Введение
Продвинутое и непрерывное инженерно-техническое образование имеет решающее значение для постоянного профессионального развития и адаптивности инженеров, особенно в эпоху, характеризующуюся быстрым технологическим прогрессом и меняющимися требованиями к профессии, которые стимулируются развитием Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0).
Современные исследования, посвященные Индустрии 4.0, показывают, что она влечет за собой изменения в структуре профессий и видов деятельности, а также выдвигает дополнительные требования к работникам. Эти изменения непосредственно затрагивают систему профессионального образования и обучения. В текущих условиях и со взглядом в будущее очевидным является тот факт, что необходимо изменить подход к подготовке студентов технических вузов на такой, который позволит вооружить их навыками, необходимыми для решения задач Индустрии 4.0. Слушатели этих учебных заведений должны будут демонстрировать новые компетенции и знания в своей профессиональной деятельности [1].
Четвертая промышленная революция определила множество потенциальных возможностей и вызовов, которые входят в пять областей деятельности: горизонтальная интеграция, цифровое комплексное проектирование, вертикальная интеграция, новые социальные инфраструктуры и киберфизические производственные системы. Это, в свою очередь, предопределило следующие требования к подготовке будущих инженеров: цифровые методы обучения, развитие умений управления производственными системами, междисциплинарная разработка продуктов и процессов, специфические компетенции для новых отраслей промышленности, оценка компетенций [2].
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что традиционные педагогические подходы зачастую не справляются с динамичной средой Индустрии 4.0, не обеспечивая гибкость и экспертные знания, необходимые современным инженерам. Это несоответствие подчеркивает необходимость значительных преобразований в преподавании инженерно-технических дисциплин с особым акцентом на передовые, инновационные технологии для сохранения актуальности и эффективности образовательных процессов и программ обучения. Для более наглядной аргументации необходимости перехода в технических вузах к новым, инновационным учебным траекториям, в таблице 1 представлена сравнительная характеристика эффективности традиционных и инновационных методик обучения будущих инженеров.
Таблица 1
Сравнение эффективности традиционных и инновационных методик обучения инженерно-технических дисциплин
Критерий сравнения |
Традиционные методики (лекции, семинары, лабораторные работы) |
Инновационные методики (проектное обучение, проблемно ориентированное обучение, «перевернутый класс», обучение через дизайн) |
Вовлеченность и мотивация студентов |
Низкая-средняя: пассивное восприятие, что может снижать интерес и посещаемость. Часто зависит от харизмы преподавателя |
Высокая: активное участие, решение реальных задач, самостоятельный поиск, что значительно повышает интерес и внутреннюю мотивацию. Увеличение мотивации на 20-30%, по некоторым данным |
Глубина понимания материала |
Средняя: акцент на запоминании и воспроизведении. Знания могут быть быстро забыты без активного применения |
Глубокая и устойчивая: материал усваивается через применение, анализ и синтез. Знания дольше сохраняются и легче применяются в новых контекстах |
Развитие критического мышления и навыков решения проблем |
Низкое-среднее: ограниченные возможности для самостоятельного анализа и решения комплексных задач |
Высокое: постоянное решение проблем, требующих анализа, оценки и синтеза информации. Улучшение на 0.5-0.7 стандартных отклонений в критическом мышлении по сравнению с традиционными методами |
Развитие практических и инженерных навыков |
Среднее: освоение навыков по инструкциям в лабораторных работах. Полученные знания могут быть не релевантными для решения реальных инженерных задач |
Высокое: развитие навыков проектирования, прототипирования, работы с оборудованием, моделирования в условиях, приближенных к реальным. На 15-20% выше способность к формулированию инженерных проблем и более частое появление инновационных прототипов в выпускных квалификационных работах |
Развитие «мягких» навыков (soft skills) |
Низкое: минимум возможностей для командной работы, коммуникации, презентации |
Высокое: регулярная командная работа, презентации проектов, коммуникация с внешними экспертами. Развитие навыков коллаборации, коммуникации, лидерства |
Скорость усвоения информации |
Высокая на начальном этапе: быстрая передача большого объема информации |
Средняя-низкая на начальном этапе: требуется больше времени для самостоятельного осмысления и поиска |
Успеваемость (результаты тестов, экзаменов) |
Высокая/стабильная: хорошо измеряется традиционными тестами на запоминание |
Смешанная/потенциально выше: может быть временно ниже при адаптации, но в долгосрочной перспективе часто приводит к небольшому, но статистически значимому увеличению успеваемости (5-10% в некоторых случаях), особенно в моделях «перевернутого класса» |
Требования к преподавателю |
Средние: наличие квалификации в конкретной предметной области, хорошие навыки изложения материала, поддержания дисциплины |
Высокие: фасилитатор, наставник, организатор, эксперт по управлению проектами и групповой динамикой. Преподаватель нуждается в дополнительной подготовке и гибкости |
Требования к ресурсам |
Низкие-средние: классная комната, доска, учебники, стандартное лабораторное оборудование |
Высокие: нужны специализированные лаборатории, программное обеспечение, интерактивные инструменты, доступ к реальным кейсам/данным |
Примечание. Составлено автором
Таким образом, детальный анализ возможностей и последствий интеграции требований Индустрии 4.0 и передовых практик подготовки инженеров, основанных на инновационных, цифровых технологиях, является актуальной научно-практической задачей, которая и предопределила выбор темы данной статьи.
Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей и результатов использования инновационных технологий в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления.
Материалы и методы исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры «Информатика, вычислительная техника и информационная безопасность» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова в 2023–2024 учебном году. В исследовании приняли участие 64 студента 3-го курса направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Участники были распределены на контрольную группу (32 студента) и экспериментальную группу (32 студента).
Контрольная группа обучалась по традиционной методике: лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, ориентированные на воспроизведение знаний.
Обучение в экспериментальной группе проводилось с использованием таких инновационных технологий:
· AR/VR-технологии (HoloLens, Autodesk Inventor VR) для преподавания курса «Проектирование аппаратного обеспечения автоматизированных систем»;
· цифровая лаборатория и виртуальные симуляторы для курса «Информационно-измерительные и управляющие системы» [16];
· проектное обучение с использованием микроконтроллеров Arduino и Raspberry Pi, систем контроля и управления доступом PERCo в рамках курса «Эксплуатация программно-аппаратных комплексов»;
· геймификация и компьютерные симуляторы динамических процессов в рамках программы «Технологическая (проектно-технологическая) практика».
Для оценки эффективности проводимого педагогического эксперимента автором использовался комплекс количественных и качественных показателей:
1. Качественная оценка (опрос студентов, самооценка уровня вовлечённости и мотивации, экспертная оценка преподавателей, участвующих в образовательном процессе).
2. Количественная оценка (сравнение среднего балла по тестам/контрольным работам, количество успешно выполненных лабораторных и проектных заданий, показатели участия в научно-исследовательских проектах).
3. Формирование компетенций (оценка по ключевым компетенциям ФГОС – инженерное мышление, работа в команде, способность к проектированию, критическое мышление).
Методы исследования включают в себя системный анализ, сравнение, моделирование, группировку, синтез, обобщение, описание.
Результаты исследования и их обсуждение. Особенности и методы интеграции технического мышления в инженерные учебные программы с целью формирования правильного набора знаний, который позволит повысить вероятность решения практических проблем на производстве, рассматривают в своих трудах Караваев А.А., Петрова Л.Г. [3], Борисов Е.А. [4], Gabriella Coloyan Fleming, Michelle Klopfer [5].
Перспективы и подходы к использованию новых технологий, таких как искусственный интеллект, дополненная реальность, проектное обучение в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления с целью создания комплексной платформы, основанной на таксономии навыков, знаний и умений, и использующей технологии обработки естественного языка, изучают Greses Pérez, Trevion Henderson [6], Закиева Р.Р. [7], Меркулова В.А., Третьякова З.О., Шестакова И.Г. [8].
Над разработкой принципов образования 4.0, которые подчеркивают ориентированность на обучающегося, интеграцию технологий и обучения на протяжении всей жизни, обеспечивают целостную основу для переосмысления инженерного образования в цифровую эпоху, а также соответствуют меняющимся потребностям инженерных кадров, трудятся Глаголев С.Н., Алтынник Н.И. [9], Sicong Zhu, Yufei Yuan [10].
