Создание общего образовательного пространства предусматривает решение разнообразных задач не только странами, входящими в Европейское содружество, но и России. Для расширения российского рынка образовательных услуг особенно важны международное признание её дипломов, повышение востребованности подготовленных специалистов в разных странах мира, формирование привлекательного климата для получения высшего образования иностранными гражданами в высших учебных заведениях. Указанные задачи требуют значительных усилий по реформированию образования, начиная с дошкольного и кончая последипломным этапами. Начало процессу интеграции европейских национальных образовательных систем было положено в 1999 г. Болонской декларацией, основной целью которой явилось создание единой общеевропейской системы образования, экономически конкурентной, поставляющей высокопрофессиональных специалистов, обладающих современными знаниями и способных к их постоянному обновлению и совершенствованию. В 2003 г к Болонской декларации присоединилась и Россия, что потребовало модернизации отечественного образования и повышения его качества.
В области медицинского образования в РФ сложились классические формы подготовки медицинских кадров по различным специальностям. Следует отдать должное клинической подготовке будущих врачей, исторически сложившейся преемственности преподавания клинических дисциплин и формирования клинического мышления, начиная с третьего курса обучения студентов и продолжающегося в течение четырех лет на додипломном этапе, одного года в интернатуре или двух лет в клинической ординатуре в системе последипломного образования.
Огромное значение для обеспечения качественного образовательного процесса на клинических кафедрах имеют образовательные стандарты, в соответствии с которыми строятся программы по каждой клинической дисциплине. В медицинской школе России перестроечных времен практически не существовало образовательных стандартов, удовлетворяющих международным требованиям подготовки. Перечень медицинских специальностей с каждым годом увеличивался и поражал своим узко локалистическим подходом, не позволяющим следовать главному классическому правилу врачевания - «лечить не болезнь, а больного». В настоящее время в России утверждено 106 врачебных специальностей, тогда как в Германии признаны- 24, в Великобритании - 16, в Европе в целом - 17 медицинских специальностей. Страдает уровень подготовки по узким специальностям, невозможно овладеть в полной мере компетенцией специалиста в области офтальмологии, оторинолариногологии и т.д. за один год обучения в интернатуре. Необходима предварительная базовая подготовка. В Европе врача-специалиста на последипломном уровне готовят от 3 до 6 лет, втрое дольше, чем в России. Нельзя признать правильным формирование узкого специалиста на додипломном этапе образования, призванного обеспечить качественную базовую подготовку будущего врача, а также отсутствие прогнозирования потребности отечественного здравоохранения в определенных специалистах. В настоящее время в РФ на одного врача приходится 240 человек, тогда как в США - 420, в Великобритании - 940, и, несмотря на это в нашем государстве не хватает врачей там, где они нужнее всего - в первичном звене здравоохранения. Подобным образом обстоит дело и с потребностью в медицинских сестрах. В России соотношение врачей и медицинских сестер - 1:2, тогда как рекомендуемое ВОЗ оптимальное отношение 1:4.
Одно из требований Болонского процесса - этапность высшего образования, подразумевающая подготовку бакалавров в течение 3 лет и магистров, обучение которых продолжается 4 года. Традиции России сложились так, что медицинские работники со степенью бакалавра не востребованы национальной системой здравоохранения, их место в процессе оказания медицинской помощи населению занимают фельдшеры, подготовка которых в странах Европейского Союза не проводится. Поэтому одной из особенностей высшего медицинского образования в РФ, как было отмечено на совещании ректоров вузов страны стала неприемлемость введения бакалавриата и магистратуры в медицинский образовательный процесс, тем более что Россия имеет значительно больший опыт в сфере высшего медицинского образования по сравнению со многими европейскими странами, и было бы неверным разрушить систему подготовки врача в клинических пропедевтических и госпитальных школах на этапе додипломного образования. Увлечение специализациями привело к появлению в нашей стране врача, функции которого не закреплены перечнем врачебных специальностей - речь идет об участковом терапевте, подготовка которого на последипломном этапе образования после распада СССР практически прекращена, так как повышение их квалификации все годы перестройки проводилось и проводится на кафедрах внутренних болезней (терапевтического профиля) в стационарных условиях, в отрыве от реального места их функционирования в первичном звене здравоохранения. Приказ Минздравсоцразвития о повышении качества медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, повышении заработной платы врачам и медицинским сестрам, занятым в нем, предусматривающий проведение циклов повышения их квалификации в объеме 72 и 144 часов для участковых терапевтов на кафедрах внутренних болезней последипломного образования, для педиатров - на кафедрах детских болезней не смогут решить задач, стоящих в современных условиях в области совершенствования, повышения качества первичной медико-санитарной помощи населению. На старых рельсах невозможно движение нового механизма. Наиболее сложным в этом процессе станет изменение сложившегося стереотипа участкового врача, направленного исключительно на лечение различных болезней, выдачу листков временной нетрудоспособности и почти полное отсутствие профилактического мышления и профилактической направленности их деятельности. В европейском сообществе и других странах мира нет врачей, подобных отечественным участковым терапевтам и педиатрам. Врачи этих специальностей, как правило, работают в специализированных клиниках, консультативно-диагностических центрах.
Главной функциональной единицей первичного звена здравоохранения является врач общей практики/семейный врач, призванный по определению Королевского колледжа Великобритании, оказывать персональную и непрерывную первичную медико-санитарную помощь пациентам и членам их семей независимо от пола и возраста. Он берет на себя ответственность за принятие первичного решения по каждой проблеме, с которой пациент обращается к нему, при необходимости консультируясь со специалистами.
