Введение
Действующие в России «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО)» и «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» определили значимость обучения в начальной школе финансовой грамотности и необходимость формирования у обучающихся финансовой культуры как важнейшие компоненты начального общего образования [1, 2]. Эти документы акцентируют внимание на том, что финансовая грамотность не просто полезное знание, а ключевая компетенция, необходимая для успешной жизни в современном обществе.
Актуальность появления финансового образования в начальной школе определяется более ранним, по сравнению с прошлым веком, привлечением детей к приобретению товаров и услуг, получением от родителей карманных денег и необходимостью правильного распоряжения ими, формированием полезных финансовых привычек с детства, знакомством с основами рыночных отношений, непосредственными участниками которых обучающиеся неизбежно станут в будущем. Целью такого образования является воспитание ответственного и разумного поведения младших школьников в сфере финансов на основе применения представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях в различных жизненных ситуациях. Именно в младшем школьном возрасте детей полезно знакомить с такими важными практико-ориентированными темами, как «настоящие и ненастоящие деньги», «что нужно семье», «планирование семейного и личного бюджета», «планирование расходов семьи», «разумное осуществление покупок», «что такое свое дело», «распоряжение карманными деньгами», «когда рискуешь деньгами», «противодействие мошенничеству», «как безопасно пользоваться банковской картой» и т.д. [3]. Также следует отметить, что «со стороны общества в лице родителей и школьников существует запрос на тему цифровой грамотности и цифровой безопасности, что обусловлено активным внедрением цифровых сервисов на финансовых рынках, а также основ предпринимательства» [4–6].
Для достижения наилучших образовательных результатов по вышеперечисленным вопросам финансовой грамотности требуется системный подход, основанный на научных методах. Вместе с тем анализ научной литературы показал, что на современном этапе отсутствуют работы, в которых системно раскрывается процесс формирования финансовой грамотности в начальной школе [7–9]. В ходе проведенного анализа были выявлены следующие противоречия:
– несмотря на существующие потребности государства и общества в подготовке финансово грамотного молодого поколения, научные исследования, комплексно рассматривающие данную проблему в контексте начального образования, практически не представлены;
– «сложившаяся практика обучения финансовой грамотности в начальной школе многих общеобразовательных организаций не всегда совпадает с появившимися возможностями обучения финансовой грамотности младших школьников, содержащимися в ФГОС НОО в рамках таких обязательных предметов, как математика и окружающий мир; во внеурочной и воспитательной работе; в дополнительном образовании» [10–12].
Таким образом, установленные противоречия определили проблему. Какую модель должна иметь система обучения финансовой грамотности младших школьников в современных условиях, чтобы отвечать требованиям времени и законодательным нормам?
Эффективное формирование финансовой культуры у детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии комплексного подхода, учитывающего психологические особенности данной возрастной группы и включение элементов финансовой грамотности в имеющиеся образовательные программы. При этом следует учитывать то, что в современном мире финансовую грамотность следует рассматривать не просто как набор знаний о деньгах, а систему ценностей, навыков и компетенций, которые позволяют принимать осмысленные решения при взаимодействии с финансовым рынком.
Цель исследования – обосновать и разработать модель обучения финансовой грамотности в начальной школе с учетом действующего законодательства.
Материалы и методы исследования
Материал статьи основан на анализе научной и учебно-методической литературы, посвященной финансовой грамотности детей. Особое внимание уделено анализу ФГОС НОО, а также действующим нормативно-правовым актам в сфере финансового образования. Кроме того, исследование опирается на результаты мониторинга, проведенного в рамках деятельности Челябинского регионального методического центра по финансовой грамотности, который включает в себя анализ внедрения разных методик обучения финансовой грамотности в практику работы начального общего образования Челябинской области и изучение опроса педагогов и школьников.
