Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В АСПЕКТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА

Коноплянский Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»
Коноплянский Д.А. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Рассматривается проблема формирования конкурентоспособности выпускников вуза в условиях трансформации рынка труда, его современного технологического обеспечения как одно из приоритетных направлений развития высшего образования. Каждая технология обладает собственным потенциалом и сферой применения, что обогащает современную педагогическую теорию и образовательную практику. Современный рынок труда требует быстрой адаптации, для которой критически важны не теоретические знания, а личностные и профессиональные компетенции. Данная работа исследует применение современных образовательных технологий в образовательном процессе вузов России. Отмечается, что, несмотря на актуальность данного исследования, существует достаточно много неразрешенных теоретических и практических аспектов выбора современных образовательных технологий, необходимых для результативного формирования личностных и профессиональных качеств выпускников вуза, удовлетворяющих требованиям работодателей, обусловленных процессами трансформации современного рынка труда. Цель исследования – теоретическое обоснование возможности результативного использования современных образовательных технологий для формирования конкурентоспособности выпускников вуза в аспекте трансформации рынка труда. Исследование основывалось на критическом анализе научной литературы; синтезе научных мнений; педагогической селекции современных образовательных технологий, их системном анализе, сравнении и обобщении результативности использования полученных новых знаний. В результате был научно обоснован и произведен отбор современных образовательных технологий: интерактивные, цифровые, форсайт, искусственный интеллект, коммуникативные, кейс, информационно-коммуникативные. Представлены их цель, возможности использования и планируемый результат в процессе формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Результаты проведенного исследования, выбранные и охарактеризованные современные образовательные технологии, позволяют существенно влиять на формирование конкурентных личностных и профессиональных качеств будущих специалистов. Существенное заключение состоит в том, что выбор конкретной образовательной технологии необходимо соотносить с вызовами трансформации современного рынка труда, которые ожидают студентов после окончания университета при поиске работы по специальности.
конкурентоспособность
высшее учебное заведение
студент
современная образовательная технология
рынок труда
цифровая трансформация образования
искусственный интеллект
форсайт
проект
кейс-стади
1. Колесникова А.П. Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских вузах // Образование и право. 2020. № 4. С. 274–279. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10439.
2. Акмалов А.Ю. Генезис определения «образовательная технология» в контексте современного российского образования // Известия АлтГУ. 2015. № 3–1 (87). С. 15–18. DOI: 10.14258/izvasu (2015)3.1-01.
3. Dron J. Educational technology: what it is and how it works // AI & SOCIETY. 2022. Vol. 37 (1). P. 155–166. DOI: 10.1007/s00146-021-01195-z.
4. Ревенко Д.В. Концептуальные основы термина «образовательная технология» в отечественных и зарубежных исследованиях // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: сборник научных статей МНПК (Армянск, 27 апреля 2023 г.). Республика Крым: КФУ им. В.И. Вернадского, 2023. С. 93–98. EDN: ZDYXZI.
5. Богомолова Е.А. Образовательные технологии: понятие, сущность // Научные достижения и открытия 2020: сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса (Пенза, 10 июня 2020 г.). Пенза: «Наука и Просвещение», 2020. С. 222–224. EDN: MUMVSA. ISBN 978-5-00159-447-5.
