Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Верлан Н.В. 1 Кочкина Е.О. 1 Коновалова А.А. 1, 2 Ковтонюк П.А. 1, 3 Катаманова Е.В. 1, 4 Бессонова Л.О. 1, 2
1 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ОГБУЗ «Клинический госпиталь ветеранов войн» г. Иркутска
3 ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника»
4 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
В статье рассматривается опыт внедрения подходов и методов реализации вопросов социализации при дистанционном обучении в медицинской практике. Проводился анализ образовательных траекторий на основе анкетирования специалистов. Использованы педагогические критерии для оценки личностного аспекта социализации. По итогам анкетирования 96 специалистов (84,3%) оценили свои итоговые результаты усвоения как удовлетворительные, из них 73,0% оценили свои навыки как требующие доработки и дополнительного, более детального изучения. 50,0% считают, что сценарии ситуационных задач полностью соответствовали реальной обстановке. Главной проблемой, влияющей на итоговый проверочный результат, большинство анкетируемых посчитали недостаток времени. По мнению 44,9% респондентов, наиболее необходимым компонентом для совершенствования применяемых методик является оснащение их системой аудио- и видеовизуализации, что позволило бы повысить реалистичность заданий. Были отмечены положительная динамика в оценке формирования навыков сотрудничества с другими для разрешения конфликтов; осознание потребностей участников процесса для поддержания необходимых взаимоотношений; способность четко и ясно выражать свои мысли, что помогает достижению поставленных целей. Таким образом, современные образовательные программы с использованием методов дистанционного обучения (ДО) позволяют повысить уровень образовательного потенциала и расширить спектр решения проблем образования, организовать процесс обучения наиболее эффективным образом, предоставить возможности получения навыков не только профессионального характера, но и решения индивидуальных вопросов по установкам социализации.
социализация
профессиональное обучение
успешный специалист
учебные технологии
1. Смолянкин Н.Н., Быков А.А., Киселева О.М. Проблемы, возникающие при переходе вузов на дистанционное обучение // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. URL: https://science education.ru/ru/article/view?id=31099 (дата обращения: 06.04.2025). DOI: 10.17513/spno.31099.
2. Авраменко Е.А., Семенов А.Ю. Есть ли место дистанционным технологиям в обучении на клинической кафедре? // (Электронный ресурс). 2020. № 3. DOI: 10.46594/2687-0037_2020_3_1201. URL: https://rosomed.ru/theses/746 (дата обращения: 06.04.2025).
3. Новиков С.Г. Онлайн-образование: осторожный оптимизм на фоне вялотекущего процесса: мнение С.Г. Новикова //Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 3132-3134. DOI: 10.15372/PEMW20170404.
4. Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. МПГУ. 2020. № 3. С. 100-114. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-3-100-114.
5. Антонов Н.В., Бражник Е.И., Гибадуллина Ю.М., Гречушкина Н.В., Даутова О.Б., Ибрагимова Л.А., Иванова О.А., Игнатьева Е.Ю., Кандаурова А.В., Косицына Ж.Б., Кривых С.В., Лапина Е.В., Мартишина Н.В., Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г., Ройтблат О.В., Скобелева И.Е., Смирнова С.В., Суртаева Н.Н., Сухова Е.И., Черкасова И.И., Шалашова М.М., Шилова О.Н., Яркова Т.А. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 1 (46). С. 1-192. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012715521 (дата обращения: 06.04.2025).
6. Горбачева С.М., Алферова М.А., Ногин А.П. Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов // Педагогический ИМИДЖ. 2024. № 3. С. 364–380 DOI: 10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380.
7. Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. Сетевая организация непрерывной профессионализации педагогов на основе системы межрегионального дополнительного образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2024. Т. 13. № 3. С. 60-67. DOI: 10.12737/2306-1731-2024-13-3-60-67.
8. Zharkynbekova Sh.K., Abaidilda A.E. The new challenges of Kazakhstan's educations system: distance learning and the student environment // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2023. Т. 16. № 1. С. 133-150. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/149745?ysclid=m8ec5gq395872912000 (дата обращения: 06.04.2025).
9. Goncharova A.V., Legochkina E.N., Savochkina I.V., Bulgakova S.A.
Distance learning: from an online lesson to a digital preparatory faculty // Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. Т. 8. № 2. С. 72-83. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-7.
10. Darginavičienė I., Šliogerienė J. Remote learning versus traditional learning: Attitudes of university students // RUDN Journal of Philosophy. 2022. Т. 26. № 1. С. 194-210. DOI: 10.22363/2313-2302-2022-26-1-194-210.
11. Rahmonova G.S. Distance and online learning in the system of ptofessional development // Education and innovative research. 2021. № 4. С. 174-178. DOI: 10.53885/edinres.2021.18.75.024.
12. Дайнеко Н.А. Дистанционное обучение – обучение будущего //
Профессиональное образование. 2015. № 4 (22). С. 17-22. URL: https://moodle.ask-bru.by/pluginfile.php/3568/mod_resource/ (дата обращения: 06.04.2025).
13. Mukhametzhanova A.O. Distance learning with COVID-19
// Bulletin of the Karaganda university. Pedagogy series. 2022. № 3 (107). С. 97-103. DOI: 10.31489/2022ped3/96-102.
14. Рысалиева Б.А., Калманбетова Б.К. Дистанционное обучение, онлайн – обучение – актуальные методы современности // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. 2021. № 3 (52). С. 173-175. DOI: 10.33514/1694-7851-2023-2-383-388.
15. Adilova Z.Zh. Distance learning: advantages and disadvantages //
Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 2 (78). С. 27-29. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/90591 (дата обращения: 06.04.2025).

