Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Тырышкин С.Ю. 1
1 Алтайский государственный технический университет им.И.И.Ползунова
Тырышкин С.Ю. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, привлечение финансирования, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В современных быстро меняющихся условиях развития общества и экономики инженерное образование все больше подчеркивает междисциплинарные связи, которые отражают растущую сложность реальных проблем. Набирающий обороты темп технологического прогресса способствует появлению новых и революционных технологий, таких как искусственный интеллект, робототехника, нанотехнологии, трехмерная печать, блокчейн и интеллектуальные сети. Это в свою очередь выдвигает новые требования к формированию технического мышления для студентов инженерных специальностей, подчеркивающие важность контекстуализированной формулировки и решения инженерных задач в более широком техническом контексте. С учетом отмеченного цель исследования заключается в рассмотрении особенностей и результатов использования инновационных технологий в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления. Методы исследования включают в себя системный анализ, сравнение, моделирование, группировку, синтез, обобщение, описание. В процессе исследования охарактеризованы принципы подготовки специалистов инженерно-технического направления в эпоху Четвертой промышленной революции и отличительные черты образовательной среды. Также выделены особенности, сферы применения, преимущества и недостатки инновационных технологий, которые используются при преподавании технических дисциплин. Отдельное внимание уделено эффективности использования новых подходов и методов в образовательном процессе подготовки инженерно-технических кадров. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать такие выводы: инновационные технологии для технического образования имеют неоспоримые преимущества и перспективы. Однако их внедрение требует планирования адаптационных мероприятий с учетом потребностей студентов и преподавательского состава.
обучение
инженерная специальность
инновационный подход
эффективность
методика
технические дисциплины
1. Канашевич Т.Н. Допрофессиональная подготовка в системе непрерывного инженерно-технического образования // Педагогическая наука и образование. 2025. № 1 (50). С. 24-35. EDN: NFPBRY.
2. Sezen Bal, Ali Sarıkaş. Technical teacher training program for engineering integration in K-12 education // Computer Applications in Engineering Education. 2024. Volume 32. Is. 4. Р. 98-108. DOI: 10.1002/cae.22746. EDN: TXDQQO.
3. Караваев А.А., Петрова Л.Г. Актуальные проблемы подготовки квалифицированных кадров инженерно-технического образования в современных условиях // Актуальные вопросы образования. 2022. № 2. С. 82-86. EDN: RYYGWH.
4. Борисов Е.А. Цифровизация инженерно-технического образования: тренды и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-1. С. 46-50. DOI: 10.18411/trnio-12-2022-13. EDN: QNWAHK.
5. Gabriella Coloyan Fleming, Michelle Klopfer What engineering employers want: An analysis of technical and professional skills in engineering job advertisements // Journal of Engineering Education. 2024. Vol. 113. Is. 2. Р. 120-127. DOI: 10.1002/jee.20581.
6. Greses Pérez, Trevion Henderson. Addressing media and information literacy in engineering design education: Learning to design technologies in the era of science denial and misinformation // Journal of Research in Science Teaching. 2025. Vol. 62. Is. 6. Р. 35-41. DOI: 10.1002/tea.22023. EDN: XVVXHU.
7. Закиева Р.Р. Категориальный аппарат и научные основания управления качеством инженерно-технического образования // Педагогика. 2024. Т. 88. № 10. С. 30-37. EDN: ENBUQO.
8. Меркулова В.А., Третьякова З.О., Шестакова И.Г. Инновации в инженерно-техническом образовании с использованием AR-технологии на примере дисциплин начертательной геометрии и инженерной графики // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 243-265. DOI: 10.32744/pse.2022.4.15. EDN: XUUPWI.
9. Глаголев С.Н., Алтынник Н.И. Инновационное технологическое образование в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 7-11. EDN: UEMMAK.
10. Sicong Zhu, Yufei Yuan Integrated engineering education through design activities: A signal phase module design case study for traffic engineering course // Computer Applications in Engineering Education. 2024. Vol. 32. Is. 4. Р. 91-99. DOI: 10.1002/cae.22744. EDN: EWUVJE.
11. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбатов С.В. Развитие системы профессионального образования на основе продуктов цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 2. С. 987-1004. DOI: 10.18334/vinec.13.2.118217. EDN: OGCHAC.
12. Плеханов М.А., Фурер О.В. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов инженерно-технического профиля // Мир педагогики и психологии. 2023. № 12(89). С. 77-80. EDN: WUDJXX.
13. Самакаева М.Д., Ковалева И.Н., Грачев В.С. Подготовка инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. Т. 10. № 2 (155). С. 65-74. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.10.009. EDN: WUBFEG.
14. Назарова М.Р. Технологии развития профессиональных способностей студентов инженерно-педагогических направлений // Вестник Института развития образования. 2022. № 2 (38). С. 21-26. EDN: QUSFUX.
15. Соболев А.Н., Некрасов А.Я., Ривкин А.В. Инновационные элементы в методике преподавания дисциплины «теория механизмов и машин» // Техническое творчество молодежи. 2024. № 2 (144). С. 7-13. EDN: XKIBYQ.
16. Тырышкин С.Ю. Информационно-измерительные и управляющие системы: Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2025. 124 с. ISBN: 978-5-534-21481-9. EDN: ZJLOQL.