6. Загоруля Т.Б. Вопросы теории и практики использования инновационных педагогических технологий в высшем образовании: научная монография / Уральский государственный горный университет. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2015. 164 с. ISBN 978-5-8019-0368-2.
7. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5.; URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 03.06.2025).
8. Коноплянский Д.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников вуза в контексте вызовов современного рынка труда // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2 (71). С. 419–425. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1298.
9. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского госуниверситета. 2017. Т. 11. № 4 (28). С. 20–26. EDN: ZXFMEP.
10. Останина С.А., Птицына Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: обобщение теоретического и практического опыта // Проблемы современного образования. 2018. № 6. EDN: YTGTNB.
11. Игнатова В.В., Андриенко В.В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: [монография]. Красноярск: СибГТУ, 2008. 232 с. EDN: QWTSIV.
12. Асрян С.К., Баландина А.В., Бархатов М.Н., Васильева А.С., Воронина Э.В., Дубровина C.C., Еловикова Ю.А., Иванов Е.Д., Каменский А.М., Карпов Э.С., Кравченко О.Н., Кузнецова М.Н., Латухина А.С., Левицкая И.А., Лукашина Е.Е., Мирошин Д.Г., Мичуров Н.С., Мичурова Н.Н., Новикова В.В., Панасенко К.Е., Сердцева А.А., Сорокина М.М., Щербакова И.К. Педагогические технологии, методы и инновации в современном образовательном пространстве: монография / Под ред. А.М. Каменского, О.А. Подкопаева. Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2024. 146 с. [Электронный ресурс]. URL: naucorp.ru/upload/iblock/f95/xml7gj8xlgk3ruvtkr23rqj3ahsq0404/MONOGRAFIYA-KM_PP_04_24.pdf (дата обращения: 05.06.2025). EDN: BJHUUO.
13. Фоминых М.В., Ускова Б.А., Ветлугина Н.О., Лузянина Т.В. Внедрение в современный учебный процесс инновационных технологий обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2021. 95 с. Текст: непосредственный. ISBN 978-5-8050-0709-6.
14. Данильченко С.Л., Мукамбетова Г.Б., Касымкулова У.Д., Ракыбаева Б.О., Глотова Г.А., Белекова Г.Ш., Канаева И.Б., Кутбиддинова Р.А., Фролова О.А., Поникаровская В.В., Мычко Е.И., Пятибратова И.В., Хотулева О.В., Егорова Г.В., Манасырова Е.М., Турдубаева Р.Ш., Васильева Ю.С., Швайкина Н.С. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары: Среда, 2024. 173 с. DOI: 10.31483/a-10632. ISBN 978-5-907830-60-8.
15. Багина В.А., Боровкова О.А., Гулеева О.В., Гуляков А.А., Гуремина Н.В., Зиятдинова А.И., Кобзева Т.Н., Русаков А.А., Салитова Ф.Ш., Седых Т.В., Ткачева О.И., Щедрина Е.В. Современные образовательные технологии [Текст]: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. Кн. 6. 186 с. ISBN 978-5-00068-898-4.
16. Перяшкина А.А., Трифанова А.А., Барабашкина Е.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Сущность и основа кейс-технологии в профессиональном образовании // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2.; URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8676 (дата обращения: 03.06.2025).
17. Колесниченко А.Н. Применение кейс-метода в рамках профессионально ориентированного подхода к обучению в техническом вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 177–184. EDN: GSINNU.
18. Хохленкова Л.А. Практико-ориентированное обучение студентов в университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 314–316. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0078. EDN: QOHDAC.
19. Пронюшкина Т.Г., Лукич В.О.  Цифровые технологии в образовании // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции (14–15 ноября 2024 г.). М.: Издательство МГППУ, 2024. 157–171 с. EDN: WCMLDM.
20. Скафа Е.И. Эвристический подход к разработке мультимедийных средств обучения в высшей школе // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: сб. статей IV МНПК (Красноярск, 6–9 октября 2020 г.) в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: СФУ, 2020. С. 227–231. ISBN 978-5-7638-4399-6 (ч. 2). EDN: YIKARS.

