В настоящее время особую актуальность при подготовке инженеров-машиностроителей приобретают навыки владения CAD/CAM/CAE системами и способность работы в едином информационном пространстве (ЕИП) изделия. Данные навыки прививаются в процессе изучения дисциплин связанных с использованием систем CADCAMCAE [1]. На текущий момент во многих ВУЗах обучение CADCAMCAE носит зачастую фрагментарный характер, зачастую преподавание проводится без опоры на практическое применение знаний. В нашем институте практикуется применение студентами CADCAMCAE систем, начиная с первого курса. Благодаря этому студенты к окончанию обучения получают хорошие навыки владения CADCAMCAE системами.
На первом этапе в курсе «Основы САПР» рассматриваются общие вопросы аппаратных, программных методических и административных аспектов САПР[5]. Курс читается на втором курсе во втором семестре. Он включает в себя лекционные, лабораторные занятия. Заканчивается курс зачётом. Рассмотрим пример лабораторной работы № 1. В этой работе студенты получают эскиз детали и определяют наиболее оптимальный способ построения 3D-модели. Результаты лабораторной работы показаны на рис. 1.
Рис. 1. Модель кронштейна
Рис. 2. Результат расчёта по методу конечных элементов
Полный список документов, по результатам выполнения работы: титульный лист, выполняется в T-FLEX CAD, пояснительная записка с описанием и отчёт по методу конечных элементов в формате doc. Следующим этапом подготовки студентов является закрепление знаний по дисциплине «Сопротивление материалов» и изучение основ метода конечных элементов (МКЭ)[3].
На третьем, четвертом и пятом курсах студентам читаются курсы «Компьютерная графика», «САПР ТП», «САПР». В этих курсах рассматриваются вопросы разработки конструкторско-технологической подготовки производства с помощью программ CAD. В основном используется T-FLEX CAD. Проектирования изделий с использованием T-FLEX, обмен между программами CAD/CAM/CAE. В курсе выполняются лабораторные работы и на пятом курсе выполняется курсовая работа, связанная с другими дисциплинами кафедры [4].
В лабораторных работах рассматривается процесс проектирования изделий с использованием методов проектирования сверху - вниз и снизу - вверх. Пример спроектированных узлов приведен на рисунке 3.
Рис. 3. Кинематическая схема редуктора
На основе спроектированных во фрагменте узлов выполняются рабочие чертежи деталей, сборочный чертёж и спецификация. Кроме того, моделируются детали и сборка в 3D. На рисунке 4 показан результат моделирования части сборки червячного редуктора.
Рис. 4. 3D сборка червячного редуктора
Рис. 5. Технологический процесс в программе ТехноПР
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Построение преподавания дисциплин в указанном порядке позволяет подготовить специалистов, владеющих конкретными программными средствами (T-FLEX CAD, ТехноПРО), способных быстро освоить новые программные средства и представляющих взаимосвязи внутри САПР, а также взаимосвязь программных и аппаратных средств [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Изергин Н.Д., Кудряшов А.А., Руднев А.Ю., Тегин В.А. Разработка электронных учебных изданий. Учебно-практическое пособие. - Коломна, 2005.
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - СПб.: СВЕТ, 1997. - 400 с: ил.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов вузов; под. ред. Е.С. Полат. - М., 2002. - 272 с.
- Кудинов Д.Н. Перспективы разработки автоматизированных обучающих систем // Современные проблемы науки и образования. -2008. - № 6. - С. 46-50.
- Кудинов Д.Н. Перспективы разработки виртуальных лабораторных работ на базе комплекса программ T-FLEX // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6-3. - С. 71-74.
Библиографическая ссылка
Кудинов Д.Н. ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА БАЗЕ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ T-FLEX // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4501 (дата обращения: 13.05.2025).