Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Куликова А.В. 1
1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж № 34»
Цель исследования - разработать и описать структурно-содержательную модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования с реализацией в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды. Развитие рефлексивных умений у обучающихся учреждений среднего профессионального образования является одной из ключевых задач современного образования. Способность анализировать собственные действия, мысли, управлять своими эмоциями является неотъемлемой частью каждого обучающегося. Рефлексия позволяет студентам не только увидеть свои сильные и слабые места, но и помогает найти правильный вектор дальнейшего развития, что в свою очередь является большим вкладом в перспективное будущее. Поэтому важно построить эффективную модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования, которая будет интегрировать в себя различные подходы и методы, направленные на развитие критического мышления, навыков саморегуляции и умения работать в команде. Цифровая образовательная среда становится основной площадкой для реализации построенной модели развития рефлексивных умений студентов. Благодаря инструментам цифровой образовательной среды предоставляются новые возможности восприятия информации и взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Развитие рефлексивных умений требует постоянной практики и самостоятельной работы со своим внутренним миром. Поэтому преподавателю важно мотивировать и поддерживать обучающегося в процессе достижения его целей, обеспечив условия для регулярной самооценки и самоанализа.
модель
рефлексия
рефлексивные умения обучающихся
рефлексивная деятельность
цифровая образовательная среда
среднее профессиональное образование
1. Куликова А.В. Развитие рефлексивных умений у студентов СПО в условиях цифровой трансформации образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83 (3). С. 350-353.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов и фразеологических выражений: 12+ / под редакцией Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: АСТ, Lingua: Мир и Образование, 2024. 735 с.
3. Яворская А.М. Развитие рефлексивного мышления школьников в процессе решения геометрических задач // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2024. Вып. 83. Ч. 4. С. 256–259.
4. Мунгиева Н.З., Чупанов А.Х. Особенности организации педагогического процесса в условиях цифровизации образовательной среды вуза // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 264-266. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-264-266.
5. Куликова А.В. Критерии и показатели сформированности рефлексивных умений обучающихся СПО в условиях цифровизации образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: сборник материалов VIII Международной научной конференции (Красноярск, 24–27 сентября 2024 года). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. С.251-256. EDN: JKAHPF.
6. Голубева Н.М. Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14667 (дата обращения: 09.04.2025).
7. Грушевская В.Ю., Грибан О.Н. Использование онлайн-сервисов при подготовке мультимедийных учебных материалов в учебном процессе // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 128-133.
8. Галустян О.В., Еланская Н.В., Лю С. Понятие рефлексивно-оценочной деятельности в психолого-педагогической литературе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3(296). С. 53-56. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_53.

Введение. Среди личностных качеств - ответственность, мотивация, коммуникативные навыки, адаптивность, эмпатия, устойчивость к стрессу, саморегуляция, которые имеют важное значение для студентов среднего профессионального образования, выделяют еще и рефлексивные умения обучающихся. Именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное развитие критического мышления, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся [1, с. 350]. Одним из ключевых методов обучения рефлексивным умениям обучающихся является использование на занятиях различных интерактивных заданий, которые могут значительно ускорить процесс обучения и повысить эффективность усвоения материала. Использование онлайн-платформ, образовательных приложений и интерактивных учебных ресурсов позволяет создать динамичную и интересную цифровую образовательную среду.

Сочетание разных методов и приемов обучения с подбором подходящих IT-технологий ведёт к глубокому пониманию материала, саморазвитию, саморегуляции и самоанализу обучающихся.

Для эффективной организации развития рефлексивных умений обучающихся преподавателю необходимо на протяжении всего образовательного процесса отслеживать прогресс в развитии этих умений и при необходимости вносить коррективы в методику обучения. Поэтому разработка модели развития рефлексивных умений обучающихся и её практическая реализация является целесообразной, так как рефлексивная деятельность способствует формированию и развитию универсальных навыков у обучающихся.

Цель исследования. Разработать и описать структурно-содержательную модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования с реализацией в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды.

Материал и методы исследования. Модель (от лат. modulus – мера, аналог, образец) – это представление информации об исследуемом объекте, в уменьшенном виде или как создание идеального описания объекта исследования [2, с. 9].