Введение

Продвинутое и непрерывное инженерно-техническое образование имеет решающее значение для постоянного профессионального развития и адаптивности инженеров, особенно в эпоху, характеризующуюся быстрым технологическим прогрессом и меняющимися требованиями к профессии, которые стимулируются развитием Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0).

Современные исследования, посвященные Индустрии 4.0, показывают, что она влечет за собой изменения в структуре профессий и видов деятельности, а также выдвигает дополнительные требования к работникам. Эти изменения непосредственно затрагивают систему профессионального образования и обучения. В текущих условиях и со взглядом в будущее очевидным является тот факт, что необходимо изменить подход к подготовке студентов технических вузов на такой, который позволит вооружить их навыками, необходимыми для решения задач Индустрии 4.0. Слушатели этих учебных заведений должны будут демонстрировать новые компетенции и знания в своей профессиональной деятельности [1].

Четвертая промышленная революция определила множество потенциальных возможностей и вызовов, которые входят в пять областей деятельности: горизонтальная интеграция, цифровое комплексное проектирование, вертикальная интеграция, новые социальные инфраструктуры и киберфизические производственные системы. Это, в свою очередь, предопределило следующие требования к подготовке будущих инженеров: цифровые методы обучения, развитие умений управления производственными системами, междисциплинарная разработка продуктов и процессов, специфические компетенции для новых отраслей промышленности, оценка компетенций [2].

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что традиционные педагогические подходы зачастую не справляются с динамичной средой Индустрии 4.0, не обеспечивая гибкость и экспертные знания, необходимые современным инженерам. Это несоответствие подчеркивает необходимость значительных преобразований в преподавании инженерно-технических дисциплин с особым акцентом на передовые, инновационные технологии для сохранения актуальности и эффективности образовательных процессов и программ обучения. Для более наглядной аргументации необходимости перехода в технических вузах к новым, инновационным учебным траекториям, в таблице 1 представлена сравнительная характеристика эффективности традиционных и инновационных методик обучения будущих инженеров.

Таблица 1

Сравнение эффективности традиционных и инновационных методик обучения инженерно-технических дисциплин

Критерий сравнения

Традиционные методики (лекции, семинары, лабораторные работы)

Инновационные методики (проектное обучение, проблемно ориентированное обучение, «перевернутый класс», обучение через дизайн)

Вовлеченность и мотивация студентов

Низкая-средняя: пассивное восприятие, что может снижать интерес и посещаемость. Часто зависит от харизмы преподавателя

Высокая: активное участие, решение реальных задач, самостоятельный поиск, что значительно повышает интерес и внутреннюю мотивацию. Увеличение мотивации на 20-30%, по некоторым данным

Глубина понимания материала

Средняя: акцент на запоминании и воспроизведении. Знания могут быть быстро забыты без активного применения

Глубокая и устойчивая: материал усваивается через применение, анализ и синтез. Знания дольше сохраняются и легче применяются в новых контекстах

Развитие критического мышления и навыков решения проблем

Низкое-среднее: ограниченные возможности для самостоятельного анализа и решения комплексных задач

Высокое: постоянное решение проблем, требующих анализа, оценки и синтеза информации. Улучшение на 0.5-0.7 стандартных отклонений в критическом мышлении по сравнению с традиционными методами

Развитие практических и инженерных навыков

Среднее: освоение навыков по инструкциям в лабораторных работах. Полученные знания могут быть не релевантными для решения реальных инженерных задач