Методологической базой исследования являются:
– системный подход, который предполагает рассмотрение обучения финансовой грамотности как целостного процесса, охватывающего когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы и позволяющего рассмотреть обучение финансовой грамотности как педагогическую систему, состоящую из компонентов, каждый из которых выполняет свое целевое назначение;
– деятельностный подход, который дает возможность так организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся, чтобы они сами участвовали в учебном процессе, а также позволяет выявить основные виды учебной деятельности, с помощью которых эффективно формируется финансовая грамотность (проблемное диалогическое обучение, групповая работа, креативный метод, образовательные игры и т.п.);
– личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности каждого обучающегося на основе использования личностно-ориентированных технологий обучения (обучение в сотрудничестве, проектный метод, разноуровневое обучение, модульное обучение и т.п.).
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с целью исследования была определена гипотеза исследования: формирование финансовой грамотности в начальной школе будет эффективным, если разработать и реализовать систему формирования финансовой грамотности.
Анализ теоретико-методологических основ моделирования в педагогике, представленных в монографии Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, дал основу для построения «структурно-функциональной модели, которая представляет систему компонентов, содержащую раскрытие связей строения изучаемого объекта с выполняемыми функциями» [13]. На основании приведенного понятия модели предполагаем, что модель системы формирования финансовой грамотности в начальной школе представляет собой многогранный процесс, который включает в себя несколько ключевых компонентов, взаимосвязей между ними и детальное структурное наполнение каждого из этих элементов. Основные подходы к созданию структурно-функциональной модели обучения финансовой грамотности на этом уровне образования можно разделить на системный, деятельностный и личностно-ориентированный.
Реализация системного подхода позволяет сделать ряд существенных обобщений:
1. Формирование финансовой грамотности как педагогическая система обладает основным системным свойством – целостностью.
2. Формирование системы финансовой грамотности позволяет обучающимся получить более значимый эффект, чем существующий процесс обучения их отдельным элементам.
3. Система формирования финансовой грамотности позволяет выстроить все ее компоненты в одном направлении – максимального эффекта, что является проявлением синергетичности.
4. Система формирования финансовой грамотности позволяет накопить такой потенциал, который дает возможность реализовать поставленные цели и задачи при любых условиях, реализуя свойство адаптивности системы.
5. Система формирования финансовой грамотности обладает способностью к взаимодействию с внешними факторами (совместимость).
Таким образом, в рамках системного подхода предполагается построение структурно-функциональной модели, которая позволит изучить процесс обучения финансовой грамотности как целостную систему и получить знания о закономерностях ее организации и функционирования.
Деятельностный подход позволяет рассмотреть особенности образовательного процесса, применяя основные положения которого можно выделить следующие основополагающие позиции применительно к обучению финансовой грамотности:
1. Обучение финансовой грамотности представляет собой важный аспект современного образования, который помогает обучающимся не только осваивать теоретические знания, но и применять их на практике в реальной жизни. В качестве содержательной основы должны использоваться такие предметные области финансовой грамотности, как «Деньги и операции с ними», «Планирование и управление финансами», «Риски и вознаграждения», а также «Финансовая среда», темы которых отражены в методологическом документе «Единая рамка компетенций по финансовой грамотности» и необходимы для формирования базовой системы понятий в сфере финансовой грамотности [14]. При этом обучающиеся должны не только получать новые знания в сфере финансов и предпринимательства, но и формировать практический опыт их применения для решения жизненно важных задач [15]. Важно отметить, что содержание учебных тем должно быть адаптировано к возрасту обучающихся.
2. Обучение финансовой грамотности должно проходить через последовательные этапы, которые помогут учащимся систематизировать свои знания и навыки. Эти этапы включают определение жизненной финансовой проблемы, что позволяет обучающимся осознать, с чем они могут столкнуться в реальной жизни. Далее следует анализ критериев личного выбора, что помогает развивать критическое мышление и способность к анализу. Затем школьники должны искать и оценивать альтернативные решения, что способствует развитию навыков принятия решений в финансовой сфере. На каждом этапе важно поддерживать активное участие обучающихся, чтобы они могли реализовать на практике принятые решения. Таким образом, обучение финансовой грамотности становится не только теоретическим, но и практическим процессом, который формирует у обучающихся уверенность в принимаемых финансовых решениях.
Для построения образовательного процесса, направленного на формирование финансовой грамотности, требуется использование личностно-ориентированного подхода, который акцентирует внимание на индивидуальных потребностях обучающихся. Данное направление проявляется в нескольких важных аспектах:
1. Образовательный процесс по финансовой грамотности должен строиться с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ученика. Это означает, что важно учитывать, уровень его осведомленности, знаний и пониманий, умений, навыков и поведения, личностных характеристик и установок (включая уверенность и мотивацию) [14].
