Состояние здоровья подрастающего поколения является индикатором социального благополучия общества и поэтому здоровье подростков закономерно рассматривают как один из важнейших медико-социальных приоритетов государства.
Стандартные методы медицинского обследования подростков позволяют в основном судить о состоянии соматического здоровья. Между тем, в период учебы при возрастающей интенсивности обучения, увеличивающегося потока информации, росте эмоциональной нагрузки особое значение приобретает изучение адаптационных возможностей организма [1, 5, 6 и др.]. Распознавание исходов адаптивного поведения можно отнести к форме донозологической диагностики выявленных изменений, так как при этом определяются состояния организма, предшествующие развитию определенных нозологических форм заболеваний [2, 4, 3 и др.]. Однако анализ существующей литературы показывает, что до настоящего времени недостаточно разработаны методики массового обследования подростков, учитывающие адаптационный потенциал организма и особенности работы призывной комиссии - необходимость одномоментного исследования большого количества подростков за короткий промежуток времени. Среди них следует отдавать предпочтение в первую очередь бескровным и бесконтактным методикам, а также тем исследованиям, которые требуют минимального времени.
Целью наших исследований являлась разработка методик оценки адаптационных возможностей организма подростков и молодежи призывного возраста, отвечающих вышеперечисленным требованиям. И один из этапов исследования - сравнительная оценка существующих методик донозологической диагностики. Для реализации поставленной цели нами проанализированы и апробированы методики С.А. Душанина, Е.А. Пироговой, Апанасенко Г.Л., Баевского Р.М.
Для решения поставленных задач нами обследовано 1184 подростка допризывного возраста, из них 260 человек - 15-ти лет и 924 - 16-ти лет и 85 юношей призывного возраста.
Среди подростков 16 лет, обследованных по методике Апанасенко, 81,30±2,31% имели низкие значения интегрального показателя «уровень здоровья». В большинстве случаев это было обусловлено низкими функциональными показателями сердечно-сосудистой системы, так низкие значения индекса коронарного кровообращения выявлены у 72,40±2,64%, низкие показатели функционального тестирования обнаружены у 59,90±2,90%. Что касается подростков 15 лет, то 93,63±1,41% человек имели низкие показатели "уровня здоровья". Чаще это было обусловлено сочетанием низких функциональных показателей кардиореспираторной и мышечной систем. Так, низкие значения силового индекса были у 96,98±0,98% подростков, снижение индекса коронарного кровообращения выявлено в 62,19±2,80% случаев, низкие показатели функционального тестирования обнаружены у 49,90±2,89% обследованных подростков, а низкие значения жизненного индекса в 47,80±2,88% случаев.
Сравнительный анализ функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, определяемых по методике Апанасенко, с результатами балльной оценки ЭКГ-исследования по модифицированному Миннесотскому коду показал, что электрокардиограммы без каких-либо отклонений от нормальной для данного возраста имели 36,9±3,55%. Среди них у 28,8±4,31% были низкие значения индекса коронарного кровообращения, а у 21,7±3,93% - низкие значения функционального тестирования.
С целью оценки состояния регуляторных систем, от которых зависит степень адаптации организма, параллельно с обследованием по методике Апанасенко производилась кардиоинтервалография по Баевскому Р.М. Сравнительная оценка этих методик показала, что в 40,2±3,12% случаев снижение адаптационных возможностей организма по результатам математического анализа ритма сердца сочеталось с низкими значениями уровня здоровья по Апанасенко, в 47,97±3,18% с состоянием напряжения адаптации. Выявлена значимая корреляционная связь между этими методиками (r=0,23 с коэффициентом сопряженности с=0,61) (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная оценка состояния адаптации организма по результатам кардиоинтервалографии и уровня здоровья по методике Апанасенко (%)
Уровень здоровья |
Удовлетво-рительная адаптация |
Напряжение адаптации |
Неудовле-творительная адаптация |
Срыв адаптации |
очень низкий |
8,06±1,64 |
32,23±2,82 |
2,56±0,95 |
23,44±2,56 |
Низкий |
2,56±0,95 |
10,99±1,89 |
1,46±0,72 |
8,79±1,71 |
Средний |
0,38±0,37 |
4,72±1,38 |
- |
5,15±1,44 |
Выше среднего |
0,37±0,36 |
4,03±1,19 |
0,37±0,36 |
4,76±1,28 |
Высокий |
- |
- |
- |
- |
Среди юношей призывного возраста по методикам Душанина и Пироговой обследовано 85 человек. При обследовании по методике Душанина низкие значения МПК выявлены у 52.9±5,41% обследованных, значения МПК ниже среднего имели 31,76±5,05%, средние показатели обнаружены у 14,11±3,77% юношей и 1,17%±1,1 имел значения МПК выше среднего.
