Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

Гневашева В.А. 1, 2
1 МГИМО
2 Московский международный университет
Гневашева В.А. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, привлечение финансирования, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В условиях стремительных социально-экономических и технологических трансформаций высшее профессиональное образование остаётся ключевым инструментом профессионального развития молодёжи, обеспечивая формирование компетенций, карьерную адаптацию и социальную мобильность. В статье анализируется роль вузов в подготовке кадров, способных отвечать вызовам цифровой экономики, глобальной конкуренции и быстро меняющихся рынков труда. Рассматриваются актуальные проблемы: несоответствие образовательных программ потребностям работодателей, рост числа выпускников, не трудоустроенных по специальности, а также недостаточное развитие soft skills и цифровых компетенций. На основе анализа данных Росстата, ВЦИОМ и научных исследований показано, что высшее образование повышает уровень занятости, доходов и профессиональной удовлетворённости, однако его эффективность существенно зависит от качества подготовки, востребованности специальности и готовности молодёжи к непрерывному обучению. Представлены результаты авторских исследований, полученные на основе проведенного общероссийского мониторинга с 2001 года. Данные мониторинга обобщены и систематизированы по ключевым направлениям оценки высшего образования как фактора профессионального развития молодежи. Обосновывается необходимость модернизации системы высшего образования, усиления взаимодействия с бизнесом, внедрения практико-ориентированных программ и развития гибких, персонализированных образовательных траекторий.
высшее профессиональное образование
профессиональное развитие
молодёжь
Россия
компетенции
рынок труда
карьерная адаптация
цифровая трансформация
непрерывное образование
1. Росстат. Выборочное обследование населения по вопросам труда. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.08.2025).
2. Овсянникова К.Д. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: текущая ситуация, проблемы и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-3. С. 81–84. DOI: 10.18411/trnio-12-2022-121.
3. Бондаренко Н.А. Актуальные проблемы профессионального самоопределения молодых специалистов // Ученые заметки ТОГУ. 2025. Т. 16. № 1. С. 22–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-molodyh-spetsialistov/viewer. (дата обращения: 05.08.2025).
4. Зеленская Н.А., Ливн М.В., Африкян Т.Г., Петрова Г.А. Формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии и профессиональному самоопределению: Методическое пособие по профориентационной работе для учителей общеобразовательных школ. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 178 с. ISBN: 978–5–00047–080–0.
5. Крылова Н.Н. Информационная гигиена и психогигиена интеллектуального труда как условие профессиональной надёжности педагога в условиях цифровизации образования // Эргодизайн. 2024. № 2 (24). С. 180–191. DOI: 10.30987/2658-4026-2024-2-180-191.
6. Цветкова Е.С., Копылова Л.Е. Целевая модель подготовки специалиста новой формации: Выпускник-2030 // Вестник РХТУ им. Д.И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2022. № 13-4. С. 86–93. EDN: GLCSNH.
7. Смирнов Д.А. Цифровые образовательные платформы и их роль в формировании профессиональных компетенций студентов // Инновации в образовании. 2023. № 5. С. 112–125. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.08.
8. Калегина О.А., Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. Взаимодействие вуза и работодателя как основа подготовки востребованных специалистов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4. С. 149–156. EDN: ZVXINQ.
9. Хасбулатова О.А. Гендерная политика в сфере высшего образования в условиях социальных трансформаций // Женщина в Российском обществе. 2002. № 2 (3). 3-7. EDN: JVKBCV.
10. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 68 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/425740019.pdf (дата обращения 07.08.2025).
11. Приоритет 2030. Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030. (дата обращения 07.08.2025).
12. В России трудоустроены почти 70% выпускников бакалавриата и специалитета 2024 года. НИУ ВШЭ: HESDaily, 2024. URL: https://daily.hse.ru/post/v-rf-trudoustroeny-pocti-70-vypusknikov-bakalavriata-i-specialiteta-2024-goda. (дата обращения 07.08.2025).
13. Дрондин А.Л. Качество высшего образования сегодня // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4 (69). С. 524–528. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1176.
14. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation. 2021. № 3. С. 58–75. DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.3.058-075.
15. Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 105–117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii/viewer (дата обращения 07.08.2025).

