Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СЕВЕРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. АРХАНГЕЛЬСК)

Тарасова А.В. 1 Акатьева Л.Н. 1 Смертина Е.В. 1 Аникина Н.Ю. 1 Ярошенко Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет Минздрава России»
Одной из задач Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) является совершенствование профориентационной работы вуза. Цель исследования – продемонстрировать опыт профориентационной работы со школьниками на кафедре медицинской и биологической физики, показать, какие учебные занятия и мероприятия организуются в рамках реализуемых дисциплин кафедры, чтобы активизировать познавательную деятельность абитуриентов и стимулировать желание поступать в медицинский университет. Кафедра медицинской и биологической физики активно взаимодействует с Центром довузовского образования и профессиональной ориентации: преподаватели участвуют в Неделях открытых дверей университета, проводят экскурсии по кафедре, мастер-классы, мероприятия «Студент на один день», «Университетские субботы». Сотрудники кафедры проводят занятия со школьниками 10-го класса Эколого-биологического лицея по дисциплинам «Элементы математической статистики» и «Биофизика». Обучающиеся на кафедре знакомятся с электронной платформой Moodle, набор инструментов которой дополнен при помощи сервисов web 2.0. В процессе проведения занятий была отмечена позитивная реакция обучающихся на вовлечение их в моделирование медицинских исследований в рамках преподавания дисциплин кафедры. Школьники высоко оценили возможности обучения на платформе Moodle. Выпускники Эколого-биологического лицея стали студентами стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов. В дальнейшем планируется при проведении экскурсий, открытых уроков и мастер-классов использовать подачу презентационного материала по принципу «печа-куча». Преподавательский состав кафедры медицинской и биологической физики Северного государственного медицинского университета совершенствует свою деятельность, которая направлена на активизацию мотивации потенциального абитуриента выбрать специальность, поступить в Северный государственный медицинский университет, получить образование и стать специалистом в своей профессиональной сфере.
профориентационная работа
медицинский университет
биофизика
информационные технологии
мотивация
1. Бабаева Н.С., Сычева Е.В. Профориентационная работа в вузе как инструмент управления подготовкой будущих выпускников // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 1 (16). С. 98-104.
2. Зайцева С.А., Киселев В.С. Организация профориентационной работы вуза со школьниками // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28790 (дата обращения: 19.03.2025).
3. Есауленко И.Э., Либина И.И., Бережнова Т.А., Натарова Е.С. Современный подход к организации профориентационной работы в Предуниверсарии Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко // Национальное здравоохранение. 2023. № 4 (3) С. 42-48.
4. Стручкова И.В., Петрова М.Б., Харитонова Е.А., Павлова Н.В., Костюк Н.В., Исакова Н.В., Курбатова Л.А. Оптимизация организации профориентационной деятельности в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29713 (дата обращения: 12.03.2025).
DOI: 10.17513/spno.29713.
5. Тарасов С.В., Спасская Е.Б. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 10. С. 45-75. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-45-75.
6. Овсиенко Л.В., Зимина И.В. Модель профориентационной работы вуза в контексте непрерывного образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 134-143. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-134-143.
7. Банзаракцаев Б.Ц., Дагбаева Н.Ж., Фомицкая Г.Н. Инновационные формы субъектного выбора школьниками будущей образовательной траектории // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18. № 2. С. 6-15.
8. Литвинова Т.М., Козарь М.В., Евграфов А.А., Бондарь А.А. Организация профильных медико-биологических классов Сеченовского университета в общеобразовательных организациях // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 10 (2). С. 26-30.
9. Тарасова А.В., Малыгина О.Г., Шестакова М.В., Малыгин А.А. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на кафедре медицинской и биологической физики СГМУ (г. Архангельск) // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33231 (дата обращения: 19.01.2025). DOI: 10.17513/spno.33231.
10. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза // Высшее образование в России. 2020. Т.29. №1. С.125-134. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134.
11. Проценко Е.Г. Применение формата «печа-куча» при организации практических занятий в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 4. С. 60–65. DOI: 10.12287/2542-0445-2021-27-4-60-65.

Введение

В современном образовательном процессе профориентация определяется как целенаправленная комплексная разноаспектная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору различных профессий и разного уровня квалификаций в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах. Также профориентация рассматривается как система социально-педагогических мер, направленных на подготовку молодежи к сознательному выбору профессии [1, 2, 3].

Готовность выпускников школы к осознанному выбору профессии, заинтересованность абитуриентов выбранным вузом, направлением подготовки являются важными факторами, от которых зависят как успешность обучения студентов в вузе, так и их дальнейшее трудоустройство в соответствии с полученной профессией [2, 4, 5]. Отмечается недостаточная информированность выпускников школы об особенностях выбранной профессии, что часто приводит к выбору выпускником не направления подготовки, а предпочитаемого учебного заведения [2]. Поэтому организация профориентационной работы с будущими абитуриентами является одним из актуальных направлений деятельности любого вуза [6].

