Определив эмоциональный интеллект и стиль управленческой деятельности на различных уровнях менеджмента организации в качестве предмета исследования, мы сформулировали гипотезу, которая состояла в предположении о наличии инвариантных и специфических сочетаний эмоциональных способностей врача-руководителя и сформировавшегося стиля управленческой деятельности.
Во второй части публикаций были охарактеризованы методологические и методические основы исследования [1,2,4]. Остановимся на характеристике эмпирической выборки. Совокупную выборку исследования составили руководители учреждений здравоохранения бюджетной сферы г. Краснодара и Краснодарского края, всего 86 человек, имеющие стаж управленческой деятельности более 5 лет (в среднем по выборке стаж составил 7,8 лет). Выборка испытуемых в соответствии с задачами исследования была разделена на две подгруппы: в первую вошли представители топ-менеджмента (главные врачи и заместители главных врачей по лечебной работе, всего 32 чел.; далее группа обозначена как n1). Вторую группу составили «линейные» менеджеры - заведующие отделениями, всего 54 человека (далее группа обозначена как n2). По полу выборка репрезентативна профессиональной популяции: 40,7% (35 чел.) составили респонденты мужского пола,59,3% (51 чел.) - женского пола.
Результаты и их обсуждение. Обследование с применением теппиг-теста обнаружило, что 59,3% (32 чел.) заведующих клиническими отделениями обладают слабым и средне-слабым типом н/с; в то время как среди руководителей первого уровня таких респондентов выявлено только 37,5% (12 чел.), т.е. имеет место статистически достоверное преобладание слабого типа н/с в среде клинического звена управленцев лечебных учреждений (при φ*=1,97 р≤0,02). Аналогично выглядят и показатели лабильности н/с: в группе n1 высокая лабильность свойственна 25,0% обследованных (8 чел.), а в группе n2 ее обнаружили 38,9% обследованных (при φ*=1,35 р≤0,09, что может рассматриваться как устойчивая тенденция проявления данного признака).
Показатель интегративного эмоционального интеллекта в целом по выборке составил 60,2 балла, что соответствует среднему уровню выраженности. Различий между группами топ- и линейных менеджеров не установлено (n1: М=59,7; n2: М=60,7; при t=0,64 р>0,05). Наиболее развитой в среде менеджеров здравоохранения является способность к самомотивации, т.е. к волевому, осознанному регулированию эмоционального состояния. Диагностические показатели по этой шкале вышли на высокий уровень (в целом по выборке М=14,6; в подгруппах: n1: М=14,3; n2: М=14,8). Остальные показатели соответствуют среднему уровню развития, т.е. находятся в диапазоне от 8 до 13 баллов (рис. 1).
Рис. 1. Профили парциальных компонентов эмоционального интеллекта в обследованных группах (значком «*» обозначены показатели, статистически достоверно превышающие в сравнении)
Отмечаются определенные тенденции, дифференцирующие показатели в анализируемых подгруппах. Так, способность управлять своими эмоциями, обусловленная преимущественно типологическими характеристиками нейродинамических показателей личности (в частности, лабильностью, силой/слабостью нервной системы [3]), в среде линейных менеджеров находится на границе с низким уровнем (М=7,4), а в группе топ-менеджеров этот показатель составил 10,6 баллов (при t=3,81 р<0,001).
В противоположность предыдущей особенности, способность сочувствовать, сопереживать (шкала «Эмпатия») достоверно более развита в группе заведующих отделениями: средний показатель составил 13,2 балла, т.е. выходит на уровень высоких значений, в отличие от 9,5 баллов в группе n1 (при t=4,53 р р<0,001).
На уровне тенденции (t=1,70, т.е. р<0,1) установлено преобладание способности к распознаванию эмоций других людей и влияния на них в среде руководителей первого уровня, что свидетельствует о большей готовности главных врачей и их первых заместителей к общению с людьми в эмоционально напряженных, затрудненных ситуациях.
