Введение
В современном мире, где финансовая стабильность и осознанное управление личными финансами становятся все более важными, финансовое просвещение школьников приобретает особую актуальность. Традиционные методы обучения зачастую не способны заинтересовать молодежь в таких важнейших и сложных направлениях, как финансовая грамотность. Однако волонтерские инициативы предоставляют уникальную возможность школьникам активно включаться в процесс формирования компетенций в финансовой сфере. Каждый волонтерский проект в сфере финансового просвещения – это мини-школа по выработке жизненно важных навыков, в которой учатся работать в команде, брать на себя ответственность, выстраивать коммуникации. Более того, в таких проектах усиливается понимание финансовых вопросов, что способствует повышению личной финансовой грамотности и культуры как участников проекта, так и волонтеров. Это не просто получение знаний, но и выработка навыков, необходимых для уверенного существования в современном мире и достижения собственных финансовых целей, это инвестиция в будущее для самих волонтеров и, конечно, для всего общества [1].
Цель исследования – представить опыт реализации образовательного проекта в сфере финансового просвещения школьников региона студентами-волонтерами Президентской академии в г. Хабаровске.
Материалы и методы исследования
Исследование основано на интеграции теоретических и эмпирических методов: анализе нормативных правовых документов; обзоре научной и методической литературы; систематизации и обобщении педагогического опыта; наблюдении [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Обучение финансовой грамотности сегодня служит ключом к финансовой независимости, уверенности в будущем и возможностям реализовать личные мечты. Инвестиции в развитие финансовой грамотности и культуры – это инвестиции в собственное будущее и перспективы страны в целом [3, 4].
С формирования финансово грамотного молодого поколения начинается успешность и процветание общества. Факторы, влияющие на необходимость повышения уровня финансового просвещения молодежи, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на финансовое просвещение молодежи
Факторы |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Развитие информационно-коммуникационных технологий |
Расширяет доступ к информации о финансовых продуктах и услугах, создает возможности для онлайн-обучения и консультирования |
Увеличивает риск столкновения с мошенничеством и дезинформацией, усложняет процесс анализа информации, требует развития навыков критического мышления |
Трансформация потребительских предпочтений под воздействием массовой рекламы |
Стимулирует интерес к управлению финансами, потребность в планировании бюджета для удовлетворения новых желаний |
Создает иллюзию легкости получения кредитов и быстрых денег, подталкивает к импульсивным покупкам, формирует потребительскую зависимость |
Стремительный рост сегмента онлайн-покупок в сети Интернет |
Упрощает доступ к товарам и услугам, предоставляет возможность сравнения цен и выбора оптимальных предложений, способствует развитию навыков онлайн-платежей и безопасности |
Увеличивает риск мошенничества и кражи личных данных, требует умения анализировать информацию о продавцах и товарах, может привести к импульсивным тратам |
Появление инновационных инструментов на рынке банковских услуг |
Расширяет возможности управления финансами (мобильные приложения, онлайн-банкинг, инвестиционные инструменты), способствует экономии времени и удобству |
Усложняет понимание новых финансовых продуктов, увеличивает риск ошибочных решений из-за недостатка знаний, создает новые способы мошенничества
|
Увеличение числа мошенничеств в финансовой сфере |
Повышает осознание необходимости защиты личных финансов, стимулирует интерес к изучению правил безопасности и предотвращения мошенничества |
Вызывает недоверие к финансовым институтам, создает страх перед использованием финансовых инструментов, требует развития навыков распознавания мошеннических схем |
Источник: составлено авторами.
Эти факторы включают в себя динамичное развитие финансовых рынков, усложнение финансовых продуктов, рост цифровых технологий и онлайн-услуг, а также изменение экономической ситуации и уровня жизни населения. Все эти аспекты делают необходимым системное внедрение проектов по финансовому образованию. Именно молодежь, как указано в Стратегии [5–7], является одной из ключевых целевых аудиторий, нуждающихся в финансовом просвещении.
Волонтерство в контексте финансовой грамотности подразумевает привлечение специалистов из финансовой сферы, студентов экономических направлений подготовки (специальностей), а также просто неравнодушных людей, обладающих знаниями и опытом в управлении финансами, к проведению образовательных мероприятий для школьников [8].
