Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Алимбеков А.А. 1
1 Кыргызско-Турецкий Университет "Манас"
Алимбеков А.А. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Данное исследование было проведено с целью выявления проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе дистанционного обучения, и изучения их мнений по этому поводу. Исследование разработано с использованием качественного метода по феноменологической схеме, что позволило глубже проанализировать личный опыт учителей. В исследовании приняли участие 30 учителей, включая 10 учителей начальных классов и 20 учителей-предметников из государственных средних школ Бишкека в 2023–2024 учебном году. Для отбора участников использовалась выборка максимального разнообразия, что обеспечивает широкое представление о проблемах дистанционного обучения в различных контекстах. Сбор данных осуществлялся через полуструктурированные интервью, включавшие два открытых вопроса, подготовленных на основе анализа научной литературы. Метод контент-анализа был использован для анализа собранных данных, что позволило выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя: недостаточная мотивация обучающихся, технические трудности, проблемы с коммуникацией и взаимодействием с родителями. Кроме того, участники исследования предложили ряд решений, включая улучшение технологической инфраструктуры, разработку эффективных онлайн-коммуникационных инструментов и укрепление сотрудничества между школой и семьей. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода к решению проблем дистанционного обучения и необходимости дальнейшего совершенствования образовательных технологий и методик. Результаты могут быть полезны для разработки программ поддержки учителей и улучшения системы дистанционного образования.
среднее образование
учителя
дистанционное обучение
проблемы в образовании
1. Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 2. С. 43–52.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-i-transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19-vozmozhnosti-vyzovy (дата обращения: 19.10.2025).
2. Razzakova G. Prospects for distance education // Academic research in educational sciences. 2023. Is. 11. P. 469–472.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prospects-for-distance-education (дата обращения: 19.10.2025).
3. Anderson T. The theory and practice of online learning. Athabasca University Press, 2008. 472. p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aupress.ca/app/uploads/120146_99Z_Anderson_2008-Theory_and_Practice_of_Online_Learning.pdf (дата обращения: 19.10.2025).
4. Колесникова А.И., Емельянов А.А. Теоретические и практические аспекты дистанционного обучения в неязыковом вузе (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык») // Аграрный вестник Верхневолжья. 2021. № 4. С. 81–87. DOI: 10.35523/2307-5872-2021-37-4-81-87.
5. Абдылдаев О.Т. История развития дистанционного образования и ее будущее // Наука и новые технологии. 2012. № 1. С. 350–354.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 25646020 (дата обращения: 15.10.2025).
6. Dündar R., Yeşilyurt S. Sosyal bilgiler öğretmenlerinin eğitim bilişim ağı özelinde uzaktan eğitime bakış açılarının değerlendirilmesi // International Journal of Social Science Research. 2020. Vol. 9, Is. 1. P. 79–95.; URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/1184196 (дата обращения: 19.10.2025).
7. Uşun S. A review on the program evaluation strategies in distance education // International Journal on New Trends in Education & their Implications (IJONTE). 2016. Is. 3. P. 33–45.; URL: https://ijonte.elapublishing.net/files/108/MAN/7-3/7-3-4.pdf (дата обращения: 12.10.2025).
8. Casacchia M., Cifone M.G., Giusti L., Fabiani L., Gatto R., Lancia L., Roncone R. Distance education during COVID 19: an Italian survey on the university teachers’ perspectives and their emotional conditions // BMC medical education. 2021. Vol. 21, Is. 1. P. 335–352. DOI: 10.1186/s12909-021-02780-y.
9. Kruszewska A., Nazaruk S., Szewczyk K. Polish teachers of early education in the face of distance learning during the COVID-19 pandemic – the difficulties experienced and suggestions for the future // Taylor and Francis Online. 2022. Vol. 50, Is. 3. P. 304–315. DOI: 10.1080/03004279.2020.1849346.
10. Castro R. Blended learning in higher education: Trends and capabilities // Education and Information Technologies. 2019. Is. 4. P. 2523–2546. DOI: 10.1007/s10639-019-09886-3.
11. Yıldırım A., Şimşek H. Sosyal bilimlerde nitel araştırma yöntemleri. Ankara: Seçkin Yayınevi, 2021. 448 p. ISBN 9789750269820.
12. Creswell J.W. Research design. Ankara: Eğiten Kitap, 2020. 448 с p. ISBN 978-605-4757-28-2.
13. Ersoy A.F. Fenomenoloji. Eğitimde nitel araştırma desenleri. Ankara: Anı Yayıncılık, 2016. 380 p. ISBN 978-605-170-114-1.
14. Fraenkel J., Wallen N., Hyun H. How to design and evaluate research in education. 8th ed. McGraw-Hill Education, 2011. 480 p. [Электронный ресурс]. URL: https://saochhengpheng.wordpress.com/wp- content/uploads/2017/03/jack_fraenkel_norman_wallen_helen_hyun-how_to_design_and_evaluate_research_in_education_8th_edition_-mcgraw-hill_humanities_social_sciences_languages2011.pdf (дата обращения: 19.10.2025). ISBN 978-0-07-809785-0.
15. Nascimento L.S., Steinbruch F.K. The interviews were transcribed, but how? Reflections on management research // RAUSP Management Journal. 2019. Vol. 54, Is. 4. P. 413–429. DOI: 10.1108/RAUSP-05-2019-0092.

