Наибольший вклад в формирование суммарного экономического ущерба по-прежнему вносит заболеваемость гриппом и острыми респираторными инфекциями, составляющая 88,8% от всех инфекционных заболеваний, что свидетельствует о лидирующей роли этой патологии в оценке медицинских, социальных и экономических последствий для общества [1].
Острый обструктивный ларингит и острый бронхиолит нередко сопровождают острые респираторные инфекции вызванные вирусом парагриппа (HPIV), гриппа (IFV), респираторно-синцитиальным вирусом (RSV), аденовирусом (AdV) и риновирусом (HRV) у детей в возрасте от 6 мес. до 6 лет, встречающиеся с частотой от 10% до 30% [9, 15]. Показано, что у 23-50% детей после перенесенного острого бронхиолита и при рецидивировании острого обструктивного ларингита наблюдается трансформация в хронические обструктивные и аллергические заболевания дыхательных путей [4, 6, 7].
Иммунный ответ организма на вирусную инфекцию представляет собой комплексный процесс, в который вовлечено множество клеток, цитокинов и медиаторов. Противовирусный иммунитет, в ранний период инфекции, реализуется за счет активации α/β-интерфероном (α/β-IFN) цитотоксических лимфоцитов CD8+, которые взаимодействуют с фрагментами вирусных белков ассоциированных с МНС I класса посредством Т-клеточных рецепторов, а также NK-клеток не имеющих маркеров зрелых Т- и В-лимфоцитов, распознающих инфицированные клетки неэкспрессирующие компоненты МНС. Активированные цитотоксические лимфоциты CD8+ и NK-клетки являются важным источником продукции g-интерферона (g-IFN), основного фактора противовирусной защиты. Интерфероны не только подавляют вирусную репликацию, за счет инициации экспрессии МНС I класса и активации CD8+ Т-лимфоцитов, но также посредством g-IFN оказывают не менее важный иммунокоррегирующий эффект, заключающийся в инициации образования МНС II класса на антигенпрезентующих клетках, с последующей активацией CD4+ Т-лимфоцитов, и регуляции баланса между Th1 и Th2 субпопуляциями лимфоцитов.
Несмотря на распространенность респираторных вирусных инфекций, цитокиновый ответ при этих заболеваниях изучен недостаточно, особенно роль низкого уровня g-IFN в формировании обструктивных проявлений ОРВИ.
Целью настоящей работы явилась оценка уровня спонтанного и стимулированного g-IFN с учетом этиологического фактора в ранние сроки развития острого обструктивного ларингита и острого бронхиолита.
Материал и методы
Под наблюдением находилось 126 детей с острым обструктивным ларингитом и острым бронхиолитом, средний возраст которых составил 17,3 месяца, 95% ДИ (15,28; 19,32). По результатам кластерного анализа доминирующих клинических симптомов все обследованные дети были разделены на 3 группы: первую группу составили дети с острым обструктивным ларингитом; вторую - дети с острым обструктивным ларингитом сочетающимся с обструктивным бронхитом; третью - дети с острым бронхиолитом.
Критерии включения больных в исследование: наличие острого обструктивного ларингита, острого обструктивного ларингита в сочетании с обструктивным бронхитом, острого бронхиолита; возраст от 1 мес. до 3-х лет, включительно; обращение за медицинской помощью в 1-4-ый дни заболевания; отсутствие у больных хронической патологии и врожденных пороков развития трахеобронхиального дерева; завершенные случаи заболевания - в результате лечения было зарегистрировано выздоровление.
Критерии исключения: возраст детей старше 3 лет; обращение за медицинской помощью позднее 4 дня от начала заболевания; осложнения обусловленные наслоением бактериальной флоры (пневмония, отит, синуит и т.д.); наличие хронической патологии и врожденных пороков трахеобронхиального дерева, в том числе и врожденный стридор; регулярное применение антигистаминных, бронходилятирующих или гормональных лекарственных препаратов, а также применение до поступления в стационар иммунокоррегирующих средств.
