Система стандартизации в России только складывается, но уже сейчас можно говорить о позитивной роли образовательных стандартов и их недостатках. Стандарты второго поколения способствуют систематизации образовательной деятельности, повышению ее качества.
В целом образовательные стандарты:
- играют важную роль в стабилизации образовательного процесса в стране по профилю подготовки специалистов;
- определяют минимум знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной ориентации субъекта в системе профессиональной подготовки;
- дают возможность расширения знаний за счет региональных потребностей, что обеспечивает регионализацию специальной подготовки;
- удовлетворяют личные профессиональные интересы студентов за счет курсов по выбору и факультативов;
- содержат нормативы соотношения лекционного обучения, практической подготовки и самостоятельной работы студентов;
- технологизируют образовательную деятельность в вузах.
Переход на европейские стандарты требует методической и технологической проработки по обеспечению расширения возможностей выпускников в доступе к европейской образовательной культуре, с одной стороны, повышении их мобильности, с другой. В то же время есть опасение, что нерациональный подход к интеграции будет отрывать выпускников от корней национальной и региональной культуры, создавать условия для «утечки мозгов».
Перспективы видятся в расширении возможностей реализации способностей выпускников в творческих видах деятельности, повышении материального и духовного благополучия, обеспечении карьерного роста в условиях российской действительности.
Стандарты третьего поколения должны ориентировать вузы на интеграцию российского и европейского образовательного пространства. Считаем, что решению этой серьезной организационно-технологической проблемы мешает недостаточная социальная и профессиональная защищенность, бытовая неустроенность по месту распределения выпускников, что является одной из причин диспропорции в кадровом обеспечении предприятий и учреждений в регионах и отрицательной мобильности специалистов по причине невостребованности. Не привлекательным для наших выпускников является заработная плата и профессиональный карьерный рост, что требует принятия незамедлительных мер на всех уровнях властной вертикали.
Без ее решения сложно будет в регионах осуществлять процесс интеграции с международными стандартами образования.
Библиографическая ссылка
Лазарев А.И., Конопля А.И., Степашов Н.С. РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=445 (дата обращения: 11.09.2024).