Введение

Стремительное развитие инноваций в образовательной среде становится ключевой характеристикой современного общественного прогресса. Динамичный и постоянно меняющийся рынок труда требует от выпускников высших учебных заведений полной готовности к адаптации. В условиях цифровизации экономики страны формируются новые стандарты качества высшего образования, согласно которым отечественная система должна формировать не просто специалистов, а конкурентоспособных и творчески мыслящих профессионалов. Современные образовательные технологии сегодня активно внедряются в сферу высшего образования, которая в XXI в. претерпевает значительные изменения [1].

В современных условиях рынок труда нуждается в профессионалах высочайшего класса, способных эффективно решать сложные задачи. Формирование таких кадров значительно усилит позиции российского высшего образования на трансформирующемся рынке труда, одновременно повышая его способность оперативно реагировать на быстрые изменения, происходящие на трудовом рынке как внутри страны, так и за ее пределами. Результатом происходящих трансформаций на рынке труда стала действующая система подготовки специалистов, продолжающая эволюционировать под влиянием инновационных подходов и оценки их целесообразности.

Цель исследования – теоретическое обоснование возможности результативного использования современных образовательных технологий для формирования конкурентоспособности выпускников вуза в аспекте трансформации рынка труда.

Материалы и методы исследования

Исследование основывалось на критическом анализе научной литературы; синтезе научных мнений; педагогической селекции современных образовательных технологий, их системном анализе, сравнении и обобщении результативности использования полученных новых знаний.

Результаты исследования и их обсуждение

В своих работах А.Ю. Акламов указывает на то, что в педагогике термин «технология в образовании» появился в конце 1940-х гг., а также с развитием инженерной мысли и провозглашением идеи программированного обучения в 1950‒1960-х гг. в США и Великобритании появляется термин «образовательная технология». В отличие от понятия «технология в образовании», соответствующего понятию «технические средства обучения», под «образовательной технологией» стали понимать совокупность средств и методов педагогического процесса [2].

J. Dron рассматривает образовательную технологию как целостный процесс целеполагания, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебного материала, оценивание педагогических систем в целом и установление цели обучения заново, как только появится новая информация об эффективности педагогических систем [3].

В своих исследованиях Д.В. Ревенко отмечает, что отечественные ученые (Г.К.Селевко, В.Ф. Шаталов, Е.И. Пассов, В.П. Беспалько и др.), а также некоторые зарубежные ученые (М. Спектор, Э. Паркс, А. Кэй, Г. Трентин) на протяжении нескольких десятков лет вели активную научную деятельность в сфере изучения сущности образовательных технологий, и на основе изучения их научных материалов делает вывод о том, что толкование понятия «образовательная технология» эволюционировало параллельно с изменением самих технологических подходов [4].

По мнению ученых Е.А. Богомоловой, М.Ш. Алдиева, Е.С. Романовой, в российской педагогической науке до сих пор нет единого понимания данного термина, что подтверждается проведенным критическим анализом соответствующих публикаций авторов, позволивший констатировать, что термин «образовательная технология» употребляется ими как сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на обучающегося или группу обучающихся, или как обоснованный выбор характера операционного воздействия во время педагогического взаимодействия с целью максимального развития личности как субъекта, или как система знаний, необходимых педагогу для реализации стратегии, тактики, процедуры воспитания [5–7].

В современном мире конкурентная среда на рынке труда и растущие ожидания предпринимательского сообщества кардинально изменили подход к научно-образовательному процессу в вузе. Сегодня работодатели ищут в выпускниках вузов – молодых специалистах не просто профессиональные навыки, а целый комплекс качеств: лидерство, постоянное стремление к саморазвитию, мобильность в профессиональной сфере и способность принимать эффективные управленческие решения [8].

Инновационное мышление и креативный подход к решению задач стали ключевыми характеристиками, которые бизнес-среда ценит в выпускниках вузов. Это привело к необходимости трансформации образовательных методик: акцент сместился в сторону практической направленности обучения и внедрения качественно новых средств подготовки специалистов, способных успешно функционировать в современных бизнес-реалиях. Работодатели и руководители подразделений в организациях разного типа проявляют значительный интерес не только к образовательному уровню соискателя, но и к практическому опыту, приобретенному им в период обучения. Стажировки, производственная практика и подработка во время учебы в университете становятся ключевыми факторами при оценке кандидата на вакантную должность, независимо от формы собственности компании [9; 10].

В современном образовательном пространстве традиционные методики уступают место научно обоснованным подходам. Ответственная педагогическая деятельность, реализующая продуманный дидактический проект с гарантированным результатом – вот что называется технологией обучения. Закономерности научно-образовательного процесса, выявленные в предметных методиках и дидактике, позволяют сегодня рассматривать обучение как технологический процесс. Структурная организация обучения с точки зрения общей дидактики включает несколько взаимосвязанных компонентов. Среди них: механизмы и результаты усвоения материала, мотивационная сфера студентов, активность преподавателей и студентов, образовательный контент, а также общественные цели, формирующие социальный заказ вузам [11, с. 167; 12, с. 73].