Введение. В основе современного медицинского образования в нашей стране лежит принцип постепенного перехода от общего к частному, от изучения болезни – к работе с пациентом. Специалист сначала осваивает фундаментальные дисциплины, а затем, применяя эти знания к клиническим проявлениям конкретных заболеваний, развивает навыки интерпретации диагностических данных, постановки диагноза и назначения терапии [1].

Такой подход позволяет не только эффективно усваивать профессиональные знания, но и развивать коммуникативные навыки [2]. В традиционной системе обучения соблюдается баланс между клинической подготовкой и социализацией, что является важным аспектом профессионального становления.

Однако внедрение новых технологий и дистанционных форм обучения создает определенные трудности в реализации этого компонента [3, 4]. Дистанционное обучение (ДО) направлено на формирование профессиональных компетенций, но при этом возникают сложности с развитием навыков взаимодействия с пациентами, которые необходимы для успешного лечебного процесса.

Особое значение приобретают личностные качества врача, такие как вежливость, уважение, эмпатия, доброжелательность и умение слушать [5, 6]. Эмпатия как способность понимать и разделять чувства пациента требует специального обучения. Важно уметь доносить информацию до пациентов доступным языком, избегая раздражения и высокомерия, поскольку пациент обращается за помощью, а не обладает профессиональными знаниями.

Не менее важно понимать, что врач, как и любой человек, может ошибаться, поэтому необходимо уметь обращаться за помощью к коллегам и прислушиваться к их мнению. Также следует учитывать такие аспекты, как профессиональная репутация, квалификация, внешний вид и организованность врача [7].

Ключевым элементом образовательного процесса на сегодняшний день является качественная обратная связь между участниками. И социализация в информационном обществе играет особую роль в формировании системы ценностей и норм поведения [8, 9]. Чем более конструктивным будет этот процесс, тем выше будет его эффективность. Искренность, открытость и отзывчивость дополняют профессиональные знания врача, а в совокупности с умением их применять являются неотъемлемыми компонентами успешной работы [10, 11].

Многие исследования [12, 13] посвящены вопросам поддержания и повышения профессионального уровня специалистов, включая использование виртуальных обучающих сред. Однако вопросы, связанные с развитием личностных характеристик и социализацией, интегрируются в образовательный процесс с большим трудом и редко обсуждаются. Механизмы формирования этих умений и грамотного их использования могут быть полезными инструментами лечебной деятельности [14, 15].

Цель работы – представить опыт применения подходов и методов, направленных на решение вопросов социализации в процессе дистанционного обучения в медицинской сфере.

Материалы и методы исследования. Методические материалы были разработаны для формирования следующих компетенций:

- сотрудничество – способность работать в команде для достижения общих целей и разрешения конфликтов;

- эмпатия – уважение и понимание участников образовательного процесса для поддержания эффективных взаимоотношений;

- коммуникация – умение четко и доступно выражать свои мысли;

- результативность – достижение поставленных целей.

Для анализа личностного аспекта социализации использовались педагогические критерии. Также проводился анализ образовательных траекторий на основе опроса 96 специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные методы взаимодействия в ДО включают чаты, форумы, совместные проекты, консилиумы, оценку выполненных заданий, обсуждение профессиональных вопросов и опросы. Эти инструменты способствуют не только усвоению знаний, но и развитию новых компетенций, что в итоге формирует готовность к их практическому применению.

Одним из ключевых ресурсов ДО является электронное учебное пособие, которое предоставляет структурированную информацию по изучаемой теме. В этом ресурсе четко, структурно представлены учебные материалы в соответствии с содержанием образовательной программы. Авторами-составителями этих материалов являются преподаватели кафедр академии, имеющие четкое понимание направленности таких материалов. Учебное пособие или рекомендации обрабатываются методистами и преобразуются в новый электронный формат с интерактивными элементами для использования с большим временным ресурсом.

