Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Закирова Е.Н. 1 Братцева О.А. 1 Соловьёва М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Цель исследования – выявление ценностных ориентаций студентов вуза и обоснование социального проектирования как средства расширения и дополнения актуальных ценностей. Материалом исследования послужили результаты опроса 136 студентов Югорского государственного университета в возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование» и «Экономика», с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации личности». Результаты показали значительные различия в выборе ценностей, связанных с удовольствием, творчеством, счастьем других, развитием, материальной составляющей, уверенностью и активной жизнью. Студенты экономического направления предпочли в качестве ценности уверенность в себе и удовольствие, в то время как «гуманитарии» сделали выбор в пользу ценностей творчества и счастья других. При этом общими оказались ценности здоровья и счастливой семейной жизни. Высшее образование вносит значимый вклад в осознание и корректировку ценностей и ценностных ориентаций, являясь одним из главных каналов становления рефлексирующей личности. В связи с этим возникает необходимость уточнения факторов, влияющих на этот процесс и способов осмысления имеющихся ценностных ориентаций. Социальное проектирование дает возможность осознать значимость выполняемой деятельности, материальных и духовных ценностей в жизни человека, сформировать устойчивую гражданскую позицию. На основе анализа опыта реализации социальных проектов с участием студентов, показана результативность социального проектирования в формировании гражданской позиции и осознании социальных проблем. Выводы подтверждают гипотезу о возможности воздействия на ценностные ориентации студентов путем вовлечения в реализацию социальных проектов, что способствует их личностному и профессиональному развитию.
ценностные ориентации
студенчество
социальные проекты
социальное проектирование
обучение служением
1. Шамионов Р.М. Роль ценностных ориентаций в академической адаптации студентов в связи с удовлетворением их потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 4. С. 126–139. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n4/Shamionov (дата обращения: 25.05.2025). DOI: 10.17759/pse.2024290410.
2. Гонашвили А.С. Понимание ценностных ориентаций в социологии // Общество и экономика. 2019. № 12. С. 97–102. DOI: 10.31857/S020736760007839-1.
3. Вепрева И., Ицкович Т., Михайлова О. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации // QuaestioRossica. 2023. Т. 11. № 1. С. 277–288.; URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/121677 (дата обращения: 10.06.2025). DOI: 10.15826/qr.2023.1.789.
4. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_59555424_63916451.pdf (дата обращения: 25.06.2025). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28.
5. Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 202–210. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.15.
6. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 3.; URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN318.pdf (дата обращения: 04.06.2025). DOI: 02PDMN318.
7. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-4.
8. Котляревич А.Н. Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 5–15. DOI: 10.25257/KB.2023.1.5-15.
9. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Т. 2 Психодиагностика взрослых. Самара: Бахрах–М, 2021. 704 с. ISBN: 978-5-94648-142-7.
10. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. 341 p. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/natureofhumanval00roke/page/n5/mode/2up (дата обращения: 12.10.2024).

Введение

Ценностные ориентации играют ключевую роль в жизни человека, они формируют мотивацию и его активность в общественной жизни, определяют, его понимание своего долга перед обществом и окружением.

Традиционно ценностные ориентации определяются как система установок, убеждений, предпочтений человека, которая находит отражение в поведении, дифференциации объектов по степени их значимости, отражая избирательное отношение к ценностям (материальным и духовным).

В современных реалиях происходит трансформация и уточнение понятия «ценность». В некоторых определениях ценности трактуются как «направляющие» идеи жизни и поведения, включенные в субъективную систему представлений, оказывающие влияние на желаемую стратегию жизни [1, с.126], которая может корректироваться различными обстоятельствами, но при этом составлять некую критериальную базу для оценок помыслов и способов их реализации; в других – являются мировоззренческими комплексами, выступающими формой социального регулирования поведения людей. Система ценностных ориентаций содержит в себе различные группы ценностей, в свою очередь образующих внутреннее ядро культуры [2, с. 97–100]. В то же время подчеркивается значимость общества, в котором проживает данная личность, так как именно общество формирует набор ценностей, которыми руководствуется индивид [2, с. 97].