Степень стеноза гортани при остром обструктивном ларингите оценивалась во время осмотра ребенка, по бальной шкале C.R. Westley (1978). Оценка состояния больного с острым бронхиолитом при поступлении в стационар и после проведения ингаляционной терапии (беродуал или сальбутамол) и/или подачи увлажненного кислорода, проводилась на основании данных «Респираторного листа». Степень тяжести бронхиолита оценивалась в соответствии с бальной шкалой предложенной E. Kerem et al. (1991), в модификации K.M. Giugno et al. (2004).
Для одновременной регистрации IgM и IgG к основным этиологическим агентам инфекционных заболеваний респираторного тракта (Legionella pneumoniae, Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae, Chlamydophila Burnetti, Adenovirus, Respiratory syncytial virus, Influenza virus A и B, Parainfluenza virus 1, 2, 3), в сыворотке крови, использовались коммерческие тест-наборы реактивов для непрямого иммунофлюоресцентного исследования PNEUMOSLIDE IgM и IgG (Vircell S.L., Испания). Определение показателей интерферонового статуса (спонтанный и стимулированный γ-IFN) проводили с использованием набора реагентов ProCon IFgamma производства ООО «Протеиновый контур» (Санкт-Петербург), методом твердофазного иммуноферментного анализа, путем выделения лимфоцитов из венозной крови с антикоагулянтом (гепарин), с помощью градиента - фенолверографина, после 3-х кратного отмывания до получения концентрации клеток 106 /мл, митоген-индуцированный γ-IFN - под действием фитогемагглютинина (ФГА).
Для статистического анализа был использован метод случайного отбора больных в соответствии с критериями включения и исключения в исследуемую группу, что определяло репрезентативность выборки. При статистической обработке материала был применен кластерный анализ, ранговый дисперсионный анализ Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ. Оценка уровня интерферонов в сыворотке крови здоровых детей, сопоставимых по возрасту и полу с исследуемыми группами, была выполнена с позиций доказательной медицины на основе систематического обзора и мета-анализа ранее опубликованных 10 рандомизированных исследований с помощью программы Comprehensive Meta-analysis 2.2.027. Статистический анализ проведен на персональном компьютере с использованием коммерческой прикладной программы Statistica 6.0 для Microsoft Windows фирмы StatSoft.
Результаты исследования и их обсуждение
У человека γ-IFN является кофактором, обеспечивающим активацию антигенпрезентующих клеток, и дальнейший синтез этими клетками IL-12 непосредственно направляющего дифференцировку Th0-лимфоцитов в Th1-лимфоциты, обеспечивающих противовирусный иммунный ответ посредством образования IL-12 и γ-IFN [10].
Уровень спонтанного γ-IFN при остром обструктивном ларингите и остром бронхиолите не имел достоверного отличия от показателей здоровых детей (25,6 ± 2,0 пкг/мл). Это подтверждает данные о том, что у детей раннего возраста динамика образования эндогенного интерферона значительно ниже по сравнению с уровнем спонтанного γ-IFN в сыворотке крови взрослых доноров (148,3±11,8 пкг/мл) [2].
Таблица 1. Интерфероновый статус у детей с обструктивными осложнениями ОРВИ (M±m)
γ - IFN (пг/мл) |
Группы |
||
I (n=24) |
II (n=19) |
III (n=18) |
|
спонтанный |
28,1±4,1 |
29,9±6,1 |
23,0±2,9 |
стимулир. ФГА |
386,4±62,8 |
457,8±85,8 * |
53,8±6,3 ** |
Примечание:
* - достоверность отличия показателей II и III групп, р<0,05;
** - достоверность отличия показателей III и I групп, р<0,05;
Уровень стимулированного γ-IFN был достоверно снижен во всех исследуемых группах по сравнению с показателем контроля, составившим - 861,5±7,6 пг/мл (табл. 1). При остром бронхиолите наблюдалось более выраженное уменьшение образования стимулированного γ-IFN - 53,8±6,3 пг/мл, по сравнению с уровнем данного показателя в I и II группах - 386,4±62,8 и 457,8±85,8 пг/мл, соответственно (р=0,000).
