Введение. Среди личностных качеств - ответственность, мотивация, коммуникативные навыки, адаптивность, эмпатия, устойчивость к стрессу, саморегуляция, которые имеют важное значение для студентов среднего профессионального образования, выделяют еще и рефлексивные умения обучающихся. Именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное развитие критического мышления, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся [1, с. 350]. Одним из ключевых методов обучения рефлексивным умениям обучающихся является использование на занятиях различных интерактивных заданий, которые могут значительно ускорить процесс обучения и повысить эффективность усвоения материала. Использование онлайн-платформ, образовательных приложений и интерактивных учебных ресурсов позволяет создать динамичную и интересную цифровую образовательную среду.
Сочетание разных методов и приемов обучения с подбором подходящих IT-технологий ведёт к глубокому пониманию материала, саморазвитию, саморегуляции и самоанализу обучающихся.
Для эффективной организации развития рефлексивных умений обучающихся преподавателю необходимо на протяжении всего образовательного процесса отслеживать прогресс в развитии этих умений и при необходимости вносить коррективы в методику обучения. Поэтому разработка модели развития рефлексивных умений обучающихся и её практическая реализация является целесообразной, так как рефлексивная деятельность способствует формированию и развитию универсальных навыков у обучающихся.
Цель исследования. Разработать и описать структурно-содержательную модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования с реализацией в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды.
Материал и методы исследования. Модель (от лат. modulus – мера, аналог, образец) – это представление информации об исследуемом объекте, в уменьшенном виде или как создание идеального описания объекта исследования [2, с. 9].
Модели помогают визуально представить объекты и процессы, недоступные для очевидного восприятия [3].
Моделирование - это метод исследования, который дает возможность сочетать эксперимент и научные обобщения с соблюдением логических связей. Описанная ниже структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся была реализована при изучении студентами 1 и 2 курсов дисциплины «Информатика» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологический колледж № 34» (ГБПОУ «ТК № 34»), в эксперименте участвовало 5 преподавателей и 240 студентов.
При построении модели развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования были учтены следующие правила: точность, согласованность, применимость, проверяемость и простота. Предлагаемая модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования отвечает требованиям, предъявляемым к структурно-содержательным моделям, отражает структуру процесса формирования рефлексивных умений обучающихся, описывает содержание компонентов структуры, их отношения и взаимосвязь.
Результаты исследования и их обсуждение. Методологической основой процесса формирования рефлексивных умений студентов среднего профессионального образования является системно-деятельностный подход. Теоретические основы представлены теорией компетентностного и проблемно ориентированного подхода, особенностью модели является цифровая образовательная среда, так как цифровизация образования влияет на изменения, происходящие в учебном процессе среднего профессионального образования при выборе методов и средств обучения.
Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений студентов состоит из трех взаимосвязанных блоков: методологический, технологический и оценочный (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся (составлено автором)
К первому методологическому блоку структурно-содержательной модели относятся: цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия. Именно от педагогических условий и принципов обучения зависит успешность процесса формирования рефлексивных умений обучающихся.
При создании педагогических условий были соблюдены следующие принципы обучения:
- Принцип обучения «learning by teaching» - обучение через обучение.
- Принцип индивидуализации обучения.
- Принцип коммуникативности.
- Принцип интерактивности обучения.
Для развития рефлексивных умений необходимо создать обучающемуся педагогические условия обучения, которые будут способствовать их развитию и стимулировать формирование этих навыков. Данные условия призваны способствовать развитию у обучающихся навыков самооценки, самоанализа и критического мышления. Структурируем все педагогические условия развития рефлексивных умений обучающихся и условно разделим на три группы [1, с. 351].
I. Организационно-педагогические условия.
1. При построении учебного процесса необходимо учитывать индивидуально-личностное развитие обучающихся среднего профессионального образования в цифровой образовательной среде.
2. Применение интерактивных, коммуникативных, информационных технологий и цифровых инструментов способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса в формате диалога для достижения личностного роста обучающихся.
3. Развитие рефлексивных умений обучающихся происходит благодаря субъектно-деятельностному подходу, который позволяет студентам совершенствовать навыки самоконтроля, саморегуляции - умения управлять собственными мыслями, эмоциями, чувствами.
II. Психолого-педагогические условия.
1. Учет возрастных особенностей и психофизического развития обучающихся среднего профессионального образования с опорой на ведущий вид деятельности.
2. Формирование комфортной обстановки с использованием цифровых образовательных технологий оказывает влияние на эмоциональное состояние студентов среднего профессионального образования, что существенно способствует развитию их рефлексивных навыков.