Высокое: развитие навыков проектирования, прототипирования, работы с оборудованием, моделирования в условиях, приближенных к реальным. На 15-20% выше способность к формулированию инженерных проблем и более частое появление инновационных прототипов в выпускных квалификационных работах

Развитие «мягких» навыков (soft skills)

Низкое: минимум возможностей для командной работы, коммуникации, презентации

Высокое: регулярная командная работа, презентации проектов, коммуникация с внешними экспертами. Развитие навыков коллаборации, коммуникации, лидерства

Скорость усвоения информации

Высокая на начальном этапе: быстрая передача большого объема информации

Средняя-низкая на начальном этапе: требуется больше времени для самостоятельного осмысления и поиска

Успеваемость (результаты тестов, экзаменов)

Высокая/стабильная: хорошо измеряется традиционными тестами на запоминание

Смешанная/потенциально выше: может быть временно ниже при адаптации, но в долгосрочной перспективе часто приводит к небольшому, но статистически значимому увеличению успеваемости (5-10% в некоторых случаях), особенно в моделях «перевернутого класса»

Требования к преподавателю

Средние: наличие квалификации в конкретной предметной области, хорошие навыки изложения материала, поддержания дисциплины

Высокие: фасилитатор, наставник, организатор, эксперт по управлению проектами и групповой динамикой. Преподаватель нуждается в дополнительной подготовке и гибкости

Требования к ресурсам

Низкие-средние: классная комната, доска, учебники, стандартное лабораторное оборудование

Высокие: нужны специализированные лаборатории, программное обеспечение, интерактивные инструменты, доступ к реальным кейсам/данным

Примечание. Составлено автором

Таким образом, детальный анализ возможностей и последствий интеграции требований Индустрии 4.0 и передовых практик подготовки инженеров, основанных на инновационных, цифровых технологиях, является актуальной научно-практической задачей, которая и предопределила выбор темы данной статьи.

Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей и результатов использования инновационных технологий в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления.

Материалы и методы исследования

Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры «Информатика, вычислительная техника и информационная безопасность» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова в 2023–2024 учебном году. В исследовании приняли участие 64 студента 3-го курса направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Участники были распределены на контрольную группу (32 студента) и экспериментальную группу (32 студента).

Контрольная группа обучалась по традиционной методике: лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, ориентированные на воспроизведение знаний.

Обучение в экспериментальной группе проводилось с использованием таких инновационных технологий:

· AR/VR-технологии (HoloLens, Autodesk Inventor VR) для преподавания курса «Проектирование аппаратного обеспечения автоматизированных систем»;

· цифровая лаборатория и виртуальные симуляторы для курса «Информационно-измерительные и управляющие системы» [16];

· проектное обучение с использованием микроконтроллеров Arduino и Raspberry Pi, систем контроля и управления доступом PERCo в рамках курса «Эксплуатация программно-аппаратных комплексов»;

· геймификация и компьютерные симуляторы динамических процессов в рамках программы «Технологическая (проектно-технологическая) практика».

Для оценки эффективности проводимого педагогического эксперимента автором использовался комплекс количественных и качественных показателей:

1. Качественная оценка (опрос студентов, самооценка уровня вовлечённости и мотивации, экспертная оценка преподавателей, участвующих в образовательном процессе).

2. Количественная оценка (сравнение среднего балла по тестам/контрольным работам, количество успешно выполненных лабораторных и проектных заданий, показатели участия в научно-исследовательских проектах).

3. Формирование компетенций (оценка по ключевым компетенциям ФГОС – инженерное мышление, работа в команде, способность к проектированию, критическое мышление).

Методы исследования включают в себя системный анализ, сравнение, моделирование, группировку, синтез, обобщение, описание.

Результаты исследования и их обсуждение. Особенности и методы интеграции технического мышления в инженерные учебные программы с целью формирования правильного набора знаний, который позволит повысить вероятность решения практических проблем на производстве, рассматривают в своих трудах Караваев А.А., Петрова Л.Г. [3], Борисов Е.А. [4], Gabriella Coloyan Fleming, Michelle Klopfer [5].

Перспективы и подходы к использованию новых технологий, таких как искусственный интеллект, дополненная реальность, проектное обучение в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления с целью создания комплексной платформы, основанной на таксономии навыков, знаний и умений, и использующей технологии обработки естественного языка, изучают Greses Pérez, Trevion Henderson [6], Закиева Р.Р. [7], Меркулова В.А., Третьякова З.О., Шестакова И.Г. [8].

