Введение
Дистанционное обучение стало одной из ключевых образовательных тенденций последнего десятилетия, значительно изменив подходы к обучению и преподаванию. Этот формат обучения был особенно актуализирован в связи с глобальными вызовами, такими как пандемия COVID-19, которая поставила перед образовательными учреждениями задачи по быстрому переходу на онлайн-платформы [1]. Дистанционное обучение открывает новые возможности для доступа к образовательным ресурсам, расширяя горизонты для обучающихся, которые могут обучаться независимо от географического положения и времени. До сегодняшнего дня понятие дистанционного образования определялось в соответствии с развитием информации и технологий [2]. Если принять во внимание информационно-коммуникационные технологии, которые использовали авторы статьи, и дать определение дистанционному образованию, то его можно определить как здоровую передачу и преобразование информации «где угодно, когда угодно, кому угодно», а также образовательную деятельность, осуществляемую преподавателями и студентами с помощью интернет-технологий без необходимости находиться в одном и том же окружении в одно и то же время [3, c. 132]. Дистанционное образование – один из методов воздействия на студентов. Здесь принципиально меняется позиция преподавателя. Его главной задачей становится мотивировать его к проявлению инициативы, активности и самостоятельности [4]. Он должен организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы. По сути, он создает условия, формирующие виртуальную среду, в которой каждый ученик может совершенствовать свои интеллектуальные и другие способности на уровне развития [5].
Однако, несмотря на потенциальные преимущества, дистанционное обучение также создает ряд значительных вызовов и трудностей. Dündar и Yeşilyurt указывают, что дистанционное образование мешает студентам общаться, некоторые практические курсы читаются дистанционно, в связи с этим возникают проблемы на практике, а качественное обучение не может быть реализовано [6]. Кроме того, преподаватели и другие сотрудники тратят больше усилий и времени на подготовку курсов, а студенты, не владеющие технологиями дистанционного образования, испытывают проблемы в обучении [2]. Uşun (2016) также указал на ограничения дистанционного образования: хотя оно эффективно в приобретении поведения в когнитивной сфере, оно неэффективно в приобретении аффективного и психомоторного поведения, оно не так эффективно, как должно быть, для студентов, у которых нет привычки к индивидуальному и самостоятельному обучению. Люди, работающие в государственных или частных учреждениях, вынуждены выделять большую часть времени, отведенного на отдых, для дистанционного образования, а ограниченное взаимодействие между преподавателем и студентом и студентами между собой негативно влияет на социализацию личности [7]. В исследовании Casacchia и соавт. было установлено, что дистанционное обучение создает различные проблемы для учителей, такие как технические неполадки, увеличение рабочей нагрузки, снижение взаимодействия со студентами и психологические трудности. Кроме того, у значительного числа педагогических работников наблюдались такие эмоциональные последствия, как симптомы депрессии, проблемы со сном и потеря энергии [8]. Аналогичным образом в исследовании Крушевской и соавт. было установлено, что учителя начальных классов испытывают различные трудности в процессе дистанционного обучения, такие как сокращение непосредственного общения обучающихся и родителей, отсутствие мотивации обучающихся, трудности в объяснении нового материала, нехватка технического оборудования и проблемы со здоровьем у учителей. Кроме того, учителям приходилось искать решения самостоятельно, и им было трудно адаптироваться к дистанционному обучению из-за отсутствия поддержки [9]. Проблемы, связанные с техническими аспектами, такими как стабильность интернет-соединения и доступ к необходимому оборудованию, существенно влияют на качество образовательного процесса [10]. Кроме того, мотивация обучающихся, их вовлеченность в процесс обучения и способность к самоорганизации становятся критически важными при отсутствии личного взаимодействия с преподавателем [3, с. 168]. Не менее важна проблема взаимодействия между учителями и родителями, а также между самими учителями и учениками. Эффективное сотрудничество и коммуникация в условиях дистанционного обучения представляют собой дополнительные сложности, требующие внимательного анализа и решения [4].
Учитывая эти трудности, становится ясной необходимость глубокого осмысления реальных проблем и нужд педагогов, работающих в формате онлайн-обучения. Изучение их опыта и мнений может предоставить ценную информацию для создания действенных стратегий и практических рекомендаций, ориентированных на повышение качества дистанционного обучения. Осознание того, как учителя понимают и решают возникающие трудности, является важным этапом в оптимизации образовательного процесса и создании условий для успешного и эффективного дистанционного обучения. Это исследование нацелено на то, чтобы рассмотреть эти аспекты, что позволит лучше подготовиться к будущим вызовам и повысить образовательные практики в меняющемся мире. В этом контексте целью данного исследования является определение проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе дистанционного образования, и описание мнений учителей по этому поводу.
