Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Глухих Я.А.

В условиях непосредственных международных контактов умение общаться на иностранном языке, особенно в устной форме, становится необходимым условием образования современного специалиста. Владение иностранным языком является одним из важнейших элементов, определяющих ценность молодого специалиста. Свободное владение иностранным языком из привилегии лингвистического специального образования становится потребностью каждого специалиста. Однако, в условиях возросшего интереса студентов к изучению иностранных языков, свободного доступа к аутентичной литературе и возможности непосредственного общения с иностранцами в России и в стране изучаемого языка остаётся нерешённой проблема развития у студентов готовности к коммуникации. Когда возникает ситуация живого общения, многие из них просто отмалчиваются, не вступают в дискуссию, а если и пытаются отстоять свою точку зрения, то часто становятся агрессивными, перебивают оппонента, не дают ему высказаться. Иногда, решившись выступить с докладом, студент теряет нить повествования, начинает запинаться и заикаться, вызывая насмешки слушателей, что навсегда отбивает у него желание повторить свой печальный опыт. Это связано с тем, что ни в школе, ни в вузе часто не разрабатываются правила конструктивной коммуникации, не вырабатывается коммуникативная компетенция.

Чтобы избежать подобных трудностей в общении, необходимо выработать такие приёмы обучения, которые окажутся способными восполнить дефицит коммуникации и подготовить студентов к реальному общению.

Даже неординарное решение проблемы в любой сфере жизнедеятельности не может быть получено человеком, не обладающим творческими способностями, творческим потенциалом. Однако, от понятия «творчество» следует отличать понятие «креативность», или, точнее, способность к творчеству. Креативность является важнейшей составляющей личности, определяющей её готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Креативность рассматривается как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению, а также осознанию и развитию своего опыта. Иными словами, если творчество понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Креативность как качество личности проявляется с разных сторон. Социальная креативность, проявляющаяся в социальной сфере, необходима человеку в повседневной жизни. Социальная креативность стимулируется, в основном, изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социализации личности, определяющей её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Коммуникативная креативность - это определённая психическая и социальная готовность личности, позволяющая изменить имеющуюся ситуацию общения так, чтобы общающиеся партнёры могли бы довести до конца какую-то совместную деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты.

Условием приобретения студентами за сравнительно короткий период времени достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции, который позволял бы свободно пользоваться иностранным языком в любых видах деятельности, является развитие у них в процессе обучения именно социальной и коммуникативной креативности, необходимой человеку в общении: как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Показателем креативности выступает умение решать задачи, возникающие в процессе межличностного общения, участие в ролевых играх и находить выход из трудной, иногда конфликтной коммуникативной ситуации, применение различных тактик поведения для достижения конкретно поставленной цели.

Креативность как коммуникативный ресурс личности нуждается в развитии в специально созданных условиях. Одной из форм такой работы может быть тренинговая работа. Основными задачами таких тренингов является осознание и преодоление барьеров, препятствующих проявлению творческих ресурсов в общении, формирование навыков и умений в диалогическом общении, а для педагога - формирование навыков и умений создания благоприятных условий для развития креативной личности студентов.

В качестве приёма для развития социальной и коммуникативной креативности студентов на занятиях по иностранному языку можно, например, использовать деловую игру. В чужой позиции можно позволить себе и другие, нетипичные критерии, которые затем можно перенести и в другие ситуации. Поэтому игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к её переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них. Игры помогают усваивать новые приёмы решения, так как в них нет риска и возможным становится временное или частичное изменение своего подхода к тревожащим проблемам, а значит, вносятся и некоторые изменения в установки, то есть, открывается путь для информации, ранее недоступной.

Цели использования деловых игр на занятиях по иностранному языку многообразны. А именно:

1.      совершенствование практических (речевых) навыков и умений;

2.      тренировка в использовании учебного материала;

3.      развитие творческого потенциала личности;

4.      повышение интереса к занятиям и др.

Таким образом, иностранный язык выступает, с одной стороны, как цель: ролевая игра помогает наиболее эффективно усвоить пройденный языковой материал, совершенствовать уже имеющиеся речевые навыки и умения, повысить уровень владения иностранным языком. С другой стороны, иностранный язык является средством, полезным для развития творческих способностей и творческого общения: диалогического и коллективного.


Библиографическая ссылка

Глухих Я.А. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=427 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674