Над разработкой принципов образования 4.0, которые подчеркивают ориентированность на обучающегося, интеграцию технологий и обучения на протяжении всей жизни, обеспечивают целостную основу для переосмысления инженерного образования в цифровую эпоху, а также соответствуют меняющимся потребностям инженерных кадров, трудятся Глаголев С.Н., Алтынник Н.И. [9], Sicong Zhu, Yufei Yuan [10].

Высоко оценивая накопленное на сегодняшний день научное наследие, следует отметить, что еще не все вопросы в данной предметной плоскости нашли свое должное отражение в научно-экспертной литературе. Так, например, отдельного внимания заслуживают проблемы организации технического образования с использованием инновационных технологий, связанные с доступностью передовых решений для учреждений образования, дефицитом квалифицированного педагогического состава. Кроме того, в более детальной проработке нуждается перечень компетенций и навыков, которые могут быть сформулированы у обучающихся инженерным специальностям с применением инновационных подходов и выходят за рамки только технической квалификации.

Прежде всего отметим, что в инженерном образовании традиционно уделяется особое внимание экспозиционным методам и подходам, основанным на решении математических и физических задач [11]. Однако с развитием технологий и ростом спроса на компетенции в области цифровизации, смарт-производства, устойчивого развития появились новые модели преподавания специализированных дисциплин, способствующие активному и персонализированному обучению.

В результате, отвечая на вызовы современных производств и запросы обучающихся, принципы подготовки специалистов инженерно-технического направления в эпоху Четвертой промышленной революции предусматривают интеграцию передовых технологий и гибких методов обучения для адаптации к меняющимся условиям инженерного образования. Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу в сфере образования появились инновационные подходы преподавания, базирующиеся на таких технологиях, как искусственный интеллект, виртуальная реальность и нейролингвистическое программирование, которые применяются для улучшения результатов освоения материала. Эти технологии способствуют персонализации обучения с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений студентов. Алгоритмы искусственного интеллекта и методы нейролингвистического программирования позволяют образовательным учреждениям, специализированным кафедрам динамически адаптировать методы подачи и оценки учебного материала, обеспечивая его актуальность и вовлеченность слушателей [12].

Теоретико-концептуальные аспекты использования инновационных технологий в инженерно-техническом образовании

Согласно утверждениям Международной академии производственного инжиниринга, использование инновационных технологий при преподавании дисциплин профессионального инженерно-технического направления дает возможность сформировать учебную среду, имеющую четыре отличительные характеристики:

- процессы, которые являются аутентичными, включают несколько производственных этапов и охватывают как технические, так и организационные аспекты формирования необходимых компетенций;

- условия, которые могут изменяться и отражать характеристики реальной инженерно-технологической цепочки;

- производимый физический продукт;

- дидактическая концепция, охватывающая формальное и неформальное обучение, которая реализуется благодаря кооперации преподавателей и студентов в рамках подхода к обучению на месте.

В таблице 2 приведено описание некоторых инновационных технологий преподавания, с выделением сфер их применения, возможностей и ограничений.

Таблица 2

Характеристика инновационных технологий, используемых при преподавании дисциплин профессионального инженерно-технического направления

Технология

Краткое описание

Преимущества

Недостатки

Практическое применение

Проектное обучение (PBL)

Обучение через выполнение практико-ориентированных проектов

Развитие soft и hard skills, применение знаний на практике, командная работа

Требует времени и ресурсов на организацию, сложная оценка

Разработка инженерных решений, создание прототипов, курсовые проекты

Дополненная реальность (AR)

Визуализация инженерных объектов через AR-приложения

Повышение вовлечённости, наглядность, интерактивность

Необходимость оборудования и специализиро­ванного прог­раммного обеспечения

Визуализация 3D-моделей, схем, работы механизмов

Виртуальная реальность (VR)

Иммерсивное обучение в виртуальной среде

Безопасность при обучении опасным процессам, высокая мотивация

Высокая стоимость оборудования

Симуляция лабораторий, про­изводственных процессов

Цифровые лаборатории/ виртуальные симуляторы

Моделирование экспериментов в цифровой среде

Безопасность, доступность, экономия материалов

Ограниченность симуляции, нет тактильного опыта

Лабораторные работы по физике, химии, механике

Облачные технологии / LMS

Использование платформ для организации учебного процесса (Moodle, Google Classroom)

