Уровень современной цивилизации, достижений науки, культуры актуализировали фактор человека, функции человеческого капитала в мировых тенденциях экономического и общественного развития. Наряду с прогрессом высоких технологий в ядерной энергии, генной инженерии, освоении космоса человечество обрело возможность самоуничтожения.
В связи с этим сегодня усиливается необходимость познания и понимания сущности человека, его онтологического предназначения, биосоциальных смыслов его жизнедеятельности.
Обращенность к познанию человеческой сущности исторически актуальна. Однако осмысление человека как феномена (ноумена) в течение тысячелетий осложняется противоречиями материального и идеального, научного и религиозного, биологического и социального.
Плодотворные методологические основания обозначены в антропологизме, в его гносеологической функции. Значительным в данной философской позиции, на наш взгляд, является внимание к онтогенезу человека. Но вероятнее всего, антропологизм* – это идея, а чтобы разработать ее как концепцию, необходимо, по меньшей мере, вышеназванные мировоззренческие категории: «человек», «природа», «общество» – наполнить содержанием, адекватным реальности, структурировать, раскрыть их взаимосвязи.
В этом плане классические основы отечественной науки отражают многомерные подходы к выявлению сущности человека. Так, И.М. Сеченов и И.П. Павлов настаивали на необходимости «слить психологию с физиологией», чтобы выявить механизм психических явлений. К.Д. Ушинский видел в антропологии возможность изучения человеческой природы «в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии» *.
Плеяда ученых XX столетия (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др.) создают научные основы нового уровня человековедения.
Исходя из идеи антропологизма и на основе анализа человекознания в системе наук нами разработана модель соотношения «мир – человек» и «человек - мир» в их системно-целостной организации*.
С целью раскрытия сущностной организации человека Л.С. Выготский пытался выявить первоначальную структурную «единицу», которая позволила бы развернуть всю систему. В этой ипостаси ученый анализировал переживания, потребности человека. Однако ограниченность исследования сферой психического не позволяет распредметить системно-структурную сущностную организацию человека.
В нашем исследовании первоначальной структурной «единицей» определена активность как фундаментальное свойство всего сущего и как признак жизни человека. В связи с этим активность атрибутирована как доминанта функционирования нервной системы человека во взаимосвязи его с окружающим миром.
Интегративные основы осмысления человека и мира позволяют моделировать структуру их сопряженности в системно-целостном отражении реальных взаимосвязей и взаимодействия.
Модель сопряженности «человек – мир» выстраивается на пентабазисной основе. Все взаимосвязи и взаимодействия необходимо представлять умозрительно. Компоненты, представленные под объединяющей скобкой, рассматриваются какдоминанты.
* Антропологизм определяется как философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и исходящая из нее в объяснении природы и общества.
Модель № 1
(фрагмент)
.
Свойство активность определяется в физиологии как «сила реагирования», вероятно, в этом смысле можно признать ее избирательный характер. Иные характерные показатели активности рассматриваются в «физиологии активности», где ее проявление обусловлено «моделью потребного будущего». В этом русле активность человека характеризуется нами как инициативная. Произвольная и надситуативная (сознательная) виды активности в большей мере анализируются в психологии, но в структурном моделировании нами выявляется обязательность рефлексивной активности и ее доминирующая значимость в сущностном очеловечивании Homo sapiens.
Модель отражает диалектику сущностного проявления становления человека, в силу чего становятся понятными философские смыслы жизнедеятельности человечества. Человек при рождении не выбирает ни континент, ни страну, ни расу, ни родину, ни родителей. Все это предопределяется свыше. Человечество должно сосуществовать и сохранять этот мир цветных материков и народов. Назначение человека – реализовать себя как Homo sapiens, и в праведности ему помогут Высший Разум и духовные биоэнергетические связи и силы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т.2. – СПб., 1868. – 516 с.
2. Вединяпина В.А. Соотношения «мир – человек» в их системно-целостной организации //Успехи современного естествознания. – М. – 2005. - №1. – С.86 – 88.
Библиографическая ссылка
Вединяпина В.А. АНТРОПОЛОГИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ СООТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК – МИР» // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=43 (дата обращения: 15.10.2024).