Высоко оценивая накопленное на сегодняшний день научное наследие, следует отметить, что еще не все вопросы в данной предметной плоскости нашли свое должное отражение в научно-экспертной литературе. Так, например, отдельного внимания заслуживают проблемы организации технического образования с использованием инновационных технологий, связанные с доступностью передовых решений для учреждений образования, дефицитом квалифицированного педагогического состава. Кроме того, в более детальной проработке нуждается перечень компетенций и навыков, которые могут быть сформулированы у обучающихся инженерным специальностям с применением инновационных подходов и выходят за рамки только технической квалификации.
Прежде всего отметим, что в инженерном образовании традиционно уделяется особое внимание экспозиционным методам и подходам, основанным на решении математических и физических задач [11]. Однако с развитием технологий и ростом спроса на компетенции в области цифровизации, смарт-производства, устойчивого развития появились новые модели преподавания специализированных дисциплин, способствующие активному и персонализированному обучению.
В результате, отвечая на вызовы современных производств и запросы обучающихся, принципы подготовки специалистов инженерно-технического направления в эпоху Четвертой промышленной революции предусматривают интеграцию передовых технологий и гибких методов обучения для адаптации к меняющимся условиям инженерного образования. Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу в сфере образования появились инновационные подходы преподавания, базирующиеся на таких технологиях, как искусственный интеллект, виртуальная реальность и нейролингвистическое программирование, которые применяются для улучшения результатов освоения материала. Эти технологии способствуют персонализации обучения с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений студентов. Алгоритмы искусственного интеллекта и методы нейролингвистического программирования позволяют образовательным учреждениям, специализированным кафедрам динамически адаптировать методы подачи и оценки учебного материала, обеспечивая его актуальность и вовлеченность слушателей [12].
Теоретико-концептуальные аспекты использования инновационных технологий в инженерно-техническом образовании
Согласно утверждениям Международной академии производственного инжиниринга, использование инновационных технологий при преподавании дисциплин профессионального инженерно-технического направления дает возможность сформировать учебную среду, имеющую четыре отличительные характеристики:
- процессы, которые являются аутентичными, включают несколько производственных этапов и охватывают как технические, так и организационные аспекты формирования необходимых компетенций;
- условия, которые могут изменяться и отражать характеристики реальной инженерно-технологической цепочки;
- производимый физический продукт;
- дидактическая концепция, охватывающая формальное и неформальное обучение, которая реализуется благодаря кооперации преподавателей и студентов в рамках подхода к обучению на месте.
В таблице 2 приведено описание некоторых инновационных технологий преподавания, с выделением сфер их применения, возможностей и ограничений.
Таблица 2
Характеристика инновационных технологий, используемых при преподавании дисциплин профессионального инженерно-технического направления
Технология |
Краткое описание |
Преимущества |
Недостатки |
Практическое применение |
Проектное обучение (PBL) |
Обучение через выполнение практико-ориентированных проектов |
Развитие soft и hard skills, применение знаний на практике, командная работа |
Требует времени и ресурсов на организацию, сложная оценка |
Разработка инженерных решений, создание прототипов, курсовые проекты |
Дополненная реальность (AR) |
Визуализация инженерных объектов через AR-приложения |
Повышение вовлечённости, наглядность, интерактивность |
Необходимость оборудования и специализированного программного обеспечения |
Визуализация 3D-моделей, схем, работы механизмов |
Виртуальная реальность (VR) |
Иммерсивное обучение в виртуальной среде |
Безопасность при обучении опасным процессам, высокая мотивация |
Высокая стоимость оборудования |
Симуляция лабораторий, производственных процессов |
Цифровые лаборатории/ виртуальные симуляторы |
Моделирование экспериментов в цифровой среде |
Безопасность, доступность, экономия материалов |
Ограниченность симуляции, нет тактильного опыта |
Лабораторные работы по физике, химии, механике |
Облачные технологии / LMS |
Использование платформ для организации учебного процесса (Moodle, Google Classroom) |
Централизованный доступ к материалам, автоматизация контроля |
Зависимость от Интернета, низкая мотивация при слабом контроле |
Распространение учебных материалов, автоматизация тестов |
