В последние годы все большую тревогу вызывает здоровье молодого поколения нашей страны. Поэтому одной из основных задач является приведение образовательного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся. Для решения этой задачи необходимо знание особенностей адаптации школьников и студентов к учебным нагрузкам.
Эксперимент был проведен в 2004-2005 учебном году на педагогическом факультете Белгородского государственного университета и в Прохоровской гимназии п. Прохоровка Белгородской области. Всего было обследовано 210 студентов первых и вторых курсов и 268 гимназистов в возрасте 12-17 лет.
Адаптивные возможности школьников и студентов изучали методом оценки личностной ситуационной тревожности по Спилбергеру и Ханину. Исследования были проведены у школьников в конце первого полугодия и после каникул в начале второго, у студентов в начале, в конце учебного семестра и в период экзаменационной сессии.
Уровень личностной тревожности отражает способность организма адаптироваться к условиям жизни. Низкий уровень тревожности характеризует нормальное психоэмоциональное состояние человека и его хорошие адаптивные возможности. Умеренная тревожность означает воздействие на организм некоторых стресс факторов, что не позволяет полностью приспособиться к новой обстановке. Высокая тревожность свидетельствует о плохой адаптации, наличии эмоциональных и поведенческих признаков хронического стресса, которые нередко приводят к соматическим расстройствам и нервным срывам.
Полученные результаты дают основание утверждать, что адаптация и школьников, и студентов первого курса к учебным нагрузкам проходит достаточно трудно.
К концу первого полугодия адаптивные особенности гимназистов снижались. Об этом свидетельствуют полученные результаты. Так, среди семиклассников 43% находились в состоянии повышенной возбудимости, т.е. в стрессовой ситуации. Это было связано, по-видимому, с контрольными работами, ответственностью за оценки, недостатком времени, т. е. с большими нагрузками в конце учебной четверти и полугодия.
У школьников всех изученных возрастов в начале второго полугодия, т.е. после каникул уровень тревожности снижался. Так в седьмых классах в 2,5 раза возросло количество детей с низкой тревожностью. И все-таки, даже в это время у гимназистов тревожность умеренная (40,4% всех обследованных) и - высокая (28,2%). У гимназистов выпускных классов повышенные учебные нагрузки и груз ответственности ведет к плохой адаптации. 71 -77% старшеклассников имеют высокую и умеренную тревожность.
У студентов, приступивших к учебе в ВУЗе, нормальное психоэмоциональное состояние и хорошую приспособляемость имели в среднем только 6,5% всех участвующих в эксперименте. От 20 до 64,7% студентов были умеренно тревожны, а от 35,3 до 80,0% всех обследованных студентов имели высокий уровень тревожности и находились в состоянии стресса. Это связано, по-видимому, в первую очередь с переделкой динамических стереотипов, прочно сформированных в предыдущих условиях жизни и обучения. Особенно высокие уровни тревожности и плохие адаптивные возможности отмечались у студентов тех групп, у которых были больше учебные нагрузки.
Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, небольшое количество студентов, имеющих низкий уровень тревожности. Это означает, что студенты плохо адаптировались к новым для себя условиям жизни и учебы. При этом самая высокая тревожность и плохая адаптация были характерны для периода первой экзаменационной сессии, что вполне объяснимо. Меньше всего признаков стресса у студентов было обнаружено в течение семестра, хотя умеренная и высокая тревожность в среднем встречались в 50% случаев. К сессии адаптивные возможности студентов вновь понижались, но вторая сессия у студентов-первокурсников прошла с меньшим напряжением адаптивных механизмов и более низким уровнем личностной тревожности, чем первая.
Таким образом, адаптация гимназистов и студентов первого курса к учебным нагрузкам проходит с большим напряжением адаптивных механизмов при высоком уровне личностной ситуационной тревожности, что может привести к соматическим заболеваниям и функциональным нарушениям ВНД.
*Исследования поддержаны университетским грантом 2005 года ВКГ 061-04
Библиографическая ссылка
Бусловская Л.К. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ* // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=39 (дата обращения: 09.10.2024).