В основе эффективного проектирования научно-образовательного процесса лежит необходимость моделирования его будущих результатов и обеспечение их достижения. При использовании специалисты фокусируются на конструировании решений актуальных педагогических задач, их тщательном анализе и выборе оптимальных подходов. Образовательная технология, безусловно, функционирует как социальная система, однако обладает рядом характерных особенностей [13, с. 53; 14]:

- прежде всего, необходима научная основа, формирующая концептуальный фундамент;

- эффективность технологии определяется ее экономичностью, позволяющей педагогу оптимизировать рабочий процесс и достигать поставленных задач с минимальными затратами;

- важна возможность применения технологии разными преподавателями в схожих образовательных учреждениях, что обеспечивает ее воспроизводимость;

- должна поддаваться управлению и демонстрировать измеримые результаты, подтверждающие «пластичность» диагностирования результативности технологии.

Образовательная система реагирует на развитие общества и меняющиеся образовательные цели путем внедрения современных образовательных технологий (СОТ). Подготовка не просто выпускников вуза, а компетентных специалистов современности – ключевая задача обновляющегося высшего образования. Такое обучение выступает динамичным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются выпускники вузов на трансформирующемся современном рынке труда. Стимулируя изменения в культурной и социальной сферах, инновационное образование трансформирует существующую реальность. Важно определить правильное соотношение между творческими и репродуктивными элементами, поскольку инновационный процесс включает все компоненты традиционного поддерживающего обучения, дополняя их активным продуктивным началом [14].

Успешная подготовка конкурентоспособных специалистов напрямую связана с мониторингом потребностей современного рынка труда. Адаптируя свои образовательные программы к актуальным потребностям рынка труда и требованиям работодателей, высшие учебные заведения обеспечивают выпускникам качественную профессиональную подготовку. Параллельно с этим результативность формирования конкурентоспособности выпускников вуза определяется синергией между их личностным развитием, научно-образовательным процессом и будущей профессиональной практической деятельностью. Ключевую роль в этом играют как внутренние ресурсы самого студента, так и внешние условия, способствующие раскрытию его потенциала в университетской среде [15, с. 131].

СОТ играют решающую роль в формировании конкурентных преимуществ выпускников – молодых специалистов после окончания вузов. Современный рынок труда требует от выпускников особого набора знаний и умений, которые можно приобрести только через эффективные подходы к обучению. Главным аспектом является создание персонализированных учебных траекторий и курсов, способных оперативно подстраиваться под изменения как в академической среде, при поиске рабочего места, так и в профессиональном коллективе. Не менее важным аспектом выступает практико-ориентированность – вовлечение студентов в актуальные рабочие ситуации и кейсы, идентичные тем, с которыми им предстоит работать в реальной профессиональной деятельности по завершении высшего образования [16–18].

Проведенное исследование возможностей современных образовательных технологий в вузе позволило сделать вывод о том, что выбор и использование СОТ следует оценивать с позиции их возможности повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза, отвечать требованиям трансформации современного рынка труда и удовлетворять потребности личностного развития студентов. Это составляет суть принципов системности, субъектности, индивидуальности и вариативности, взаимодействия и саморазвития, практико-ориентированности, креативности, которые делают научно-образовательный процесс гибким и ориентированным на формирование конкурентоспособного выпускника вуза, востребованного на современном рынке труда.

В результате проведенного критического анализа научной литературы и педагогической селекции современных образовательных технологий были выделены из них наиболее результативные, для использования в процессе формирования конкурентоспособности выпускников вуза в условиях трансформации рынка труда. СОТ фокусируются на практическом применении знаний через игровые методики, где имитационные методы активного обучения позволяют студентам решать реальные ситуационные задачи будущей профессиональной деятельности. Благодаря этому у студентов не только формируются необходимые для будущей профессиональной деятельности навыки, но и возникает познавательный интерес к предмету, что способствует развитию различных видов познавательной активности. СОТ, таким образом, служат инструментом для выстраивания эффективных образовательных отношений между преподавателями, студентами и потенциальными работодателями.