Введение

Профессиональное развитие молодёжи является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования, экономики и социальной сферы. В современных условиях высшее профессиональное образование (ВПО) выполняет не только традиционную функцию передачи знаний, но и выступает стратегическим ресурсом формирования человеческого капитала, обеспечивающего устойчивое развитие общества и конкурентоспособность страны в глобальной экономике.

Согласно данным Росстата (2024) [1], доля молодёжи в возрасте 25–34 лет с высшим образованием в России превысила 60%, что свидетельствует о массовом характере высшего образования. Однако на фоне роста образовательного охвата обостряются вопросы его качества, актуальности и практической значимости. Молодые выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства, неполной занятостью (underemployment), несоответствием полученных компетенций требованиям работодателей.

Цель исследования - проанализировать роль высшего профессионального образования как фактора профессионального развития современной молодёжи России, выявить ключевые тенденции, проблемы и перспективы совершенствования системы подготовки кадров.

Материалы и методы исследования

Для комплексного анализа роли высшего профессионального образования (ВПО) в профессиональном развитии молодёжи в исследовании использовались научно обоснованные методы и достоверные источники данных, охватывающие как количественные, так и качественные аспекты образовательного процесса и его социально-экономических последствий.

Для достижения цели – проведение анализа влияния высшего профессионального образования на профессиональное развитие молодёжи - использовались следующие методы: анализ статистических данных; изучение количественных показателей; контент-анализ; сравнительный анализ; качественные методы.

Профессиональное развитие - это непрерывный процесс формирования профессиональной идентичности, освоения компетенций, карьерного роста и адаптации к меняющимся условиям рынка труда. В теории Д. Супера (Super, 1957) оно рассматривается как жизненный цикл, включающий стадии роста, исследования, установления, продвижения и завершения.

Для молодёжи (18–30 лет) характерна стадия профессионального самоопределения и установления, где ключевую роль играет образование. Высшее образование в этом контексте:

- формирует профессиональные и метапредметные компетенции;

- обеспечивает социализацию в профессиональной среде;

- служит социальным лифтом, способствуя вертикальной мобильности.

В последние годы тема высшего профессионального образования (ВПО) как фактора профессионального развития молодёжи активно развивалась в рамках педагогики, социологии, экономики и управления образованием. Исследования охватывают широкий спектр аспектов: от анализа трудоустройства и компетенций до влияния цифровой трансформации, ESG-принципов и гендерных различий. Основной фокус - соответствие системы ВПО вызовам современной экономики и потребностям молодёжи.

Вопросы трудоустройства и востребованности выпускников рассматривались в работах Овсянниковой К.Д. [2], Бондаренко Н.А. [3]. Авторы отмечают, что уровень занятости выпускников с высшим образованием составляет 83–85%, но только 45–50% из них работают по специальности; выпускники с высшим образованием имеют на 40–60% выше доходы, чем сверстники без диплома; происходит рост неполной занятости среди молодых специалистов, в частности молодые специалисты занимают позиции с уровнем квалификации ниже их собственной. Наиболее востребованы: IT, медицина, инженерия, цифровая экономика. Овсянникова К.Д. [2] пишет, что высшее образование остаётся ключевым фактором трудовой интеграции, но его эффективность снижается из-за разрыва между образовательными программами и рынком труда.

Профессиональное самоопределение и карьерная адаптация изучается в работах Бондаренко Н.А. [3], Петровой Е.В. [4] Авторы подчеркивают, что молодёжь сталкивается с недостатком профориентационной поддержки. При этом отмечаются частые ошибки при выборе специальности: 30–40% студентов хотели бы поменять направление. Отмечаются психологические барьеры выхода на рынок труда: страх перед неудачей, неуверенность, отсутствие наставничества. Авторы пишут, что профессиональное развитие начинается не после вуза, а в процессе обучения и требует системной поддержки.