Анализ результатов тестирования по методике Блейка-Моутона показал, что для топ-менеджмента лечебных учреждений типичен управленческий стиль «Авторитет - подчинение» (позиция 8.3. в «Управленческой решетке»), а в работе заведующих отделениями преобладает стиль группы «Команда» (позиция 8.6.). Содержательно полученные диагностические данные можно интерпретировать следующим образом. Руководители лечебных учреждений первого уровня при решении управленческих задач ориентированы, в первую очередь, на требования, обусловленные высокой ответственностью за конечный результат деятельности организации. Руководители линейного уровня рассматривают важным условием достижения позитивных результатов деятельности не только строгое исполнение профессиональных задач («повышенное внимание к делу»), но и формирование доверительных отношений с тем кругом участников лечебного процесса, который им подчинен, т.е. имеют высокие показатели и по фактору «повышенное внимание к людям» руководимого отделения.
Корреляционный анализ вскрывает наличие взаимосвязей инвариантного и специфического характера по ряду исследуемых параметров. Установлено, что, независимо от уровня менеджмента, повышенное внимание к делу положительно коррелирует с высокой самомотивацией и способностью распознавать эмоции других людей; отрицательно связано с высокими показателями эмпатии.
Фактор «Внимание к людям» взаимосвязан с эмпатией: в группе главных врачей r=0,423, а в группе заведующих отделениями r=0,478.
По подгруппам респондентов выделены следующие специфические взаимосвязи.
Группа n1. Шкала «Управление своими эмоциями» положительно коррелирует с повышенным вниманием к делу как стилевой характеристикой управленческой деятельности (r=0,378) и отрицательно взаимосвязана с фактором «Внимание к людям» (r=-0,344). Шкала «Распознавание эмоций других людей» отрицательно взаимосвязана с фактором «Внимание к людям» (r=-0,754).
Группа n2. Повышенное внимание к людям взаимообусловлено эмоциональной осведомленностью (r=0,324), «самомотивацией» (r=0,283) и способностью к распознаванию эмоций других людей (r=0,660).
Выводы:
1. Проведенный анализ позволил выделить психологический сегмент управленческих компетенций в системе учреждений здравоохранения. Он имеет инвариантную составляющую, характеризующую совокупность способностей и профессионального стиля субъекта управленческой деятельности, обусловленную особенностями медицины как сферы труда. К инвариантам могут быть отнесены: средне-высокий интегративный эмоциональный интеллект субъекта управленческой деятельности; развитая способность к волевому регулированию собственного эмоционального состояния и эмоций других людей; выраженная ориентация на успех дела, обусловливающая высокий уровень ответственности и требовательности к персоналу.
2. Специфические компоненты управленческих компетенций определены для двух исследованных уровней менеджмента: высший (топ-менеджмент) и средний (линейный). Для управленческой деятельности главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе специфическими, дополняющими инвариантные управленческие компетенции, являются: развитая способность управлять эмоциями, обусловленная преобладанием сильного и устойчивого типов нейродинамических свойств; взаимосвязь способности управлять эмоциями с высокой требовательностью и вниманием к делу.
В работе заведующих отделениями к специфическим проявлением управленческой компетентности относятся: развитые эмпатические способности; сочетание повышенной требовательности к делу с умением организовывать работников, проявлять к ним внимание.
3. Выявлены «мишени» развивающего воздействия. Для субъектов топ-менеджмента к таковым можно отнести: эмпатические способности, навыки рефлексии собственных эмоциональных состояний и переживаний, эмоциональной осведомленности; внимание к персоналу. Для субъектов линейного менеджмента: навыки саморегуляции эмоциональных состояний, способность распознавания эмоций других людей и управления ими в интересах дела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Менкес Д. Управленческий интеллект - отличительная способность успешного руководителя / Пер. с англ.. - М.: Эксмо, 2008.
- Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб.: Речь, 2006.
- Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.
- Goleman D. Working with Emotional Intelligence. - New York: Bantam Books, 1998.
Библиографическая ссылка
Ясько Б.А., Казарин Б.В., Камушкина Л.В. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА-РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ВРАЧ-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВЛАСТИ И МЕНЕДЖМЕНТА, СООБЩЕНИЕ 3) // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4483 (дата обращения: 12.10.2024).