Понятие «устойчивое развитие» было предложено Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию, но до сих пор строго определенных понятий нет, имеется более десятка различных определений. Анализируя их можно выделить следующие его компоненты:
- обеспечение достойного уровня жизни всех членов общества;
- обеспечение достойного качества жизней всех членов общества.
Устойчивое развитие характеризуется как минимум тремя критериями: экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью. Задача общественных и естественных отраслей знания - установить основания, средства и возможности реализации этой формы социоприродного развития.
Учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере как сфере разума, будущей области бытия человечества в идеале представляет собой систему, в которой наивысшего развития достигнет нравственный интеллект человека, приоритетными окажутся принципы гуманизма. Предполагается, что мерилом национального и индивидуального развития станут права, свободы, духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Переход к устойчивому развитию будет эффективным при кардинальном изменении ценностных ориентаций в области прав, свобод человека, формирования нового ноосферного сознания. Механизм таких изменений связан со становлением новой системы образования, выполняющей не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры прошлых поколений, но и функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса. Опережающее образование как образовательная система для устойчивого развития должна развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими, ориентироваться на знание о будущем, на непреходящие фундаментальные ценности, на грядущую ноосферную культуру и иметь непрерывный характер, начиная с раннего возраста.
Ученые приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, психологический, философско-идеологический (Б.П. Лихачев, В.А. Попова, А.А. Дашкина). Решение экологических проблем невозможно без экологического образования и экологического сознания. В любом случае цель образования - изменение менталитета человека, иначе глобальные катастрофы станут реалиями жизни.
Формирование общественного сознания должно быть ориентировано:
- на преодоление исторически сложившегося стереотипа, установками прошлого по отношению к природе («завоевать», «покорить»);
- отказ от покорения природы, реализуя принцип «социоприродной» справедливости).
Однако на современном этапе экологическому образованию и воспитанию недостаточно уделяют внимание. Подтверждение тому в документах Международного союза охраны природы такой пункт, как образование и воспитание, находится на последнем месте. Действенность любых мер, направленных по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей. Принудительные меры государства не могут решить проблему защиты природы и социоприродного развития. Современная философия безопасности должна соединять в одно целое развитие и обеспечение безопасности, обеспечивать безопасность через устойчивое развитие.
Библиографическая ссылка
Морозова Н.И. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=457 (дата обращения: 09.12.2024).