Модели помогают визуально представить объекты и процессы, недоступные для очевидного восприятия [3].

Моделирование - это метод исследования, который дает возможность сочетать эксперимент и научные обобщения с соблюдением логических связей. Описанная ниже структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся была реализована при изучении студентами 1 и 2 курсов дисциплины «Информатика» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологический колледж № 34» (ГБПОУ «ТК № 34»), в эксперименте участвовало 5 преподавателей и 240 студентов.

При построении модели развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования были учтены следующие правила: точность, согласованность, применимость, проверяемость и простота. Предлагаемая модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования отвечает требованиям, предъявляемым к структурно-содержательным моделям, отражает структуру процесса формирования рефлексивных умений обучающихся, описывает содержание компонентов структуры, их отношения и взаимосвязь.

Результаты исследования и их обсуждение. Методологической основой процесса формирования рефлексивных умений студентов среднего профессионального образования является системно-деятельностный подход. Теоретические основы представлены теорией компетентностного и проблемно ориентированного подхода, особенностью модели является цифровая образовательная среда, так как цифровизация образования влияет на изменения, происходящие в учебном процессе среднего профессионального образования при выборе методов и средств обучения.

Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений студентов состоит из трех взаимосвязанных блоков: методологический, технологический и оценочный (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся (составлено автором)

К первому методологическому блоку структурно-содержательной модели относятся: цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия. Именно от педагогических условий и принципов обучения зависит успешность процесса формирования рефлексивных умений обучающихся.

При создании педагогических условий были соблюдены следующие принципы обучения:

  1. Принцип обучения «learning by teaching» - обучение через обучение.
  2. Принцип индивидуализации обучения.
  3. Принцип коммуникативности.
  4. Принцип интерактивности обучения.

Для развития рефлексивных умений необходимо создать обучающемуся педагогические условия обучения, которые будут способствовать их развитию и стимулировать формирование этих навыков. Данные условия призваны способствовать развитию у обучающихся навыков самооценки, самоанализа и критического мышления. Структурируем все педагогические условия развития рефлексивных умений обучающихся и условно разделим на три группы [1, с. 351].

I. Организационно-педагогические условия.

1. При построении учебного процесса необходимо учитывать индивидуально-личностное развитие обучающихся среднего профессионального образования в цифровой образовательной среде.

2. Применение интерактивных, коммуникативных, информационных технологий и цифровых инструментов способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса в формате диалога для достижения личностного роста обучающихся.

3. Развитие рефлексивных умений обучающихся происходит благодаря субъектно-деятельностному подходу, который позволяет студентам совершенствовать навыки самоконтроля, саморегуляции - умения управлять собственными мыслями, эмоциями, чувствами.

II. Психолого-педагогические условия.

1. Учет возрастных особенностей и психофизического развития обучающихся среднего профессионального образования с опорой на ведущий вид деятельности.

2. Формирование комфортной обстановки с использованием цифровых образовательных технологий оказывает влияние на эмоциональное состояние студентов среднего профессионального образования, что существенно способствует развитию их рефлексивных навыков.

III. Методические условия.

1. Выбор форм обучения в процессе развитии рефлексивных умений обучающихся (индивидуальные и групповые, онлайн и офлайн), а также методов и приемов, обеспечивающих вариативность обучения.

2. Подбор цифровых средств и инструментов обучения - значимый элемент в процессе развития рефлексивных умений обучающихся: облачные технологии, виртуальные доски, онлайн-презентации, интерактивные блоги и платформы, форумы и обсуждения.

3. Комплекс упражнений, заданий, авторских разработок на развитие рефлексивных умений обучающихся включает различные упражнения и задания для выполнения самостоятельной и индивидуальной работы.

Использование разнообразных методов и приемов обучения преподавателем на занятии с подбором цифровой образовательной среды ведёт к глубокому пониманию материала, развитию саморефлексии, саморегуляции, самоанализа, критического мышления у обучающихся.

Важно помнить, что развитие рефлексивных умений обучающихся требует постоянной практики и самостоятельной работы со своим внутренним миром. Поэтому преподавателю важно создавать условия для регулярной самооценки и анализа, а также поддерживать и мотивировать обучающегося в процессе достижения его целей.