Введение

Дистанционное обучение стало одной из ключевых образовательных тенденций последнего десятилетия, значительно изменив подходы к обучению и преподаванию. Этот формат обучения был особенно актуализирован в связи с глобальными вызовами, такими как пандемия COVID-19, которая поставила перед образовательными учреждениями задачи по быстрому переходу на онлайн-платформы [1]. Дистанционное обучение открывает новые возможности для доступа к образовательным ресурсам, расширяя горизонты для обучающихся, которые могут обучаться независимо от географического положения и времени. До сегодняшнего дня понятие дистанционного образования определялось в соответствии с развитием информации и технологий [2]. Если принять во внимание информационно-коммуникационные технологии, которые использовали авторы статьи, и дать определение дистанционному образованию, то его можно определить как здоровую передачу и преобразование информации «где угодно, когда угодно, кому угодно», а также образовательную деятельность, осуществляемую преподавателями и студентами с помощью интернет-технологий без необходимости находиться в одном и том же окружении в одно и то же время [3, c. 132]. Дистанционное образование – один из методов воздействия на студентов. Здесь принципиально меняется позиция преподавателя. Его главной задачей становится мотивировать его к проявлению инициативы, активности и самостоятельности [4]. Он должен организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы. По сути, он создает условия, формирующие виртуальную среду, в которой каждый ученик может совершенствовать свои интеллектуальные и другие способности на уровне развития [5].

Однако, несмотря на потенциальные преимущества, дистанционное обучение также создает ряд значительных вызовов и трудностей. Dündar и Yeşilyurt указывают, что дистанционное образование мешает студентам общаться, некоторые практические курсы читаются дистанционно, в связи с этим возникают проблемы на практике, а качественное обучение не может быть реализовано [6]. Кроме того, преподаватели и другие сотрудники тратят больше усилий и времени на подготовку курсов, а студенты, не владеющие технологиями дистанционного образования, испытывают проблемы в обучении [2]. Uşun (2016) также указал на ограничения дистанционного образования: хотя оно эффективно в приобретении поведения в когнитивной сфере, оно неэффективно в приобретении аффективного и психомоторного поведения, оно не так эффективно, как должно быть, для студентов, у которых нет привычки к индивидуальному и самостоятельному обучению. Люди, работающие в государственных или частных учреждениях, вынуждены выделять большую часть времени, отведенного на отдых, для дистанционного образования, а ограниченное взаимодействие между преподавателем и студентом и студентами между собой негативно влияет на социализацию личности [7]. В исследовании Casacchia и соавт. было установлено, что дистанционное обучение создает различные проблемы для учителей, такие как технические неполадки, увеличение рабочей нагрузки, снижение взаимодействия со студентами и психологические трудности. Кроме того, у значительного числа педагогических работников наблюдались такие эмоциональные последствия, как симптомы депрессии, проблемы со сном и потеря энергии [8]. Аналогичным образом в исследовании Крушевской и соавт. было установлено, что учителя начальных классов испытывают различные трудности в процессе дистанционного обучения, такие как сокращение непосредственного общения обучающихся и родителей, отсутствие мотивации обучающихся, трудности в объяснении нового материала, нехватка технического оборудования и проблемы со здоровьем у учителей. Кроме того, учителям приходилось искать решения самостоятельно, и им было трудно адаптироваться к дистанционному обучению из-за отсутствия поддержки [9]. Проблемы, связанные с техническими аспектами, такими как стабильность интернет-соединения и доступ к необходимому оборудованию, существенно влияют на качество образовательного процесса [10]. Кроме того, мотивация обучающихся, их вовлеченность в процесс обучения и способность к самоорганизации становятся критически важными при отсутствии личного взаимодействия с преподавателем [3, с. 168]. Не менее важна проблема взаимодействия между учителями и родителями, а также между самими учителями и учениками. Эффективное сотрудничество и коммуникация в условиях дистанционного обучения представляют собой дополнительные сложности, требующие внимательного анализа и решения [4].

