Данная статья из опыта первоначального этапа профессионально-трудовой социализации будущих специалистов в системе потребительской кооперации. В статье указываются аспекты блочно- модульного интегративного обучения будущих специалистов потребительской кооперации. Показана необходимость адаптационной работы на первоначальной стадии профессионально-трудовой социализации личности. Выявлены общечеловеческие ценности, которые необходимо развивать при подготовке специалистов высшего звена. Данная статья будет интересна преподавателям высшей школы, руководителям потребительской кооперации.
В настоящее время Краснодарский кооперативный институт разработал схему подготовки специалистов потребительской кооперации по программам, ориентированным на специфику работы в потребительской кооперации. В методическом плане комплекс учебных программ по специализации включает в себя три группы дисциплин, выполненных в форме учебных модулей. Каждая из них при адаптации к национальным условиям потребительской кооперации требует различных объемов работы.
Первая часть (большая по количеству) дисциплин специализации носит базовый характер, практически универсальный для учебных образовательных учреждений различных пользователей, общая с позиций традиционного учебного содержания, действующих практических механизмов международного экономического сообщества, экономических и иных взаимодействий организаций в странах мира. К числу данных дисциплин можно отнести: экономика, основы менеджмента, информационные технологии управления коммерческая деятельность, торговый менеджмент, финансовый менеджмент, внешнеэкономическая деятельность.
Такие дисциплины нуждаются лишь в минимальной адаптации в контексте возможных незначительных особенностей национальных стандартов (например, стандартов бухгалтерского учета, качества, деловой этики и др.), национального менталитета управляющих и т.п.
В процессе адаптации учебных программ и методических материалов (например, так называемых основных учебных пособий, вопросников) для дисциплин этой группы необходимо обеспечить:
- четкий перевод с согласованием профессиональной терминологии;
- согласование используемых в качестве иллюстраций и примеров, национальных и международных фактологических материалов;
- согласование перечней дополнительной отечественной литературы (к рекомендованной литературе в оригинальных рабочих учебных программах).
Вторая часть дисциплин специализации объективно требует существенной адаптации, что диктуется принципиальными особенностями и спецификой в характере исторической, правовой, социальной среды бизнеса.
К такого рода правовым разделам дисциплин, связанных с системой потребительской кооперации относятся следующие: правовые основы земельно-имущественных и корпоративных отношений, законодательная база управления недвижимостью, государственное регулирование рынка, история потребительской кооперации, экономическое обоснование бизнес решений в кооперативных организациях, инновационный менеджмент, управленческое консультирование в потребительской кооперации, логистика и другие.
При адаптации учебных программ и методических материалов для названных дисциплин преподаватели образовательного комплекса" лицей- колледж- вуз" находят разумную границу, гармоничное сочетание имеющихся общих для всех стран в системе потребительской кооперации методологических положений, принципов и концепций - так называемого "ядра дисциплин", а также устойчивой национальной специфики, требующей своего обязательного учета и корректировок. Соответственно, они очень тщательно подбирают фактологические материалы, а также дополнительную литературу.
Третья часть дисциплин, такие как: иностранный язык, деловой этикет, культурология и другие, требуют более развивающего обучения воспитанников, основанного на общечеловеческих ценностях.
В настоящее время в образовательном комплексе ведется работа, направленная на адаптацию комплекса программ по специализации, в следующих направлениях:
- согласование с российскими условиями и федеральными стандартами системы школьного, среднего профессионального и высшего образования;
- адаптация содержания программ в соответствии с уровнем развития законодательной базы в современных условиях и практики в сфере земельно-имущественных прав в системе потребительской кооперации, а также корпоративных отношений;
- адаптация содержания программ в контексте уровня развития рынка и профессиональной деятельности, а также смежных рынков.
Работу по адаптации учебных программ дисциплин курсов по специальностям проводят в течение 2001 - 2006 учебных годов. При этом планируется апробировать наиболее общие, не требующие значительной адаптации, элементы учебных программ в отечественной аудитории на слушателях различных уровней профессиональной подготовки и специализации, как лицейского уровня, так и средне-профессионального уровня.