Как отмечает И. Вепрева, «изучение ценностей и ценностных ориентаций молодых россиян, которые становятся ядром личности в процессе взросления, является сегодня актуальным предметом гуманитарных исследований» [3, с. 279].

Так как общество определяет ценности и ценностные ориентации, то встает вопрос о факторах, влияющих на этот процесс; о возрасте наиболее благоприятном для формирования ценностных ориентаций; способах их формирования и коррекции и т.д.

В рамках данного исследования рассматриваются ценностные ориентации студентов высших учебных заведений в контексте внедрения в образовательный процесс идей обучения служением посредством проектной деятельности. Обучение служением предполагает вовлечение студентов в решение социально значимых задач в рамках образовательной программы, что создает прочный фундамент для формирования ценностных ориентаций, соответствующих потребностям общества [4, с. 14].

Следует отметить, что к моменту поступления в вуз у студентов уже сформированы ценности, привитые семьей и школой. Обучение в высшем учебном заведении позволяет скорректировать и расширить систему ценностей и ценностных ориентаций, оказывая влияние на формирование гражданской позиции и духовно-нравственное развитие личности в целом.

В качестве факторов, влияющих на осознание и корректировку ценностей и ценностных ориентаций, можно выделить семью, систему образования, социальное окружение, культурную среду, современные медиа и информационные технологии, личный опыт, религию, а также социальные и экономические обстоятельства. Эти факторы, сложным образом взаимодействуя друг с другом, влияют на формирование ценностей человека. Статус в обществе и условия жизни также существенно влияют на формирование ценностей, устанавливая приоритеты в зависимости от различных потребностей [5].

В настоящее время в образовании все большую популярность приобретает проектный подход. Социальное проектирование выступает как инструмент достижения позитивных изменений в обществе, разработки продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности различных групп населения и направленных на улучшение социальных условий. Кроме того, социальное проектирование представляет собой процесс разработки и реализации проектов/программ, направленных на решение социальных проблем и повышения качества жизни людей, включающий в себя использование методов и инструментов проектного управления для достижения изменений в социальной сфере [6; 7].

Основываясь на опыте взаимодействия с проектными командами, можно утверждать, что наиболее значимые результаты достигаются, когда реализуемый проект интересен студентам и соответствует их ценностям, что создает прочную основу для достижения заявленных целей. Совпадение ценностей студентов и ценностей социального проекта создает синергетический эффект, который обеспечивается за счет мотивационной включенности, личностного роста, формирования чувства сопричастности и влияния на сообщество.

Реализация социальных проектов позволяет студентам не только приобретать профессиональные навыки, но и формировать важные социальные и эмоциональные компетенции. Обучение через служение дает студентам возможность проявить активную жизненную позицию, развивая профессиональные и личные качества, формируя поколение ответственных и сознательных граждан. Это проявляется в активном участии в социальных изменениях, развитии лидерских качеств, понимании социальных проблем и вызовов общества, расширении кругозора и формировании сетевого взаимодействия.

Обучение служением и проектная деятельность формируют умения и навыки, необходимые для активной гражданской позиции и профессиональной деятельности. Как отмечает педагогическая наука, знания превращаются в убеждения только в процессе деятельности. Обучение служением обеспечивает деятельностный подход, сочетая теорию и практику, вовлекая студентов в реальные социальные проекты и волонтёрскую деятельность.

Государственная образовательная политика направлена на привлечение студентов к проектной деятельности социальной направленности для решения актуальных проблем общества. В связи с этим возникает вопрос о соответствии ценностей студентов запросам общества, так как ценности имеют свойство «аккумулировать в себе цели и задачи, мотивы и потребности, способности и направленность личности, поведение в целом, побуждать человека к действенному патриотизму. Формирование мира ценностей молодежи является одной из приоритетных задач образовательной организации» [8,с. 6].