Следующий блок - технологический блок состоит из этапов формирования рефлексивной деятельности, в котором раскрываются формы, методы и средства реализации развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Формирование рефлексивных умений обучающихся в учебном процессе - это комплексный и многоступенчатый процесс, который состоит из нескольких компонентов и этапов. Выделим ключевые составляющие и этапы формирования рефлексивной деятельности обучающегося (Рис.2, Рис.3).

Рис. 2. Компоненты формирования рефлексивной деятельности обучающегося (составлено автором)

 
 

Рис. 3. Этапы формирования рефлексивной деятельности обучающегося (составлено автором)

1. На первом этапе формирования рефлексивной деятельности в процессе самонаблюдения происходит осознание проблемы самим обучающимся, понимание им необходимости рефлексии, что побуждает обучающегося перейти к следующему этапу - анализу.

2. На втором этапе формирования рефлексивной деятельности с помощью внедрения рефлексивных методик преподаватель использует специальные методы, которые помогают решать разнообразные задачи, анализируют кейсы и ситуации, а также выполняют творческие задания. Обучающийся просматривает свои решения, сталкивается с ошибками, анализирует их. В процессе анализа на данном этапе задействованы компоненты самонаблюдения и самоанализа.

3. В результате регулярного использования рефлексивных техник и постоянного поддерживания рефлексивной активности обучающихся преподавателем на занятии у них вырабатывается определённая работа с самоанализом и самооценкой.

4. Коррекция знаний является важным этапом в развитии рефлексивных умений обучающихся. Корректирующая работа помогает обучающемуся выявить трудности и понять причины их возникновения, что помогает студенту саморазвиваться и формировать критическое мышление.

5. На основе анализа своих успехов и неудач обучающийся разрабатывает план по улучшению своих навыков и знаний, ставя цели, выбирая методы и способы преодоления трудностей. Это помогает ему развивать самоконтроль, закреплять пройденный материал, стремиться к дальнейшему развитию своего потенциала и дальнейшему росту.

Развитие рефлексивных умений обучающихся в образовательном процессе является важной задачей для формирования критического мышления, осознанного отношения к учёбе и саморазвития. Для развития рефлексивных умений обучающихся преподаватель использует на своих занятиях различные формы, методы и средства обучения.

Формы развития рефлексивных умений обучающихся:

1. Индивидуальная форма в процессе обучения направлена на развитие рефлексивных умений и предполагает использование различных методик и техники работы - индивидуальные беседы; задания и упражнения, ориентированные на развитие рефлексии и самоанализа.

2. Групповая форма обучения обеспечивает взаимодействие между обучающимися. Студенты могут учиться друг у друга и делиться своим опытом и знаниями. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Кроме того, работа в группе позволяет студентам научиться эффективно общаться, решать конфликты и сотрудничать с другими людьми.

3. Онлайн-форма обучения для развития рефлексивных умений обучающихся предполагает использование различных цифровых инструментов и платформ. На онлайн-платформах можно найти образовательные программы, которые включают в себя курсы, вебинары и задания, способствующие активному и глубокому осмыслению учебного материала [4, с. 265].

Комбинирование преподавателем на занятии онлайн- и офлайн-форматов обучения открывает возможности для самостоятельной работы студентов, анализа, формирования критического мышления в цифровом пространстве, а также поддерживает мотивацию обучающихся.

Методы обучения рефлексивным умениям обучающихся:

1. Методы обучения рефлексивным умениям обучающихся, относящиеся к обсуждению, включают те подходы, которые предполагают активное взаимодействие «обучающийся – преподаватель» и «обучающийся – обучающийся», обмен мнениями между ними, анализ и оценку различных точек зрения. К таким методам обучения можно отнести групповое взаимодействие и диалоговый метод.

2. Методы обучения рефлексивным умениям, направленные на развитие самоанализа и самооценки, способствуют формированию у обучающихся способности осознанно анализировать собственные действия, эмоции, мыслительные процессы и результаты деятельности. Эти методы помогают студентам видеть свои достижения, лучше понимать проблемы, корректировать свои действия и стремиться к самосовершенствованию: метод «Зеркало», проблемно ориентированный метод, разбор ошибок, ретроспективный анализ.

