Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Семенова Е.В.
Дистанционное обучение представляет собой новый этап развития всей образовательной системы с точки зрения процесса получения знаний, умений и навыков. Совершенствование учебного процесса при подготовке специалистов в области фармации, внесение в него новых форм, методов и средств, прежде всего, требует тщательного изучения и отбора всего рационального, накопленного опытом, проверенного фармацевтической практикой.
дистанционное обучение
образование

Учебный процесс в высшей школе - это достаточно сложная система, и все новое, включаемое в нее, вносит структурные, функциональные и качественные изменения. Поэтому важно отметить, насколько это новое является целесообразным и оптимальным, перспективным для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Закономерным и неизбежным явлением, применительно к обучающей системе, является возникновение и внедрение таких методологических тенденций как программированное, интегрированное и дистанционное обучение [1, 5].

Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое явление в педагогике. В настоящее время существует множество дискуссий о различии терминов «обучение» и «образование», заставляющих признать нелегитимным термин «дистанционное образование» (в отличие от термина «дистанционное обучение») на основании того, что официально признанными (по крайней мере, в России) сегодня являются лишь четыре формы образования: очное, заочное, очно-заочное (вечернее) и экстернат [3]. В этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного обучения показывает, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения. В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, появлении новых специальностей, а также введение заочной формы обучения на уже существующих и успешно развивающихся специальностях [6]. В частности, внедрение дистанционного обучения на заочных отделениях фармацевтических факультетов должно реализовываться параллельно с классическими, внедренными в практику методами и подходами преподавания. Такая технология обучения позволит фармацевтическому образованию быть не менее, а в некоторых случаях и более качественным.

В учебном процессе фармацевтическая практика выступает в соединении двух начал: с одной стороны, в качестве источника знаний, с другой - в качестве средства проверки правильности знаний. Целесообразней использовать многосторонность и многообразность в практике, рассматривая ее отношение к действующей фармацевтической технологии лекарственных форм и к научной теории с точки зрения аналитического, творческого подхода, особенно в рассмотрении противоречий с теорией.

Дистанционное обучение находится наиболее близко по характеристикам и некоторым организационным моментам к заочному обучению. Например, свободный график во времени при поступлении и в процессе учебы; расширенные возможности общения с преподавателем с использованием средств новых информационных технологий, специализированные комплекты средств обучения для эффективной самостоятельной работы и др. Некогда не особенно популярные заочные программы возможно трансформировать в совершенно новые формы обучения, которые способны передать студентам практически неограниченный потенциал знаний. Опыт заочного образования может быть очень полезным для формирования системы дистанционного обучения. Известно, что около трети высококвалифицированных специалистов на фармацевтическом рынке получили образование именно за последние годы без отрыва от производственной деятельности. Что же касается технологий традиционного заочного образования, то становится очевидной, во-первых, важность их как непременной основы дистанционного обучения и, во-вторых, их недостаточность в силу слабого использования достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий. Одной из основных (но не единственной) отличительных характеристик дистанционного обучения является повышенная степень интерактивности, особенно проявляющаяся в использовании сетевых компьютерных технологий. Именно уровень использования новейших сетевых технологий в процессе обучения и определяет тот «водораздел», который проходит между традиционным заочным и современным дистанционным обучением [2]. Таким образом, есть все основания для использования термина «заочно-дистанционное образование (обучение)», когда имеется в виду заочная форма образования с использованием всех видов технологий как традиционного заочного, так и современного дистанционного обучения. При этом не следует смешивать рассматриваемый вопрос с проблемой вообще использования компьютеров в обучении, создания электронных версий курсов и т.п., что в равной степени имеет отношение к любой форме обучения. К числу особенностей, которые технологии дистанционного обучения могут привнести в заочное обучение при подготовке фармацевтов и провизоров, следует отнести: возможность интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме, которое, в ряде случаев, может приближаться по форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении; быструю доставку учебных материалов в электронном виде; оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет; возможность тестирования знаний в дистанционном режиме; возможность прохождения виртуального лабораторного практикума; возможность реализации удаленного сетевого доступа к реальному лабораторному оборудованию; создание «виртуальных групп» (оперативное взаимодействие обучаемых между собой) [4, 6]. Таким образом, реализуются потенциальные возможности перестройки системы образования, которые в свою очередь дают возможность для проведения учебных телеконференций [9,10]. Эти технологии позволяют будущим фармацевтам встречаться с ведущими специалистами и преподавателями в данной области, находясь на любом расстоянии друг от друга. В результате этого обучающийся может получать новую учебную и научно-исследовательскую информацию.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволяет отметить характерные особенности, которые могут быть использованы при внедрении дистанционного обучения на фармацевтических факультетах:

  • «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
  • «Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  • «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
  • «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  • «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
  • «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
  • «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.
  • «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
  • «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных. Кроме того, подобная форма дает возможность получать полноценное образование людям со слабым слухом или с дефектами опорно-двигательного аппарата, т.е. испытывающим различные трудности при передвижении или в процессе изучения материала.
  • «НИТ» (Новые информационные технологии). В дистанционном обучении используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
  • «Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
  • «Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Но существуют и очевидные минусы дистанционного обучения: отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, т.е. индивидуальный подход и воспитание исключаются, необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий: жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося, отсутствие постоянного контроля над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Для постоянного доступа к источникам информации нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. И, как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. В дистанционном образовании основа обучения только письменная и для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. Т.о., рассматривая дистанционное фармацевтическое образование, необходимо отметить его эффективность в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, так как обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Экспериментальные практические результаты внедрения технологий дистанционного обучения в традиционный учебный процесс подтверждают предположение о том, что существующие формы получения образования с закономерной необходимостью асимптотически стремятся к некоторой идеальной гуманистической, универсальной, синтетической, интегральной форме, изоморфной современному дистанционному обучению [7]. Подготовка специалиста в фармацевтической области складывается из комплексного познания теоретических, экспериментальных и производственных фармакологических, фармакогностических и фармтехнологических дисциплин, освоение которых возможно осуществлять с помощью дистанционного обучения, основанного на углубленном освоение теоретических основ и решение ситуационных задач для получения устойчивых профессиональных навыков, необходимых для фармацевтической деятельности будущего специалиста.

На основании основных направлений развития и совершенствования традиционных форм фармацевтического образования при внедрении дистанционного обучения возможно сформулировать гипотезу, согласно которой теоретически может рассматриваться некоторая интегральная синтетическая форма получения фармацевтического образования к которой при модернизации будут стремиться все внедренные в настоящее время формы обучения, в том числе и современное дистанционное обучение. Другими словами, комплексно совершенствуя существующие формы в направлениях: учебно-методической, организационной и материально-технической, мы приходим к некоторой единой форме получения образования, изоморфной современному дистанционному обучению. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее из существующих форм и которое может появиться в будущем. Гипотеза подтверждается действующей закономерностью, наблюдаемой в информационных процессах природы и общества (называемая конвергенцией), педагогической практикой.

Список литературы

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.
  2. Беляева П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: Радом, 1997. - 226 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер, 2000. - 300 с.
  4. Коротков Э.Н. Технологии проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. - М.: ВПА, 1990. - 170 с.
  5. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под. ред. Смирнова С.А. - М.: Академия, 2000. - 510 с.
  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресе, 1994. - 205 с.
  7. Хуторской А.В. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

Библиографическая ссылка

Семенова Е.В. ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4573 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674