Геймификация |
Внедрение игровых элементов в обучение (баллы, уровни) |
Повышение мотивации, вовлечённости |
Может отвлекать от сути предмета |
Решение инженерных задач в игровом формате, соревнования по проектам |
Флиппед-класс (перевёрнутое обучение) |
Теория изучается дома, практика – в аудитории |
Акцент на практику, развитие самостоятельности |
Требует самодисциплины студентов |
Решение задач, выполнение лабораторных с преподавателем |
Массовый открытый онлайн-курс (МООС) и видеокурсы |
Онлайн-курсы от ведущих университетов |
Гибкость, доступ к передовому контенту |
Отсутствие индивидуального подхода |
Изучение дополнительных инженерных дисциплин, самообразование |
3D-печать и цифровое прототипирование |
Быстрое изготовление моделей и деталей |
Переход от теории к практике, развитие пространственного мышления |
Высокая стоимость расходных материалов |
Моделирование деталей, конструирование, тестирование |
Примечание. Составлено автором
Прикладные аспекты использования инновационных подходов и технологических новинок в обучении будущих инженеров
Виртуальная и дополненная реальность появились как инновационные инструменты, которые позволяют студентам взаимодействовать с реалистичными трехмерными средами, симуляциями физических явлений и системного инжиниринга. Эти технологии помогают преодолеть разрыв между теорией и практикой, улучшая опытное обучение, облегчая понимание сложных концепций и улучшая запоминание знаний [13]. Важно отметить, что VR и AR повышают мотивацию и интерактивность студентов, делая обучение более динамичным и увлекательным.
Геймификация и проектное обучение. Интеграция активных методологий, таких как геймификация и проектное обучение (PBL), доказала свою эффективность в инженерном образовании, способствуя повышению вовлеченности и развитию социально-эмоциональных навыков у студентов, необходимых для рынка труда. Геймификация использует игровые элементы, такие как баллы, уровни и награды, для повышения мотивации и вовлеченности студентов. В инженерном образовании этот подход используется для того, чтобы сделать обучение более динамичным и интерактивным, улучшить запоминание материала и понимание сложных концепций [14]. С другой стороны, PBL ставит студентов в центр процесса обучения, предлагая им решать реальные проблемы в рамках практических проектов, что способствует увязке теории и практики и готовит их к профессиональным вызовам, в том числе к применению полученных знаний в инженерии.
Недавние исследования продемонстрировали эффективность платформ на базе искусственного интеллекта и онлайн-среды обучения в повышении результативности подготовки инженерных специалистов к вызовам, которые ставит перед ними Индустрия 4.0. Примеры из практики подчеркивают преимущества персонализированных и интерактивных сред обмена знаниями, демонстрируя значительное улучшение вовлеченности студентов, более быстрое усвоение нового материала и развитие навыков решения проблем. Эти инициативы подчеркивают преобразующий потенциал технологически усовершенствованных стратегий обучения в инженерном образовании [15].
Для систематизации имеющихся на сегодняшний день публикаций на рисунке отражены показатели, характеризующие эффективность применения инновационных технологий в ходе преподавания инженерно-технических дисциплин.
Эффективность применения инновационных технологий в инженерно-техническом образовании (составлено автором)
Цифры, представленные на рисунке, являются усреднёнными значениями, которые получены из метаанализа и обзора следующих источников:
1) IEEE Transactions on Education, Computers & Education, British Journal of Educational Technology;
2) отчёты по внедрению AR/VR в инженерном образовании в технических вузах Европы;
3) опросы студентов технических вузов в России, Польше, Германии (2018–2023).
В ходе проводимых экспериментов и замеров преподаватели внедряли разные технологии на параллельных группах (одна группа обучается с использованием инновационных подходов, другая – контрольная). После нескольких модулей (3–6 недель) проводилось сравнение:
-средних баллов;
-количества выполненных заданий;
-результатов итоговых тестов.
Полученные по результатам анализа научно-экспертной литературы данные позволяют сделать следующие заключения.
1. Прототипирование, PBL и AR показывают наибольшую эффективность по всем трём метрикам.
2. Геймификация и перевернутый класс также демонстрируют высокую вовлечённость и уровень усвоения нового материала.
3. MOOC и облачные платформы эффективны в доступности, но уступают по вовлечённости и удержанию знаний.
Примеры использования инновационных технологий в преподавании конкретных инженерных дисциплин
В ходе проведенного эксперимента в разрезе следующих дисциплин были получены следующие результаты.