Интерактивная конкурентно ориентированная среда вуза формируется через субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, что способствует более эффективному усвоению знаний и приобретению конкурентных личностных и профессиональных компетенций. Методы интерактивного обучения не только повышают заинтересованность и мотивацию студентов, но и активизируют процесс познания через коллективные обсуждения, полемику и командные проекты. Они также играют важную роль в формировании аналитического мышления, а также умений эффективно общаться и взаимодействовать в социуме.

Важным этапом является предвидение будущего через форсайт-технологии, которые развивают аналитические способности, учат стратегически планировать и оценивать возможные сценарии развития событий. Студенты осваивают навыки прогнозирования тенденций и адаптации к грядущим изменениям.

Практическое обучение через проекты позволяет интегрировать межпредметные знания в реальные задачи. Работая над проектами, участники укрепляют самостоятельность, развивают лидерские качества и учатся эффективно взаимодействовать в команде, принимая на себя ответственность за результат.

Вовлечение через игру и моделирование ситуаций стимулирует активное участие и поддерживает мотивацию обучающихся. Игровой формат способствует развитию креативного мышления, навыков принятия решений и стратегического планирования в увлекательной форме.

Практический анализ ситуаций в кейсовом подходе значительно усиливает исследовательские способности и развивает аналитическое мышление. Работа с реальными примерами формирует навыки эффективного решения сложных задач и практического применения знаний. Проектная работа и разбор реальных кейсов создают прочный мост между академическими занятиями и повседневной жизнью, что существенно повышает вовлеченность в образовательный процесс и делает обучение по-настоящему практико-ориентированным.

Современные платформы и цифровые инструменты существенно обогащают научно-образовательный процесс вуза, раскрывая его технологическую основу. Использование передовых цифровых инструментов – от искусственного интеллекта до виртуальной реальности – открывает новые образовательные возможности. Научно-образовательный процесс, обогащенный цифровыми инструментами, создает многомерное пространство для приобретения знаний и развития критического мышления. Современные онлайн-платформы и технологии дополненной реальности способствуют освоению актуальных конкурентных личностных и профессиональных компетенций [19].

Глобальная информационная среда требует уверенного владения коммуникативными технологиями (ИКТ). ИКТ не только расширяют доступ к обширным информационным ресурсам, но и создают основу для эффективного взаимодействия и сотрудничества, формируя необходимую цифровую грамотность современного специалиста. Современный рынок труда требует от специалистов адаптивности, креативности, профессионализма и склонности к инновациям. Именно эти конкурентоспособные качества развиваются у выпускников благодаря применению данных технологий, которые одновременно делают образовательную программу более содержательной.

Современные технологические подходы предполагают активное использование мультимедийных средств, обеспечивающих визуализацию учебного материала. Завершающим ключевым фактором является строгая последовательность действий – алгоритмизированность, требующая четкого выполнения всех предусмотренных этапов, операций и процедур без отклонений [20].

На основе системного анализа и синтеза научных мнений, проведенной педагогической селекции СОТ, сравнения и обобщения собственных результатов раскроем содержание СОТ для формирования конкурентных личностных и профессиональных качеств выпускников вуза в контексте процессов трансформации современного рынка труда (таблица).