Наличие такого ресурса способствует формированию у обучающихся установок, направленных на достижение профессиональных целей, включая улучшение навыков сотрудничества и социализации.

При оценке компетенций специалистов анализировались данные о распределении ресурсов, навыках мониторинга, выборе оборудования и способности интерпретировать информацию.

Результаты анализа наблюдательных программ показали удовлетворительный уровень таких умений.

По десятибалльной шкале среднее распределение было таким:

- распределение ресурсов и времени – 6;

- навык вести мониторинг – 4;

- умение выбирать оборудование – 8;

- осмысление информации (создание и поддержка файлов, интерпретация и трансляция данных) – 6;

- результативность – 6.

Для тех компетенций, которые являются платформой для успешной коммуникации, анализировались данные по выполнению конкретных заданий, направленных на проявление инициативы (предложение улучшений при решении проблем), выражение внимания к мелочам (проверка важных деталей, применение знаний к новым обстоятельствам), новаторство(поиск способов совершенствования и желание пробовать новое), настойчивость (доведение проектов до их завершения, проявление активности даже при возникновении препятствий), гибкость (принятие изменений при сосредоточении на целях при необходимости совмещения нескольких приоритетов). Были зафиксированы оценочные критерии еще меньшего уровня (разброс от 3 до 7 баллов).

Результаты анкетирования 96 специалистов показали, что 84,3% респондентов оценивают свои результаты как удовлетворительные, при этом 73,0% опрошенных осознают необходимость улучшения некоторых навыков. 50,0% участников считают, что ситуационные задачи соответствуют реальной практике.

Основной проблемой, влияющей на результаты проверки, большинство респондентов назвали недостаток времени. 44,9% опрошенных отметили необходимость внедрения аудиовизуальных технологий для повышения реалистичности заданий.

Важными качествами, развиваемыми в процессе обучения, являются инициативность и гибкость. 75,0% обучающихся положительно оценили навыки работы в команде, коммуникации, сотрудничество, умение ясно выражать мысли.

В оценке навыков совместной работы, понимания роли «конкурента» позитивный отклик продемонстрировали 50,0% анкетируемых.

Такие черты, как: проявление инициативы (предложение улучшений при решении проблем), выражение внимания к мелочам (проверка важных деталей, применение знаний к новым обстоятельствам), новаторство(поиск способов совершенствования и желание пробовать новое), настойчивость (доведение проектов до их завершения, проявление активности даже при возникновении препятствий), гибкость (принятие изменений, оставаясь сосредоточенным на целях при необходимости совмещения нескольких приоритетов), формируются проблемно.

Проявилась и такая проблема, как необходимость модификации преподавательских подходов: педагогический дизайн, дидактика образовательного процесса должны опираться на иную технологическую платформу, чем классические методы. И она, с одной стороны, для того, кто проходит обучение, должна восприниматься как целостный процесс, а с другой стороны, для образовательного учреждения – иметь рычаги административного управления для централизации принятия стратегических решений.

Развитие современных учебных методов, разнообразие появляющихся форм представления электронных образовательных ресурсов, программных способов передачи данных подняло планку требований к обучающим системам.

Одной из проблем является необходимость модификации преподавательских подходов. Педагогический дизайн и дидактика должны адаптироваться к новым технологическим платформам, сохраняя целостность процесса для обучающихся и обеспечивая управляемость для образовательных учреждений.

Целесообразно фрагментировать материал на ключевые модули. Выделение разделов ярко демонстрирует возможности ДО:

1) нормативно-правовая база ДО;

2) модели проектирования учебного процесса;

3) разработка цифровых учебных курсов;

4) создание ресурсов для ДО;

5) проведение вебинаров и онлайн-лекций;

6) инструменты аналитики для отслеживания успеваемости.

Практика реализации модульной концепции подтверждает необходимость выделения этапности представления информационных ресурсов, нацеленных на самостоятельность и инициативность. В нашей академии созданы учебные программы с фрагментами ДО, в которых предусмотрены не только выбор модулей, наиболее важных для конкретного слушателя, но и индивидуальная скорость прохождения курса, возможность самопроверки и получения немедленных результатов проверочных тестов и задач. Это позволяет акцентировать внимание на наиболее трудных для конкретного слушателя темах. Имеет значение и независимость обучения, при которой обучающийся играет более инициативную роль.

Особенно ценен данный подход при изучении стандартов оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций по ведению больных, поскольку в этих материалах превалирует конкретика действий. Регистрируются оценочные критерии высокого уровня, прирост по сопоставлению с исходными показателями составляет 16,4%. При этом тренируется и способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной работы.