3. К активным методам обучения можно отнести кейс-методы, интерактивные лекции, проектную деятельность, рефлексивные вопросы [5, с. 253].

Важное значение имеет выбор преподавателем необходимых инструментов и средств развития рефлексивных умений обучающихся, которые могут значительно облегчить процесс обучения и повысить эффективность усвоения материала. Использование цифровой образовательной среды позволяет создать динамичную и интересную образовательную среду для развития рефлексивных умений обучающихся [6, с. 3].

Разнообразие информационных технологий предоставляет широкие возможности для вовлечения обучающихся в рефлексивную деятельность на занятии, включая использование облачных сервисов Google, «Яндекс.Диска», «Mail.ru Облака», конструктора LearningApps, сервиса опросов Survio, образовательного ресурса Online Test Pad, приложения «Онлайн-секундомер», игровых платформ Kahoot!, интерактивных досок Padlet и системы управления обучением Moodle [7, с. 129].

К оценочному блоку структурно-содержательной модели развития рефлексивных умений обучающихся отнесены критерии оценки, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений обучающихся в учебном процессе.

В результате анализа научной литературы были выделены следующие критерии оценки и показатели сформированности рефлексивных умений обучающихся:

самоанализ - способность студентов анализировать свои учебные стратегии, методы и подходы к обучению;

самооценка - умение оценивать свои достижения и определять области для дальнейшего развития;

самокритичность - способность критически оценивать свои действия и принимать конструктивную обратную связь;

критическое мышление - это умение и склонность объективно анализировать информацию, доводы и разные мнения;

саморегуляция - способность к корректировке своих учебных действий и стратегий в ответ на изменяющиеся условия и требования;

саморазвитие - желание учиться и развиваться, признание необходимости изменений [8, с. 54].

Каждый из критериев выражает высший уровень развития рефлексивных умений обучающихся. С его помощью можно выделить пять уровней сформированности рефлексивных умений обучающихся.

Начальный - очень низкий уровень. На данном этапе обучающийся еще не до конца осознает суть рефлексии и связанной с ней деятельности; он способен лишь описывать свои действия и их причины.

Репродуктивный - низкий уровень. Обучающийся понимает последствия своих действий.

Базовый - ограниченный уровень. Обучающийся начинает понимать рефлексию как средство самопознания, самоконтроля и регулирования своего эмоционального состояния. Он может анализировать и обосновывать свои поступки, принимая во внимание разные взгляды, а также осознавать возможные последствия своих действий в будущем.

Продуктивный - высокий уровень. Обучающийся критически оценивает свои действия и их соответствие личным и общественным ценностям.

Креативный - наивысший уровень. Данный уровень характеризуется осознанием рефлексии как механизма самопознания, самоконтроля, критического мышления, эмоциональным состоянием, владением саморегуляции. Обучающийся может предсказывать возможные последствия своих действий и принимать их во внимание при принятии решений.

Описанная структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования рассматривается как действенный инструмент подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования может быть использована преподавателями любой дисциплины.

Выводы. В статье была представлена структурно-содержательная модель развития рефлексивных умений обучающихся учреждений среднего профессионального образования с реализацией в образовательном процессе в условиях цифровой образовательной среды, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков: методологического, технологического и оценочного.

Развитие рефлексивных умений обучающихся требует систематического и последовательного методического подхода, представляя собой комплексную систему обучения. Рефлексивные умения позволяют студентам анализировать свой опыт и учиться на ошибках, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Благодаря умению самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать свой прогресс, студенты развивают навыки самоорганизации и самодисциплины, что является важным качеством в современном мире.

Заключение. Рефлексивные умения играют ключевую роль в формировании успешной и эффективной личности. Использование онлайн-платформ, образовательных приложений и интерактивных учебных ресурсов позволяет создать динамичную и интересную цифровую образовательную среду.

Благодаря цифровой информационной среде преподаватель может вовлечь обучающегося в рефлексивную деятельность на занятии, тем самым давая возможность обучающемуся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, вносить корректировку, ставить перед собой новые задачи и находить пути их решения.

Постоянная и регулярная работа преподавателя по развитию данных действий приводит к повышению уровня владения учебным материалом и развитию рефлексивных умений обучающихся.

 

Библиографическая ссылка

Куликова А.В. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34030 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34030

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674