В настоящей статье, не претендуя на всесторонний анализ вышеуказанной проблемы, в силу ее сложности и многоаспектности, обратимся к современному состоянию практики поликультурного образования в вузах США. Основными источниками нижеприведенных данных послужили материалы американской научно-педагогической печати, анализ которых свидетельствует, что, несмотря на многолетний опыт борьбы с этнической и расовой дискриминацией, случаи ее проявления по-прежнему распространены в американских вузах. Главная причина негативных отношений как между студентами и преподавателями, так и между самими студентами заключается в их принадлежности к разным этническим группам. По сравнению с ранее проводившимися исследованиями ученые отмечают увеличение числа случаев расовой дискриминации в вузах, главным образом, по отношению к афроамериканским и латиноамериканским студентам. Некоторые преподаватели, по словам самих учащихся - представителей этнических меньшинств, занижают оценку их успеваемости, намеренно создают неравные возможности на занятиях для успешного учения, демонстрируя при этом более доброжелательное отношение к белым студентам. Подробный анализ, обобщающий результаты недавних психологических исследований, представлен группой ученых под руководством Й.Суарез-Бальказар [4]. В дискуссии приняли участие американские психологи, которые подчеркивают, что стереотипирование преподавателем студентов на основании их этнической принадлежности заключает в себе большую опасность, последствия которой трудно преодолеть. Расовая дискриминация нарушает гармонизацию отношений между членами общества, препятствует их мирному сотрудничеству, предоставляя преимущества в социальном и личном благополучии одним индивидам и лишая этих благ представителей иных культурных и этнических групп. Так, Д.Холмс, П.Руперт, С.Росс и У.Шапера отмечают, что характер взаимоотношений преподавателя и студента во многом определяет отношение последнего к учебе и к будущему работодателю. Стереотипирование как вид расовой дискриминации является причиной неуверенности студентов в своих силах и способностях. Результаты опроса студентов свидетельствуют, что подобное отношение преподавателя порождает страх в будущем найти хорошую работу, так как студент боится быть отвергнутым организацией, где работают белые американцы [1]. Более того, М.Оливер, К.Родригес и Р.Микельсон утверждают, что систематическое унижение учащихся преподавателем даже порождает ненависть к правительству, допускающему неравноправие граждан и неверие в государственную систему. Как следствие, это вызывает безразличие к учебе и враждебность к своему коллективу и учебному заведению, поскольку оно является неотъемлемой частью этой системы [3].
Результаты исследований А.Маккормэк свидетельствуют, что в университетах, где основной контингент составляют белые студенты, учащиеся даже не подозревали о существовании подобной проблемы в стенах своего учебного заведения. Автор подчеркивает необходимость своевременного информирования преподавателем студентов о происходящих конфликтах и противоречиях, совместного анализа подобных ситуаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию правильного подхода к ним, умения находить решение без применения силы. Замалчивание о происходящих конфликтах в вузе, по мнению ученого, заключает опасность их повторения не только в стенах учебного заведения, но и в обществе [2].
На наш взгляд, культура высшего учебного заведения призвана сближать студентов из разных этнических групп для того, чтобы воспитывать учащихся в духе нравственных ценностей поликультурного общества. Несмотря на сложность и многоаспектность данной задачи, вузы могут внести существенный вклад в гармонизацию отношений между различными культурами, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму.
В заключение подчеркнем, что актуальность исследования зарубежного опыта обусловлена возможностями использования наиболее ценных достижений мировой педагогической науки и практики в становлении новой образовательной парадигмы России, нацеленной на разностороннее гармоничное развитие личности, подготовку к жизни в условиях культурного, этнического, лингвистического многообразия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Holmes D.L., Rupert P.A., Ross S.A., Shapera W.E. Students' Perceptions of Dual Relationships between Faculty and Students//Ethics and Behavior.-No.9.-1999.-Pp.79-107.
2. McCormack A.S. The Changing Nature of Racism on College Campuses//College Student Journal.-No.29.-1995.-Pp.150-156.
3. Oliver M.L., Rodriguez C.J., Mickelson R.A. Brown and Black in White//Urban Review.-No.17.-1985.-Pp.3-24.
4. Suarez-Balcazar Y. Experiences of Differential Treatment Among College Students of Color//The Journal of Higher Education.-Vol.74.-No.4.-2003.-Pp.428-444.
Библиографическая ссылка
Бессарабова И.С. ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ США // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=36 (дата обращения: 15.10.2024).