Одним из ключевых факторов процесса интеграции в Международное образовательное пространство российской высшей школы является введение системы «зачетных единиц».
Аргументами введения системы «зачетных единиц» указываются два обстоятельства - развитие многоуровневой системы профессионального образования и интеграция высшей школы России в международную систему. Это позволяет российским вузам стать полноправными участниками мирового рынка образовательных услуг.
Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:
- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, например, ECTS (European Credit Transfer System - европейская система зачета кредитов), UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme - система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона);
- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System - кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulationand Transfer System - кредитная система, используемая университетами Великобритании).
Существующие и используемые в различных странах мира кредитные системы отличаются и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ - приобретаемых знаний, умений и навыков.
Системной аналитикой занимались и специализированные организации, и вузы РФ, принимавшие участие в посвященных этой тематике международных проектах. Результат исследования очевиден: единой системы «кредитов» нет ни в мире, ни в Европе. Можно либо принимать одну из действующих систем, либо, используя имеющиеся ориентиры, совместно с международным академическим сообществом работать над созданием нового общепризнанного варианта.
В рамках Болонского процесса ECTS является рекомендуемой системой (понятной всем участникам процесса) для упрощения перехода из одного учебного заведения в другой, т.е. для боле эффективного повышения мобильности, свободы выбора образовательной траектории европейскими гражданами, а также для повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
ECTS не заменяет национальных систем измерения трудоемкости и оценки знаний, а служит только инструментом в процессе интернационализации высшего образования.
ECTS является системой, прежде всего ориентированной на студентов. Студенты обязаны выполнять определенную нагрузку для освоения учебных программ.
ECTS в рамках российского эксперимента - это децентрализованная система признания результатов образования. Она основана на взаимном доверии университетов-участников. Принцип доверия реализуется с помощью согласованных правил: доступность информации об образовательных программах и учебных дисциплинах; достижение компромисса между направляющими и принимающими университетами; определение уровня сложности тех ли иных курсов с помощью ECTS.
Чтобы достичь целей образовательной программы (результатов обучения), студенту приходится нести определенный объем нагрузки. Считается, что 60 кредитов в год - средняя нагрузка для студента дневного отделения. Она включает посещение лекций, семинаров, лабораторную работу, работу над проектами, индивидуальную работу, подготовку и сдачу экзаменов.
Кредиты выделяются для всех теоретических и практических компонентов программы (таких как модули, курсы, практики, дипломная работа и др.). Они отражают количество работы, затраченной на этот компонент, от общего количества работы, которую необходимо выполнить в течение учебного года. Кредиты получают после завершения работы и получения оценки.
Основные инструменты ECTS: учебный договор (Learning Agreement), каталоги (программы) курсов (Course Catalogue), зачетная книжка (Transcript of Records).
Накопительная система ECTS используется для описания всего курса программы на основе его длительности. За 3-4 года требуется набрать 180-240 зачетных единиц. Академические кредиты показывают трудоемкость изучения студентами конкретной дисциплины. Соотношение пересчетов трудоемкости учебной работы из числа часов в «кредиты» рекомендовано Минобразованием: 1 «кредит» соответствует 36 часам полной учебной нагрузки. Качественные же параметры работы студента отражаются шестибалльной системой оценок, которая будет понятна во всех европейских странах. Это система следующая: оценка А - «отлично», В - «очень хорошо», С - «хорошо», D - «удовлетворительно», E - «посредственно», F - «неудовлетворительно».
ECTS аккумулирует в себе ценности для различных субъектов высшей школы.
Для вузов:
- способствует развитию автономизации и ответственности;
- открывает новые возможности для сотрудничества;
- катализирует улучшение качества учебного процесса и организационно-административной работы;
- повышает качество студенческой мобильности.
Для профессорско-преподавательского состава ECTS обеспечивает и поддерживает:
- автономность и диверсификацию;
- коммуникативность;
улучшает:
- содержание учебных программ;
- качество учебного процесса и его результаты.
Для студентов:
- расширяет выбор для обучения за рубежом;
- позволяет самим сформировать программу обучения;
- обеспечивает сертификацию процесса обучения в иностранном вузе;
- гарантирует академическое признание.
Внедрение ЕСТS и развитие рыночных отношений наряду с положительными моментами несет в себе и негативные последствия, а именно:
- сокращается регулирующая роль государства по установлению государственных образовательных стандартов;
- снижается роль учебных заведений в социализации студентов и т.д.
Переход к зачетным единицам потребует значительных изменений в нормативных документах, в принципах организации учебного процесса, в содержании и структуре государственных образовательных стандартов, в учебных планах и программах курсов, поставит вопрос об уровне требований, предъявляемых в разных вузах к оценке знаний студентов. Кроме того, потребуется некоторая переподготовка профессорско-преподавательского состава и администрации вузов.
Библиографическая ссылка
Исмагилов Ф.Р., Бадамшин Р.А. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И СИСТЕМА «ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ» // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=435 (дата обращения: 19.09.2024).