в развитии этой сферы экономики нет. И сегодня туристский сектор экономики, как никогда, испытывает недостаток специалистов по всему миру.

Образование в туризме представляет собой стремительно развивающуюся науку, в которой сходятся гуманитарные, социальные, географические, экономические и другие науки, т.е. многодисциплинарную область. Огромный стимул для образования в туризме заключается в создании гибкой и разнообразной образовательной системы. Сегодня востребован совершенно новый специалист сферы туризма, который мог бы выдерживать значительную конкуренцию на рынке труда. Современная модель специалиста сферы туризма включает в себя: психологические и психомоторные компоненты; теоретические междисциплинарные знания по предметам туристского содержания и способность их применения на практике; профессиональные умения и навыки; владение современными компьютерными технологиями; знание нескольких иностранных языков. Поэтому получение фрагментарных знаний недопустимо, необходимо сформировать перспективную отраслевую систему образования, включающую интердисциплинарные знания, связанные между собой единым образовательным стандартом.

По данным ВТО, уже в 1999 г., Россия входила в число пятнадцати ведущих туристских дестинаций, занимая 9-е место по количеству туристских прибытий (18.5 миллиона прибытий), а по итогам 2003 года Россия заняла седьмое место в списке самых посещаемых туристами стран мира (20,2 миллиона прибытий). Прогнозы ВТО о дальнейшем развитии туризма в России также являются вполне оптимистичными: к 2020 г. Россия будет принимать 58 миллионов туристов (World Tourism Organization. Tourism: 2020 Vision. Madrid, Spain, 2000). Позитивные изменения на туристском российском пространстве привели к увеличению потребности в профессионалах в данной отрасли и в России, чья подготовка действительно соответствовала бы требованиям спроса данного сектора. Этот феномен привел к созданию университетов, институтов, колледжей, предприятий, международных структур с целью разработки и обеспечения образовательных курсов специальностей и специализаций в различных сферах туризма. Широкое разнообразие обучения, которое мы имеем на сегодняшний день, представляет собой картину, похожую на разрыв снаряда с рассеивающим эффектом. Цельное образование замещается и превращается в курсы специализаций и краткосрочные программы подготовки. Исследования этой проблемы, показывают, что приобретение квалификации только в туристском администрировании и управлении дает очень незначительные шансы в дальнейшем продвижении по трудовой лестнице (Ryan C (1995), «Tourism Courses: A New Concern for New Times?, Tourism Management, Vol. 16((2), 1995, pp. 97-100.). Многие профессионалы в туристской индустрии считают квалификацию в общем администрировании более весомой, чем специализацию именно в туризме. Однако это было правомерно лет 10-15 назад, так в 1990 году, насчитывалось только 8 туристских квалификаций. На современном этапе развития индустрии туризма насчитывается более сотни туристских квалификаций в национальных системах разных стран. В российском образовании также назрела необходимость в полипрофильной подготовке кадров для туриндустрии, однако в общероссийском классификаторе Минтруда нет многих туристских специальностей.

Как перспективный элемент в повышении качества отраслевого туристского образования в современных исследованиях анализируется возможность стандартного экзамена по всему миру - квалификационный туристский тест по способностям - цель которого сертифицировать способность студентов к деятельности в сфере туризма, чтобы продолжить обучение в других вузах, получить новые квалификации и занять новое положение в туристских фирмах и организациях, а также с целью совершенствования своих знаний и умений.

В связи с растущей транснационализацией, глобализацией туристского бизнеса, преобладанием мультинациональной организации в сфере туризма происходит формирование международных команд в организации индустрии туризма (например, на российском туристском рынке сейчас быстро развиваются зарубежные гостиничные цепи). Поэтому, современная модель подготовки конкурентоспособного специалиста для сферы туризма в значительной мере состоит из формирования профессиональной компетенции, базирующейся на профессиональных навыках и практическом опыте работы в зарубежных компаниях.

