Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Нуртдинов М.А. 1 Шаймарданов Р.Х. 1
1 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается актуальность организации самостоятельной работы старшеклассников в условиях гибридного обучения, сочетающего очное и дистанционное образование. Внедрение гибридного формата обучения в старшей школе порождает ряд проблем, которые связаны с организацией самостоятельной работы обучающихся. Традиционные подходы к самостоятельной работе, зачастую ориентированные на очный формат, в большинстве случаев являются неэффективными в условиях гибридной среды. Основными причинами неэффективности можно назвать недостаточную мотивацию, отсутствие четкой структуры, а также сложность организации обратной связи. Основной целью данного исследования является оценка эффективности самостоятельной работы старшеклассников в гибридной образовательной среде. На основе онлайн-анкетирования старшеклассников были проанализированы особенности и факторы эффективности самостоятельной работы в гибридной среде. Методология исследования основывалась на проведении онлайн-анкетирования. Целевую аудиторию составили старшеклассники (10–11 классы) общеобразовательных школ, вовлеченные в гибридную образовательную модель, сочетающую очное и дистанционное обучение. В ходе исследования была установлена важность использования проектного и проблемного обучения, а также цифровых технологий для повышения мотивации и качества обучения. Выделенные проблемы, такие как низкая мотивация и перегрузка обучающихся, позволили сделать вывод о том, что основными причинами низкой мотивации зачастую являются отсутствие четких целей и недостаточно структурированные задания. Перегрузка обучающихся, возникающая из-за большого объема материала и отсутствия индивидуального подхода, может приводить к стрессу и выгоранию, негативно сказываясь на психическом и физическом здоровье старшеклассников. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о перспективности гибридного образования при условии комплексного подхода и адаптации к индивидуальным потребностям обучающихся, а также о необходимости дальнейших исследований в этой области.
самостоятельная работа
гибридное обучение
образовательная среда
цифровые инструменты
мотивация обучения
персонализация обучения
интерактивность
обратная связь
учебная автономия
1. Уматгериева Х.Р., Улубаева А.С. Уровень цифровой грамотности и компетентности педагога в среднем профессиональном образовании // Экономика и социум. 2024. № 6–1 (121). С. 1409–1414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-tsifrovoy-gramotnosti-i-kompetentnosti-pedagoga-v-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 12.05.2024).
2. Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах цифровизации мировой экономики // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 69–82. DOI: 10.54861/27131211-2024-4-69.
3. Елисеев А.В. Возможности гибридных образовательных технологий при взаимодействии «школа – вуз» // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 4 (66). С. 150–166. DOI: 10.25688/2072-9014.2023.66.4.12.
4. Аймалетдинов Р.Т., Львова С.В., Пустовойтенко М.В., Семянеченко Ю.А., Фортунатов А.А. Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61). С. 58–73. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.61.3.06.
5. Абрамова И.В., Вечтомов Е.М., Шилова З.В. Инновационные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 488–507. DOI: 10.32744/pse.2020.3.35.
6. Амбросенко Н.Д. Цифровая образовательная среда университета: модель организации гибридного обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2022. Т. 11. № 1 (57). С. 34–38. DOI: 10.46548/21vek-2022-1157-0006.
7. Волегжанина И.С. Влияние гибридной образовательной среды технического вуза на обучение иностранным языкам будущих специалистов // Вестник педагогических наук. 2024. № 6. С. 233–239. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-6-233-239.
8. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-33-69.
9. Алисултанова Э.Д., Шудуева З.А. Анализ эффективности гибридного обучения в цифровой среде // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. Т. 19. № 4 (34). С. 59–65. DOI: 10.26200/GSTOU.2023.70.52.007.
10. Чернышенко О.В., Носачева Е.А. Цифровой след как средство повышения качества образовательного процесса // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 2. С. 15–18. DOI: 10.18522/2658-6983-2022-2-15-18.
11. Ткаченко П.В., Петрова Е.В., Белоусова Н.И. Гибридное обучение как способ повышения эффективности образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 277–279. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0070.
12. Свиридова Т.Б., Макиев Р.Г., Лутиков А.С., Голдина Е.А. Смешанное гибридное обучение как необходимый компонент современного обучения медицинских работников // Менеджер здравоохранения. 2024. № 6. С. 87–96. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-87-96.
13. Дворяткина С.Н., Смирнов Е.И., Щербатых С.В. Интеллектное сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников в гибридной среде обучения математике. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. 209 с. [Электронный ресурс]. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=443709 (дата обращения: 12.05.2024).
14. Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3 (84). С. 126–139. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139.
15. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. № 1. С. 1–9.; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45624364 (дата обращения: 25.06.2025).
16. Бобровникова Ю.О. Гибридные образовательные технологии: анализ характеристик, возможностей использования и перспектив масштабного внедрения // Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений Пятой международной конференции (Санкт-Петербург, 19 марта 2022 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. С. 494–498. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49505269 (дата обращения: 25.06.2025).
17. Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Гибридные среды обучения студентов инженерных специальностей основам работы с геодезическим оборудованием // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 94–106. DOI: 10.22363/2312-8631-2020-17-2-94-106.
18. Crompton H., Burke D. The use of mobile learning in higher education: A systematic review // COMPUT EDUC. 2019. Vol. 123 (1). P. 53–64. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.04.007.