1. «Проектирование аппаратного обеспечения автоматизированных систем»
Контрольная группа: только 58% студентов смогли самостоятельно построить аксонометрические проекции сложных деталей. Экспериментальная группа: показатель достиг отметки 81%. Время, затраченное на выполнение заданий, сократилось в среднем на 12%.
Вывод: применение VR существенно повышает пространственное мышление и снижает число ошибок в ходе построения проекций.
2. «Информационно-измерительные и управляющие системы»
Количество выполненных заданий в экспериментальной группе увеличилось на 17%. Студенты лучше усваивали взаимосвязь между микроструктурой и свойствами материалов, что подтвердилось в итоговом тестировании (средний балл: 3,9/5 в контроле против 4,5/5 в эксперименте).
Преподаватели отметили, что студенты стали чаще использовать терминологию, характерную для профессиональных материаловедческих исследований.
3. «Эксплуатация программно-аппаратных комплексов»
Студенты разрабатывали мини-проекты на базе микроконтроллеров (Arduino, Raspberry Pi), моделируя реальные инженерные задачи. В контрольной группе проекты защитили только 9 студентов из 32 (28%). В экспериментальной – 23 студента (71%).
Анкетирование показало, что 87% участников экспериментальной группы считают проектный формат обучения «более полезным для будущей профессии».
Вывод: данный инновационный метод не только улучшает усвоение материала, но и формирует дополнительные компетенции – командную работу, тайм-менеджмент, лидерство.
4. «Технологическая (проектно-технологическая) практика»
В процесс обучения была внедрена геймификация (баллы, рейтинги, онлайн-соревнования) и симуляторы динамических процессов. В контрольной группе итоговый тест сдали успешно 64% студентов. В экспериментальной – 79%. 72% студентов отметили, что игровой формат сделал предмет «более доступным и интересным».
В таблице 3 приведены усреднённые показатели эффективности внедрения инновационных методов обучения на кафедре «Информатика, вычислительная техника и информационная безопасность».
Таблица 3
Сравнительные результаты контрольной и экспериментальной групп, участвующих в тестировании инновационных технологий обучения
Показатель |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Прирост |
Средний балл по итоговым тестам |
3,6 |
4,2 |
+17% |
Количество выполненных лабораторных и проектных заданий |
68% |
85% |
+17% |
Доля студентов, проявивших высокую мотивацию (согласно анкетированию) |
52% |
77% |
+25% |
Уровень сформированности soft skills (оценка экспертов) |
средний |
выше среднего |
— |
Примечание. Составлено автором
Хотя цифровые технологии, несомненно, имеют значительный потенциал и позволяют существенным образом увеличить эффективность инженерного образования за счет роста интерактивности, персонализации и удаленного доступа, не менее важно признать их потенциальные негативные последствия. Возможные недостатки чрезмерной цифровизации включают в себя снижение аналоговых и ручных навыков, растущую зависимость от программных инструментов и эрозию проектного, интуитивного мышления. Эти риски и угрозы подчеркивают важность сбалансированной и продуманной интеграции цифровых технологий на основе структурированных психопедагогических подходов, которые будут способствовать сохранению основных инженерных компетенций.
Заключение
Интеграция преобразующих технологий и инновационных подходов в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления обладает огромным потенциалом для расширения возможностей будущих инженерных кадров. Технологические достижения и передовые методы подачи материала могут эффективно сочетаться с педагогическими стратегиями в сфере подготовки студентов технических специальностей. Они позволяют создавать персонализированные и адаптируемые учебные программы для специалистов, учитывая их индивидуальные потребности и предпочтения, а также обеспечивать динамичную основу для понимания меняющихся требований к навыкам.
В то же время в процессе перехода на инновационный вектор преподавания необходимо принимать во внимание такие ключевые аспекты, как адаптация студентов к цифровым технологиям, инклюзивный доступ, поддержка психического здоровья и баланс между новыми и традиционными методиками обучения, что играет ключевую роль в обеспечении качества образования и развитии необходимых компетенций у будущих инженеров.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Тырышкин С.Ю. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34272 (дата обращения: 05.10.2025).