По мнению C.C. Copenhaver et al. (2004), недостаточное образование спонтанного и стимулированного γ-IFN у детей раннего возраста предрасполагает к тяжелому течению и повторному инфицированию респираторными вирусами и может являться неспецифическим маркером неадекватного противовирусного иммунитета [5]. Это подтверждает выявленное нами уменьшение концентрации стимулированного g-IFN при нарастании стеноза гортани при остром обструктивном ларингите и степени тяжести острого бронхиолита, а также обратная корреляционная связь между тяжестью острого бронхиолита и уровнем стимулированного γ-IFN (r= - 0,530, p=0,000).
При стенозе гортани 1 степени наблюдалось уменьшение образования стимулированного γ-IFN (646,8±82,6 пг/мл), по сравнению с показателем здоровых детей. При стенозе гортани 2 и 3 степени способность к образованию стимулированного g-IFN была значительно ниже - 317,3±62,3 и 182,4±70,7 пг/мл, соответственно, по сравнению с данными при стенозе гортани 1 степени (р=0,003 и р=0,001).
При остром бронхиолите средней тяжести показатели спонтанного γ-IFN и способность к продукции стимулированного γ-IFN были достоверно ниже по сравнению с контролем, и составили - 19,7±2,5 и 56,8±7,2 пг/мл, соответственно. При тяжелом течении острого бронхиолита отмечалось выраженное угнетение образования стимулированного γ-IFN - 45,8±13,1 пг/мл, по сравнению с данными контроля. Корреляционный анализ позволил выявить обратную связь между степенью тяжести острого бронхиолита и количеством стимулированного γ-IFN (r= - 0,530, p=0,000).
По данным нашего исследования установлено доминирование в этиологии острого обструктивного ларингита и острого бронхиолита более чем в половине случаев (57,4%) ассоциации респираторных вирусов с M. pneumoniae или Chl. pneumoniae, а также респираторно-синцитиальной и микоплазменной моноинфекций, что безусловно, оказывало специфическое влияние на иммунную систему, и в частности на показатели интерферонового статуса.
На фоне микст-инфекций респираторно-синцитиального вируса с M. pneumoniae (RSV+Mp) и аденовируса с Chl. pneumoniae (AdV+Chl), а также респираторно-синцитиальной моноинфекции показатели стимулированного γ-IFN были значительно ниже - 67,3±9,9 пг/мл, 169,3±70,8 и 370,5±103,4 пг/мл соответственно, по сравнению с микоплазменной моноинфекцией - 687,8±69,3 пг/мл (р=0,000, р=0,000 и р=0,008).
Таблица 1. Интерфероновый статус в зависимости от этиологического фактора (M±m)
γ- IFN (пг/мл) |
Подгруппы |
|||
1 (n=13) |
2 (n=10) |
3 (n=21) |
4 (n=6) |
|
Mp |
RSV |
RSV+Mp |
AdV+Chl |
|
спонтанный |
22,3±5,5 |
4,9±10,3 |
20,1±2,3 |
39,5±5,6 |
стимулир. ФГА |
687,8±69,3* |
370,5±103,4 |
67,3±9,9** |
169,3±70,8 # |
Примечание:
* - достоверность различий показателей 1 и 2 подгрупп, р<0,05;
**- достоверность различий показателей 1 и 3 подгрупп, р<0,05;
#- достоверность различий показателей 1 и 4 подгрупп, р<0,05.
Была отмечена и обратная корреляционная связь между уровнем стимулированного γ-IFN и сочетанием респираторно-синцитиального вируса с M. pneumoniae (r= - 0,521, p=0,000).