Многие авторы делят методы профориентационной работы на активные и пассивные [1, 2]. К пассивным методам относятся организация Дней открытых дверей, распространение печатной продукции о специальностях, направлениях подготовки и профилях вуза, размещение актуальной информации для абитуриентов на сайте вуза, выступление преподавателей вуза в средствах массовой информации, оформление информационных стендов по специальностям и направлениям подготовки, организация виртуальных музеев и лабораторий, создание администрируемой студентами группы в социальных сетях.

К активным методам профориентационной деятельности вуза относятся: участие школьников в вузовской жизни (конкурсах, научных конференциях), организация для школьников дополнительного образования по дисциплинам, которые они будут изучать в дальнейшем в вузе, проведение студентами и преподавателями вуза школьных мероприятий (таких как студенческая практика, школьные научные мероприятия, мастер-классы). Целями данных мероприятий являются вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность, привлечение внимания целевой аудитории к определенным направлениям подготовки вуза [1, 2, 7].

В настоящее время одной из задач Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) является совершенствование профориентационной работы вуза. В университете уже более 30 лет эффективно действует и совершенствуется Центр довузовского образования и профессиональной ориентации, которым разработана и организована целая система различных профориентационных школ, мероприятий и направлений. Центр активно взаимодействует с различными структурными подразделениями, кафедрами университета. Такое взаимодействие определяет вклад в успешность работы Центра, целью которого является создание мотивации для юношей и девушек, решивших связать свой жизненный путь с медициной и фармацией, поступать в Северный государственный медицинский университет. Кафедра медицинской и биологической физики также активно вовлечена в процесс профориентационной работы вуза.

На кафедре медицинской и биологической физики преподаются фундаментальные дисциплины: «Основы высшей математики», «Физика», «Биофизика», а также «Информатика», «Медицинская информатика» и «Основы биоинформатики». На кафедре осуществляется обучение студентов всех факультетов и специальностей медицинского университета из перечня указанных дисциплин в зависимости от учебного плана специальности.

Цель исследования – продемонстрировать опыт профориентационной работы со школьниками – потенциальными абитуриентами на кафедре медицинской и биологической физики Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), а именно: показать, какие учебные занятия и мероприятия организуются в рамках реализуемых дисциплин кафедры, чтобы активизировать познавательную деятельность абитуриентов и стимулировать желание поступать в медицинский университет, дать направляющий вектор обучения современному школьнику.

Материалы и методы исследования

Сотрудники кафедры медицинской и биологической физики активно участвуют в Неделях открытых дверей Северного государственного медицинского университета, которые проводятся Центром довузовского образования и профориентации в сентябре и марте учебного года. Кроме этого, проводятся индивидуальные экскурсии по кафедре для школьников удаленных районов Архангельской области, например Лешуконского и Холмогорского районов.

В рамках этих мероприятий проводятся экскурсии со школьниками и их родителями по кафедрам университета, в том числе и кафедре медицинской и биологической физики. Преподавателям в течение небольшого промежутка времени необходимо презентовать кафедру, информировать о преподаваемых дисциплинах и мотивировать потенциальных абитуриентов поступать в Северный государственный медицинский университет. Чтобы активизировать интерес, демонстрируется медицинское оборудование, на котором проводятся лабораторные работы по физике и биофизике (аппараты для измерения артериального давления, электрокардиограф, аудиометр и др.), характеризуется организм человека с точки зрения физики и приводятся примеры физических методов, применяемых в терапии и диагностике (таких как ультразвук, рентгеновское излучение, томография и др.). Приводятся примеры применений физических знаний в практике врача-терапевта и других специалистов, педиатра и стоматолога. Например, стоматологические (элеваторы, щипцы, кюреты) и хирургические инструменты применяются в медицине по принципу рычага. Рычаг – это механизм, имеющий точку приложения, действующие силы и функционирует по «золотому правилу механики». Также рентгенологические исследования активно применяются в терапии, для диагностики и выработки тактики лечения в различных клинических ситуациях в практике врачей различных медицинских направлений, то школьники знакомятся с физической сущностью рентгеновского излучения и возможностью его использования в медицине.