III. Методические условия.
1. Выбор форм обучения в процессе развитии рефлексивных умений обучающихся (индивидуальные и групповые, онлайн и офлайн), а также методов и приемов, обеспечивающих вариативность обучения.
2. Подбор цифровых средств и инструментов обучения - значимый элемент в процессе развития рефлексивных умений обучающихся: облачные технологии, виртуальные доски, онлайн-презентации, интерактивные блоги и платформы, форумы и обсуждения.
3. Комплекс упражнений, заданий, авторских разработок на развитие рефлексивных умений обучающихся включает различные упражнения и задания для выполнения самостоятельной и индивидуальной работы.
Использование разнообразных методов и приемов обучения преподавателем на занятии с подбором цифровой образовательной среды ведёт к глубокому пониманию материала, развитию саморефлексии, саморегуляции, самоанализа, критического мышления у обучающихся.
Важно помнить, что развитие рефлексивных умений обучающихся требует постоянной практики и самостоятельной работы со своим внутренним миром. Поэтому преподавателю важно создавать условия для регулярной самооценки и анализа, а также поддерживать и мотивировать обучающегося в процессе достижения его целей.
Следующий блок - технологический блок состоит из этапов формирования рефлексивной деятельности, в котором раскрываются формы, методы и средства реализации развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Формирование рефлексивных умений обучающихся в учебном процессе - это комплексный и многоступенчатый процесс, который состоит из нескольких компонентов и этапов. Выделим ключевые составляющие и этапы формирования рефлексивной деятельности обучающегося (Рис.2, Рис.3).
Рис. 2. Компоненты формирования рефлексивной деятельности обучающегося (составлено автором)
![]() |
Рис. 3. Этапы формирования рефлексивной деятельности обучающегося (составлено автором)
1. На первом этапе формирования рефлексивной деятельности в процессе самонаблюдения происходит осознание проблемы самим обучающимся, понимание им необходимости рефлексии, что побуждает обучающегося перейти к следующему этапу - анализу.
2. На втором этапе формирования рефлексивной деятельности с помощью внедрения рефлексивных методик преподаватель использует специальные методы, которые помогают решать разнообразные задачи, анализируют кейсы и ситуации, а также выполняют творческие задания. Обучающийся просматривает свои решения, сталкивается с ошибками, анализирует их. В процессе анализа на данном этапе задействованы компоненты самонаблюдения и самоанализа.
3. В результате регулярного использования рефлексивных техник и постоянного поддерживания рефлексивной активности обучающихся преподавателем на занятии у них вырабатывается определённая работа с самоанализом и самооценкой.
4. Коррекция знаний является важным этапом в развитии рефлексивных умений обучающихся. Корректирующая работа помогает обучающемуся выявить трудности и понять причины их возникновения, что помогает студенту саморазвиваться и формировать критическое мышление.
5. На основе анализа своих успехов и неудач обучающийся разрабатывает план по улучшению своих навыков и знаний, ставя цели, выбирая методы и способы преодоления трудностей. Это помогает ему развивать самоконтроль, закреплять пройденный материал, стремиться к дальнейшему развитию своего потенциала и дальнейшему росту.
Развитие рефлексивных умений обучающихся в образовательном процессе является важной задачей для формирования критического мышления, осознанного отношения к учёбе и саморазвития. Для развития рефлексивных умений обучающихся преподаватель использует на своих занятиях различные формы, методы и средства обучения.
Формы развития рефлексивных умений обучающихся:
1. Индивидуальная форма в процессе обучения направлена на развитие рефлексивных умений и предполагает использование различных методик и техники работы - индивидуальные беседы; задания и упражнения, ориентированные на развитие рефлексии и самоанализа.
2. Групповая форма обучения обеспечивает взаимодействие между обучающимися. Студенты могут учиться друг у друга и делиться своим опытом и знаниями. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Кроме того, работа в группе позволяет студентам научиться эффективно общаться, решать конфликты и сотрудничать с другими людьми.
3. Онлайн-форма обучения для развития рефлексивных умений обучающихся предполагает использование различных цифровых инструментов и платформ. На онлайн-платформах можно найти образовательные программы, которые включают в себя курсы, вебинары и задания, способствующие активному и глубокому осмыслению учебного материала [4, с. 265].
Комбинирование преподавателем на занятии онлайн- и офлайн-форматов обучения открывает возможности для самостоятельной работы студентов, анализа, формирования критического мышления в цифровом пространстве, а также поддерживает мотивацию обучающихся.
Методы обучения рефлексивным умениям обучающихся:
1. Методы обучения рефлексивным умениям обучающихся, относящиеся к обсуждению, включают те подходы, которые предполагают активное взаимодействие «обучающийся – преподаватель» и «обучающийся – обучающийся», обмен мнениями между ними, анализ и оценку различных точек зрения. К таким методам обучения можно отнести групповое взаимодействие и диалоговый метод.