Цель исследования – выявление и сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов различных направлений подготовки, и обоснование использования социального проектирования в качестве эффективного средства воздействия на них.

Материалы и методы исследования

Данное исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и обобщение теоретических материалов, их анализ, синтез, а также сравнительный анализ полученных результатов исследования) и эмпирических методов (опрос по методике М.Рокича «Ценностные ориентации личности»).

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняло участие 136 студентов ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» в возрасте от 18 до 24 лет. Из них 70 студентов гуманитарного профиля, обучающихся на направлениях «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование», а также 66 студентов, обучающихся на направлении «Экономика». По гендерному составу выборка состоит из 44 юношей и 92 девушек.

Исследование проводилось с использованием методики М.Рокича «Ценностные ориентации личности», направленной на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты [9, с.578].

М.Рокич описывая ценности личности, отмечал, что общее количество ценностей, которыми обладает человек, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [9, с. 578]. Все ценностные ориентации человека он объединил в два класса: «ценности-цели или терминальные ценности, которые определяют основную цель, долгосрочные перспективы, суть жизни, устоявшиеся общественные эталоны; ценности-средства или инструментальные ценности, определяющие способы поведения и характеризующие личностные качества» [9, с. 216].

В его методике представлено по 18 терминальных и инструментальных ценностей.

Испытуемым предлагается проранжировать сначала терминальные, а затем инструментальные ценности. Чем выше ранг, тем менее значима данная ценность для респондента.

В результате исследования получена иерархия ценностей, которая может быть разделена на три группы:

‒ значимые (ранги 1–6);

‒ индифферентные (ранги 7–12);

‒ незначимые (ранги 13–18).

При анализе описательных характеристик ценностей были выделены жизненные сферы, в которых могут проявляться ценности:

‒ сфера саморазвития, которая проявляется в таких ценностях как «жизненная мудрость», «здоровье», «познание», «продуктивная жизнь», «свобода», «уверенность в себе», «активная деятельная жизнь», «развитие», «наличие хороших и верных друзей»;

‒ профессиональная самореализация или сфера труда включает ценности «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание»;

‒ семейная сфера представлена ценностями: «любовь», «счастливая семейная жизнь», «счастье других»;

‒ сферу досуговой активности можно описать такими ценностями, как «красота природы и искусства», «развлечения», «творчество».

В данной статье качественно обработаны только терминальные ценности, с целью выявления иерархии ценностных ориентаций студентов. На рис. 1 представлено распределение выбора ценностей, значимых для студентов.

Рис. 1. Выбор терминальных ценностей обучающимися

Согласно введенной в работе классификации жизненных сфер, наибольшее количество выборов получила сфера профессиональной самореализации.

Указанные ценности не являются статичными, неизменными и будут трансформироваться по мере взросления, изменения социальной ситуации. Так, на данный момент времени респондентами не были выбраны в качестве значимых такие терминальные ценности как «жизненная мудрость», «красота природы и искусства», «наличие хороших и верных друзей», «познание», «продуктивная жизнь», «свобода», что не говорит об их полном отсутствии, а лишь о расставленных студентами приоритетах в моменте.

Итоги, полученные при опросе, помогли выделить три группы терминальных ценностей, содержание которых будет рассмотрено ниже.

Для анализа были выбраны терминальные ценности, набравшие наибольшее количество выборов (первые четыре позиции, за исключением незначимых ценностей).

Рис. 2. Ценности, набравшие наибольшее количество выборов среди студентов (%)

Предпочитаемые ценности «материально обеспеченная жизнь» и «общественное признание» получили одинаковое количество выборов (69,1 %), ценность «любовь» (64,7 %) незначительно уступает ценности «интересная работа» (66,2 %). Интервал между распределением ценностей при определении ранга – минимальный.