Установленные нарушения интерферонового статуса при остром обструктивном ларингите и остром бронхиолите являются наглядным отражением неполноценного Th1 звена иммунной системы, а именно снижения синтеза стимулированного γ-IFN.
Выявленный дисбаланс может предрасполагать: во-первых, к персистированию респираторных вирусов, M. pneumoniae и Chl. pneumoniae в эпителии трахеобронхиального дерева [3, 12]; во-вторых, к доминированию Th2 звена иммунной системы с образованием вирус-специфических IgЕ [8, 11]; в-третьих, к хроническому иммуновоспалительному процессу в легочной ткани, за счет активации синтеза NF-kB и повышенной продукции TNF-a, IL-6, IL-8, ICAM-1, TGF-b и GM-CSF [13, 14], а значит возможному формированию бронхиальной гиперреактивности и ремоделированию трахеобронхиального дерева.
Выводы
- Количество спонтанного γ-IFN при остром обструктивном ларингите и остром бронхиолите достоверно не отличается от уровня данного показателя у здоровых детей.
- Острый обструктивный ларингит и острый бронхиолит, вызванные респираторно-синцитиальным вирусом, M. pneumoniae, ассоциациями респираторно-синцитиального вируса с M. pneumoniae и аденовируса с Chl pneumoniae сопровождаются снижением образования стимулированного γ-IFN.
- Микст-инфекции, обусловленные сочетанием респираторно-синцитиального вируса с M.pneumoniae и аденовируса с Chl.pneumoniae, а также респираторно-синцитиальная моноинфекция характеризуются более низкими показателями стимулированного γ-IFN, по сравнению с микоплазменной моноинфекцией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Малеев В.В., Покровский В.И. // Тер.архив. 2004. №4. С. 5.
- Собчак Д.М., Корочкина О.В. // Тер. архив. 2005. №11. С. 23.
- Blasi F. // Eur Respir J. - 2004. - Vol.24. - P. 171.
- Bont L., Aalderen W.M., Kimpen J.L. // Paediatr Respir Rev. 2000. №1. Vol.3. P. 221.
- Copenhaver C.C., Gern J.E., Li Z. [et al.] // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2004. №170. P. 175.
- Culley F.J., Pollott J., Openshaw P.J.M. // The J of Exp Med. 2002. - №10, Vol.196. P. 1381.
- Díaz P.V., Calhoun W.J., Hinton K.L. [et al.] // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 1999. №4. Vol.160. P.1157.
- Dakhama A., Park J.-W., Taube C. [et al.] // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2004. Vol.170. P. 952.
- Henrickson K.J. // Clinical Microbiology Reviews. 2003. №2. Vol.16. P. 242.
- Herring A.C., Hernández Y., Huffnagle G.B., Toews G.B. // Semin Respir Crit Care Med. - 2004. - № 25, Vol.1. - P. 3.
- Holt P.G., Sly P.D. // Eur Respir J. 2002. Vol.19. P. 538.
- Hogg J.C. // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2001. №10. Vol. P. 71.
- Keicho N., Higashimoto Y., Bondy G.P. [et al.] // Am J Physiol Lung Cell Mol Physiol. 1999. Vol.277. P. 523.
- Kim J., Kim S.W., Park C.S. [et al.] // The J of Immunol. 2000. Vol.165. P. 3384.
- Leung A.K., Kellner J.D., Johnson D.W. // J Pediatr Health Care. 2004. №18. Vol.6. P. 297.
Библиографическая ссылка
Белан Ю.Б., Старикович М.В., Голочалова С.А., Безрукова Л.А. ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕРФЕРОНОВОГО СТАТУСА ПРИ ОСТРОМ ОБСТРУКТИВНОМ ЛАРИНГИТЕ И ОСТРОМ БРОНХИОЛИТЕ У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=400 (дата обращения: 18.04.2025).