Сегодня, в период социально-политического раздрая в общественной жизни нашей страны особую актуальность приобретает проблема свободы. С утверждением гуманизма как философского направления и как общественного движения наше внимание особенно возрастает к категории свободы, поскольку она всегда являлась ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения и практики.
В своей педагогической практике приверженцы теории свободного воспитания А.Нейлл, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, Л.Н. Толстой и др. рассматривали данную проблему, прежде всего, в контексте способности ребенка разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Для них многие вопросы педагогики в той или иной степени возводились к рассматриваемой философской проблеме - проблеме свободы. В своей практической деятельности они ориентировались, прежде всего, на развитие у детей свободоспособности, ставя для себя задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания и свободной деятельности. Проблему образования личности они выстраивали в проблему индивидуального развития, а сам педагогический процесс в субъект-субъектные отношения, где на первый план выступает сотворчество взрослого и ребенка.
Говоря об истоках философии свободного воспитания в основе его можно увидеть воззрения М.Монтеня, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Спенсера.
Так, М.Монтень в своих «Опытах» писал, что ребенку внушают готовые истины, когда он еще не способен судить об их достоверности. По Монтеню, человеку надо помочь научиться самому наблюдать мир, и на основании этих наблюдений размышлять, сравнивать, оценивать, вырабатывать самостоятельные суждения. Воспитателем для ребенка должна явиться сама природа, а способность к суждению возникнет в опыте из сопоставления разума с действительностью.
Что касается Локка, то он утверждал, что все развитие человека зависит в первую очередь от того, каким оказался его конкретный индивидуальный опыт. Он считал ребенка существом, обладающим самостоятельной ценностью и требующим к себе уважения, и полагал, что руководить обучением следует, опираясь на естественные склонности ребенка. А дети и сами, что отмечают последователи свободного воспитания, не любят праздности, они стремятся к свободной и разнообразной деятельности.
Аналогичные идеи высказывал и Ж.-Ж Руссо. Он полагал, что человек рождается на свет совершенным, но его уродует воспитание. Он считал, что ошибка преждевременного воспитания состоит в том, что ребенка окружает чрезмерно широкая периферия культурных впечатлений, которая разлагает еще только зарождающуюся в нем центростремительную силу. Поэтому преждевременное воспитание, в котором предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, зачастую воспитывает безличных людей. По Руссо, ребенка необходимо побуждать к самостоятельному приобретению личного опыта. Педагоги, проповедующие свободное воспитание, также призывают уважать в ребенке личность и предоставлять ему свободу развития, для чего необходимо соответствующим образом организовывать вокруг него воспитательное пространство.
Последователь Руссо Песталоцци также призывал следовать за естественным развитием ребенка, постоянно подчеркивал необходимость уважать его личность и предоставлять свободу, преодолевая при этом принуждение в образовании. Что касается Г.Спенсера, то он призывал всячески поощрять в процессе спонтанного развития ребенка самостоятельность последнего.
Свои мировоззренческие идеи педагоги свободного воспитания также черпали из философского течения экзистенциализма, которое возникло накануне Первой мировой войны. В частности, из доктрин таких авторитетных философов, как Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др., суть которых заключалась в том, что человек должен поверить в себя, в свои силы и творить себя сам. Это самосозидание, происходящее в постоянно возникающих жизненных ситуациях, когда приходится осуществлять выбор и принимать решения, должно опираться на основополагающие для человеческого существования категории - любовь, терпение, помощь, доброту и доверие. Данное воззрение базируется на положении, что каждому человеку присущ свой уникальный путь развития, в силу чего он полностью ответственен за свою собственную судьбу. Для экзистенциалистов фундаментальным фактом существования является свобода выбора своей судьбы, себя самого и нести за это ответственность. Педагоги-практики свободного воспитания, исходя из философских воззрений, проповедующих идею свободы, призывают своих последователей любить ребенка не как себя, а как его, со всеми его достоинствами и недостатками. Следуя идеям экзистенциалистов, надо, по сути, буквально и основательным образом учиться вместе со своими воспитанниками, каждый раз, по сути, заново решая проблему содействия развитию уникальной личности каждого ученика.
Библиографическая ссылка
Валеев А.А. ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=41 (дата обращения: 09.10.2024).