В фокусе исследований современной антропоцентрической лингвистики находится личность субъекта речи как носителя специфической точки зрения на мир. Именно человек и его отношение к окружающей действительности являются главенствующими на современном этапе в изучении и интерпретации языковых явлений. В связи с этим лингвистические исследования не могут обойтись без обращения к проблеме отражения индивидуальных качеств человека в речевом произведении, и, как следствие, без привлечения сферы эмоций к рассмотрению актуальных вопросов языкознания.
Несмотря на фрагментарность исследований в области эмоциональности, история изучения данной категории имеет богатую традицию и охватывает определенный круг вопросов, вызывающих немало споров и полемики. Подобный интерес и острота дискуссий в этой области являются индикаторами актуального на сегодняшний день направления в языкознании, в рамках которого осуществляется и наше исследование.Превалирование человеческого фактора в языке диктует необходимость изучения чувственных и ментальных особенностей протекания речетворческого процесса.
В нашем исследовании мы стремимся доказать, что эмоциональность говорящего способна изменить когнитивное пространство реципиента и способствовать восприятию текста в русле авторского замысла. Показательно, что проблема соотношения эмоционального и когнитивного является краеугольным камнем многих дисциплин (лингвистики в том числе). В психологической науке данная проблема также не получила однозначного решения и толкования: «... psychology, too, has been buffeted by a dialectic between sense and sensibility. In the first half of this century, psychologists emphasized reason, thinking, problem solving, and behavior; they ignored the nonrational, emotional, and impulsive. Today, of course, psychologists have become once again interested in emotion» [Hatfield 1994: 186].
Факт отсутствия единой точки зрения на природу эмоций подчеркивается и в следующем высказывании: «Emotions have experienced a hard fate within the conceptual system of psychology until recently. According to the classical, generally accepted and cultivated views, emotions are in opposition to cognition: emotions are the irrational aspects of our nature» [Bodor 1997: 196]. Ответ на вопрос о статусе эмоций пытается дать А. Хеллер. Автор справедливо отмечает, что эмоции все гда когнитивны и ситуативны [Heller 1979: 182].
В свою очередь анализ функционирования категории эмоциональности на уровне текста позволяет с полным основанием полагать, что авторская эмоция является «фундаментом» смысла текста. Нами установлено, что эмоциональная вовлеченность говорящего в коммуникативный процесс способствует реализации желаемого эффекта на адресата. В нашем исследовании мы исходим из принципа единства когниции и эмоции; более того, мы подчеркиваем роль последней в реализации акта перлокуции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bodor P. On the Usage of Emotional Language: A developmental view of the tip of an iceberg //The language of emotions. - Amsterdam: Gerhard Mercator University, Duisburg, 1997. - P. 195-207.
2. Hatfield Elaine, Cacioppo John & Rapson Richard L. Emotional contagion. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 240 p.
3. Heller A. A Theory of Emotions. - Assen, 1979.
Библиографическая ссылка
Кудашина В.Л. ПРЕВАЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=442 (дата обращения: 09.12.2024).