Существует ряд аспектов на сегодняшний день в сфере туризма, относящихся к туристской занятости, которые характеризуют рабочие условия в данном секторе экономики. Для отрасли туризма характерно: высокий процент работников с частичной занятостью; высокий процент временных работников; высокий процент работников других сфер без специальной подготовки в сфере туризма; большое число женщин, работающих в данном секторе, но малый процент на руководящих должностях; большое число иностранных работников по временным контрактам; большое число молодежи с низкой квалификацией; большое число работников «черного рынка»; низкий уровень оплаты труда по сравнению с другими секторами экономики; большая продолжительность рабочей недели и др. Эти факторы могут вносить отрицательные моменты и дискредитировать туризм как перспективу для карьеры, увлекая студентов с потенциально хорошими способностями в другие секторы экономики. Необходимо создать такую систему образования в туризме, которая соответствовала бы долгосрочной карьере специалистов, т.к. слишком узкие образовательные программы не могут выполнять всех ожиданий потребителей. Огромное значение в качественном туристском образовании во всех странах отводится практике. Профессиональная практика является обязательным компонентом качественного образования в данной профессии. Вообще, вопрос практической подготовки студентов для будущей работы в туризме является, наверное, важнейшей проблемой для России. В России организация профессиональной стажировки вызывает огромные трудности, т.к. значительное количество гостиниц - это предприятия «старой формации».

Большие объемы практических занятий - это сильная сторона европейской системы подготовки специалистов для гостиничного хозяйства. Так, известная профессиональная туристская и гостиничная школа в Xype(Chur, Швейцария) имеет в распоряжении и управлении отель на 24 номера в Давосе, принадлежащий группе Arabella-Sheraton, которым управляют студенты. Практика такова, 8 студентов сменяют друг друга каждуюнеделю, становясь по очереди менеджером фронт-офиса, барменом, консьержем, горничной или даже генеральным менеджером. Реакция гостей на их работу обычно более чем положительная, а многие даже отмечают, что обслуживание более дружелюбное, чем обычно в гостиницах. Кадровые проблемы в сфере гостеприимства хорошо известны и за рубежом. Аналогичные программы обучения существуют и в филиале Швейцарского Института туризма на Мальте, с которыми автор работы имел возможность ознакомиться на семинаре во время пребывания на Мальте (Семинар «Отельный менеджмент, языковые школы, организация профессиональной стажировки студентов», Мальта, 2005).

Для исправления такой ситуации Европейское профессиональное туристское сообщество ВТО предприняли ряд шагов. Один из них - это реализованный в конце 2002 - начале 2003 года российско-французский проект «Создание партнерской сети малых гостиниц Санкт-Петербурга» в рамках программы TASIC-BISTRO, одной из целей которой была подготовка менеджеров малых гостиничных предприятий. И второй шаг в этом направлении - это семинар ВТО «Государственно-частные партнерства в сфере туризма», прошедший в марте 2005 года в Москве, в котором автор также принимал участие. Шаги из Европы навстречу нам сделаны. Мы должны быстро сделать ответные. Иначе, обсуждаемые проблемы никогда не разрешатся. В данном аспекте решения проблемы интересны данные об опыте нашего регионального вуза по организации зарубежных практик и стажировок для студентов факультета экономики и управления туризмом и гостиничным хозяйством. Место практики, как правило, определяется потребностями отрасли на региональном и федеральном уровнях и возможностями учебного заведения. Возможность студентов пройти практику или стажировку в другой стране является составной частью интернационализации обучения. Участие студентов в таких программах образования, по-нашему мнению, стало своеобразным ответом молодого человека на понимание им глобальных вопросов в развитии общества, заинтересованности его к интеграции в мировое образовательное пространство. Места для практик и стажировок выделяемые нашими зарубежными партнерами соответствуют следующим специализациям, реализуемым в филиале в рамках специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»:

  • управление отелем;
  • управление туристской фирмой;
  • управление предприятием общественного питания;
  • управление санаторно-курортным комплексом.

Для повышения качества профессиональной подготовки и прикладной направленности обучения специалистов отрасли туризма и гостиничного сервиса в филиале создан Центр дополнительной профессиональной подготовки. Для студентов-стажеров разработаны программы подготовки барменов, официантов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов по спортивному туризму, аниматоров шоу-программ, курсы иностранных языков. Через систему «Национальных клубов» проводится обучение в области интеркультурных коммуникаций и социокультурной толерантности студентов для эффективного межкультурного взаимодействия в период зарубежной стажировки.

За период с 2000 по 2005 гг. профессиональную зарубежную практику и стажировку в международных гостиничных холдингах прошли 603 студента.

В ходе прохождения зарубежной практики на каждого студента-стажера, руководителем Департамента гостиничного холдинга составляется персональная характеристика. Оценка качества прохождения зарубежной практики и стажировки проводится по основным позициям, которые оценивают зарубежные хотельеры в студентах-стажерах:

  • знание работы департамента;
  • знание иностранного языка;
  • уровень обучаемости;
  • способность улучшения профессиональных навыков;
  • надежность и чувство ответственности;
  • коммуникабельность и сотрудничество;
  • отношения с начальством;
  • использование инициативы;
  • знание второго иностранного языка.

