Введение
Актуальность проблемы использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) студентами в учебном процессе основывается на нескольких ключевых аспектах, которые связаны с их быстрым развитием и внедрением в образовательную практику. Применение ИИ в учебном процессе становится неотъемлемой частью современного образования и требует проведения исследований для выявления его положительного и отрицательного влияния на качество обучения [1–3].
Нейросети могут улучшать успеваемость и мотивацию студентов, способствовать развитию более индивидуализированного обучения [4]. Развитие технологий искусственного интеллекта помогает включить в учебный процесс студентов из отдаленных населенных пунктов, а также студентов с ограниченными возможностями здоровья [5–7].
Наряду с положительными сторонами применения обучающимися нейросетей существуют отрицательные моменты, связанные с проблемами соблюдения авторского права и публикационной этики [7]. ИИ продолжает развиваться, и многие эксперты предсказывают, что в ближайшие годы технологии будут усиливать влияние на образовательные процессы, начиная с автоматизации оценки знаний и заканчивая созданием полностью персонализированных учебных траекторий для студентов. Это открывает новые горизонты для образовательных систем, а также ставит новые вызовы перед педагогами и студентами [8, 9]. Широкие возможности открываются для применения технологий ИИ в медицинском образовании [10–13].
Таким образом, использование ИИ в учебном процессе актуально и необходимо для повышения качества образования, расширения доступа и учета интересов студентов, в том числе медицинских вузов [14, 15]. Внедрение технологий требует дальнейшего развития и понимания как позитивных, так и негативных аспектов их применения, а также особенностей их применения и отношения обучающихся к данным технологиям.
Цель исследования – определить уровень осведомленности, частоту и цели использования технологий ИИ в образовательных целях среди обучающихся стоматологического факультета.
Материалы и методы исследования
Социологическое исследование. Для достижения поставленной цели в период с 1 по 30 апреля 2025 г. было проведено социологическое исследование. В качестве инструмента сбора данных была разработана анонимная анкета, включающая закрытые и полузакрытые вопросы с одиночным и множественным выбором ответов, направленные на выявление уровня осведомленности, частоты использования ИИ, целей его применения, а также отношения студентов к его эффективности и возможностям в учебе, восприятие доверия к данным, сгенерированным с помощью ИИ, а также мнение о возможной замене преподавателей технологиями ИИ. Предварительно проведено пилотное тестирование.
Анкета была составлена при помощи сервиса Google Формы. Ссылка отправлена в чаты студентов и ординаторов Института стоматологии АГМУ (Алтайского государственного медицинского университета) и русскоговорящим студентам стоматологического факультета СамГМУ (Самаркандского государственного медицинского университета).
Статистический анализ. Для проверки гипотез о зависимости использования ИИ от различных факторов (например, курса обучения, региона) был применен критерий χ² (критерий Пирсона) для таблиц сопряженности, проведено сравнение частотных распределений и выявление статистически значимых различий между группами. Такой подход позволил получить объективные результаты о восприятии и использовании технологий ИИ студентами различных курсов и университетов, а также оценить значимость и влияние этих технологий на учебный процесс.
Результаты исследования и их обсуждение
Всего получено 267 ответов. В зависимости от региона проживания и курса обучения сформировано четыре исследуемые группы:
‒ Студенты (1–3 курсы) АГМУ: 86 чел.
‒ Студенты (4–5 курсы) АГМУ: 133 чел.
‒ Ординаторы АГМУ: 12 чел.
‒ Студенты (1–3 курсы) САмГМУ: 36 чел.