Эффективность данного подхода обусловлена рядом ключевых факторов, которые способствуют повышению уровня финансовой грамотности среди школьников [9–11]:
1. Практическая направленность: волонтеры не ограничиваются передачей теоретических знаний, а используют реальные жизненные примеры и собственный опыт в области финансов. Такая технология в обучении помогает обучающимся лучше понять практическое применение полученных знаний в повседневной жизни – обучение становится более понятным и актуальным.
2. Интерактивная составляющая: использование таких форматов, как игры, дебаты, кейс-стади и др. с активным участием школьников, включает решение практических задач в реальном времени, активно стимулирует и развивает аналитические навыки, критическое мышление и умение принимать управленческие решения, что добавляет в обучение способность лучшего освоения материала, делает его информативным и увлекательным.
3. Эмоциональный аспект: позволяет улучшить запоминание материала, стимулирует интерес к обучению и его продолжению, делает увлекательным образовательный процесс с элементами искренней заинтересованности и энтузиазма – включает истории личного успеха волонтеров и их персональные примеры.
4. Адаптивность: включает доступность и гибкость как возможность использовать волонтерские инициативы в различных форматах – от разовых мастер-классов до долгосрочных проектов, с возможностью внедрения в условиях ограниченности ресурсов, с учетом потребности школ и учащихся, что особенно важно для школ с особыми требованиями.
5. Социальная значимость: возможность волонтерских инициатив помимо повышения финансовой грамотности развивать у молодежи социальную ответственность, гражданскую активность, формировать ценности гармонично развитой личности, такие как ценности взаимопомощи, ответственности и активного участия в жизни общества.
В целом комплексный характер волонтерских программ делает их мощным инструментом в результативности финансового просвещения.
Студенты-волонтеры экономических специальностей Президентской академии в Хабаровске под руководством преподавателей кафедры экономики и цифровых технологий разрабатывают и проводят образовательные проекты для школьников. Эти инициативы призваны сформировать у подрастающего поколения необходимые навыки управления финансами и воспитать ответственное отношение к деньгам.
Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Чтобы сделать процесс познавательным и увлекательным, волонтеры используют различные игровые форматы: квизы, ролевые игры и финансовые симуляции, которые помогают школьникам не только освоить теоретические знания, но и научиться применять их в практической жизни через моделирование реальных ситуаций [12, 13].
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 27» не первый год становится партнером института. В этом году преподаватели кафедры экономики и цифровых технологий, а также студенты-волонтеры успешно реализовали образовательный проект – Краевую игру «Мои финансы» для школьников Хабаровского края, который проходил в дистанционной и очной формах.
Цель проведения игры – формирование осознанного и ответственного финансового поведения у школьников через реализацию образовательной волонтерской практики в игровом формате.
Приведем пример одного из заданий дистанционного этапа:
Семья Денисовых, состоящая из трех человек – папа Александр, мама Ольга и четырехлетний сын Иван, планирует отправиться в отпуск из Хабаровска во Владивосток на шесть дней. Но для этого семье нужно спланировать свой бюджет и рассчитать минимальную стоимость данной поездки. Изучив в интернете предложения различных перевозчиков и виды отелей, семья остановилась на следующих вариантах (табл. 2, 3).
Таблица 2
Транспорт
Транспорт |
Стоимость 1 билета для взрослых |
Дополнительные расходы |
Дополнительные условия |
Поезд |
2236 руб. |
Постельное белье: 150 руб. за 1 комплект |
Стоимость детского билета составляет 75 % от стоимости билета для взрослых |
Самолет |
6586 руб. |
Нет |
Стоимость детского билета составляет 50 % от стоимости билета для взрослых |
Вид транспорта |
Расстояние от Хабаровска до Владивостока |
Расход бензина на 100 км |
Средняя стоимость 1 л бензина |
Автомобиль |
800 км |
18 л |
62 руб. |
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Проживание
Отель |
Стоимость (цена за 1 сутки) |
Дополнительные условия |
«Приморье» |
3-местный номер – 2393 руб. |
Нет |
«Жемчужина» |
3-местный номер – 2688 руб. |
При проживании более двух суток предоставляется скидка 12 % |
«Экватор» |
2-местный номер – 1860 руб. |
При необходимости дополнительной кровати цена номера за сутки увеличивается на 850 руб. |
Источник: составлено авторами.