Материалы и методы исследования
Исследование было разработано с использованием качественного метода. Качественное исследование можно определить как исследование, в котором используются методы сбора качественных данных, такие как наблюдение, интервью и анализ документов, восприятия и события выявляются реалистичным и целостным образом в естественной среде, и соблюдается качественный процесс [11, c. 112]. Исследование проводилось по феноменологической схеме, которая является одним из методов качественного исследования. Модель феноменологии фокусируется на явлениях, которые имеются в повседневной жизни, но мы не имеем о ней углубленной и подробной информации [12, с. 84; 13, c. 58]. В этом исследовании предпочтение было отдано автором феноменологической модели, поскольку проблемы рассматривались в соответствии с мнениями учителей, которые испытали это на собственном опыте. Для этого были поставлены автором следующие вопросы:
А. С какими проблемами столкнулись учителя во время онлайн-обучения (дистанционного обучения)?
Б. Какие решения нашли учителя для проблем, с которыми они столкнулись во время онлайн-обучения (дистанционного обучения)?
Популяция и фокус-группа исследования
В исследуемую группу вошли 10 учителей начальных классов и 20 учителей-предметников, работающих в государственных средних школах Бишкека в 2023–2024 учебном году. При определении исследуемой группы использовалась выборка максимального разнообразия – один из целенаправленных методов выборки, применяемых в качественных исследованиях. При определении исследовательской группы была предпринята попытка обеспечить максимальное разнообразие, принимая во внимание различные переменные, такие как пол, возраст, стаж работы и ступень образования.
Инструмент сбора данных
В качестве инструмента сбора данных в исследовании использовалась форма полуструктурированного интервью. В форме интервью были подготовлены два открытых вопроса. После подготовки вопросов для интервью было получено экспертное мнение преподавателей в области педагогических наук. Пилотное применение было проведено с двумя учителями для определения понятности вопросов. Было установлено, что в пилотной заявке не было отрицательных отзывов, форма собеседования была доработана и был начат сбор данных.
Сбор и анализ данных
После определения исследуемой группы для участников были определены подходящие периоды времени. Перед началом интервью рабочая группа была проинформирована о том, что интервью будут длиться не менее 15–20 мин, их личности не будут разглашены другим людям, а полученные результаты будут использоваться исключительно в научно-исследовательских целях. Было уделено внимание тому, чтобы учителя, принимавшие участие в интервью, были добровольцами. Собеседования проводились выездными школами в осеннем семестре 2023–2024 учебного года.
Данные, полученные в ходе исследования, были проанализированы с использованием методики контент-анализа. Основная цель контент-анализа – выявить концепции и отношения, которые могут объяснить собранные данные. Процесс заключается в объединении схожих данных в рамках определенных концепций и тем, а также в их организации и интерпретации таким образом, чтобы читатель мог их понять [14, c. 46]. Ответы были расшифрованы исследователем и транскрибированы в текст интервью. Тексты классифицированы и упорядочены в соответствии с ответами на заданные вопросы, как было указано в работе Nascimento и Steinbruch [15]. Участники исследования были закодированы от У-1 до У-30.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения
Результаты, полученные из мнений участников о проблемах, с которыми они столкнулись в дистанционном образовании, представлены в табл. 1 в виде подтем и кодов.
Таблица 1
Тема проблем, возникающих в процессе дистанционного образования (N = 30, 100 %)
|
Подтемы |
Коды |
f |
% |
|
Проблемы, связанные с коммуникацией |
Односторонняя связь |
7 |
23,3 |
|
Отвлечение |
15 |
50 |
|
|
Отсутствие обратной связи |
25 |
83,3 |
|
|
Проблемы, вызванные низкой мотивацией |
Во время урока обучающиеся занимаются другими делами |
19 |
63,3 |
|
Невыполнение домашних заданий |
8 |
26,6 |
|
|
Низкая мотивация обучающихся |
29 |
96,6 |
|
|
Безразличие обучающихся |
23 |
76,6 |
|
|
Меньшее участие в уроках |
9 |
30 |
|
|
Проблемы, связанные с технологиями |
Проблемы, возникающие на практических занятиях |
11 |
36,6 |
|
Плохое качество звука |
14 |
46,6 |
|
|
Проблемы с подключением и доступом в интернет |
27 |
90 |
|
|
Недостаточность технологических инструментов |
23 |
76,6 |
|
|
Недостатки электронных учебных материалов |
27 |
90 |
|
|
Недостаточная технологическая грамотность учителя |
11 |
36,6 |
|
|
Проблемы, связанные с обучающимися |
Попытки войти в е-класс под разными именами |
4 |
7.07 |
|
Разговоры и шум во время занятий |
22 |
73,3 |
|
|
Постоянно выключенные камеры |
19 |
63,3 |
|
|
Проблемы, связанные с домашней обстановкой |
24 |
80 |
|
|
Проблемы с концентрацией |
27 |
90 |
|
|
Неумение пользоваться технологиями |
10 |
33,3 |
|
|
Другие проблемы |
Трудности с доступом к родителям |
28 |
93,3 |
|
Причинение вреда здоровью |
9 |
30 |
Примечание.