Большинство студентов и ординаторов знакомы с технологиями искусственного интеллекта и активно используют их (табл. 1). Лишь единицы никогда не слышали и не применяли нейросети. Среди пользователей ИИ большинство применяют технологии в образовательных целях.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопросы о частоте применения ИИ и о применяемых инструментах
Вопрос |
Вариант ответа |
Группы респондентов |
|||
Студенты 1–3 курсов АГМУ, 86 чел. |
Студенты 4–5 курсов АГМУ, 133 чел. |
Ординаторы АГМУ, 12 чел. |
Студенты 1–3 курсов СамГМУ, 36 чел. |
||
Вы слышали про различные технологии ИИ и использовали их? |
Слышал и использую |
73,3 % (63) |
76,7 % (102) |
75,0 % (9) |
80,6 % (29) |
Слышал, но не использую |
26,7 % (23) |
23,3 % (31) |
16,7 % (2) |
13,9 % (5) |
|
Не слышал |
0,0 % |
0,0 % |
8,3 % (1) |
5,6 % (2) |
|
Как часто вы используете ИИ в образовательных целях? |
Использую не в учебных целях |
11,6 % (10) |
14,3 % (19) |
25,0 % (3) |
11,1 % (4) |
Редко (пару раз в месяц) |
47,7 % (41) |
66,2 % (88)* |
75,0 % (9) |
27,8 % (10) |
|
Часто (каждую неделю) |
40,7 % (35) |
19,5 % (26)* |
0,0 % (0)* |
61,1 % (22)* |
|
Для каких целей вы используете ИИ при обучении? |
Поиск источников для УИРС, НИР |
66,3 % (57) |
67,7 % (90) |
41,7 % (5) |
61,1 % (22) |
Подготовка презентаций |
29,1 % (25) |
28,6 % (38) |
41,7 % (5) |
0,0 % (0) |
|
Генерация и/или обработка изображений |
16,3 % (14) |
30,8 % (41)* |
8,3 % (1) |
11,1 % (4) |
|
Для подготовки к экзамену |
1,2 % (1) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
|
Перевод текста |
23,3 % (20) |
30,1 % (40) |
16,7 % (2) |
13,9 % (5) |
|
Для ответов на контрольные вопросы |
66,3 % (57) |
67,7 % (90) |
41,7 % (5)
|
0,0 % (0) *^ |
|
Генерация текста доклада/реферата/отчета |
45,3 % (39) |
38,3 % (51) |
58,3 % (7) |
5,6 % (2) *^ |
|
Для научной работы (написание тезисов/статьи) |
12,8 % (11) |
15,0 % (20) |
25,0 % (3) |
0,0 % (0) |
|
На экзамене для генерации ответа на вопрос (в качестве шпаргалки) |
8,1 % (7) |
7,5 % (10) |
16,7 % (2) |
8,3 % (3) |
|
Поиск нужной информации для подготовки к занятию |
1,2 % (1) |
0,7 % (1) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
|
Каким инструментом вы пользуетесь чаще всего? |
YandexGPT |
69,8 % (60) |
65,4 % (87) |
58,3 % (7)
|
13,9 % (5)*^ |
ChatGPT |
75,6 % (65) |
69,9 % (93) |
58,3 % (7) |
86,1 % (31) |
|
DeepSeek |
7,0 % (6) |
6,8 % (9) |
8,3 % (1) |
11,1 % (4) |
|
Midjourney |
16,3 % (14) |
13,5 % (18) |
8,3 % (1) |
2,8 % (1) |
|
Kandinsky |
1,2 % (1) |
2,3 % (3) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
|
«Шедеврум» |
1,2 % (1) |
3,0 % (4) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
Примечание: * – различие с группой студентов 1–3 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05); ^ – различие с группой студентов 4–5 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05).
Источник: составлено авторами на основе данных, полученных в ходе исследования.
Частота использования ИИ варьируется в зависимости от курса. Студенты младших курсов чаще используют ИИ, в то время как студенты старших курсов и ординаторы сообщают о более редком использовании (табл. 1). Возможно, данный факт связан с адаптацией к обучению в вузе. Выпускники и ординаторы владеют большим количеством источников информации, меньше нуждаются в генерациях. Кроме того, студенты младших курсов изучают больше общих и теоретических дисциплин, где можно использовать ИИ для написания эссе, реферата, подготовки презентаций, решения других прикладных задач. Старшие курсы и ординаторы уже работают с клиническими случаями на практике, где применение ИИ ограничено. Студенты младших курсов СамГМУ обращаются к нейросетям чаще, чем студенты АГМУ, что может быть связано с более развитой IT-инфраструктурой, программами по цифровизации образования.
Самыми популярными инструментами для работы с ИИ среди обучающихся являются системы для поиска источников литературы, генерации и обработки текста и изображений (табл. 1). Студенты 1–3 курсов АГМУ и СамГМУ чаще используют поисковые инструменты, а студенты 4–5 курсов и ординаторы – для создания презентаций. В качестве шпаргалки нейросети используют не более 17 %. Студенты АГМУ часто обращаются к технологиям в поиске ответов на контрольные вопросы при подготовке к занятиям.
ChatGPT применяется чаще других нейросетей (табл. 1). Среди российских обучающихся также популярен YandexGPT.
Второй блок вопросов анкеты начинался с вопросов о доверии к данным, сгенерированным технологиями ИИ. Исходя из ответов респондентов, отметим достаточно серьезное отношение и понимание ребят. Абсолютное большинство считает возможным использовать данные только после запроса ссылок на первоисточники информации и перепроверки данных (табл. 2). Доля информации, полученной при помощи нейросетей, не может составлять более 50 % от общего объема работы обучающегося, по мнению студентов и ординаторов, что позволяет сохранить баланс между помощью технологии и личным вкладом автора (табл. 2). Данные факты свидетельствуют о высоком уровне осознанности обучающихся в отношении современных технологий и их возможностей, а также о стремлении к профессиональному и этически корректному подходу в обучении.