2. Педагогическая технология личностно-ориентированного подхода включает в себя реализацию нескольких принципов: свобода выбора, заключающаяся в том, что обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно выбирать то или иное финансовое решение; активная деятельность, предполагающая, что освоение школьниками знаний, умений и навыков должно происходить в форме целенаправленной, развивающей и мотивированной деятельности; обратная связь, которая осуществляется через постоянный систематический контроль образовательного процесса посредством контрольно-оценочных средств.
Использование приведенных подходов позволяет осуществить комплексное исследование процесса обучения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры и построить эффективно функционирующую модель данного процесса. Предлагаемая модель включает в себя пять компонентов, каждый из которых представлен в виде подсистемы (рисунок).
Рассмотрим каждый компонент представленной структурно-функциональной модели системы формирования финансовой грамотности.
Нормативно-целевой блок модели является основополагающим для определения основной цели модели – эффективного формирования финансовой грамотности у младших школьников. Необходимость достижения этой цели продиктована действием таких важных компонентов блока, как социальный заказ, который требует от образовательной системы подготовки детей к жизни в условиях современного финансового мира. Важным аспектом является соответствие требованиям ФГОС НОО, а также другим нормативно-правовым документам, которые подчеркивают значимость финансовой грамотности. Содержание данного блока должно ложиться в основу разработки учебно-методических материалов по финансовой грамотности.
Структурно-функциональная модель формирования системы финансовой грамотности (составлено авторами)
Мотивационный элемент модели направлен на стимулирование обучающихся изучать финансовую грамотность. Данный элемент обычно встраивается в программу воспитания образовательного учреждения, которая включает в себя разнообразные мероприятия по финансовой грамотности, как общешкольные, так и классные. Большую значимость при реализации программы воспитания имеют социальные партнеры, проведение совместных мероприятий с которыми позволяет школьникам на практике увидеть применение полученных знаний и мотивирует их на дальнейшее изучение финансовой грамотности.
В ходе реализации процессуально-технологического компонента проводятся мероприятия по финансовой грамотности, которые направлены как на педагогов, так и на обучающихся. Так, из-за быстрого развития финансовых технологий и появления новых финансовых инструментов педагогам необходимо систематически актуализировать свои профессиональные компетенции путем обучения на курсах повышения квалификации, а также участия в профессиональных конкурсах, например во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности «Финансовая перемена». Что касается школьников, то педагогам необходимо использовать индивидуальный подход к каждому, учитывая интересы и потребности школьников. Следует отметить использование интерактивного формата в образовательном процессе, что способствует более глубокому усвоению материала.
В содержательном блоке предполагается разработка всех необходимых учебно-методических материалов дисциплины (рабочая программа дисциплины, технологические карты, конспекты, сценарии, интегративные задания и т.п.).
Контрольно-оценочный или рефлексивный блок необходим для объективной оценки и контроля результатов обучения.
Выводы
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы:
1. Метод моделирования является необходимым инструментом для построения структурно-функциональной модели системы обучения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры у обучающихся начальной школы.
2. Моделирование формирования финансовой грамотности необходимо осуществлять с использованием системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию у обучающихся устойчивых навыков по финансовой грамотности.
3. В модель формирования финансовой грамотности рекомендуется включать нормативно-целевой, мотивационный, процессуально-технологический, содержательный и контрольно-оценочный компоненты.
4. При формировании содержательной части программы по финансовой грамотности для младших школьников следует учитывать «социальный заказ общества на включение тем по цифровой грамотности и основам предпринимательства».
Представленная структурно-функциональная модель может быть рекомендована педагогам начальной школы для организации образовательного процесса по финансовой грамотности, что способствует формированию у обучающихся необходимых навыков для успешного управления своими финансами в будущем. Важно отметить, что успех внедрения такой модели зависит от тесного сотрудничества образовательных учреждений и социальных партнеров.
Библиографическая ссылка
Дорошенко Е.В., Кетова И.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34087 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34087