Прошло уже 11 лет с начала военных действий в одном из самых сложных и взрывоопасных регионов Северного Кавказа - Чечне.
Она пережила и продолжает переживать свое самое страшное и тяжелое время. Процесс восстановления очень тяжелый и долгий.
Необходимо понимать, как порою легко перешагнуть черту между миром и войной и как трудно, потом выйти из состояния конфликта, когда возникают определенные интересы, в том числе и материальные. Вступают в силу и такие факторы как эмоциональная переживания, чувство мести и желание взять реванш. К тому же в ходе конфликта появляются профессиональные участники вооруженного противостояния. И, прежде всего одной из жертв войны стала гуманитарная интеллигенция Чечни. А это своего рода мозг и совесть любого народа. Поэтому сегодня важны два фактора: восстановление республики после длительного вооруженного конфликта и возрождение гуманитарной сферы, восстановление рядов чеченской интеллигенции, и прежде всего кадров, воспитание нового поколения специалистов в области науки и образования.
С одной стороны, реальные изменения ситуации в Чечне очень трудно обнаружить по поступающим оттуда информационным сведениям. Хоть и не так часто как раньше, но все равно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год средства массовой информации муссируют череду сообщений о гибели исчезновениях и ранениях как среди мирного населения, так и федеральных военнослужащих, проведении и предотвращении террористических актов, обнаружении тайников с оружием.
С другой стороны, и в Москве и в Грозном очень медленно, но все-таки идет процесс восстановления Чеченской Республики. Принята Конституция ЧР.
Степень разрушенности Грозного, да и всей Чечни в целом очень велика, почти полная. Поднимать необходимо практически все отрасли. Проблем с ходом восстановления и развития Грозного очень много, которые необходимо решать.
Почему я делаю акцент именно на Грозном, так как считаю, что именно он являлся, является и продолжает являться сердцем и лицом всей Чечни в целом.
Сегодня, когда положение в ЧР стабилизируется, когда закладывается социально-экономическая основа будущего развития Чечни как субъекта РФ, важно не повторить прежних ошибок, не заложить в общественную систему Чечни ненадежных конструкций, чье разрушение в будущем чревато новыми конфликтами и потрясениями.
Опубликованный в феврале 2005 года проект Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой предусматривает представление Чечне статуса региона интенсивного экономического развития. Это принципиально важная идея, которую давно продвигают представители государственных структур Чечни, эксперты, предприниматели. Федеральному центру совместно с органами власти Чеченской Республики необходимо в кратчайшие сроки отработать детали этого статуса, жестко ориентируя экономические льготы на предприятия, реально участвующие в производстве. Первоочередное внимание придется уделить созданию рабочих мест. Безработица превратилась в самую большую угрозу на Северном Кавказе вообще, а в Чечне проблема номер один. Наряду с нефтекомплексом следует развивать иные трудоемкие отрасли хозяйства: жилищное, промышленное, дорожное строительство, агропромышленное, деревообрабатывающее и пищевое производство. Значительный эффект может дать развертывание общественных работ, заказчиком которых было бы государство.
С созданием рабочих мест тесно связана задача восстановления системы подготовки и переподготовки рабочих кадров. Сотни, тысячи людей, которые за долгие годы конфликта отвыкли от созидательного труда, растеряли рабочие навыки, следует обучить профессиям, нужным хозяйству Чечни. Базой подготовки для них могут стать уже действующие предприятия, в частности принадлежащие крупным общероссийским структурам: РАО ЕАС, «Газпрому», «Роснефти», и т.д. Но важнейшую роль призвано сыграть государство как организатор соответствующей комплексной программы. Еще одной мерой, способной снизить социально-экономическую напряженность в республике и в регионе в целом, должна стать программа поощрения и развития малого и среднего бизнеса. Торговля, транспорт, сфера услуг, строительно-ремонтные работы-все эти направления могут и должны обслуживаться небольшими частными предприятиями. Но чтобы встать на ноги, они нуждаются в благоприятном налоговом и административном режиме, создание которого - прерогатива государства. Было бы целесообразно установить существенные льготы тем, кто создает, скажем, пять или десять новых рабочих мест или нанимает на работу инвалидов, сирот-выходцев из многодетных семей. Безусловно, считая основным условием стабильного развития Чечни решение социально-экономических задач, мы не должны предавать забвению комплекс политических проблем. И здесь, как представляется, главное - это корректное построение межнациональных отношений. Вступая в новый этап своего развития, Чеченская Республика ни в коем случае не должна оказаться моноэтническим обществом. В российских условиях, тем более в условиях Северного Кавказа, моноэтнические республики гораздо менее управляемы, нежели многонациональные. Восстановление русскоязычного компонента в составе населения Чечни - принципиальный вопрос, от решения которого зависит стабильность в республике и на Северном Кавказе в целом, а в конечном итоге зависит и успех стратегии сохранения и укрепления территориальной целостности России.
Будет Чечня полноправным, полноценным субъектом РФ не только декларативно, не только на бумаге, но и в сердцах, в умах людей-мир и спокойствие придут на землю Северного Кавказа, всей России.
Библиографическая ссылка
Дзейтова Л.М. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЧР // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=432 (дата обращения: 11.10.2024).