Индифферентные ценности: ценность «продуктивная жизнь» выбрали 87,5 % опрошенных, небольшие различия между выбором ценностей «наличие хороших друзей» –74,3 % и «уверенность в себе» – 72,1 %, а ценность «познание» выбрали 67,6 % респондентов.

Ценности «красота природы и искусства» и «жизненная мудрость» 79,4 и 61,8 % опрошенных соответственно определили как незначимые.

Анализ диагностики М.Рокича показал, что интерпретация ряда понятий не требует дополнительных пояснений, но вместе с тем представляется целесообразным раскрыть содержание некоторых из них, для того чтобы избежать односторонности и одномерности в суждениях. Так, ценность «материально обеспеченная жизнь» М.Рокич трактует как отсутствие материальных затруднений, что дает возможность самореализации, в то же время стремление к достижению навязанных средствами массовой информации стереотипов обеспеченной жизни, без учета собственных возможностей, приводит к гипертрофированию материальных благ и потере связи с реальной жизнью. «Общественное признание» также допускает двоякую трактовку: положительной стороной является желание добиться уважения окружающих, коллег, друзей, негативным же моментом будет стремление к общественному признанию любой ценой. Наличие «интересной работы» помогает избежать выгорания, однако сам процесс ее поиска может привести к частой смене места работы, отсутствию «профессиональной глубины» или чрезмерной увлеченности человека в ущерб другим сферам жизнедеятельности. М.Рокич определяет ценность «продуктивная жизнь» как «максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей», но вместе с тем неверная оценка собственной жизни через призму чужих, навязанных критериев благополучия может привести к истощению всех имеющихся ресурсов человека. «Уверенность в себе» трактуется как внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений, но уверенность не должна переходить в неадекватно завышенную самооценку [10].

Если на рис. 2 отражены ценности, набравшие наибольшее количество выборов, то на рис. 3 показаны все выборы предпочитаемых ценностей.

Рис. 3. Предпочитаемые ценности студентов гуманитарного и экономического направлений

В процессе анализа полученных результатов, используя критерий Манна – Уитни для независимых выборок, были установлены статистически значимые различия предпочитаемых ценностей у студентов гуманитарного и экономического направлений (p ≤ 0,01). Практически не имеют различий предпочтения студентов в области ценности здоровья и счастливой семейной жизни. Но видна значительная разница в ценностях «удовольствия», «уверенность в себе», «творчество», «счастье других», «развитие», «материально обеспеченная жизнь» и «активная деятельная жизнь». Следует отметить, что такие ценности, как «уверенность в себе», «удовольствия», предпочли студенты экономического направления, в то время как «гуманитарии» их проигнорировали, сделав выбор в пользу ценностей «творчество» и «счастье других».

Примечательно, что «счастье других» более 50 % студентов гуманитарного направления выделяют в категорию предпочитаемых ценностей, что может отражать специфику профессиональной сферы. Также можно отметить более гармоничное распределение выборов между сферами ценностей (личностная, профессиональная) у студентов-гуманитариев, что говорит о понимании значимости всех сфер в жизни человека.

В то же время студенты-экономисты в большей степени ориентированы на развитие профессиональной сферы, выбирая в большинстве случаев предпочитаемыми такие ценности, как «общественное признание», «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «активная деятельная жизнь».

Такая ценность, как «здоровье», студентами обоих направлений выбрана примерно одинаково (60,6 и 62,9 %), незначительный разрыв имеется и в выборе ценности «интересная работа» (69,7 и 62,9 %). Это может говорить о концентрации их на сохранении и бережном отношении к физическому и психическому здоровью, что, в свою очередь, будет способствовать самореализации в профессиональной сфере.