Введение

Период на стыке XX и XXI вв. можно охарактеризовать двумя словами: «турбулентность» и «неопределенность». В новейшей истории человечества за последнее двадцатилетие произошло множество кризисов, которые оказали неоднозначное влияние на разные сферы человеческой деятельности и демографические категории: одним они дали новые возможности, а других поставили под угрозу уничтожения.

Тенденция рынка труда складывается таким образом, что, подкрепленная технологическим прогрессом и изменениями в культуре труда, картина рынка труда предполагает сочетание работы в офисе и удаленной деятельности, делая его, таким образом, гибридным. Согласно исследованиям, до 20–25 % рабочей силы в развитых экономиках могут эффективно работать удаленно 3–5 дней в неделю без потери производительности [1; 2].

В условиях кризиса образовательные учреждения вынуждены оперативно адаптироваться не только к изменяющимся потребностям обучающихся, но и к требованиям рынка труда. Адаптация образовательных учреждений стимулирует их внедрять инновационные образовательные технологии, такие как онлайн-курсы, гибридное обучение и персонализированные образовательные траектории. Кризис также делает актуальным вопрос о развитии цифровых навыков у учителей и обучающихся, так как необходимость эффективного использования онлайн-платформ, инструментов для совместной работы и цифровых образовательных ресурсов становится важным фактором для обеспечения непрерывности образовательного процесса.

Самостоятельная работа играет ключевую роль в образовании старшеклассников, особенно в современной, динамичной среде. Ее значимость обусловлена несколькими факторами. Во-первых, самостоятельная работа формирует навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности, анализа информации и рефлексии над собственным прогрессом; во-вторых, самостоятельное изучение материала требует анализа, синтеза, оценки информации из различных источников; в-третьих, в современном мире самостоятельная работа неразрывно связана с использованием цифровых инструментов и ресурсов, поэтому обучающиеся учатся эффективно искать, оценивать и использовать информацию в интернете, а также использовать различные программы и платформы для обучения и сотрудничества [3].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно определить основные направления актуальности данной темы:

1. Гибридное обучение, которое сочетает очное и дистанционное обучение, становится все более распространенным в современном образовании. Такой подход однозначно требует переосмысления подходов к организации традиционного учебного процесса, особенно в той части, что касается самостоятельной работы обучающихся.

2. Умение самостоятельно учиться, искать и анализировать информацию становится ключевым требованием к современным специалистам, а гибридная образовательная среда предоставляет возможности для развития этих навыков у старшеклассников.

Цель исследования – оценка эффективности самостоятельной работы старшеклассников в гибридной образовательной среде.

