Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения как педагогической теории, так и практики обучения. Однако в последнее десятилетие она становится центральной. Стимулом для поиска более эффективных подходов к улучшению качества образования явилось стремление России интегрироваться в международное образовательное пространство.
Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века", принятой в 1998 г. на организованной ЮНЕСКО Всемирной конференции по высшему образованию, отмечено, что качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности.
18-19 июня 1999 года в Болонье было подписано совместное заявление ряда европейских министров образования, которое послужило началом Болонского процесса в европейской системе образования. Согласно этому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после 2010 года.
Подписание Болонской декларации послужило новым мощным импульсом для обсуждения проблем качества образования и поиска путей его повышения. Так, на встрече представителей более 300 европейских вузов в Саламанке (29-30 марта 2001 г.) качеству отведена ключевая роль в создании Европейского образовательного пространства. Качество рассматривается как "непременное условие установления доверия, соотносительности, мобильности, сопоставимости и привлекательности в Европейском пространстве высшего образования". Материалы различных Международных конференций и конгрессов, в том числе и конференции «Новые поколения стратегических документов и законов в сфере высшего образования» (4-6 ноября 2004г., Варшава) рассматривают различные аспекты повышения качества образования в условиях международной интеграции национальных образовательных стандартов.
В России также интенсивно проводятся специальные исследования, предметом которых является качество профессионального образования. Учёные выступают за идею качества образования как приоритетную, обеспечивающую высокую конкурентоспособность, оптимальную организацию и управление учебным заведением, выход на мировой рынок за счёт подготовки высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Данной проблеме посвящены многочисленные работы исследователей, например, Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, В.И. Байденко, Ю.Г. Татура, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой. Однако, до настоящего времени не разработана эффективная парадигма качественного российского образования, учитывающая в полной мере как национальные традиции, так и мировые и европейские тенденции реформирования высшего образования.
Основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования России являются государственные образовательные стандарты (ГОС ВПО) по направлениям и специальностям подготовки специалистов.
ГОС ВПО второго поколения выполнили свою позитивную миссию и уже не отражают современных тенденций, не способствуют интеграции в мировое и европейское образовательное пространство.
Проанализируем требования стандартов второго поколения к качеству математического образования будущих экономистов. Обратимся к ГОС ВПО экономических специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
В указанных стандартах математика отнесена к циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины». Предметы данного цикла являются базовыми для будущих экономистов. Они призваны обеспечить профессиональную инкультурацию студентов, под которой понимается «процесс и результат вхождения индивида в профессиональную культуру как системное целое в контексте активной образовательной деятельности» [1, c. 23]. В этой связи стандарты специальностей 060400 и 060500 требуют включить в содержание дисциплины «Математика» не только традиционные разделы высшей математики (линейную алгебру, аналитическую геометрию, математический анализ, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей и математическую статистику), но и прикладные (отдельные экономико - математические методы и модели).
Отметим, что прикладная направленность курса математики необходима. Для студентов важно уже с первых дней учёбы в вузе видеть взаимосвязь изучаемых дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Не случайно, что среди первых вопросов, задаваемых студентами на занятиях по математике, звучат следующие: «А зачем мне нужно это изучать, если я буду экономистом?», «А где это может мне пригодиться в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике экономических понятий, законов, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из экономики, финансов, управления. При таком подходе студенты уже на начальном этапе обучения вовлекаются в сферу профессиональной культуры, поэтому закрепление в стандартах прикладной направленности курса математики является важным шагом на пути к повышению качества подготовки специалистов.
Но как же реализуются требования стандартов на практике?