Централизованный доступ к материалам, автоматизация контроля

Зависимость от Интернета, низкая мотивация при слабом контроле

Распространение учебных материалов, автоматизация тестов

Геймификация

Внедрение игровых элементов в обучение (баллы, уровни)

Повышение мотивации, вовлечённости

Может отвлекать от сути предмета

Решение инженерных задач в игровом формате, соревнования по проектам

Флиппед-класс (перевёрнутое обучение)

Теория изучается дома, практика – в аудитории

Акцент на практику, развитие самостоятельности

Требует самодисциплины студентов

Решение задач, выполнение лабораторных с преподавателем

Массовый открытый онлайн-курс (МООС) и видеокурсы

Онлайн-курсы от ведущих университетов

Гибкость, доступ к передовому контенту

Отсутствие индивидуаль­ного подхода

Изучение дополнительных инженерных дисциплин, самообразование

3D-печать и цифровое прототипи­рование

Быстрое изготовление моделей и деталей

Переход от теории к практике, развитие пространственного мышления

Высокая стоимость расходных материалов

Моделирование деталей, конструирование, тестирование

Примечание. Составлено автором

Прикладные аспекты использования инновационных подходов и технологических новинок в обучении будущих инженеров

Виртуальная и дополненная реальность появились как инновационные инструменты, которые позволяют студентам взаимодействовать с реалистичными трехмерными средами, симуляциями физических явлений и системного инжиниринга. Эти технологии помогают преодолеть разрыв между теорией и практикой, улучшая опытное обучение, облегчая понимание сложных концепций и улучшая запоминание знаний [13]. Важно отметить, что VR и AR повышают мотивацию и интерактивность студентов, делая обучение более динамичным и увлекательным.

Геймификация и проектное обучение. Интеграция активных методологий, таких как геймификация и проектное обучение (PBL), доказала свою эффективность в инженерном образовании, способствуя повышению вовлеченности и развитию социально-эмоциональных навыков у студентов, необходимых для рынка труда. Геймификация использует игровые элементы, такие как баллы, уровни и награды, для повышения мотивации и вовлеченности студентов. В инженерном образовании этот подход используется для того, чтобы сделать обучение более динамичным и интерактивным, улучшить запоминание материала и понимание сложных концепций [14]. С другой стороны, PBL ставит студентов в центр процесса обучения, предлагая им решать реальные проблемы в рамках практических проектов, что способствует увязке теории и практики и готовит их к профессиональным вызовам, в том числе к применению полученных знаний в инженерии.

Недавние исследования продемонстрировали эффективность платформ на базе искусственного интеллекта и онлайн-среды обучения в повышении результативности подготовки инженерных специалистов к вызовам, которые ставит перед ними Индустрия 4.0. Примеры из практики подчеркивают преимущества персонализированных и интерактивных сред обмена знаниями, демонстрируя значительное улучшение вовлеченности студентов, более быстрое усвоение нового материала и развитие навыков решения проблем. Эти инициативы подчеркивают преобразующий потенциал технологически усовершенствованных стратегий обучения в инженерном образовании [15].

Для систематизации имеющихся на сегодняшний день публикаций на рисунке отражены показатели, характеризующие эффективность применения инновационных технологий в ходе преподавания инженерно-технических дисциплин.

Эффективность применения инновационных технологий в инженерно-техническом образовании (составлено автором)

Цифры, представленные на рисунке, являются усреднёнными значениями, которые получены из метаанализа и обзора следующих источников:

1) IEEE Transactions on Education, Computers & Education, British Journal of Educational Technology;

2) отчёты по внедрению AR/VR в инженерном образовании в технических вузах Европы;

3) опросы студентов технических вузов в России, Польше, Германии (2018–2023).

В ходе проводимых экспериментов и замеров преподаватели внедряли разные технологии на параллельных группах (одна группа обучается с использованием инновационных подходов, другая – контрольная). После нескольких модулей (3–6 недель) проводилось сравнение:

-средних баллов;

-количества выполненных заданий;

-результатов итоговых тестов.

Полученные по результатам анализа научно-экспертной литературы данные позволяют сделать следующие заключения.

1. Прототипирование, PBL и AR показывают наибольшую эффективность по всем трём метрикам.

2. Геймификация и перевернутый класс также демонстрируют высокую вовлечённость и уровень усвоения нового материала.