Материалы и методы исследования

Методология исследования основывалась на проведении онлайн-анкетирования. Целевую аудиторию составили старшеклассники (10–11 классы) общеобразовательных школ, вовлеченные в гибридную образовательную модель, сочетающую очное и дистанционное обучение. Выборка составила 128 чел. Обработка и анализ полученных данных осуществлялись с применением методов описательной статистики, включающих расчет частот и процентов, а также сравнительного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из важнейших компонентов процесса обучения, особенно в старших классах, является самостоятельная работа, которая позволяет обучающимся развивать навыки не только саморегуляции и тайм-менеджмента, но и критического мышления. Многие исследователи сходятся во мнении, что именно самостоятельная учебная деятельность помогает обучающимся глубже понять материал и повысить уровень своих компетенций [4].

По мнению многих исследователей [5–7], гибридная среда обучения – это не просто смешивание онлайн- и офлайн-форматов, а сознательное проектирование образовательного пространства, в котором используются как традиционные, так и цифровые методы обучения.

При этом важным моментом, который выделяется учеными (и авторы поддерживают данную точку зрения), является то, что в гибридной среде обучения применяемые технологии не должны заменять учителя. Гибридная среда обучения должна усиливать роль учителя, позволяя за счет этого усиления более эффективно не только отслеживать прогресс учеников, адаптировать учебный материал, но и предоставлять индивидуальную поддержку.

Проанализировав основные подходы к определению понятия «гибридная обучающая среда», авторы сформулировали обобщающее определение: гибридная среда обучения – это целостный и адаптируемый подход, ставящий потребности ученика в центр образовательного процесса и максимально использующий возможности технологий и личного взаимодействия для достижения оптимальных результатов.

В гибридной образовательной среде самостоятельная работа становится особенно значимой, так как на обучающегося ложится ответственность за умение организовать свое время и ресурсы, чтобы эффективно справляться с теми заданиями, которые ему могут быть предложены как в классе, так и онлайн. Поэтому организация самостоятельной работы требует не только ответственности от обучающихся, но и наличия от учителей четких стратегий и инструментов для поддержки обучающихся в процессе обучения.

Важной задачей для учителя является создание таких условий, которые будут способствовать успешной организации самостоятельной работы, поэтому эффективные подходы могут включать различные элементы, например: элементы проектного обучения, элементы проблемного обучения и использование цифровых технологий [8; 9].

Применение элементов проектного обучения позволяет старшеклассникам работать над реальными задачами, что способствует развитию их критического мышления и практических навыков. Такой подход дает обучающимся возможность не только применять знания на практике, но и развивать навыки командной работы и коммуникации. В условиях гибридной образовательной среды такое проектное обучение может быть реализовано не только в классе, но и в онлайн-формате [10]. Одним из примеров применения элементов проектного обучения может стать «Гибридная мастерская саморазвития». Ключевая идея создания этой мастерской состоит в формировании персонализированной образовательной траектории для каждого ученика. В этой мастерской ученик активно конструирует свои знания через проектную деятельность, решает проблемные задачи, используя цифровые инструменты, и получает поддержку в гибридном формате (очно и онлайн).

Проектные модули представляются в виде наборов мини-проектов или задач, направленных на достижение учебных целей. Проекты могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

Основным цифровым инструментом при реализации «Гибридной мастерской саморазвития» является онлайн-платформа, где ученик может отслеживать свой прогресс, получать обратную связь, а также обмениваться ресурсами с другими учениками и учителем.

Внедрение проблемного обучения включает в себя решение сложных задач, которые позволяют обучающимся научиться исследовать и анализировать информацию. Данный подход способствует развитию аналитических и критических навыков, а также обучает обучающихся эффективно работать в группах. Элементы проблемного обучения в рамках гибридного обучения становятся особенно значимыми, так как обучающиеся должны уметь задавать правильные вопросы и самостоятельно искать на них ответы как в офлайн-, так и онлайн-режимах [11; 12; 13 с. 125]. Примером внедрения элементов проблемного обучения могут стать проблемные кейсы, взятые из реальной жизни. Вместо традиционных упражнений и задач используются проблемные кейсы из реальной жизни с использованием таких онлайн-инструментов для совместной работы, как виртуальные доски для мозгового штурма, приложения для видеоконференций для обсуждения кейсов и платформы для обмена информацией и документами.

Так, на уроке физики вместо изучения закона Ома ученики могут решить кейс о проектировании энергоэффективной системы освещения для своей школы. Или изучать правила пунктуации, редактируя текст реального блога или статьи.