В большинстве случаев математику изучают в I - III (IV) семестрах, как правило, без ориентации на специальность. Многие преподаватели считают, что поскольку экономические дисциплины в это время ещё только начинают рассматриваться студентами, следовательно, обучение математике должно быть «классическим», а прикладные разделы должны изучаться отдельно на старших курсах в рамках специальных дисциплин. При этом ссылаются на требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины «Математика», в которых для специальности 060800 вообще нет прикладных тем, а для специальностей 060400 и 060500 перечислены сначала традиционные разделы высшей математики, затем - экономико-математические методы и модели. Поэтому в дополнение к стандартному курсу высшей математики в V (VI) семестре в учебные планы вводят курс по выбору студентов «Экономико - математические методы и модели». Так как объём этого курса обычно небольшой, то на практике успевают рассмотреть обзорно отдельные простейшие математические методы и модели, используемые в экономике. Очевидно, что при такой организации обучения математике оказываются недостаточно сформированными интеграционные навыки в переносе знаний из одной науки в другую (трансфер), умения составлять и анализировать математические модели экономических явлений и процессов.
Этот вывод подтверждает и анализ выпускных квалификационных работ студентов экономических специальностей [2], в которых явно недостаточно используется математический аппарат, что говорит о низком уровне математической готовности выпускников к профессиональной деятельности. Можно предположить, что большинство из них будут не способны к самостоятельной исследовательской работе, критическому анализу, не смогут при необходимости рационально задействовать математические методы и модели, испытают значительные трудности при использовании компьютерных технологий, а без этого сегодня невозможна качественная работа экономиста. Следовательно, основная часть выпускников будут специалистами на уровне исполнителей, что не удовлетворяет требованиям международных стандартов и современной модели экономиста.
Как разрешить противоречие между современными требованиями к математической подготовке экономистов и сложившейся практикой обучения математике? Какой должна быть структура математического образования студентов экономических специальностей?
Обучение математике будущих экономистов должно быть непрерывным в течение всего периода обучения в вузе и ориентированным на формирование профессиональной компетентности, т.е. должно включать:
- базовый курс высшей математики с обязательным рассмотрением примеров использования математической теории в экономике (I - IV семестры);
- компьютерный практикум математического моделирования, который может проводиться как в рамках курса математики, так и самостоятельно (II - IV семестры);
- изучение отдельных разделов математики и прикладных математических методов в рамках факультативов или курсов по выбору студентов, находящих применение в курсовых работах (V - VIII семестры);
- углубленное изучение и овладение современными экономико-математическими методами (в рамках факультативов), находящими применение непосредственно в дипломном проектировании (IX - X семестры).
ГОС ВПО в «Требованиях к учебно - методическому обеспечению учебного процесса» обязывают по дисциплинам специализации включать выполнение практических заданий на компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. На наш взгляд, компьютерным практикумом должны быть обеспечены не только дисциплины специализации, но и другие, включая математику. Заметим, что в настоящее время компьютерные практикумы по математике проводят только отдельные преподаватели-энтузиасты в отдельных вузах.
В заключении обозначим ещё одну проблему, связанную с качеством высшего профессионального образования, требующую широкого обсуждения и решения. ГОС ВПО предъявляют достаточно высокие требования к дипломированному специалисту-экономисту, включая умения проводить научно-исследовательскую работу. А если студент не хочет и не может быть специалистом-исследователем? Он вполне удовлетворён ролью специалиста - добросовестного исполнителя. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве основной цели профессионального образования называет наряду с «подготовкой квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда» также «удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [3, с. 10].
Следовательно, в условиях личностно - ориентированного образования должно учитываться желание студента быть специалистом определённого уровня. Но каким образом можно позволить студенту выстраивать индивидуальный маршрут обучения при жёстких требованиях стандартов и соответствующей организации учебного процесса? Идеи многоуровневости образования, которые активно обсуждались ещё десять лет назад, так и не доведены до конца ни в официальных документах, ни на практике.
В настоящее время идет активная работа по проектированию стандартов нового поколения, которые должны обеспечить универсальность, фундаментальность и практическую направленность образования. При этом должны быть учтены мировые тенденции развития высшего образования, а также стратегические интересы и культурно-образовательные традиции России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волошина М.С. Профессиональная инкультурация в образовании: теория и практика. Монография. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 114 с.
2. Кузнецова Л.Г. Повышение качества обучения математике студентов экономических специальностей в условиях реализации образовательных стандартов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 4. - С. 13 - 17.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С. 3 - 16.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Л.Г. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=443 (дата обращения: 10.10.2024).