Соблюдение определенного методического подхода дает такое структурирование информации, которое позволяет за счет этапности усвоения формировать набор профессиональных компетенций в сочетании с современными коммуникационными навыками. Выполнение коллективных проектов формирует у специалиста активную позицию для принятия решений, преодоления проблем и социальную адаптацию для профессиональной реализации. Отмечается положительная динамика в оценке формирования навыков умения совместно работать с другими для устранения разногласий; понимания участников процесса для поддержания нужных отношений; умения излагать свои мысли максимально доступно; конкретного достижения поставленных целей.

Выводы

Современные педагогические подходы, новые образовательные программы позволяют:

- повысить образовательный потенциал и индивидуализировать процесс обучения;

- организовать учебный процесс более эффективно;

- развивать не только профессиональные, но и социальные навыки.

Социализация как компонент обучения способствует улучшению профессиональных компетенций.

Заключение

Современные методы обучения предоставляют возможность проводить учебный процесс в любых условиях, оптимизируя затраты и время участников. Особенно актуально ДО. В системе последипломного образования, когда специалисты осознают необходимость постоянного повышения квалификации, стремление к внедрению новых технологий рассматривается как комплексный подход, позволяющий освоить необходимые компетенции, включая аспекты социализации. При этом сохраняются традиционные ценности образовательного процесса, адаптированные к современным требованиям.

При внедрении новых технологий, проведении учебных дистанционных версий возникает ряд сложных моментов. Получить набор знаний и умений, которые будут профессиональными компетенциями, – это то, на что нацелено дистанционное обучение. А вот выстраивание контакта с больным на должном уровне, умение взаимодействовать для разрешения возникающих проблем, которые неизбежны в лечебном процессе, являются трудными задачами.

Современные средства коммуникации способствуют выполнению коллективных проектов, формируя у специалистов активную позицию и навыки социальной адаптации, что важно для профессиональной реализации. Социализация может быть нужным акцентом учебного процесса для формирования системы ценностей и норм поведения человека. И, насколько этот процесс будет конструктивным, настолько действенным будет и результат. Личное отношение, при котором проявляются забота и искренность, отзывчивость и чуткость, дополняют профессиональные действия врача. Но эмпатию нужно принять. Умение прислушиваться к мнению коллег, понимание того, что никто не может избежать ошибок, также должны быть качествами современного специалиста.

Также необходимо упомянуть критерии, которые часто интерпретируются как формальные: репутация, квалификация (регалии), внешний вид и организованность врача. А ведь они играют не последнюю роль в выстраивании отношений и формировании доверия.

На сегодняшний день методы обучения позволяют прогнозировать условия, анализировать данные и выявлять значимые предикторы, что особенно важно в медицинской практике. Определенной проблемой является необходимость модификации преподавательских подходов: педагогический дизайн, дидактика образовательного процесса должны опираться на иную технологическую платформу, чем классические методы. И она, с одной стороны, должна для того, кто проходит обучение, восприниматься как целостный процесс, а с другой стороны, для образовательного учреждения – иметь рычаги административного управления для централизации принятия стратегических решений.

Развитие современных учебных методов, разнообразие появляющихся форм представления электронных образовательных ресурсов, программных способов передачи данных подняло планку требований к обучающим системам.

Во времена цифровизации образования в качестве структуры, поддерживающей учебный процесс, рационально привлекать нейросети, искусственный интеллект, настроенные на современные методы получения знаний. Они необходимы для прогнозирования условий, установления информативных признаков и построения формул расчета вероятности события. Использование алгоритмов искусственного интеллекта позволяет классифицировать маркеры рассматриваемого процесса, проводить многофакторный анализ, выявлять и оценивать наиболее значимые предикторы, что очень важно для медицинской практики.

В современных условиях преподаватель может задавать специалистам траекторию освоения материалов учебного курса, непосредственно в нем размещая методические рекомендации, инструкции; корректировать условия перехода к изучению раздела нового материала, предоставлять разнообразные формы документации, базы тестов и данные контроля за активностью и результатами обучения слушателей. Реализация поставленных задач при ДО требует персонализированного подхода, но при этом сохраняет педагогический компонент.

Учебные технологии с направленностью на качественную обратную связь между участниками процесса получения знаний неизбежно влекут за собой рассмотрение такого компонента взаимодействия, как социализация. Она действительно требует пристального внимания.


Библиографическая ссылка

Верлан Н.В., Кочкина Е.О., Коновалова А.А., Ковтонюк П.А., Катаманова Е.В., Бессонова Л.О. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34010 (дата обращения: 02.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34010

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674