Таблица 2
Ответы респондентов на вопросы об отношении респондентов к нейросетям
Вопрос |
Вариант ответа |
Группы респондентов |
|||
Студенты 1–3 курсов АГМУ, 86 чел. |
Студенты 4–5 курсов АГМУ, 133 чел. |
Ординаторы АГМУ, 12 чел. |
Студенты 1–3 курсов СамГМУ, 36 чел. |
||
Какую долю от итоговой работы составляют (или могут составлять, по вашему мнению) данные генеративной модели? |
20–50 % (не более половины от моей работы составляют сгенерированные данные) |
83,7 % (72) |
87,2 % (116) |
75,0 % (9) |
58,3 % (21) |
50 % (более половины моей работы может быть сгенерирована ИИ) |
15,1 % (13) |
10,5 % (14) |
16,7 % (2) |
38,9 % (14)^ |
|
100 % (полностью вся работа (доклад/отчет/статья и т.д.) может быть сгенерирована) |
1,2 % (1) |
2,3 % (3) |
8,3 % (1) |
2,8 % (1) |
|
Доверяете ли вы данным сгенерированным с помощью ИИ? |
Нет, не доверяю, поэтому не использую ИИ при обучении |
15,1 % (13) |
15,0 % (20) |
16,7 % (2) |
13,9 % (5) |
Да, доверяю, но проверяю данные с учетом предложенных ИИ источников, запрашиваю ссылки на источник информации |
80,2 % (69) |
78,2 % (104) |
75,0 % (9) |
75,0 % (27) |
|
Да, доверяю полностью, не читаю источники, предложенные ИИ |
4,7 % (4) |
6,8 % (9) |
8,3 % (1) |
11,1 % (4) |
|
Как вы считаете, ИИ помогает в учебе? |
Да, ИИ помогает экономить время |
77,9 % (67) |
84,2 % (112) |
83,3 % (10) |
38,9 % (14)*^ |
Использование ИИ никак не влияет на успеваемость |
10,5 % (9) |
13,5 % (18) |
8,3 % (1) |
2,8 % (1) |
|
Да, ИИ помогает повысить эффективность учебного процесса |
32,6 % (28) |
26,3 % (35) |
33,3 % (4) |
58,3 % (21) |
|
Использование ИИ может привести к снижению критического мышления и самостоятельности в учебе |
3,5 % (3) |
1,5 % (2) |
16,7 % (2) ^ |
0,0 % (0) |
|
По вашему мнению, если ИИ интегрируется в вуз, какие навыки он поможет вам развить? |
Критическое мышление |
29,1 % (25) |
39,1 % (52) |
25,0 % (3) |
22,2 % (8) |
Умение самообучаться |
61,6 % (53) |
55,6 % (74) |
66,7 % (8) |
36,1 % (13)* |
|
Цифровую грамотность |
64,0 % (55) |
71,4 % (95) |
83,3 % (10) |
51,7 % (15) |
|
Другое |
5,8 % (5) |
3,0 % (4) |
8,3 % (1) |
2,8 % (1) |
Примечание. * – различие с группой студентов 1–3 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05); ^ – различие с группой студентов 4–5 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05).
Источник: составлено авторами на основе данных, полученных в ходе исследования.
Студенты считают, что ИИ может значительно повысить эффективность учебного процесса, помогая в поиске информации, подготовке материалов и упрощении многих учебных задач. Однако ординаторы выражают опасения, что чрезмерное использование ИИ может привести к снижению критического мышления и самостоятельности в учебе (табл. 2).
Многие студенты выразили желание обучаться работе с нейросетями и улучшать свои навыки работы с ИИ (80,2 % студентов 1–3 курсов АГМУ; 91,0 % студентов 4–5 курсов АГМУ; 91,7 % ординаторов АГМУ; 80,6 % студентов 1–3 курсов СамГМУ), что свидетельствует о высоком интересе к таким технологиям среди молодежи.
Студенты считают, что интеграция ИИ в учебный процесс поможет развить навыки самообразования, повысить цифровую грамотность и критическое мышление (табл. 2). Кроме того, респонденты отмечали возможности развития навыков работы с данными, автоматизации задач, навыков в научной работе (написание тезисов, статей и подготовки презентаций), аналитике и программировании.
Респонденты сообщают, что реакция преподавателей на использование ИИ в образовательном процессе часто бывает нейтральной. Такие ответы встречались часто среди студентов младших курсов СамГМУ и ординаторов АГМУ. Однако есть и преподаватели в АГМУ и СамГМУ, которые выражают осторожность или скептицизм по поводу использования ИИ в учебе, считая, что такие технологии могут привести к несоответствию оценок реальным знаниям и навыкам. Многие респонденты АГМУ отметили отсутствие у преподавателей навыков работы с нейросетями (табл. 3).