Учитывая эти трудности, становится ясной необходимость глубокого осмысления реальных проблем и нужд педагогов, работающих в формате онлайн-обучения. Изучение их опыта и мнений может предоставить ценную информацию для создания действенных стратегий и практических рекомендаций, ориентированных на повышение качества дистанционного обучения. Осознание того, как учителя понимают и решают возникающие трудности, является важным этапом в оптимизации образовательного процесса и создании условий для успешного и эффективного дистанционного обучения. Это исследование нацелено на то, чтобы рассмотреть эти аспекты, что позволит лучше подготовиться к будущим вызовам и повысить образовательные практики в меняющемся мире. В этом контексте целью данного исследования является определение проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе дистанционного образования, и описание мнений учителей по этому поводу.

Материалы и методы исследования

Исследование было разработано с использованием качественного метода. Качественное исследование можно определить как исследование, в котором используются методы сбора качественных данных, такие как наблюдение, интервью и анализ документов, восприятия и события выявляются реалистичным и целостным образом в естественной среде, и соблюдается качественный процесс [11, c. 112]. Исследование проводилось по феноменологической схеме, которая является одним из методов качественного исследования. Модель феноменологии фокусируется на явлениях, которые имеются в повседневной жизни, но мы не имеем о ней углубленной и подробной информации [12, с. 84; 13, c. 58]. В этом исследовании предпочтение было отдано автором феноменологической модели, поскольку проблемы рассматривались в соответствии с мнениями учителей, которые испытали это на собственном опыте. Для этого были поставлены автором следующие вопросы:

А. С какими проблемами столкнулись учителя во время онлайн-обучения (дистанционного обучения)?

Б. Какие решения нашли учителя для проблем, с которыми они столкнулись во время онлайн-обучения (дистанционного обучения)?

Популяция и фокус-группа исследования

В исследуемую группу вошли 10 учителей начальных классов и 20 учителей-предметников, работающих в государственных средних школах Бишкека в 2023–2024 учебном году. При определении исследуемой группы использовалась выборка максимального разнообразия – один из целенаправленных методов выборки, применяемых в качественных исследованиях. При определении исследовательской группы была предпринята попытка обеспечить максимальное разнообразие, принимая во внимание различные переменные, такие как пол, возраст, стаж работы и ступень образования.

Инструмент сбора данных

В качестве инструмента сбора данных в исследовании использовалась форма полуструктурированного интервью. В форме интервью были подготовлены два открытых вопроса. После подготовки вопросов для интервью было получено экспертное мнение преподавателей в области педагогических наук. Пилотное применение было проведено с двумя учителями для определения понятности вопросов. Было установлено, что в пилотной заявке не было отрицательных отзывов, форма собеседования была доработана и был начат сбор данных.

Сбор и анализ данных

После определения исследуемой группы для участников были определены подходящие периоды времени. Перед началом интервью рабочая группа была проинформирована о том, что интервью будут длиться не менее 15–20 мин, их личности не будут разглашены другим людям, а полученные результаты будут использоваться исключительно в научно-исследовательских целях. Было уделено внимание тому, чтобы учителя, принимавшие участие в интервью, были добровольцами. Собеседования проводились выездными школами в осеннем семестре 2023–2024 учебного года.

Данные, полученные в ходе исследования, были проанализированы с использованием методики контент-анализа. Основная цель контент-анализа – выявить концепции и отношения, которые могут объяснить собранные данные. Процесс заключается в объединении схожих данных в рамках определенных концепций и тем, а также в их организации и интерпретации таким образом, чтобы читатель мог их понять [14, c. 46]. Ответы были расшифрованы исследователем и транскрибированы в текст интервью. Тексты классифицированы и упорядочены в соответствии с ответами на заданные вопросы, как было указано в работе Nascimento и Steinbruch [15]. Участники исследования были закодированы от У-1 до У-30.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения

Результаты, полученные из мнений участников о проблемах, с которыми они столкнулись в дистанционном образовании, представлены в табл. 1 в виде подтем и кодов.