В рамках Недели открытых дверей в 2024 году преподавателями кафедры был проведен мастер-класс по теме «Разработка модели электронной медицинской карты пациента». На мастер-классе школьники спроектировали модель электронной медицинской карты пациента и создали с использованием системы управления базами данных Access базу данных по разработанной инфологической модели. Так школьники познакомились с одним из профессиональных навыков медицинских работников – навыком работы с медицинскими информационными системами. Кроме того, мастер-класс позволяет решить еще одну очень актуальную для современного общества задачу – вовлечение школьников в сферу информационных технологий, так как участники получили практические навыки не только пользователей информационной системы, но и разработчиков программного продукта.

Начиная с 2022/2023 учебного года преподаватели кафедры медицинской и биологической физики преподают дисциплины «Элементы математической статистики» (1-й семестр, в объеме 36 часов) и «Биофизика» (2-й семестр, в объеме 36 часов) обучающимся профильного медико-биологического класса среди школьников 10-го класса Эколого-биологического лицея имени академика Н.П. Лаверова, организованного Центром довузовского образования и профориентации медицинского университета [8].

На занятиях дисциплины «Элементы математической статистики» будущие студенты знакомятся с методами статистического анализа. Рассматривая реальные физические эксперименты, они анализируют, как расчеты помогают доказательной медицине проводить научные исследования. Обучающиеся, выступая в роли экспериментатора или исследователя, проходят все этапы – от сбора данных до конечного результата. Такая роль всегда полезна для развития кругозора и приобретения новых навыков, которые впоследствии смогут замотивировать их на дальнейшее изучение новых тем, предметов, дисциплин.

Например, школьники проводили статистическую обработку эмпирических данных на примере результатов измерения пульса – одного из физиологических параметров человека. На этапе сбора экспериментальных данных все обучающиеся измерили свой пульс. Статистическая обработка данных включала построение интервального ряда, расчет показателей описательной статистики, проверку статистической гипотезы о нормальности распределения. Затем эксперимент был расширен, проведена проверка статистической гипотезы о влиянии физической нагрузки на пульс. Для проведения статистического анализа применяли программу Microsoft Excel. Таким образом, на занятиях по дисциплине «Элементы математической статистики» школьники познакомились с элементами прикладной статистики, а именно с практическим применением некоторых методов математической статистики для анализа экспериментальных данных из области медицины.

На дисциплине «Биофизика» обучающиеся знакомятся с основами биомеханики кровообращения и опорно-двигательного аппарата человека, с механическими и электрическими свойствами биологических тканей, с медико-биологическим и фармацевтическим применением оптических свойств света, с элементами биофизики слуха и зрения человека. У школьников есть возможность прямо на занятии выполнить лабораторную работу непосредственно с медицинскими приборами: измерить артериальное давление по методу Короткова, зарегистрировать электрокардиограмму в основных отведениях, определить остроту слуха на аудиометре, познакомиться с периметром для исследования периферического зрения человека и анамалоскопом, провести исследование с микроскопом по определению толщины человеческого волоса, рефрактометром и поляриметром по определению концентрации неизвестного вещества. Таким образом, в рамках данной дисциплины демонстрируется примеры внедрений физической науки в медицинскую практику.

Существующие реалии высшего образования ставят перед современным поколением сложные задачи, которые требуют знаний и навыков во многих областях научного и практического мастерства обучающихся. Быстро меняющиеся информационно-коммуникативные технологии требуют от специалистов умения применять полученные навыки в своей деятельности, чтобы стать востребованными в профессии и обществе в целом. Повсеместный процесс цифровизации, который на данный момент проходит во всех областях нашего общества, в том числе и в образовании, стимулирует вузы знакомить будущих абитуриентов с этими технологиями [9]. Например, школьники на кафедре медицинской и биологической физики знакомятся с платформой LMS Moodle, являющейся основной платформой электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в Северном государственном медицинском университете. Кроме основного набора инструментов платформы, структура электронного курса дополнена дидактическим материалом при помощи сервисов web 2.0: https://learningapps.org (разработка игр и тренажеров), https://www.mindmeister.com/ru и https://coggle.it (формирование интеллектуальных карт), https://view.genial.ly (разработка викторин и квизов), а также возможностями системы дистанционного обучения и конструктора курсов iSpringSuite10.

Кроме этого, на кафедре в режиме онлайн активно используются опросы при помощи интерактивных сервисов. Интерактивные опросы состоят из 5–6 вопросов и применяются в середине или в конце занятия, служат для обратной связи, переключения восприятия материала от пассивного к активному, проверки внимания и отношения к изучаемой теме. В настоящее время используются платформы: https://diaclass.ru/ и https://quizizz.com/. При этом обучающиеся при помощи мобильных телефонов применяют QR-код данной викторины или вводят предлагаемый код. На доске в аудитории проецируются результаты опроса. Отметим, что как элемент геймификации опрос приобретает и соревновательный характер. В результате можно определить группу ребят, быстро и правильно отвечающих на вопросы [9].