Таблица 3
Ответы респондентов на вопросы об отношении преподавателей и возможности замены нейросетями педагогов
Вопрос |
Вариант ответа |
Группы респондентов |
|||
Студенты 1–3 курсов АГМУ, 86 чел. |
Студенты 4–5 курсов АГМУ, 133 чел. |
Ординато- ры АГМУ, 12 чел. |
Студенты 1–3 курсов СамГМУ, 36 чел. |
||
Как преподаватели реагируют на использование искусственного интеллекта в образовательном процессе? |
Отрицательно, не разрешают использовать ИИ |
19,8 % (17) |
12,0 % (16) |
0,0 % (0) |
22,2 % (8) |
Нейтрально, разрешают использовать, но не обучают правильному применению ИИ |
18,6 % (16) |
19,5 % (26) |
41,7 % (5) |
50,0 % (18)*^ |
|
Преподаватели мало знают об ИИ, не используют его в своей работе, не замечают применения ИИ студентами в учебном процессе |
55,8 % (48) |
65,4 % (87) |
58,3 % (7) |
13,9 % (5)*^ |
|
Положительно, подсказывают, какими нейросетями можно пользоваться и в каких ситуациях |
5,8 % (5) |
3,0 % (4) |
0,0 % (0) |
13,9 % (5) |
|
Может ли ИИ заменить реального преподавателя? |
Нет, потому что важно сохранение личного общения с преподавателями и одногруппниками |
55,8 % (48) |
54,1 % (72) |
58,3 % (7) |
52,8 % (19) |
Нет, в медицинском вузе это невозможно, так как много практических занятий и работы с пациентами |
77,9 % (67) |
86,5 % (115) |
66,7 % (8) |
13,9 % (5)*^ |
|
Нет, потому что необходимы дискуссии и развитие критического мышления на занятиях |
53,5 % (46) |
65,4 % (87) |
75,0 % (9) |
19,4 % (7)*^ |
|
Нет, потому что необходимо иметь индивидуальную обратную связь от преподавателей |
51,2 % (44) |
57,9 % (77) |
50,0 % (6) |
5,6 % (2) |
|
На данный момент ИИ не идеален, он больше ведет себя как человек начитанный информацией со всевозможных сайтах, и объяснить человеку предмет лучше, чем другой человек, никто не сможет |
1,2 % (1) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
0,0 % (0) |
|
Да, может |
4,7 % (4) |
2,3 % (3) |
0,0 % (0) |
8,3 % (3) |
Примечание. * – различие с группой студентов 1–3 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05); ^ – различие с группой студентов 4–5 курсов АГМУ статистически значимо (p < 0,05).
Источник: составлено авторами на основе данных, полученных в ходе исследования.
Большинство студентов не считают, что ИИ может полностью заменить реального преподавателя (табл. 3). Отмечают важность дискуссии, обратной связи с педагогом и развитие практических навыков в получении профессии врача.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов-стоматологов и врачей-ординаторов активно используют нейросети в учебном процессе. Это свидетельствует о высокой востребованности и полезности данных технологий для обучения.
2. Основными направлениями применения искусственного интеллекта являются поиск литературных источников и генерация текстов для докладов и рефератов. Это говорит о том, что нейросети расширяют доступ к информации и способствуют повышению эффективности подготовки учебных материалов.
3. Респонденты полагают, что сгенерированные данные могут составлять лишь ограниченную часть учебных работ. Это указывает на осторожный и ответственный подход к применению сгенерированной информации, проведение критического анализа данных.
4. Большая доля участников считает, что важно запрашивать ссылки на источники данных, используемых нейросетью; это подчеркивает важность верификации и идентификации информации в образовательных целях.
5. Респонденты отмечают, что ИИ помогает экономить время на рутинных задачах, перераспределяя его на более значимые и важные учебные цели.
6. Более 80 % респондентов выразили желание совершенствовать навыки работы с нейросетями, подчеркивая важность развития цифровой грамотности и стремление к постоянному профессиональному развитию.
В целом результаты проведенного социологического опроса свидетельствуют о росте масштабов интеграции нейросетей в учебный процесс и положительное отношение у студентов и врачей-ординаторов к ИИ. Однако также подчеркивается необходимость обучения правильному и критичному использованию технологий для достижения оптимальных результатов в образовательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Луницына Ю.В., Токмакова С.И., Ожерельев П.Р., Тураева К.Ф., Холбоева Н.А., Стужук А.С. ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34155 (дата обращения: 29.07.2025).