Цифровые технологии играют центральную роль в организации самостоятельной работы в гибридной образовательной среде. Платформы для онлайн-обучения, форумы и мессенджеры способствуют качественному взаимодействию между обучающимися и учителями, поэтому эти инструменты используют для организации дискуссий, совместного решения задач и обмена ресурсами. Например, платформы, такие как Google Classroom или SkillSpace, могут обеспечить доступ к учебным материалам и позволить обучающимся отправлять выполненные задания в любое время [14].

Однако организация самостоятельной работы старшеклассников в гибридной образовательной среде все же сталкивается с рядом проблем. Одной из основных трудностей является низкий уровень мотивации обучающихся. Исследования показывают, что недостаток непосредственного общения с учителем и сверстниками может привести к снижению интереса к учебе [15; 16].

Другой проблемой является возможность перегруженности обучающихся, особенно когда они должны заниматься самообучением в условиях недостатка временных ресурсов. Важно, чтобы учителя предлагали адекватное количество домашних заданий, учитывая как требования школьной программы, так и возможности обучающихся [17].

Для успешной организации самостоятельной работы старшеклассников в гибридной образовательной среде необходима поддержка со стороны учителей. Они должны разработать понятные инструкции и критерии оценки выполнения заданий [18]. Регулярное взаимодействие с обучающимися, предоставление фидбека и организация онлайн-встреч помогут повысить уровень вовлеченности и ответственности старшеклассников.

Для оценки самостоятельной работы старшеклассников в гибридной среде авторами было проведено анкетирование, целью которого стало выявление особенностей организации самостоятельной работы старшеклассников в условиях гибридной образовательной среды, а также определение факторов, влияющих на ее эффективность.

Результаты анкетирования представлены в таблице.

Результаты анкетирования

Вопрос

Варианты ответов

Ответы, %

1

Пол

Мужской

32

Женский

68

2

Класс

10

54

11

46

3

Как часто вы занимаетесь самостоятельной работой в рамках учебного процесса?

Каждый день

38

Несколько раз в неделю

44

Редко

16

Почти не занимаюсь

2

4

Как вы оцениваете свою мотивацию к самостоятельной работе?

Очень высокая

12

Высокая

29

Средняя

31

Низкая

19

Очень низкая

9

5

Насколько вам нравится заниматься самостоятельно?

Очень нравится

9

Нравится

41

Нейтрально

22

Не нравится

18

Совсем не нравится

10

6

Какие факторы наиболее мотивируют вас к самостоятельной работе? (Выберите несколько вариантов)

Интересная тема

42

Понимание важности задания

24

Возможность получить хорошую оценку

58

Конкуренция с одноклассниками

31

Похвала от учителя

15

7

Как вы организуете свою самостоятельную работу?

Планирую время и ставлю цели

16

Работаю по плану, предложенному учителем

44

Работаю спонтанно, без четкого плана

27

Стараюсь выполнить все в последний момент

13

8

Какие ресурсы вы используете для самостоятельной работы? (Выберите несколько вариантов)

Учебники

10

Интернет-ресурсы (образовательные платформы, сайты)

64

Дополнительная литература (книги, журналы)

27

Консультации с учителем

12

Консультации с одноклассниками

29

9

Насколько доступны вам необходимые ресурсы для самостоятельной работы в гибридной среде?

Полностью доступны

29

В основном доступны

51

Частично доступны

11

Совсем недоступны

9

10

Насколько полезна обратная связь от учителя по вашей самостоятельной работе?

Очень полезна

2

Полезна

18

Нейтрально

64

Не полезна

6

Совсем не полезна

10

11

Как часто вы получаете обратную связь от учителя по вашей самостоятельной работе?

После каждого задания

36

Регулярно

21

Иногда

18

Редко

27

Никогда

2

12

Какие трудности вы испытываете при организации самостоятельной работы в гибридной среде? (Выберите несколько вариантов)

Недостаток мотивации

59

Сложно организовать время

27

Трудно сосредоточиться

32

Недостаточно ресурсов

19

Не хватает обратной связи от учителя

18

Технические проблемы

9

Источник: составлено авторами.