Подтемы – подтемы объединяют несколько схожих кодов в более обобщенные группы. Это промежуточный уровень между кодами и основными темами.
Коды – это краткие обозначения (слово или фраза), которые присваиваются определенному фрагменту данных (например, высказыванию респондента). Код отражает суть этого фрагмента и помогает группировать схожие идеи.
f – частота.
% – процентный коэффициент участников, давших определенный ответ.
N – общее количество участников исследования.
Как видно из табл. 1, автором выявлены несколько ключевых направлений проблем: коммуникация, мотивация обучающихся, технологические барьеры и поведение обучающихся. Ниже представлена интерпретация результатов по каждой группе проблем.
Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, было неполучение обратной связи от обучающихся (83,3 %). Это указывает на слабое взаимодействие между учителем и учеником в дистанционном формате. Коммуникация часто остается односторонней (23,3 %), что осложняет процесс преподавания и препятствует эффективному обучению. Отвлечение обучающихся (50 %) также является серьезной проблемой, так как оно снижает вовлеченность в урок и ухудшает качество обучения.
Было выявлено, что наибольшие трудности учителя испытывают с низкой мотивацией обучающихся (96,6 %) – это самая значительная проблема среди всех, выявленных в исследовании. Ученики часто проявляют безразличие (76,6 %) и не выполняют задания. Занятие посторонними делами во время уроков (63,3 %) указывает на недостаток дисциплины и самоконтроля у обучающихся. Эти данные подчеркивают, что дистанционное обучение требует новых подходов для поддержания мотивации и вовлеченности обучающихся.
Было выявлено, что технологические сложности также оказывают серьезное влияние на образовательный процесс. Самой частой проблемой являются проблемы с подключением и доступом к интернету (90 %), что ограничивает возможности для полноценного участия в занятиях. Недостатки электронных учебных материалов (90 %) и недостаточность технологических инструментов (76,6 %) также затрудняют проведение уроков. Эти данные свидетельствуют о том, что системы дистанционного обучения требуют более продвинутой и надежной технической поддержки, чтобы обеспечить беспрепятственное обучение.
Значительная часть проблем была связана с поведением обучающихся во время дистанционного обучения. Выяснилось, что большинство учителей сталкиваются с шумом и разговорами во время занятий (73,3 %), что нарушает дисциплину и снижает продуктивность уроков. Постоянно выключенные камеры (63,3 %) усложняют контроль за вовлеченностью и присутствием обучающихся на уроках. Проблемы концентрации (90 %) и домашняя обстановка (80 %) являются значимыми факторами, мешающими обучающимся полностью сосредоточиться на учебе.
Большинство учителей отметили трудности с доступом к родителям (93,3 %), что создает дополнительные барьеры в процессе управления и контроля за обучением. Это говорит о недостаточной поддержке со стороны семей обучающихся. Вред для здоровья (30 %) также упоминается как негативное последствие длительного пребывания перед компьютером.