Цифровая трансформация образовательных траекторий раскрывается в работах Крыловой Н.Н. [5], Цветковой Е.С., Копыловой Л.Е. [6], Смирнова Д.А. [7]. Авторы отмечают ряд тенденций, а именно: рост популярности гибких образовательных траекторий; интеграцию искусственного интеллекта в обучение (персонализированные платформы, чат-боты); переход от диплом-центричной к компетенция-центричной модели; развитие гибридного обучения и цифровых навыков. При этом подчеркивается, что будущее ВПО - за непрерывным, персонализированным и цифровым образованием.

Калегина О.А., Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. особенно отмечают связь вуза и работодателя и предлагают рекомендации: усиление партнёрства с бизнесом в части совместных программ, стажировок, двойных дипломов; внедрение практико-ориентированного обучения; создание карьерных центров в вузах с индивидуальным сопровождением. Авторы пишут, что вузы должны стать частью экосистемы подготовки кадров [8].

Ряд исследователей отмечает гендерные и территориальные различия, подчеркивая, что женщины чаще получают высшее образование, но сталкиваются со «стеклянным потолком» в карьере, а мужчины чаще выбирают технические специальности, но имеют более высокий риск безработицы при смене отрасли. Авторы описывают региональный дисбаланс, акцентируя на том, что вузовская инфраструктура сосредоточена в Москве, СПб, Екатеринбурге, Новосибирске [9; 10].

Проблемы качества и модернизации высшего образования рассматриваются Минобрнауки РФ [11], НИУ ВШЭ [12], исследователями и учеными [13-15]. В данных исследованиях выявлены некоторые проблемы, а именно: отрыв учебных планов от реальных потребностей экономики; низкий уровень практико-ориентированного обучения; формальный характер аттестации и итоговой аттестации; недостаток кадров с реальным производственным опытом; слабая международная интеграция (кроме топ-вузов).

Результаты исследования и их обсуждение

Автором был проведен ряд исследований по изучению высшего образования как ценности молодежи. Цель исследования определялась необходимостью выявить самооценки студентов относительно своих профессиональных перспектив и ожиданий в процессе профессионального становления и построения карьеры и значимость высшего образования в процессе профессионального развития молодежи. Мониторинг проводился на протяжении двадцати лет, начиная с 2003 года. Исследованием предполагалось определить тренды профессионального развития молодежи, степень профессиональной устойчивости молодых людей, сопряженность векторов выбора профессии и трудовой деятельности, а также степень ожиданий профессиональных и личных перспектив. Объем выборочной совокупности варьировался в диапазоне от 2000 до 3500 участников. Территориально выборка была представлена всеми территориальными центрами федеральных округов России. Выборка определялась как гнездовая и характеризовалась как репрезентативная. Результаты промежуточных исследований публиковались.

Основные тезисы по итогам авторских исследований следующие.

1. Высшее образование как социальный капитал и символ статуса: для большинства молодых людей (особенно из городского населения со средним доходом) высшее образование воспринимается не только как путь к профессии, но и как символ социального престижа, признак успешности жизненной траектории. Диплом вуза - это не просто квалификация, это социальный лифт.

2. Ценностный сдвиг: от «знания ради знаний» к «образованию ради карьеры». Важно отметить трансформацию образовательных ценностей. Ранее образование ценилось как самоцель (развитие личности, интеллектуальный рост). Сегодня доминирует утилитарная установка: образование - есть средство получения высокой зарплаты, престижной должности, социальной защищённости.

Молодёжь всё чаще выбирает вузы и специальности по принципу востребованности на рынке труда, а не просто из интереса к предметной области.

3. Разрыв между ожиданиями и реальностью. Одна из центральных тем - диссонанс между ожиданиями молодёжи и реальными условиями трудоустройства. Были выявлены высокие ожидания по уровню зарплаты, быстрому карьерному росту; низкая востребованность выпускников по специальности; недооценка важности soft skills и непрерывного обучения.

Молодёжь по-прежнему считает диплом пропуском к успеху, но рынок труда всё чаще требует гибкости, практики и адаптивности.