2. Методы обучения рефлексивным умениям, направленные на развитие самоанализа и самооценки, способствуют формированию у обучающихся способности осознанно анализировать собственные действия, эмоции, мыслительные процессы и результаты деятельности. Эти методы помогают студентам видеть свои достижения, лучше понимать проблемы, корректировать свои действия и стремиться к самосовершенствованию: метод «Зеркало», проблемно ориентированный метод, разбор ошибок, ретроспективный анализ.
3. К активным методам обучения можно отнести кейс-методы, интерактивные лекции, проектную деятельность, рефлексивные вопросы [5, с. 253].
Важное значение имеет выбор преподавателем необходимых инструментов и средств развития рефлексивных умений обучающихся, которые могут значительно облегчить процесс обучения и повысить эффективность усвоения материала. Использование цифровой образовательной среды позволяет создать динамичную и интересную образовательную среду для развития рефлексивных умений обучающихся [6, с. 3].
Разнообразие информационных технологий предоставляет широкие возможности для вовлечения обучающихся в рефлексивную деятельность на занятии, включая использование облачных сервисов Google, «Яндекс.Диска», «Mail.ru Облака», конструктора LearningApps, сервиса опросов Survio, образовательного ресурса Online Test Pad, приложения «Онлайн-секундомер», игровых платформ Kahoot!, интерактивных досок Padlet и системы управления обучением Moodle [7, с. 129].
К оценочному блоку структурно-содержательной модели развития рефлексивных умений обучающихся отнесены критерии оценки, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений обучающихся в учебном процессе.
В результате анализа научной литературы были выделены следующие критерии оценки и показатели сформированности рефлексивных умений обучающихся:
самоанализ - способность студентов анализировать свои учебные стратегии, методы и подходы к обучению;
самооценка - умение оценивать свои достижения и определять области для дальнейшего развития;
самокритичность - способность критически оценивать свои действия и принимать конструктивную обратную связь;
критическое мышление - это умение и склонность объективно анализировать информацию, доводы и разные мнения;
саморегуляция - способность к корректировке своих учебных действий и стратегий в ответ на изменяющиеся условия и требования;
саморазвитие - желание учиться и развиваться, признание необходимости изменений [8, с. 54].
Каждый из критериев выражает высший уровень развития рефлексивных умений обучающихся. С его помощью можно выделить пять уровней сформированности рефлексивных умений обучающихся.
Начальный - очень низкий уровень. На данном этапе обучающийся еще не до конца осознает суть рефлексии и связанной с ней деятельности; он способен лишь описывать свои действия и их причины.
Репродуктивный - низкий уровень. Обучающийся понимает последствия своих действий.
Базовый - ограниченный уровень. Обучающийся начинает понимать рефлексию как средство самопознания, самоконтроля и регулирования своего эмоционального состояния. Он может анализировать и обосновывать свои поступки, принимая во внимание разные взгляды, а также осознавать возможные последствия своих действий в будущем.
Продуктивный - высокий уровень. Обучающийся критически оценивает свои действия и их соответствие личным и общественным ценностям.
Креативный - наивысший уровень. Данный уровень характеризуется осознанием рефлексии как механизма самопознания, самоконтроля, критического мышления, эмоциональным состоянием, владением саморегуляции. Обучающийся может предсказывать возможные последствия своих действий и принимать их во внимание при принятии решений.
Описанная структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования рассматривается как действенный инструмент подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования может быть использована преподавателями любой дисциплины.
Выводы. В статье была представлена структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования с реализацией в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков: методологического, технологического и оценочного.
Развитие рефлексивных умений обучающихся требует систематического и последовательного методического подхода, представляя собой комплексную систему обучения. Рефлексивные умения позволяют студентам анализировать свой опыт и учиться на ошибках, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Благодаря умению самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать свой прогресс, студенты развивают навыки самоорганизации и самодисциплины, что является важным качеством в современном мире.
Заключение. Рефлексивные умения играют ключевую роль в формировании успешной и эффективной личности. Использование онлайн-платформ, образовательных приложений и интерактивных учебных ресурсов позволяет создать динамичную и интересную цифровую образовательную среду.
Благодаря цифровой информационной среде преподаватель может вовлечь обучающегося в рефлексивную деятельность на занятии, тем самым давая возможность обучающемуся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, вносить корректировку, ставить перед собой новые задачи и находить пути их решения.
Постоянная и регулярная работа преподавателя по развитию данных действий приводит к повышению уровня владения учебным материалом и развитию рефлексивных умений обучающихся.
Библиографическая ссылка
Куликова А.В. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34030 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34030