Таблица 1

Тема проблем, возникающих в процессе дистанционного образования (N = 30, 100 %)

Подтемы

Коды

f

%

Проблемы, связанные с коммуникацией

Односторонняя связь

7

23,3

Отвлечение

15

50

Отсутствие обратной связи

25

83,3

Проблемы, вызванные низкой мотивацией

Во время урока обучающиеся занимаются другими делами

19

63,3

Невыполнение домашних заданий

8

26,6

Низкая мотивация обучающихся

29

96,6

Безразличие обучающихся

23

76,6

Меньшее участие в уроках

9

30

 

 

Проблемы, связанные с технологиями

Проблемы, возникающие на практических занятиях

11

36,6

Плохое качество звука

14

46,6

Проблемы с подключением и доступом в интернет

27

90

Недостаточность технологических инструментов

23

76,6

Недостатки электронных учебных материалов

27

90

Недостаточная технологическая грамотность учителя

11

36,6

Проблемы, связанные с обучающимися

Попытки войти в е-класс под разными именами

4

7.07

Разговоры и шум во время занятий

22

73,3

Постоянно выключенные камеры

19

63,3

Проблемы, связанные с домашней обстановкой

24

80

Проблемы с концентрацией

27

90

Неумение пользоваться технологиями

10

33,3

Другие проблемы

Трудности с доступом к родителям

28

93,3

Причинение вреда здоровью

9

30

Примечание.

Подтемы – подтемы объединяют несколько схожих кодов в более обобщенные группы. Это промежуточный уровень между кодами и основными темами.

Коды – это краткие обозначения (слово или фраза), которые присваиваются определенному фрагменту данных (например, высказыванию респондента). Код отражает суть этого фрагмента и помогает группировать схожие идеи.

f – частота.

% – процентный коэффициент участников, давших определенный ответ.

N – общее количество участников исследования.

Как видно из табл. 1, автором выявлены несколько ключевых направлений проблем: коммуникация, мотивация обучающихся, технологические барьеры и поведение обучающихся. Ниже представлена интерпретация результатов по каждой группе проблем.

Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, было неполучение обратной связи от обучающихся (83,3 %). Это указывает на слабое взаимодействие между учителем и учеником в дистанционном формате. Коммуникация часто остается односторонней (23,3 %), что осложняет процесс преподавания и препятствует эффективному обучению. Отвлечение обучающихся (50 %) также является серьезной проблемой, так как оно снижает вовлеченность в урок и ухудшает качество обучения.

Было выявлено, что наибольшие трудности учителя испытывают с низкой мотивацией обучающихся (96,6 %) – это самая значительная проблема среди всех, выявленных в исследовании. Ученики часто проявляют безразличие (76,6 %) и не выполняют задания. Занятие посторонними делами во время уроков (63,3 %) указывает на недостаток дисциплины и самоконтроля у обучающихся. Эти данные подчеркивают, что дистанционное обучение требует новых подходов для поддержания мотивации и вовлеченности обучающихся.

Было выявлено, что технологические сложности также оказывают серьезное влияние на образовательный процесс. Самой частой проблемой являются проблемы с подключением и доступом к интернету (90 %), что ограничивает возможности для полноценного участия в занятиях. Недостатки электронных учебных материалов (90 %) и недостаточность технологических инструментов (76,6 %) также затрудняют проведение уроков. Эти данные свидетельствуют о том, что системы дистанционного обучения требуют более продвинутой и надежной технической поддержки, чтобы обеспечить беспрепятственное обучение.

Значительная часть проблем была связана с поведением обучающихся во время дистанционного обучения. Выяснилось, что большинство учителей сталкиваются с шумом и разговорами во время занятий (73,3 %), что нарушает дисциплину и снижает продуктивность уроков. Постоянно выключенные камеры (63,3 %) усложняют контроль за вовлеченностью и присутствием обучающихся на уроках. Проблемы концентрации (90 %) и домашняя обстановка (80 %) являются значимыми факторами, мешающими обучающимся полностью сосредоточиться на учебе.

Большинство учителей отметили трудности с доступом к родителям (93,3 %), что создает дополнительные барьеры в процессе управления и контроля за обучением. Это говорит о недостаточной поддержке со стороны семей обучающихся. Вред для здоровья (30 %) также упоминается как негативное последствие длительного пребывания перед компьютером.