Для укрепления кадрового потенциала потребительской кооперации Краснодарский кооперативный институт проводит совместные конференции с Крайпотребсоюзом, направленные на обучение кадров, оказание им консультационного содействия в ознакомлении и использовании российского и зарубежного опытов рыночных преобразований. Образовательные стороны намерены осуществлять совместную работу по следующим направлениям:
- проведение научно-практических семинаров и конференций;
- подготовка и издание учебных и практических пособий по обучению слушателей;
- подготовка и проведение учебных занятий в образовательном комплексе с целью овладения второй специальностью для представителей структур потребительской кооперации;
В современных условиях формирования рыночных отношений во всех отраслях экономики проявляется интерес не только к профессионализму молодого специалиста, но и к его умению быть коммуникативной личностью, к деловым манерам, внешнему виду. Эти необходимые потребности рынка на факультете СПО Краснодарского кооперативного института учитываются в процессе преподавания всех дисциплин, необходимых будущим работникам потребительской кооперации. Практическая направленность преподавания в сочетании с развитием личностных характеристик выпускников образовательного комплекса являются основными задачами каждого преподавателя в его работе со студентами. В соответствии с учебными планами Государственного стандарта по среднему специальному образованию будущие бухгалтеры, техники, техники-механики и секретари-референты изучают теоретические основы деловой этики, эстетики делового внешнего вида и рабочего места продавца, лаборанта, бухгалтера, техника, техника-механика, секретаря; эстетика торгового зала, офиса, магазина, рекламы; дизайн, экология, ее специфика в торговле и массовом питании и т.д. Студенты и слушатели курсов изучают основные нормы деловой этики и делового общения на уровнях общения: продавец - покупатель, руководитель - подчиненный, секретарь - посетители и т.д. Они изучают правила приветствия, разговора по телефону, проведения переговоров и т.д. В преподавании используются следующие формы работы: лекция-диалог, семинар, контрольная работа, зачетное занятие, подготовка рефератов, исследовательская работа студентов в магазинах и торговых фирмах (компаниях), экскурсии в фирменные магазины потребительской кооперации с целью изучения эстетики торгового зала, витрин, деловые игры, бинарные уроки и т.д. Преподавание курсов учитывает многоуровневую систему образования. Так, будущие работники потребительской кооперации обучаются по трем ступеням: лицей, начальное профессиональное образование(как дополнительное образование), среднее профессиональное и высшее образование. Поэтому на 1 -2 курсе они изучают деловую этику и эстетку будущего продавца, лаборанта, секретаря-референта со знанием компьютера и английского языка, а на третьем курсе - бухгалтера, техника-механика, техника, а на высшей школе изучают деловые переговоры, управленческое консультирование в потребительской кооперации, информационные технологии управления. Студенты с большим интересом относятся к получению знаний по деловой этике и эстетике, деловому этикету не только в силу актуальности данных дисциплин, но и потому, что преподавателями используется рейтинговая шкала оценки знаний, стимулирующая активную работу студентов. Так, студенты 2 курсов факультета СПО на первые места вынесли при анкетировании следующие профессиональные качества и ценности будущих специалистов потребительской кооперации: честность, ответственность, трудолюбие и справедливость, толерантность. В анкетах Ш.К. (группа Т11-2А) писала, что уважает в себе целеустремленность, трудолюбие, С. Л.- ответственность, доброту, оптимизм, общительность, М.И.- честность, преданность, ум, Св. И.- честность, преданность и альтруизм, Л. Е.- честность, пунктуальность, доброту, Кр. Ел.- чувство собственного достоинства, доброту, честность, социальную зрелость человека, толерантность. Например, когда студенты рисовали дерево предпочитаемых качеств менеджера, то вывели самые важные качества, по их мнению: ум, понимание, целеустремленность, коммуникабельность, честность, ответственность, трудолюбие, порядочность, скромность, предприимчивость, надежность, эрудированность, профессионализм, уважение со стороны коллег, бережливость, толерантность. Коллектив образовательного комплекса "лицей - колледж - вуз" работает над совершенствованием системы профессионально- трудовой социализации личности и воспитывает такие ценности профессионально значимые для работников потребительской кооперации, как толерантность и умение демократично общаться в трудовом коллективе. Актуальность этой проблемы безусловна.
Библиографическая ссылка
Красноперова А.Г. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=441 (дата обращения: 13.10.2024).