Первичному звену здравоохранения РФ в современных условиях необходим специалист по общей врачебной практике/семейной медицине, в связи с чем в 1992 г. в номенклатуру врачебных специальностей введена новая специальность - общая врачебная практика/семейная медицина. Постепенно во всех регионах РФ формируется социальный заказ на подготовку специалистов по ОВП/СМ и переподготовку работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях врачей для получения новой специальности. Впервые при разработке профессионального образовательного стандарта ВОП/СВ учтены требования Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей, ставшие обязательным компонентом документов подобного уровня. Среди них - критерии профессиональной компетенции, модульная система подготовки, кредитная оценка знаний, навыков, умений, общения, технологии клинического аудита - качества профессионального функционирования.
Первый образовательный стандарт по ОВП/СМ действовал в РФ с 2000 г. В 2005 г. на кафедре семейной медицины ММА им. И.М.Сеченова при участии ряда экспертов других медицинских вузов страны был разработан новый документ, содержащий современное определение специальности, ее основополагающие признаки, требования к объему оказываемой первичной медицинской помощи. Стандарт четко соответствует рекомендациям к составлению программы обучения специалистов по ОВП/СМ, утвержденной на европейской региональной конференции WONCA в Амстердаме в июне 2004 г. В нем приведены ключевые характеристики специальности, в которых отмечено, что в рамках ОВП/СМ происходит первый контакт пациента с системой здравоохранения, обеспечивается эффективное использование ресурсов, координация специалистов и учреждений здравоохранения разного уровня и системы социальной защиты.
В документе подчеркивается ориентация семейной медицины на пациента, его семью, предусматриваются особый процесс проведения консультирования, длительность и непрерывность оказания медицинской помощи, выделяется процесс принятия решений по профилактике развития заболеваний, технологии ранней диагностики, лечения распространенных болезней, неотложной медицинской помощи на основе доказательной медицины с учетом физических, психологических, социальных, культурных, бытовых аспектов.
В стандарте содержится определение профессиональной компетенции специалиста, приведен перечень умений, пределы компетенции, сферы их реализации в повседневной клинической практике, при общении с пациентом, при руководстве деятельностью общей врачебной практики, подчеркивается, что главным аспектом деятельности ВОП становится личностно-ориентированный подход, большое внимание в котором должно уделяться отношениям врача и пациента, современным научным особенностям принятия решений, интегральному анализу проблемы индивида.
Определены этапы послевузовской профессиональной подготовки ВОП/СВ: последипломное образование; непрерывное профессиональное образование (развитие). Нормативные сроки освоения стандарта профессиональной подготовки по специальности ОВП/СВ различны для разных категорий обучающихся. Специальность ОВП/СМ может быть получена выпускниками лечебного и педиатрического факультетов в клинической ординатуре (2 года обучения, 144 кредита), путем профессиональной переподготовки врачей других лечебных специальностей в течение 6 месяцев (36 кредитов). Для углубленного изучения проблем и оказания медико-социальной помощи детям и подросткам предусмотрена трехгодичная клиническая ординатура, в которой первые два года соответствуют программе послевузовской профессиональной подготовке по специальности ОВП/СВ, а третий- состоит из освоения педиатрии.
В образовательном стандарте по ОВП/СМ специальный параграф содержит требования по непрерывному профессиональному образованию врачей, указаны его цели, пути осуществления, требования к ресертификации, набору установленного количества кредитов.
Квалификационные требования к уровню подготовки врачей по ОВП/СМ представлены в каждом образовательном модуле, содержащем перечень необходимых знаний, умений. Регистр практических навыков составлен на основе международных стандартов улучшения качества последипломного образования и непрерывного профессионального развития Всемирной Федерации Медицинского Образования (Копенгаген, Дания, 2003). Выделены 2 уровня практической подготовки: базовый минимальный объем, выполнение которого обязательно; расширенный продвинутый объем, его освоение желательно, т.к. соответствует международной практике.
Нововведением для основополагающих российских медицинских образовательных документов стали методические рекомендации по реализации стандарта, в которых приведен перечень наименований обучающих действий с оценкой их трудоемкости в кредитах. Среди них написание (защита) реферата, выступления с докладами на конференциях, конгрессах различного уровня, организация и руководство школой пациентов, разработка рекомендаций для больных и населения по актуальным медицинским и медико-социальным проблемам, написание и публикация статей и тезисов, проведение занятий по ОВП с разработкой методических материалов, критическая оценка медицинский публикаций, рекомендаций с использованием методов доказательной медицины, презентации клинических случаев на врачебных конференциях, разработка тестовых заданий, проведение консультаций с видеозаписью, клинический аудит по ведению пациентов в ОВП, освоение новых практических навыков.
Завершающим разделом стандарта стали требования к кадровому обеспечению учебного процесса, где представлены основные элементы и критерии профессиональной деятельности преподавателя кафедры общей врачебной практики/семейной медицины. Приведены требования к его знаниям и умениям, к учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации учебных практик и квалификационному экзамену на получение сертификата специалиста по ОВП. В стандарте содержится описание современных трехэтапных проверочных испытаний, включающих тестовый контроль, оценку владения практическими навыками и умениями обучающихся и заключительное собеседование. По результатам трех этапов экзамена формируется итоговая оценка и принимается решение о выдаче сертификата специалиста.
На сегодняшний день стандарт профессиональной подготовки специалиста в области общей врачебной практики/семейной медицины является наиболее полно соответствующим международным критериям последипломного профессионального и непрерывного профессионального образования. Его использование в подготовке специалистов соответствующего профиля позволит повысить квалификацию врача первичного звена здравоохранения и сделать их востребованными на международном рынке медицинского труда.
Библиографическая ссылка
Горшунова Н.К. СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ КРИТЕРИЯМ И ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ/СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=428 (дата обращения: 03.11.2024).