Задание: рассчитайте самый дешевый вид транспорта для поездки в обе стороны, а также самый дешевый отель для проживания на 6 суток. Определите итоговую стоимость поездки в обе стороны для семьи Денисовых с учетом проживания. Ответ округлите до целых.
Участникам Краевой игры, успешно прошедшим дистанционный этап, в очном туре предстояло стать сотрудниками «Детективного агентства по раскрытию экономического преступления века» и разгадать сложную головоломку. Проявляя смекалку, знания и умение работать в единстве, для раскрытия этого «запутанного дела», вооружившись картами, команды отправились в увлекательное финансовое приключение по «достопримечательностям города, в котором произошло “преступление”» (табл. 4).
Таблица 4
Маршрутный лист Краевой игры «Мои финансы»
|
Название станции |
Содержание станций |
|
|
На этой станции предоставляются первые сведения о преступнике, но в описании дела пропущены слова. Необходимо вставить пропущенные слова для дальнейшего поиска улик |
|
|
По описанию свидетелей удалось выяснить, что преступник был замечен в парке «Северное сияние», он замаскировался в костюме аниматора, но успел скрыться перед приездом полиции. Чтобы определить, куда отправился преступник, нужно расшифровать послание с помощью шифра Цезаря |
|
|
На Смотровой площадке местные жители видели подозрительного человека, который что-то пытался спрятать. Сотрудники полиции, внимательно осмотрев территорию, обнаружили в цветочном вазоне флэшку. Ее сразу же отправили на экспертизу, но специалистам нужно время, чтобы раскодировать спрятанные на ней данные. Необходимо решить несколько головоломок, чтобы раскодировать данные |
|
|
Камеры видеонаблюдения зафиксировали преступника, который появлялся в торгово-развлекательном комплексе City Mall и приобрел там новую sim-карту. Для того чтобы узнать номер телефона преступника и позвонить ему, необходимо принять участие в блиц-опросе. За правильный ответ на вопрос школьникам будет доступна одна цифра из номера телефона преступника |
|
|
По свидетельству очевидцев, преступника видели на Центральной площади. Ответив на вопросы «Правда или Ложь», можно выяснить, куда он направился дальше. |
|
|
Следы преступника ведут в Универмаг, в котором была потрачена часть похищенной суммы. Но в этот день было три человека, которые совершили крупные покупки, нужно выяснить, кто именно из трех покупателей является предполагаемым преступником. Известно, что преступник потратил на покупки 25 % от всей украденной суммы. Выяснить, кто из трех покупателей является преступником, из представленных данных |
|
|
Преступника задержали на Вокзале. Нужно разгадать ребус, в котором зашифровано имя преступника. |
Источник: составлено авторами.
Задачи каждой станции – это логические задачи, требующие креативного подхода; командные задания, где важны были согласованность и взаимопонимание, а также реальные финансовые сценарии, заставляющие принимать финансовые решения, – это те испытания, которые ожидали участников на каждом этапе. Успех прохождения маршрута каждой командой зависел не только от теоретических финансовых знаний, но и от скорости реакции, способности каждого участника быстро и оперативно работать в команде, находить оптимальные решения, слушать и слышать своих партнеров по команде.
Этот проект – яркий пример того, как студенческий энтузиазм и командный дух могут превратить обычную задачу в нечто неординарное, как простая идея может превратиться в мощный инструмент финансового просвещения, который эффективно способствует развитию финансовой грамотности, формированию финансовой культуры и социальной ответственности школьников [14, 15].
Заключение
Подобные волонтерские инициативы формируют ответственное поколение, уверенное в себе и своих финансовых решениях, готовое к вызовам современного мира. Студенты-волонтеры, участвовавшие в реализации проекта, не только получили уникальную практику в проведении образовательных мероприятий, но и пересмотрели свои взгляды на важность финансового просвещения.
Проект стал доказательством того, что волонтерская деятельность – эффективный способ улучшить финансовую грамотность молодежи. Инвестиции в такие начинания – это залог создания финансово ответственного и образованного будущего поколения. Новый взгляд на образовательные инициативы, основанный на волонтерстве, открывает возможности для создания более целостной эффективной и увлекательной системы в сфере финансового просвещения молодежи.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Алтухова И.А., Жидкова М.И. ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ФИНАНСОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34265 (дата обращения: 04.10.2025).