3. MOOC и облачные платформы эффективны в доступности, но уступают по вовлечённости и удержанию знаний.

Примеры использования инновационных технологий в преподавании конкретных инженерных дисциплин

В ходе проведенного эксперимента в разрезе следующих дисциплин были получены следующие результаты.

1. «Проектирование аппаратного обеспечения автоматизированных систем»

Контрольная группа: только 58% студентов смогли самостоятельно построить аксонометрические проекции сложных деталей. Экспериментальная группа: показатель достиг отметки 81%. Время, затраченное на выполнение заданий, сократилось в среднем на 12%.

Вывод: применение VR существенно повышает пространственное мышление и снижает число ошибок в ходе построения проекций.

2. «Информационно-измерительные и управляющие системы»

Количество выполненных заданий в экспериментальной группе увеличилось на 17%. Студенты лучше усваивали взаимосвязь между микроструктурой и свойствами материалов, что подтвердилось в итоговом тестировании (средний балл: 3,9/5 в контроле против 4,5/5 в эксперименте).

Преподаватели отметили, что студенты стали чаще использовать терминологию, характерную для профессиональных материаловедческих исследований.

3. «Эксплуатация программно-аппаратных комплексов»

Студенты разрабатывали мини-проекты на базе микроконтроллеров (Arduino, Raspberry Pi), моделируя реальные инженерные задачи. В контрольной группе проекты защитили только 9 студентов из 32 (28%). В экспериментальной – 23 студента (71%).

Анкетирование показало, что 87% участников экспериментальной группы считают проектный формат обучения «более полезным для будущей профессии».

Вывод: данный инновационный метод не только улучшает усвоение материала, но и формирует дополнительные компетенции – командную работу, тайм-менеджмент, лидерство.

4. «Технологическая (проектно-технологическая) практика»

В процесс обучения была внедрена геймификация (баллы, рейтинги, онлайн-соревнования) и симуляторы динамических процессов. В контрольной группе итоговый тест сдали успешно 64% студентов. В экспериментальной – 79%. 72% студентов отметили, что игровой формат сделал предмет «более доступным и интересным».

В таблице 3 приведены усреднённые показатели эффективности внедрения инновационных методов обучения на кафедре «Информатика, вычислительная техника и информационная безопасность».

Таблица 3

Сравнительные результаты контрольной и экспериментальной групп, участвующих в тестировании инновационных технологий обучения

Показатель

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Прирост

Средний балл по итоговым тестам

3,6

4,2

+17%

Количество выполненных лабораторных и проектных заданий

68%

85%

+17%

Доля студентов, проявивших высокую мотивацию (согласно анкетированию)

52%

77%

+25%

Уровень сформированности soft skills (оценка экспертов)

средний

выше среднего

Примечание. Составлено автором

Хотя цифровые технологии, несомненно, имеют значительный потенциал и позволяют существенным образом увеличить эффективность инженерного образования за счет роста интерактивности, персонализации и удаленного доступа, не менее важно признать их потенциальные негативные последствия. Возможные недостатки чрезмерной цифровизации включают в себя снижение аналоговых и ручных навыков, растущую зависимость от программных инструментов и эрозию проектного, интуитивного мышления. Эти риски и угрозы подчеркивают важность сбалансированной и продуманной интеграции цифровых технологий на основе структурированных психопедагогических подходов, которые будут способствовать сохранению основных инженерных компетенций.

Заключение

Интеграция преобразующих технологий и инновационных подходов в процессе преподавания дисциплин профессионального инженерно-технического направления обладает огромным потенциалом для расширения возможностей будущих инженерных кадров. Технологические достижения и передовые методы подачи материала могут эффективно сочетаться с педагогическими стратегиями в сфере подготовки студентов технических специальностей. Они позволяют создавать персонализированные и адаптируемые учебные программы для специалистов, учитывая их индивидуальные потребности и предпочтения, а также обеспечивать динамичную основу для понимания меняющихся требований к навыкам.

В то же время в процессе перехода на инновационный вектор преподавания необходимо принимать во внимание такие ключевые аспекты, как адаптация студентов к цифровым технологиям, инклюзивный доступ, поддержка психического здоровья и баланс между новыми и традиционными методиками обучения, что играет ключевую роль в обеспечении качества образования и развитии необходимых компетенций у будущих инженеров.


Конфликт интересов
Материалы статьи не содержат конфликтов интересов

Библиографическая ссылка

Тырышкин С.Ю. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34272 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34272