Результаты анкетирования позволяют провести анализ отношения старшеклассников к самостоятельной работе в гибридной образовательной среде.

Подавляющее большинство обучающихся (82 %) занимается самостоятельной работой с разной степенью регулярности (каждый день или несколько раз в неделю), что подчеркивает значимость этого формата обучения. Однако уровень мотивации и удовлетворенности самостоятельной работой распределены неравномерно: лишь небольшая часть (12 %) демонстрирует очень высокую мотивацию, в то время как значительная доля (27 %) оценивает ее как низкую или очень низкую. Это свидетельствует о необходимости разработки стратегий повышения мотивации и вовлеченности обучающихся, особенно с учетом выводов исследований, указывающих на прямую связь между внутренней мотивацией и академической успеваемостью.

Наиболее значимым мотивирующим фактором является возможность получить хорошую оценку (58 %), что отражает ориентацию на внешнюю мотивацию. Интерес к теме (42 %) и конкуренция с одноклассниками (31 %) также играют заметную роль. Примечательно, что похвала от учителя (15 %) оказывает относительно меньшее влияние, что может свидетельствовать о недооценке обучающимися роли положительного подкрепления в процессе самостоятельного обучения. Преобладание работы по плану, предложенному учителем (44 %), указывает на потребность обучающихся в четких инструкциях и структурированном подходе к организации самостоятельной работы.

Широкое использование интернет-ресурсов (64 %) подчеркивает важность цифровых инструментов в современном образовательном процессе. При этом доступность необходимых ресурсов оценивается как полная или в основном полная большинством обучающихся (80 %), что свидетельствует о достаточной обеспеченности ресурсами для самостоятельной работы в гибридной среде. Однако нейтральное отношение к полезности обратной связи от учителя (64 %) и нерегулярность ее получения (лишь 36 % получают обратную связь после каждого задания) указывают на потенциал для улучшения качества и частоты обратной связи с целью повышения эффективности самостоятельной работы.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются обучающиеся, являются недостаток мотивации (59 %), сложность в организации времени (27 %) и трудности с концентрацией (32 %). Эти факторы, в совокупности с недостатком обратной связи от учителя (18 %), подчеркивают необходимость разработки комплексных мер поддержки, направленных на развитие навыков саморегуляции, повышение мотивации и улучшение организации учебного процесса в гибридной среде.

Заключение

Гибридная образовательная среда открывает новые горизонты для организации самостоятельной работы старшеклассников. Внедрение таких подходов, как проектное и проблемное обучение, а также использование цифровых технологий может значительно повысить мотивацию обучающихся и качество их обучения. Тем не менее для достижения этих целей необходимо учитывать проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются обучающиеся, и обеспечить адекватную поддержку со стороны педагогов.

Организация самостоятельной работы в гибридной образовательной среде требует комплексного подхода и тщательного планирования. В будущем более широкое применение исследований в этой области поможет улучшить качество образования и сделать его доступным для всех обучающихся, независимо от условий их обучения.

Результаты проведенного исследования демонстрируют перспективный потенциал гибридной образовательной среды в контексте организации самостоятельной работы старшеклассников. Интеграция проектного и проблемного обучения, подкрепленная возможностями цифровых технологий, выступает катализатором повышения мотивации и улучшения качества обучения, что согласуется с выводами многочисленных исследований в области педагогического дизайна. Однако необходимо подчеркнуть, что эффективная реализация гибридной модели сопряжена с рядом вызовов, включая обеспечение адекватной педагогической поддержки и учет индивидуальных потребностей обучающихся. Адаптация образовательной среды к специфическим условиям и возможностям каждого ученика является ключевым фактором успеха гибридного обучения.

Таким образом, дальнейшие исследования в области гибридного образования, направленные на разработку и апробацию эффективных методик и инструментов организации самостоятельной работы, представляются крайне важными. Расширение эмпирической базы и углубленный анализ проблем, возникающих в процессе внедрения гибридных моделей, позволит создать образовательную систему, максимально адаптированную к потребностям современного ученика и обеспечивающую равный доступ к качественному образованию для всех.


Библиографическая ссылка

Нуртдинов М.А., Шаймарданов Р.Х. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34108 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34108