Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Фролова Н.А., Алещанова И.В.
Данное исследование рассматривает прагматические аспекты современной практики преподавания иностранного языка в высшей школе, которая должна сочетать в себе ярко-выраженную коммуникативную и профессионально-ориентированную направленность. Авторы доказывают, что модульный подход к обучению повышает эффективность обучения иностранному языку и мотивирует образовательный процесс, что позволяет достичь максимального обучающего, развивающего и воспитательного результата.
педагогические технологии
модуль
модульный подход
модульная программа
профессиональная коммуникация

В современных условиях предлагаются разнообразные технологии обучения иностранным языкам (ИЯ) студентов высшего профессионального образования с учетом качественных перемен, произошедших в последние десятилетия в европейской культуре, а также особенностей отечественной истории образования, включая смену требований к школьному выпускному экзамену по ИЯ (ЕГЭ).

Наиболее интересной и перспективной является такая педагогически-технологическая составляющая как модульный подход к организации учебной деятельности [2]. Под модулем в данной работе понимается «... объединенная логической связью, завершенная совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих фрагменту образовательной программы данного курса» [3]. Модульная программа - это система средств и приемов, с помощью которых и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель модуля.

Обучающийся по этой технологии частично или полностью автономно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, которая включает в себя: целенаправленность действий; банк информации; методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога при этом могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Важная задача - осуществление построения рейтинга, системы более прогрессивной, гибкой, чем традиционная система оценки по пятибалльной шкале [1].

Основное назначение модульной программы видится нами в том, чтобы дать учащемуся кратчайший путь достижения конечной цели обучения. Эффективность такого продвижения находится в прямой зависимости от того, как правильно подобраны средства достижения конечной цели и сформулированы основные задачи. Итак, преимущество модульного подхода в рамках новых педагогических технологий в общем виде состоит в следующем: переход от режима функционирования к режиму развития; формирование адаптивной образовательной системы; формирование инновационного банка; быстрое обновление в условиях современных рыночных отношений; контроль, анализ и регулирование инновационных процессов.

Разработанная на кафедре модульная программа курса «Деловой иностранный язык», представляет собой пример новой технологии обучения ИЯ в современных условиях. Курс ориентирован на студентов ВПО и слушателей программ повышения квалификации.

В процессе разработки данной программы авторами использовался многолетний личный опыт преподавания ИЯ. В итоге возникло убеждение, что в современных условиях преподавать профессиональный курс ИЯ посредством модульной технологии является наиболее рациональным решением. Это объясняется необходимостью максимально уплотнить важнейшую информацию и сконцентрировать всю проблематику межкультурной профессиональной коммуникации в условиях ограниченного количества часов аудиторных занятий. Таким образом, программа обучения выстроилась в три модуля: модуль 1, специальная дисциплина 01. (СД) «Общий курс делового иностранного языка»; модуль 2, СД.02. «Профессионально-деловой иностранный язык»; модуль 3, СД.03. «Деловая документация».

Первый модуль учебного курса делового ИЯ знакомит слушателей с основными понятиями и терминологией сферы делового общения, развивает навыки деловой разговорной речи, активизирует и расширяет лексический запас по основным тематическим разделам, необходимым для осуществления эффективного общения в сфере профессиональной коммуникации. Во втором модуле слушатели изучают специализированный бизнес-курс, в рамках которого происходит ознакомление как с лексическим материалом, относящимся к различным областям бизнеса, так и с темами, связанными с функционированием международного и российского бизнеса. Третий модуль ориентирован на формирование у слушателей навыков письменной речи в области деловой переписки, ознакомление с основными видами деловой документации и правилами ее оформления.

Все модули данной учебной программы имеют практическую направленность и находятся в тесной дидактической взаимосвязи. При проведении занятий учебная аудитория должна быть оснащена техническими и/или мультимедийными средствами, позволяющими использовать аудио- и видеоматериалы с целью изучения плановой темы на детальном уровне. Для выполнения заданий творческого характера (ролевые игры, презентации, подготовка бизнес-плана и т.д.) необходимо ознакомить слушателей с адресами интернет-сайтов, предоставляющих дополнительную информацию по изучаемым темам. При проведении тестирования по темам модулей необходимо провести детальный разбор заданий теста и системы оценивания для снятия трудностей при построении выводов. Преподавателю рекомендуется дополнить изучение тем модулей аналитическими обзорами цифровых материалов, графиков, таблиц и, по возможности, привлечением видеоматериалов по соответствующим темам ведущих новостных телеканалов на иностранном языке. Теоретический материал всех занятий целесообразно сопровождать практическими примерами, тренировочными лексико-грамматическими упражнениями, составлением тематического словаря специальных терминов.

Таким образом, проведённое исследование показало, что модульный подход позволяет: максимально индивидуализировать работу обучаемого по усвоению нового материала и отработке навыков; обеспечить возможность двигаться в индивидуальном темпе; проводить поэлементную самопроверку правильности выполнения заданных технологией действий. Всё это не дает глубоко «увязнуть» в ошибочном решении, ведя к перерасходам времени; позволяет обучать без пробелов, обеспечивая надежную базу, как для репродуктивной, так и для творческой деятельности; эффективно формировать опыт творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Роль рейтингового контроля в системе способов оптимизации процесса обучения // Академический журнал Западной Сибири: Материалы конференции с международным участием. - Тюмень, 2008. - С. 5.
  2. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 384 с.
  3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. -С. 20.

Библиографическая ссылка

Фролова Н.А., Алещанова И.В. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4508 (дата обращения: 17.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074