Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Чеснокова Ж.А. Бондарец А.В.
Внедрение на российских предприятиях международных стандартов серии ИСО и переход промышленного производства на работу в условиях процессного подхода диктует четкий контроль за расходом финансовых ресурсов на предприятии. Поэтому, в современных условиях развития системы менеджмента качества проблема внедрения системы экономики качества является первостепенной. Наиболее важным элементом этой системы является оценка и классификация затрат на качество.
затраты
учет данных
качество
производство
Анализ теоретических взглядов зарубежных и отечественных ученых относительно концепции затрат на качество показал, что на современном этапе развития менеджмента качества, единой точки зрения по этому поводу не существует. Не раскрытым остается вопрос классификации затрат на качество, организации сбора и учета данных затрат. Существующие же подходы и методики, несмотря на их практическую значимость, зачастую не соответствуют современным принципам организации производства. Переход предприятий на работу в условиях процессного подхода диктует совершенно новые цели, задачи и способы их реализации. Кроме того, внедрение на российских предприятиях международных стандартов ИСО 9004-2001, так же ориентирует производителей большее внимание уделять экономическим аспектам менеджмента качества в организации. При рассмотрении методов классификации затрат на качество, следует отметить две крайности, к которым прибегают исследователи. Первая крайность заключается в чрезмерно расширенном учете затрат на качество, что может отвлечь от истинной цели такого учета. Если учет и анализ затрат на качество сводится к обычному расчету себестоимости продукции, теряется смысл самой концепции затрат на качество. Вторая крайность - слишком ограниченная структура затрат, которая не позволяет получить истинную картину о затратах на качество на предприятии. Информация получается искаженной и не приносит никакой пользы для организации. В результате такой подход обречен на провал. Поэтому мы предлагаем следующий подход к концепции затрат на качество в условиях процессной организации промышленного производства: при разработке классификации затрат на качество были учтены процессы, существующие на предприятии и модель RAF А.Фейгенбаума. В качестве критерия выбора базовых или основных процессов были использованы стадии жизненного цикла создания, изготовления и использования продукции (ЖЦП).

Таблица 1

Классификация затрат на качество в условиях процессного подхода

Классификация
процессов по
функциональному признаку

Обозначение процессов

Наименование процессов

1

2

3

Управленческие процессы

УП 1

УП 2

управление предприятием

управление системой менеджмента качества

Обеспечивающие

процессы

ОП 1

закупка

 

 

 

Базовые процессы

БП 1

исследование рынка

БП 2

проектирование и разработка

БП 3

подготовка производства

БП 4

контроль и управление

производством

БП 5

контроль готовой продукции

БП 6

испытание готовой продукции

БП 7

сбыт продукции

БП 8

техническое обслуживание

БП 9

утилизация после испытания

Внутри каждого процесса были выявлены затраты на качество и распределены в соответствии с моделью RAF Фейгенбаума на предупредительные, затраты на контроль и затраты, возникающие из-за исправления дефектов. Целесообразность разработанной классификации заключается в том, что все рассмотренные процессы существуют на любом промышленном предприятии независимо от специфики производства.

Кроме того, необходимо выбрать наиболее приемлемый метод анализа и оценки затрат на качество. Выбор того или иного метода зависит, во-первых, насколько четко и корректно поставлены цели, во-вторых, каков вид информации, которую необходимо получить, в-третьих, насколько реально получение данной информации. Оценка затрат на качество состоит из трех основных элементов: определения удельного веса затрат на качество в их общем объеме, соотношения затрат на качество с базой измерения (в данном случае под базой измерения подразумевается один из основных финансовых показателей предприятия или характеристика деятельности, чувствительная к изменению производства) и определения экономических показателей процесса.

На первом этапе рассчитываются затраты на качество одного процесса и затраты на качество всех процессов в рамках управления затратами на качество. Затем целесообразно подсчитать доли затрат на предупреждение дефектов входных потоков к общим затратам на качество, доли затрат на контроль управляющих воздействий к общим затратам на качество и доли затрат на потери от дефектов выходных потоков к общим затратам на качество. Информация о структуре затрат позволит определить причины и места несоответствий в процессе и предпринять соответствующие меры по их устранению.

Кроме того, соотношение затрат на качество к себестоимости продукции довольно-таки общий показатель и не может в полной мере охарактеризовать деятельность предприятия в области качества. Поэтому рекомендуется рассматривать в динамике изменение соотношения затрат на предупредительные мероприятия к себестоимости продукции и соотношение затрат на потери от дефектов к себестоимости продукции. Причем увеличение первого соотношения свидетельствует о благоприятных тенденциях развития системы менеджмента качества на предприятии, увеличение второго показателя может свидетельствовать об опасной ситуации, которая нуждается в соответствующей корректировке.

Следующий и итоговый этап оценки затрат на качество заключается в определении основных характеристик процесса. Именно на этом этапе можно сделать окончательный вывод о функционировании отдельного процесса и всей системы менеджмента качества на предприятии. Для того чтобы провести окончательную оценку, необходимо выделить основные, наиболее существенные для данного предприятия показатели процесса. К таким показателям можно отнести:

  • эффективность процесса - соотношение затрат на улучшение качества входных потоков и затрат на контроль управляющих воздействий к затратам на качество всего процесса;
  • результативность процесса - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, характеризует эффективность использования ресурсов;
  • эффективность предупредительных мероприятий - соотношение затрат на предупредительные мероприятия к затратам на контроль и затратам на потери от дефектов;
  • экономический эффект - показывает экономический результат проведенных мероприятий по улучшению функционирования процесса.

Библиографическая ссылка

Чеснокова Ж.А. Бондарец А.В. ОЦЕНКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4539 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674