Центром довузовского образования и профориентации университета проводится профориентационное мероприятие «Студент на один день», когда школьники могут стать участником образовательного процесса в вузе и посетить вместе со студентами лекции, лабораторные или практические занятия по выбранным дисциплинам. Так, школьники 11-го класса г. Архангельска посещали лекцию и лабораторное занятие вместе со студентами 3-го курса специальности «Медицинская биохимия» по дисциплине «Общая и медицинская биофизика». Тема лекции – «Свойства света и их медико-биологические применения», а тема лабораторной работы – «Определение размеров малых объектов при помощи микроскопа», на которой школьники познакомились с одним из важных оптических методов, применяемых в медицине, – микроскопией, имеющей большое значение для выпускника данной специальности в области профессиональной деятельности: в клинической лабораторной диагностике и медико-биохимических исследованиях.

Кроме этого, кафедра участвует в проекте Центра довузовского образования и профориентации «Университетские субботы». Это открытые лекции преподавателей университета, посвященные интересным вопросам медицины, истории и естествознания. Таким образом, в рамках преподаваемых дисциплин кафедры были проведены лекции «Глаз человека с точки зрения физики» (2015–2016), «Элементы биофизики движения» (2016–2017), «Ученые-физики – медицине» (2017–2018), «Искусственный интеллект в медицине» (2018–2019), «Информационные технологии в медицине» (2023–2024). На данном мероприятии, которое проводится в гибридном формате (очно и дистанционно), у школьников и их родителей есть возможность познакомиться с преподавателями вуза и задать им вопросы.

Также на кафедре в 2023 году проводились открытые уроки, организованные Центром профориентации совместно с Центром «Созвездие» по темам: «Организм человека с точки зрения физики» и «Космическая медицина», на которых школьники познакомились с физическими, инженерными, биологическими, медицинскими и другими научными исследованиями, целью которых является обеспечение безопасности и оптимальных условий существования человека при пилотируемом космическом полете или в открытом космосе, а также об интересных фактах о невесомости.

Результаты исследования и их обсуждение

Следует отметить, что в процессе проведения занятий были отмечены позитивная реакция обучающихся на вовлечение их в моделирование медицинских исследований в рамках преподавания дисциплин кафедры, а также большой интерес к занятиям конкретными случаями и самостоятельному получению результата [10].

При опросе школьников 10-го класса Эколого-биологического лицея имени академика Н.П. Лаверова на вопрос об удовлетворенности качеством преподавания дисциплин «Биофизика» и «Элементы математической статистики» от 95 до 100% обучающихся ответили положительно. В конце изучения этих дисциплин было проведено анонимное электронное анкетирование на платформе Moodle, по результатам которого 80% обучающихся определились в желании поступать в медицинский университет. Заметим, что 22 человека из 29 обучающихся в 10-м классе Эколого-биологического лицея в 2022/2023 учебном году стали студентами Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов.

Также 98% школьников высоко оценили возможности обучения на платформе Moodle. Можно сделать вывод, что формирование учебного контента в привлекательном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий повышает заинтересованность в изучении дисциплин.

При обсуждении результатов проведенной профориентационной работы на кафедре медицинской и биологической физики Северного государственного медицинского университета было предложено в дальнейшем при проведении экскурсий, открытых уроков и мастер-классов использовать подачу презентационного материала по принципу «печа-куча» (в переводе с японского «болтовня»). Это доклады-презентации в неформальном формате, состоят из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, затем происходит автоматическая смена на следующий. Продолжительность доклада в итоге ограничена 6 минутами 40 секундами. При такой подаче текст на слайдах практически отсутствует, а иллюстрации к презентации подбираются тщательнее, воспринимаемая информация на слайдах стимулирует эмоциональное восприятие, пробуждает ассоциации, привлекает внимание к освещаемому материалу[11].

Заключение

В настоящее время преподавательский состав кафедры медицинской и биологической физики Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) продолжает активно сотрудничать с Центром довузовского образования и профессиональной ориентации и совершенствует свою деятельность. Разрабатываются новые лекции для мероприятия «Университетская суббота», открытые уроки, мастер-классы, проводятся экскурсии, модернизируются курсы для школьников «Элементы математической статистики» и «Биофизика». Вся профориентационная деятельность кафедры направлена на активизацию мотивации потенциального абитуриента выбрать специальность, поступить в Северный государственный медицинский университет, получить образование и стать специалистом в своей профессиональной сфере.


Библиографическая ссылка

Тарасова А.В., Акатьева Л.Н., Смертина Е.В., Аникина Н.Ю., Ярошенко Ю.А. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СЕВЕРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. АРХАНГЕЛЬСК) // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34011 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34011

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674