В настоящее время достаточно прояснено отношение исторически обусловленной картины социального мира, науки и образования. С точки зрения социальной прагматики две последние реалии выступают эффективными средствами преобразования мироустройства, а первая задает цель и обеспечивает обоснование возможности и необходимости таких действий. Однако этим аспектом не исчерпывается характер вышеобозначенного отношения. Более того, появляется необходимость его осмысления вне инструменталистских установок, поскольку они уже перестают соответствовать изменяющейся картине социальной реальности, а тем самым перестают удовлетворять запросам общественной практики. Задача, таким образом, заключается в выявлении и экспликации иного рода связи между социумом, наукой и образованием, что предполагает использование иной методологической установки и средств описания.
Прежде всего это выражается в изменении статуса иерархических отношений как формы организации вышеобозначенных реальностей. Иерархия предполагает и раскрывает жесткий характер отношений между четко локализованными и строго определенными элементами. Следует отметить, что современное значение понятия «элемент» сложилось в Новое время, то есть именно тогда, когда в картине мира, социальной в том числе, утверждаются идеи механистического его устройства. Тем самым задавалось доминантное положение таких отношений, которые демонстрировали и раскрывали связи субординации, обеспечивающие возможность построения иерархических моделей любых реалий.
Современный социальный мир хотя и сохраняет иерархическую форму, но она уже не рассматривается как главенствующая. Все больший вес приобретают связи координационные, а главное - сетевые, охватывающие самые разнообразные сферы общественной жизни, начиная от организации жильцов (кондоминимумы) и заканчивая межгосударственными объединениями типа Евросоюза, групп качества (специфическая форма менеджмента) и создание современных корпоративных объединений, где все их члены в том или ином виде участвуют в планировании, управлении и формировании идеологии деятельности. Другими словами, на первый план выдвигаются связи сотрудничества, а не подчинения.
Сегодняшний социальный мир - это мир пересекающихся, перекрывающих друг друга сетей самого разного характера. Переход от иерархической формы организации к сетевой, по сути, переход от общества, ориентированного на производство товаров и услуг к обществу, работающему с информацией в качестве главной цели и ценности.
Понятно, что в такой ситуации наука и образование уже не могут занимать строго определенное место в иерархии социальных реалий, поскольку сами являются своеобразными сетями, покрывающими все социальное пространство. А это, в свою очередь, означает, что они становятся предпосылками, условиями и содержанием преобразования самого социального пространства, превращая его в гетерогенное.
Сетевой характер организации науки проявляется в размывании границ между ее ранее четко определенными частями, что выражается в росте междисциплинарных исследовательских областей, в переходе от тематических к проблемным видам построения и осуществления научного поиска, в проникновении методов и норм социально-гуманитарного познания в естественнонаучное и даже техническое.
Сетевой характер образования выражается как в изменениях, связанных с формами образования - дистанционное, экстернат, домашнее, дополнительное и т.д., так и с его содержанием. Образование, организованное по сетевому принципу, уже не может рассматриваться как способ приобретения знаний и навыков, поскольку они очень быстро устаревают, и не менее быстро меняют свое место в духовном пространстве человека. Такой вариант был более или менее успешен, когда знание имело если не абсолютный, то хотя бы устойчивый характер и выступало другой (вторичной) формой бытия устойчивых (и объективных) мировых закономерностей. Для получения, хранения и трансляции такого знания иерархически организованное образование (от простого к сложному, от начального к высшему) подходило наилучшим образом. Реализация сетевого принципа в образовании требует изменения статуса как преподавателя, так и ученика, что выражается в отказе от «трансляционного» характера их связи. Они оба - равноправные участники образовательной ситуации, в которой знание не столько передается, сколько рождается в актах совместной работы.
Все вышесказанное подводит к выводу, что имеет место реализация в жизни социума, науки и образования специфического рода связи, которую можно характеризовать как связь представленности (презентативности). Ее суть заключается в одновременном и повсеместном осуществлении преобразований, происходящих в любых сферах общественной жизни. Это означает, что ни социум, ни наука, ни образование уже не могут рассматриваться в качестве автономных и локализованных «предметов», но только как состояние единой реальности - общественного бытия. В качестве состояний исследуемые реалии уже не могут быть связаны иерархически, поскольку здесь не выполняется требование одновременности и совместности, так как распространение преобразований (информационных прежде всего) в такого рода организации всегда осуществляется с задержкой. Именно поэтому сеть («паутина») становится адекватной формой организации современного общественного бытия.
Библиографическая ссылка
Брысина Т.Н. СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИУМА, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=38 (дата обращения: 15.10.2024).