В международной практике приняты следующие персональные характеристики: отличные, стандартные, удовлетворительные и отрицательные. Наивысшая степень оценки профессиональных навыков стажеров - это выдача именного международного сертификата, который имеет равное значение с рекомендательным письмом от работодателя и очень высоко ценится на международном рынке труда в сфере гостиничного менеджмента.

За период с 2000 по 2005 годы студентами-стажерами филиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары были получены 463 стандартных и отличных персональных профессиональных характеристик и 52 международных сертификата.

В планы Института туризма и сервиса в филиале СПбГИЭУ входит создание материальной базы для реальной практической подготовки студентов по гостиничным специальностям. Речь идет об учебной гостинице на 20 номеров, в которой студенты будут на практике знакомиться со всеми гостиничными профессиями. В соответствии с учебным планом, студенты должны будут отработать на практических занятиях в гостиничной отрасли 800 часов. И это будет происходить не только в дневное время, но и в разные смены, для чего студенты смогут жить и работать в этом же отеле, чтобы почувствовать реальный образ жизни служащего гостиницы.

Социологический анализ оценок зарубежной стажировки выпускниками филиала по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» в соотнесении с их должностным статусом сегодня выявил ряд важных аспектов зарубежной стажировки по организации, содержанию и значению. Всего в опросе приняли участие 102 выпускника 2004 года, выезжавшие в течение учебы на зарубежные стажировки. Анализ их оценок выявил, что наличие в резюме данных о зарубежной стажировке, оказывает наиболее благоприятное отношение работодателей при приеме на работу выпускников, в некоторых случаях, этот факт был решающим (35%). Также, выпускники на вопрос, что стажировка дала им самим, более 2/3 (87%) опрошенных отметили, что стажировка обогатила их информацией и практическими навыками; более половины опрошенных (67,9%) признались, что стажировка дала стимул для перестройки своих целей на будущее и желание карьерного роста в профессии. Среди ответов о приобретениях по итогам зарубежных стажировок, выпускники отметили: повышение уровня владения иностранным языком (66%); почти каждый третий (31,2%),отметил: приобретение опыта работы в зарубежной компании; 7% студентов отметили: подписание контракта о трудоустройстве за рубежом. Полученные нами данные по некоторым вопросам достаточно точно корелируются с опытом зарубежных стажировок по России в целом (А.Арефьев /Зарубежные стажировки: социологический анализ //Высшее образование в России. - 2004.-№2).

Совместно с экспертами Комиссии Европейского Союза в 2003-2004 гг. филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары принимал участие в разработке Республиканской целевой программы развития туризма в Чувашской республике на 2005-2010 годы. Для реализации единого организованного комплекса мероприятий по развитию въездного и внутреннего туризма в Чувашской республике были проведены предварительные маркетинговые исследования состояния спроса мирового и российского туризма, анализ маркетинговой среды региона, система подготовки кадров для туризма в регионе. Комплексный анализ позволил оценить туристские рекреационные возможности республики для реализации мероприятий Программы и позиционирования республики Чувашия, как перспективного туристского региона России.

В настоящее время в республике завершается формирование базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры, что потребует, по нашим расчетам, приблизительно $22 млн. Так, в Чувашии, существует реальная потребность в 10-12 гостиницах туристского класса (3 звезды) общей вместимостью 2250 номеров. Объем инвестиций на их строительство и частичную реконструкцию составит, по нашим оценкам, 1,1 млрд. рублей. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры республики не будут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. Поэтому подготовка высокопрофессиональных кадров по всем направлениям туризма является одной из первоочередных задач в реализации Республиканской целевой программы развития туризма в Чувашской республике на 2005-2010 годы.

Сегодня, филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета г. Чебоксары - Институт туризма и сервиса - является членом координационного совета республики по развитию туризма, методическим органом по подготовке кадров, научным центром по разработке программ развития туризма в районах, городах, и по республике в целом.

Комплекс рассмотренных в статье вопросов получит дальнейшее развитие в плане интеграции системы высшего профессионального образования специалистов для туристской отрасли региона в мировое образовательное пространство.

Для Чувашии и России, в целом, важна международная интеграция в области образования и на этой основе должно происходить формирование эффективной системы подготовки кадров для туристско-рекреакционной сферы на основе современных образовательных стандартов, согласованных со стандартами отрасли и международными образовательными стандартами.


Библиографическая ссылка

Никитина О.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=458 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674