Решения проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения
Таблица 2
Тема решений проблем, возникающих в процессе дистанционного образования
|
Подтемы |
Коды |
f |
% |
|
Технологическое материальное и инфраструктурное обеспечение |
Инфраструктурная поддержка |
8 |
26,6 |
|
Обеспечение равных материальных возможностей |
26 |
86,6 |
|
|
Эффективное использование онлайн-платформ общения |
Создание онлайн-каналов общения |
9 |
30 |
|
Онлайн-задания |
28 |
93,3 |
|
|
Оказание технологической поддержки |
28 |
93,3 |
|
|
Сотрудничество учителей и родителей |
Обеспечение сотрудничества учителей и родителей |
29 |
96,6 |
|
Видимая с обеих сторон система контроля посещаемости |
17 |
56,6 |
|
|
Руководство и направление ученика |
21 |
70 |
|
|
Обеспечение мотивации |
Организация мероприятий для повышения мотивации |
24 |
80 |
|
Придание важности визуальности |
4 |
13,3 |
|
|
Сделать уроки интересными |
26 |
86,6 |
|
|
Предоставление обучающимся достаточного права голоса |
8 |
26,6 |
|
|
Принятие мер по поддержанию здоровья |
Обеспечение обучающимся возможности двигаться, делая небольшие перерывы во время урока |
5 |
16,6 |
Как видно из табл. 2, учителями был предложен ряд решений, которые отражают их личный опыт и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе дистанционного обучения. Их рекомендации важны, поскольку они исходят из реальной практики и направлены на улучшение как учебного процесса, так и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Учителя подчеркнули необходимость обеспечения равных материальных возможностей (86,6 %). Это ключевая проблема, которая, по их мнению, требует решения, так как у обучающихся могут отсутствовать необходимые технические средства для полноценного участия в занятиях. Кроме того, инфраструктурная поддержка (26,6 %) играет важную роль, обеспечивая доступ к интернету и другим техническим ресурсам. Учителя акцентируют внимание на том, что успешное дистанционное обучение возможно только при наличии надежной инфраструктуры.
Учителя отметили, что для улучшения взаимодействия с обучающимися важно создавать онлайн-каналы общения (30 %), что повышает вовлеченность учеников. Онлайн-задания (93,3 %) и технологическая поддержка (93,3 %) воспринимаются ими как инструменты, которые могут сделать процесс обучения более структурированным и удобным как для учеников, так и для самих учителей. Учителя видят в этом способ поддержания учебного процесса на должном уровне.
Почти все учителя (96,6 %) подчеркнули важность сотрудничества с родителями. По их мнению, родители должны быть активными участниками процесса, что позволит улучшить контроль за учебой и повысить вовлеченность обучающихся. Система контроля посещаемости (56,6 %) и руководство учениками (70 %) со стороны учителей и родителей также отмечаются как важные элементы. Учителя убеждены, что тесная связь между школой и семьей способствует повышению успеваемости и дисциплины учеников.
Учителя уделили особое внимание мотивации обучающихся. Организация мероприятий для повышения мотивации (80 %) – это одно из предложений, направленное на поддержание интереса учеников к занятиям. Кроме того, они рекомендовали делать уроки интересными (86,6 %) и предоставлять ученикам больше прав голоса (26,6 %), что позволит обучающимся чувствовать себя более вовлеченными в процесс обучения. Эти предложения отражают стремление учителей создать более привлекательные и интерактивные формы обучения.
Некоторые преподаватели подчеркивали важность предоставления ученикам шанса делать паузы и двигаться во время занятий (16,6 %). Это свидетельствует о том, что учителя понимают негативное влияние продолжительного сидения перед экранами и стараются включить в график перерывы для поддержания физического и психического благополучия обучающихся.
Заключение
По итогам исследования, проведенного на основе мнений учителей, были обнаружены несколько значительных проблем, которые касаются дистанционного обучения, а также предложены методы их устранения. Главные сложности связаны с низкой мотивацией студентов, нехваткой технологической базы и недостаточным взаимодействием между преподавателями, родителями и обучающимися. Учителя отмечают, что для успешного дистанционного обучения необходимо решить вопросы, связанные с обеспечением равного доступа к технологическим средствам, увеличением интереса учеников через интерактивные занятия и более активным сотрудничеством с родителями.
Учителя также полагают, что ключевыми сферами для совершенствования должны быть: обеспечение обучающихся технической помощью, формирование удобных способов связи и планирование мероприятий, которые будут способствовать увеличению участия. Кроме того, акцентируется внимание на значимости сохранения здоровья школьников в условиях дистанционного обучения.
Исследование показало, что дистанционное обучение влечет за собой множество значительных трудностей для учителей. В то же время рекомендации, предложенные учителями, указывают на конкретные пути для оптимизации системы дистанционного обучения. Увеличение уровня технической компетенции, улучшение инфраструктуры и активизация взаимодействия с родителями могут существенно повлиять на повышение качества обучения. Также необходимо обращать внимание на здоровье обучающихся и использовать подходы для поддержки их физической активности и эмоционального благополучия.
С учетом обнаруженных трудностей и возможных путей их решения, будущие инициативы в сфере дистанционного образования должны сосредоточиться на улучшении учебных платформ, организации учебного процесса, а также на формировании условий, которые будут способствовать увеличению мотивации учащихся и укреплению их взаимодействия с учителями.
Библиографическая ссылка
Алимбеков А.А. ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34314 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34314