Содержание современных образовательных технологий для формирования конкурентоспособности выпускников вуза

Образовательная

технология

Цель

Использование для формирования конкурентоспособности

Планируемый

результат

Технология интерактивного обучения

Формирование и развитие коммуникативных навыков

Активизация мышления; формирование ответственного отношения к своим поступкам; формирование и развитие навыков планирования; развитие активности и самостоятельности; развитие навыков анализа, критичности мышления; саморазвитие; повышение познавательной мотивации; навыки успешного общения; воспитание лидерских качеств

Умение работать с командой и в команде; умение планировать профессиональную и жизненную карьеру; активизацию аналитической и рефлексивной деятельности; стремление к успеху; способность к самостоятельному и ответственному решению; устремленность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; повышение стрессоустойчивости и умения преодолевать трудности

Кейс-технология

Практическое применение знаний

Решение реальных задач; развитие критического мышления; обучение на практике; командная работа

Способность применять теоретические знания в практических ситуациях; развитие аналитических навыков; умение работать в многофункциональных группах

Форсайт- технологии

Прогнозирование и планирование будущего

Создание системы долгосрочных прогнозов; оценка будущих тенденций; развитие инновационных проектов и инициатив

Способность ориентироваться в изменениях; усиление стратегического мышления; формирование инновационных подходов к решению проблем

ИК-технологии (информационно-коммуникативные)

Улучшение навыков общения и взаимодействия. Формирование информационной грамотности

Использование современных ИКТ в образовательном процессе; развитие навыков поиска, обработки и анализа информации. Развитие межличностных навыков; формирование культуры сотрудничества; активное вовлечение участников в учебный процесс

Умение строить конструктивные коммуникации; развитие толерантности; способность к эффективному взаимодействию. Увеличение уровня медиаграмотности; способность к критическому мышлению. умение управлять информацией для достижения целей

Цифровые

технологии

Обеспечение доступа к информации и ресурсам

Повышение уровня цифровой грамотности; развитие навыков работы с цифровыми инструментами; инновационные способы обучения

Умение эффективно использовать цифровые инструменты; развитие креативности; повышение адаптивности к изменениям в технологическом окружении

ИИ-технологии (искусственный интеллект)

Автоматизация и оптимизация процессов

Использование ИИ для анализа данных; поддержка принятия решений; обучение на больших объемах информации

Увеличение эффективности работы; повышение точности прогнозов; развитие инновационных навыков; умение работать с большими данными

Источник: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.

Обобщая информацию, представленную в таблице, можно утверждать, что интегрированное применение разнообразных образовательных подходов значительно повышает результативность обучения: соединяя, например, ИИ-технологии с методикой разбора практических ситуаций, автор совместно с преподавателями создают условия для более основательного освоения и практического использования полученных знаний. Представленный спектр СОТ (от интерактивных до цифровых, основанных на искусственном интеллекте и ситуационном анализе) демонстрирует широкий диапазон методических возможностей для повышения уровня конкурентоспособности выпускников вуза, способствуя их успешному поведению на рынке труда в условиях происходящей его трансформации. Такое разнообразие позволяет гибко настраивать образовательные программы, учитывая индивидуальные особенности студентов и актуальные требования профессиональной среды. Информационная грамотность, креативность, аналитическое мышление и умение взаимодействовать в коллективе становятся ключевыми качествами успеха выпускников вуза – молодых специалистов в меняющихся условиях современного рынка труда. Именно подобные знания и компетенции будущего должны стать приоритетом в высшем образовании.

Заключение

Интеграция СОТ в образовательную среду вуза открывает новые перспективы как для выпускников – молодых специалистов, так и для самих учебных заведений. Технологически ориентированное образование выходит далеко за рамки простого информационного насыщения. Его ключевая задача – формирование профессиональной гибкости, личностной и социальной компетентности студентов. В условиях постоянно эволюционирующего технологического ландшафта именно эти качества удовлетворяют потребности трансформирующегося рынка труда и требования работодателей, а также становятся определяющими для построения успешной профессиональной карьеры.

Образовательные учреждения, активно внедряющие СОТ, не просто следуют тренду – они создают адаптивную экосистему, готовящую студентов к реальным вызовам профессиональной среды. Такой подход обеспечивает формирование специалистов нового типа: инициативных, технологически грамотных и способных к непрерывному самообразованию в течение всей жизни.

Таким образом, стратегическим императивом современного высшего образования становится непрерывная модернизация учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и технологическими реалиями, что обеспечивает максимальную релевантность полученных знаний и навыков запросам общества будущего.


Библиографическая ссылка

Коноплянский Д.А. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В АСПЕКТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34213 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34213