Решения проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения

Таблица 2

Тема решений проблем, возникающих в процессе дистанционного образования

Подтемы

Коды

f

%

Технологическое материальное и инфраструктурное обеспечение

Инфраструктурная поддержка

8

26,6

Обеспечение равных материальных возможностей

26

86,6

Эффективное использование онлайн-платформ общения

Создание онлайн-каналов общения

9

30

Онлайн-задания

28

93,3

Оказание технологической поддержки

28

93,3

Сотрудничество учителей и родителей

Обеспечение сотрудничества учителей и родителей

29

96,6

Видимая с обеих сторон система контроля посещаемости

17

56,6

Руководство и направление ученика

21

70

Обеспечение мотивации

Организация мероприятий для повышения мотивации

24

80

Придание важности визуальности

4

13,3

Сделать уроки интересными

26

86,6

Предоставление обучающимся достаточного права голоса

8

26,6

Принятие мер по поддержанию здоровья

Обеспечение обучающимся возможности двигаться, делая небольшие перерывы во время урока

5

16,6

Как видно из табл. 2, учителями был предложен ряд решений, которые отражают их личный опыт и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе дистанционного обучения. Их рекомендации важны, поскольку они исходят из реальной практики и направлены на улучшение как учебного процесса, так и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Учителя подчеркнули необходимость обеспечения равных материальных возможностей (86,6 %). Это ключевая проблема, которая, по их мнению, требует решения, так как у обучающихся могут отсутствовать необходимые технические средства для полноценного участия в занятиях. Кроме того, инфраструктурная поддержка (26,6 %) играет важную роль, обеспечивая доступ к интернету и другим техническим ресурсам. Учителя акцентируют внимание на том, что успешное дистанционное обучение возможно только при наличии надежной инфраструктуры.

Учителя отметили, что для улучшения взаимодействия с обучающимися важно создавать онлайн-каналы общения (30 %), что повышает вовлеченность учеников. Онлайн-задания (93,3 %) и технологическая поддержка (93,3 %) воспринимаются ими как инструменты, которые могут сделать процесс обучения более структурированным и удобным как для учеников, так и для самих учителей. Учителя видят в этом способ поддержания учебного процесса на должном уровне.

Почти все учителя (96,6 %) подчеркнули важность сотрудничества с родителями. По их мнению, родители должны быть активными участниками процесса, что позволит улучшить контроль за учебой и повысить вовлеченность обучающихся. Система контроля посещаемости (56,6 %) и руководство учениками (70 %) со стороны учителей и родителей также отмечаются как важные элементы. Учителя убеждены, что тесная связь между школой и семьей способствует повышению успеваемости и дисциплины учеников.

Учителя уделили особое внимание мотивации обучающихся. Организация мероприятий для повышения мотивации (80 %) – это одно из предложений, направленное на поддержание интереса учеников к занятиям. Кроме того, они рекомендовали делать уроки интересными (86,6 %) и предоставлять ученикам больше прав голоса (26,6 %), что позволит обучающимся чувствовать себя более вовлеченными в процесс обучения. Эти предложения отражают стремление учителей создать более привлекательные и интерактивные формы обучения.

Некоторые преподаватели подчеркивали важность предоставления ученикам шанса делать паузы и двигаться во время занятий (16,6 %). Это свидетельствует о том, что учителя понимают негативное влияние продолжительного сидения перед экранами и стараются включить в график перерывы для поддержания физического и психического благополучия обучающихся.

Заключение

По итогам исследования, проведенного на основе мнений учителей, были обнаружены несколько значительных проблем, которые касаются дистанционного обучения, а также предложены методы их устранения. Главные сложности связаны с низкой мотивацией студентов, нехваткой технологической базы и недостаточным взаимодействием между преподавателями, родителями и обучающимися. Учителя отмечают, что для успешного дистанционного обучения необходимо решить вопросы, связанные с обеспечением равного доступа к технологическим средствам, увеличением интереса учеников через интерактивные занятия и более активным сотрудничеством с родителями.

Учителя также полагают, что ключевыми сферами для совершенствования должны быть: обеспечение обучающихся технической помощью, формирование удобных способов связи и планирование мероприятий, которые будут способствовать увеличению участия. Кроме того, акцентируется внимание на значимости сохранения здоровья школьников в условиях дистанционного обучения.

Исследование показало, что дистанционное обучение влечет за собой множество значительных трудностей для учителей. В то же время рекомендации, предложенные учителями, указывают на конкретные пути для оптимизации системы дистанционного обучения. Увеличение уровня технической компетенции, улучшение инфраструктуры и активизация взаимодействия с родителями могут существенно повлиять на повышение качества обучения. Также необходимо обращать внимание на здоровье обучающихся и использовать подходы для поддержки их физической активности и эмоционального благополучия.

С учетом обнаруженных трудностей и возможных путей их решения, будущие инициативы в сфере дистанционного образования должны сосредоточиться на улучшении учебных платформ, организации учебного процесса, а также на формировании условий, которые будут способствовать увеличению мотивации учащихся и укреплению их взаимодействия с учителями.


Библиографическая ссылка

Алимбеков А.А. ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34314 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34314