Многолетняя практика большинства стран с высоким уровнем экономического развития убедительно показывает, что контроль за поддержанием хорошего здоровья детей и взрослых может быть организован семейным врачом, владеющим доступными методами ранней диагностики болезней. Для того, чтобы будущий врач стал «универсальным», в процессе обучения преподаватель должен обязательно приводить яркие и конкретные примеры о возможных проявлениях патологии глаз. Поэтому, особое внимание преподаватели кафедры уделяют проблеме близорукости - патологии, распространённой у студентов.
Все учащиеся уже на первом занятии после проверки остроты зрения были разделены на две группы. Первая - студенты с остротой зрения равной 1,0, в дальнейшем они выполняли врачебные функции. Вторая группа - учащиеся с близорукостью или спазмом аккомодации, предъявляющие астенопические жалобы, имевшие пониженную остроту зрения, являлись «пациентами». После подбора очковой коррекции студентами друг другу назначалось комплексное лечение спазма аккомодации методом «стеклянного атропина», дивергентной дезаккомодации, которые учащиеся выполняли с начала курации. В течение занятий студенты - «врачи» наблюдали за динамикой клинической рефракции и субъективными ощущениями своих «пациентов». Учащиеся с контактными линзами осматривались при помощи щелевой лампы. Разбирались ситуации, связанные с определёнными видами профессиональной деятельности, когда очки являются серьёзной проблемой. Также, рассматривался вопрос, какие рефракционные изменения лучше всего исправляются при помощи контактных линз.
Часть, страдающих близорукостью и спазмом аккомодации студентов закапывала на ночь мидриатики короткого действия (раствор мезатона 1%, мидриацила 0,5%). Другие принимали препараты черники, уменьшающие зрительное утомление. Особое внимание уделялось тем пищевым добавкам, которые пользуются широкой рекламой. Однако, студенты сами отмечали их низкую эффективность при отсутствии местного лечения.
На занятиях демонстрировались безлинзовые дырчатые очки для улучшения зрения, которые в последнее время появились в продаже. Они снимают зрительное утомление, напряжение глазных мышц, частично или полностью устраняют ложную близорукость.
Для лечения близорукости учащимся предлагался специальный комплекс упражнений, которые укрепляют глазные мышцы, улучшают питание и кровообращение глаз. Так, напряжение и утомление органа зрения очень просто устраняется частым закрыванием век, фокусированием взгляда на горизонте в течение 5-10 минут или при помощи упражнения с меткой на стекле.
Студенты с миопией и зрительным утомлением самостоятельно выполняли точечный массаж затылка с целью стимуляции акупрессурных точек и снятия напряжения шейных мышц, а так же - массаж височного и окологлазничного пространства.
Сотрудники кафедры считают, что ознакомление студентов с оздоровительными комплексами для сохранения и улучшения зрения позволяет повысить качество подготовки и обратить внимание врача общей практики на проблемы улучшения и сохранения своего зрения и зрения детей. Освоив эти мероприятия самостоятельно, или наблюдая за своими товарищами, студенты в будущем смогут без особых усилий пользоваться ими, даже не работая врачами - офтальмологами.
Библиографическая ссылка
Ерёменко А.И., Лысенко О.И., Каленич Л.А., Воложенина О.П., Янченко С.В. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ ВРАЧАМ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=433 (дата обращения: 16.10.2024).