Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе приводят к необходимости изменения подходов к управлению образовательным учреждением, которое сегодня должно стоиться на основных законах управления организацией.
Управление организацией - целенаправленное информационное воздействие на объект управления (социальные системы, такие как человек, группа, коллектив, организация в целом), осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Оперативное управление - управление текущими событиями, составляющая часть управленческой деятельности, определяемая временным интервалом (месяц, неделя, сутки), совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий. Оперативное управление может рассматриваться как система и как процесс.
Оперативное управление как система включает в себя совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов системы, связи и характер взаимодействия между ними. Тщательная разработка данной системы, четкое распределение обязанностей среди управленческого аппарата, проработка форм взаимодействия между элементами системы и их фиксация в локальных нормативных актах образовательного учреждения позволяют оптимизировать процесс оперативного управления.
Оперативное управление как процесс представляет собой совокупность управленческий действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию. К ресурсам образовательного учреждения относятся: персонал (трудовые ресурсы), информация, финансы, программы и технологии, учащиеся. Человеческие ресурсы организации можно распределить по трем уровням: ресурсы личности и потенциал ее развития, ресурсы малых групп и их потенциал, ресурсы коллектива в целом. Сегодня недооцениваются ресурсы малых групп, и их потенциал используется спонтанно.
Система оперативного управления организацией обладает всеми свойствами, характерными для систем внутриорганизационного управления (по А.М. Моисееву): неаддитивность, искусственность - естественность, функциональность, полимодальность, детерминирующий и детерминируемый характер, активность, способность к самообучению, саморазвитию, открытость и т.д. Однако, в силу специфических свойств внутришкольного управления, оказывается проблематичным использование и тем более перенос методов, предлагаемых для других видов социальных организаций. К таким особенностям, требующим обязательного учета при разработке системы оперативного управления, относятся (по А.М.Моисееву): небольшая численность аппарата управления, относительно слабая профессионализация управленческих функций, связь между управленческой и педагогической деятельностью, относительная ограниченность финансовых и материальных рычагов управления.
При построении системы оперативного управления необходимо также учитывать тот факт, что каждый объект управления в образовательном учреждении является одновременно и субъектом управленческой деятельности. Управляют не только руководитель и административный аппарат. Педагог управляет на уроке процессом усвоения знаний, ученик управляет своим развитием и деятельностью и т.д. Отсюда вытекают важнейшие принципы организации оперативного управления:
1) гуманизации - гуманность целей, методов управления, установление гуманных отношений между участниками педагогического и управленческого процесса, превалирование сотрудничества и сотворчества над управленческими воздействиями;
2) диалогизации - диалог действий, мотивов, целевых установок участников процесса управления, что способствует увеличению получаемой информации об управляемом объекте, позволяет принимать правильное управленческое решение и установить диалог между субъектами управленческого процесса;
3) координации - согласование целей, взаимосвязь функций и методов управления, установление и выявление роли и места каждой функции в иерархической структуре, необходимые в процессе управления подсистемами;
4) рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.
Функциональное членение управленческого цикла при оперативном управлении включает те же элементы, что и любой другой вид управления:
1. сбор информации (информация от вышестоящих инстанций, внутренняя информация организации, информация из окружающей социальной среды);
2. анализ полученной информации и оценка ситуации;
3. формирование и принятие управленческого решения;
4. выдача задания;
5. реализация решения;
6. контроль и корректирование;
7. достижение цели;
8. подведение итогов и выводы.
Однако эффективность оперативного управления во многом зависит от своевременного получения информации о состоянии организации, необходимого для принятия управленческих решений. Одним из путей сбора данной информации может служить система мониторинга состояния и развития образовательного учреждения.
Таким образом, при создании системы оперативного управления образовательным учреждением, необходимо учитывать не только принципы организации оперативного управления, но и специфические свойства внутришкольного управления, уделяя особое внимание своевременному получению информации о состоянии организации, как необходимому средству принятия управленческих решений.
Библиографическая ссылка
Мокрецова Л.А., Скороход О.С. К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=455 (дата обращения: 02.04.2025).