4. Гендерные и территориальные различия. Особенно следует подчеркнуть, что восприятие ценности высшего образования зависит от социального контекста. Так, девушки чаще рассматривают ВПО как гарантию стабильности (особенно в сфере образования, медицины, юриспруденции). Юноши чаще делают ставку на технические и IT-специальности, ассоциируя их с высоким доходом. Сельская молодёжь видит вузы как возможность уехать в город, но сталкивается с барьерами доступа (финансовые, информационные, культурные).

5. Цифровая трансформация и новые вызовы. Было проанализировано влияние цифровых технологий: рост популярности онлайн-курсов, непрерывного образования; сомнения в монополии диплома вуза как единственного источника легитимности знаний; появление альтернативных путей профессионального роста (фриланс, стартапы, IT-школы).

Цифровая экономика ставит под вопрос традиционную модель: «школа - вуз – работа». Молодёжь всё чаще выбирает гибкие, нелинейные образовательные и профессиональные траектории.

6. Критика формального подхода к образованию. Многие абитуриенты поступают в вузы не для получения знаний, а для формального получения диплома. Вузы зачастую не формируют реальные компетенции, а молодёжь - не готова к саморазвитию и ответственности за свою карьеру.

Высшее образование остаётся ключевой ценностью молодёжи, но его смысл трансформируется: от «интеллектуальной цели» к «инструменту социального и экономического успеха».

Ценность диплома сохраняется, но молодёжь всё чаще сомневается в его достаточности без дополнительных навыков и опыта.

Важен контекст исследования: восприятие образования зависит от пола, региона, социального происхождения и профессиональных ожиданий.

Цифровая трансформация образования и рынок труда меняют систему ценностей: растёт значение гибкости, практики, непрерывного обучения.

Необходимо переосмысление роли вуза - как фасилитатора профессионального развития.

Высшее образование остаётся важной ценностью для молодёжи, но его восприятие становится более утилитарным и подверженным влиянию рынка труда, цифровой трансформации и социального контекста.

На современном этапе социально-экономического развития рынка труда в России выделяются ключевые тенденции, которые существенно влияют на воспроизводство трудовых ресурсов, формирование структуры занятости и спроса на рабочую силу. Прежде всего, усиливается потребность в квалифицированных специалистах и внедрении высоких технологий. Это требует от работников непрерывного обновления знаний и профессиональных компетенций для соответствия новым стандартам и вызовам. Возрастает значимость гибкости рынка труда, позволяющей работодателям оперативно реагировать на изменения экономической конъюнктуры и внешних факторов.

Гибкие формы занятости становятся важным инструментом адаптации как для компаний, так и для сотрудников. Также заметна динамика роста фриланса и временной занятости, которая предоставляет работникам большую свободу в планировании времени, но сопряжена с неопределенностью в вопросах социальной защиты и стабильности доходов.

Одним из важных трендов последних лет стало развитие удаленной работы, что расширило географию профессиональной деятельности и сделало возможным совмещение работы с семейными обязанностями для многих граждан.

Заключение

Высшее профессиональное образование остаётся важнейшим фактором профессионального развития молодёжи России, обеспечивая не только квалификацию, но и социальную стабильность, экономическую устойчивость и личностный рост. Однако его потенциал реализуется не в полной мере из-за разрыва между образовательными стандартами и требованиями современной экономики.

Будущее высшего образования - за гибкими, практико-ориентированными, цифровыми и инклюзивными моделями обучения, ориентированными на формирование компетенций, востребованных в условиях перемен. Только при условии системного взаимодействия вузов, бизнеса, государства и молодёжи можно обеспечить эффективное профессиональное развитие нового поколения специалистов.

Для повышения роли ВПО в профессиональном развитии молодёжи необходимо:

- интеграция ESG-принципов и КСО - подготовка специалистов для устойчивого развития;

- цифровая трансформация образования - использование ИИ, VR/AR, адаптивных платформ;

- развитие карьерных центров в вузах с индивидуальным сопровождением студентов;

- поддержка молодых учёных и инноваторов - гранты, инкубаторы, стартап-платформы;

- международная интеграция - двойные дипломы, академическая мобильность, признание квалификаций.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Гневашева В.А. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34264 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34264