Обследование этого же контингента по методике Пироговой дало следующие результаты: уровень здоровья низкий - 3,52%±1,9, ниже среднего - 25,88%±4,75 и высокий - 4,70%±2,29 человек.
Среди обследованных допризывников по методике Душанина 51,00±5,04% человек имели низкие показатели МПК, 36,00±4,80% имели значения МПК ниже среднего, 10,00±3,00% - средние и 3±1,70% подростка - выше среднего.
При обследовании этого же контингента по методике Пироговой получены следующие результаты: низкие значения уровня здоровья - 4,00±1,95%, ниже среднего - 25.00±4,33% человек, средние - 40±4,89%, выше среднего - 23,00±4,21% человек и высокие 8,00±3,84%.
Сравнительный анализ методик Душанина, Пироговой и Апанасенко показал, что среди обследованных по Апанасенко призывников низкие значения «уровня здоровья» имели 94% юношей и 6% - высокие показатели. При обследовании этих же юношей по методике Душанина низкие показатели МПК имели 99% человек и высокие - 1%. Что касается школьников, то здесь имеет место полное совпадение низких уровней здоровья по Апанасенко (97%) с низкими значениями МПК по Душанину и высоких показателей по Апанасенко (3%) с высокими значениями МПК по Душанину. Несколько другие соотношения получены при обследовании по методике Пироговой. Так, среди призывников низкие значения «уровня здоровья» имели 69,37% обследованных и высокие значения - 30,63% юношей. У обследованных школьников эти соотношения выглядели следующим образом: высокие показатели - 31% и низкие - 69%.
Таким образом, анализ результатов обследования юношей и подростков по приведенным выше методикам донозологической диагностики показал, что при наличии некоторых различий в распределении обследуемого контингента по «уровням» здоровья или «уровням физического состояния» в целом сохраняются соотношения низкого и высокого уровней, полученных по методикам Душанина и Апанасенко. Тогда как методика Пироговой дает несколько более высокие показатели «уровня здоровья». Коэффициент корреляции между методикой Апанасенко Г.Л. и Душанина r=0,71. Коэффициент корреляции между методикой Апанасенко и Пироговой r=0,47. На наш взгляд это обусловлено тем, что оценка физического состояния по данной методике производится лишь в статическом состоянии организма, в то время как достоверную оценку резервных возможностей организма можно получить лишь на основании функционального тестирования. В тоже время, наиболее информативной, доступной и достоверной, на наш взгляд, является методика Апанасенко Г.Л.
На основании проведенного анализа методик оценки адаптационных возможностей организма подростков и молодежи призывного и допризывного возрастов нами разработана компьютерная программа «Способ оценки уровней психофизического состояния организма и их коррекции». Ее внедрение в работу военно-врачебных комиссий даст возможность врачам более дифференцированно подходить к обследованным, распределяя их по «уровням здоровья», с выделением здоровых, группы риска и группы больных.
Для своевременного выявления напряжения адаптации, снижения функциональных возможностей организма и назначения оздоровительных и профилактических мероприятий мы рекомендуем среди учащихся среднеспециальных и общеобразовательных школ, высших учебных заведений, начиная с 15-ти летнего возраста, проводить систематические обследования по компьютерной программе «Способ оценки уровней психофизического состояния организма и их коррекции» с последующей выдачей персональных рекомендаций по коррекции выявленных отклонений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 48-53.
- Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровья, 1984. - 215 с.
- Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. -М., 2003. -С. 14 - 54.
- Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. //Л.: Медицина, 1980. - 207 с.
- Кулкыбаев Г.А. Медицинские аспекты экологии. - Алматы; Караганда, 1995. - 176 с.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М., 1988. - С. 53-64.
Библиографическая ссылка
Сливкина Н.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПРИЗЫВНОГО И ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4478 (дата обращения: 12.10.2024).