Анализ результатов опроса дает возможность посмотреть на приоритетные жизненные сферы обучающихся. Первые три выбора у студентов экономического направления попадают в группу «профессиональная самореализация», а «семейная сфера» остается без внимания, в то время как для студентов гуманитарного направления она является наиболее важной, а сфера «профессиональная самореализация» представлена в меньшей степени, но все же является значимой. Сферы «саморазвитие» и «досуговая активность» представлены слабо в обеих исследуемых группах.

В рамках обучения служением студентами были реализованы проекты, в которых приняли участие смешанные проектные команды. Обязательным условием формирования команд стало включение в работу студентов разных направлений для эффективной реализации проекта и всестороннего подхода к обозначенным проблемам.

Студенты, проходившие тестирование, работали в рамках большого проекта, реализуемого в университете, – «Добрый университет». Он включал несколько направлений, среди которых: проекты, направленные на улучшение качества жизни семьей, воспитывающих детей с РАС (на базе Центра развития детей с задержками развития «РАСсвет», г. Ханты-Мансийск); работа с пожилыми людьми (на базе БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский комплексный центр социального обслуживания населения»), работа с детьми (на базе БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр содействия семейному воспитанию»). Студентами были предложены и инициативные проекты по экологическим, спортивно-оздоровительным, благотворительным направлениям.

Ценности

Направления обучения

Предпочитаемые

Индифферентные

Незначимые

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Жизненная мудрость

ЭК

0

27,7

40,9

30

59,1

34,3

ГУМ

0

28,5

35,7

25,2

64,3

46,3

Наличие хороших и верных друзей

ЭК

0

32,7

83,3

53

16,7

14,3

ГУМ

0

36,9

65,7

42,1

34,3

21

Продуктивная жизнь

ЭК

0

24,6

84,8

63,4

15,2

12

ГУМ

0

26,4

90

65

10

8,6

Счастье других

ЭК

15,2

38

43,9

38,5

40,9

23,5

ГУМ

57,1

72

35,7

34

7,2

6

Свобода

ЭК

0

18,2

63,6

54

36,4

27,8

ГУМ

0

19,3

67,1

57

32,9

23,7

Изменения в значимости ценностных ориентаций студентов

Проведенное повторное исследование показало влияние разработки и реализации социальных проектов на их участников, что доказывает возможность и целесообразность использования такого вида работы с целью корректировки ценностных установок студентов. Для сравнения выбора ценностей студентами до и после участия в работе над проектами, применялся Т-критерий знаковых рангов Вилкоксона. В результате опроса было выявлено, что приоритетность ценностей была пересмотрена: по некоторым критериям изменения были незначимыми (p ≥ 0,05), а такие ценности, как «жизненная мудрость», «наличие хороших и верных друзей», «продуктивная жизнь», «свобода», были определены как предпочитаемые больши́м количеством респондентов (p ≤ 0,05), что отражено в таблице.

В процессе разработки и реализации социальных проектов студенты сталкивались с житейскими трудностями людей, для преодоления которых приходилось устанавливать новые контакты, искать новые возможности, проявлять взаимовыручку, быть внимательными и поддерживающими. Именно это послужило толчком пересмотра ценностных ориентаций молодыми людьми. Так, следует отметить, что такая ценность, как «счастье других», выбранная студентами всех направлений и до участия в проектной деятельности, после работы над проектами была отмечена еще большим количеством студентов как значимая.

Таким образом, в процессе проектной деятельности индифферентные и незначимые ценности могут «переходить» в группу значимых.

Заключение

В результате проведенного исследования подтвердилось предположение о целесообразности применения социального проектирования для влияния на ценности у студентов. Социальные проекты, становясь важной частью образовательного процесса, предоставляют обучающимся возможность реализовать свои знания и навыки на практике, способствуя развитию необходимых компетенций и личностных качеств, позволяя вносить вклад в развитие общества и приобретать практический опыт. Кроме того, социальное проектирование дает возможность студентам осознать ценность человеческой жизни.


Библиографическая ссылка

Закирова Е.Н., Братцева О.А., Соловьёва М.Н. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34122 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34122