Введение
Проблема поликультурной компетентности педагога дошкольного образования, понимаемая как сложная динамично изменяющиеся свойства человека, основанную на предположении высокой степени готовности теоретической, практической и личностной составляющей к полноценной реализации задач поликультурного образования и воспитания дошкольников в условиях многонациональной среды, принимает особо актуальный характер в последние годы. Именно ему приходится много работать с представителями разных национальностей, решая разнообразные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста в поликультурном окружении.
В Распоряжении Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» прописаны основные мероприятия обеспечивающие единые подходы к подготовке будущих учителей, развивая у них соответствующие компетенции по работе с различными категориями детей («полиэтническим и поликонфессиональным составом обучающихся») [1].
В Приказе Министерства труда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) прописан комплект требований работодателей к трудовым функциям педагогов в воспитательной деятельности: это «формирование (у обучающихся) толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде»; «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей (и их родителей)»; будущие работники должны знать «основы поликультурного образования». То есть, педагог, при поступлении на работу в дошкольную образовательную организацию, должен уже обладать профессионально значимыми (поликультурными) компетенциями, чтобы создать условия по формированию уважительного отношения к различиям в культуре и традициях у детей, родителей, принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям [2].
В Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 Президент России «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» прописаны приоритетные направления в условиях современного многонационального государства, например, в пункте 21.1–а) «подготовка, профессиональная переподготовка и повышении квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей» [3]. Т.е. основа для формирования и реализации поликультурной компетентности у педагогов заложена в процесс профессиональной подготовки и имеет государственный уровень.
В работах Джуринского А.Н., Живодровой Т.А. рассматриваются теоретико-методологические основы поликультурного образования, поликультурности и формирования поликультурной компетентности педагога [4, 5].
Цель исследования является описание и раскрытие сущностно-содержательных характеристик поликультурной компетентности педагогов дошкольного образования.
Методы и материалы исследования
Методами и материалами исследования послужили анализ и обобщение нормативно-правовых документов, отечественной психолого-педагогической и методической литературы, результат педагогического опыта работы исследователей по теме формирования поликультурной компетентности, тестирование студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
Результаты исследования и их обсуждение
Раскрывая сущность понятия, поликультурная компетентность, необходимо рассмотреть основные категории терминов «поликультурность» и «компетентность». Группой авторов (Хухлаева О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е.), термин «поликультурность», описывается как способность человека интегрировать в своём сознании разные культурные пласты, области, смыслы, значения [6, с. 51]. По словам другого коллектива авторов (ХазоваС.А., Хатит Ф.Р.), поликультурность предполагает многообразие жизненных стилей (в основе которых лежат и ценностные ориентации, и установки, и виды деятельности, особенности взаимоотношений и т.д.), характерных для различных социальных групп: этнических и религиозных, возрастных и гендерных, профессиональных и т.д. [7, с. 11]. Таким образом, задача со стороны образования, профессионально подготовить педагога к результативной деятельности в поликультурном обществе. Терминологическое понятие «компетентность» пристально обсуждается отечественными авторами. В монографии под редакцией Е.В. Ковалевской, особый упор делается на мнение И.А. Зимней, которая под компетентностью понимает, актуальное, формируемое личностное качество как основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной характеристикой человека, проявляющаяся в деятельности и поведении в процессе решения им социальных и профессиональных задач [8, с. 70]. Обобщая сказанное можно утверждать, что под компетентностью понимается совокупный набор жизненно необходимых качеств человека в профессиональной деятельности.
Рассматриваемые различные интерпретации термина «поликультурная компетентность», в результате анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования разными авторами, говорят о многогранности данного понятия, включающего теоретические и практические знания, умения межкультурного взаимодействия с полиэтническими группами, личностные и профессиональные качества носителя национальной культуры. В таблице 1 приведены различные интерпретации термина «поликультурная компетентность».
Таблица 1
Интерпретации разных авторов к определению «поликультурная компетентность»
Исследователи |
Определение ПК – это |
А.Н. Джуринский [4] |
интегративное качество, включающее систему поликультурных знаний, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, интересов, потребностей, мотивов и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности позитивного взаимодействия с представителями разных культур |
А.М. Бекбулатова [9] |
результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды |
А.М. Гарифуллина [10] |
единство теоретической и практической готовности к деятельности в поликультурной среде, которое выражается не только в знаниях и навыках, но и в сложных интеллектуальных и практических умениях |
Салаватова С.С., Сандулова Л.М. [11] |
интегральная личностная характеристика человека, способного к коммуникации в полиэтнической среде, определяемая единством его теоретических знаний о культуре различных стран и народов, включая осмысление своей родной культуры, практической подготовленности к реализации этих знаний в коммуникации в полиэтнической среде, толерантности в отношении к другим культурам |
С.А. Хазова, Ф.Р. Хатит [7] |
интегративное личностно-профессиональное качество, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание |
Таким образом, представленные выше определения поликультурной компетентности дают возможность уточнения дефиниции поликультурная компетентность педагога дошкольного образования – как сложную динамично изменяющуюся характеристику, основанную на предположении высокой степени готовности теоретической, практической и личностной составляющей к полноценной реализации задач поликультурного образования и воспитания детей в условиях многонациональной среды. Комплексный характер поликультурной компетентности педагога дошкольного образования, представляет собой неразрывную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование:
– когнитивный – включает знание традиций, ценностей, обычаев разных народов, особенности вербального, невербального и делового общения в разных национальных группах, основ межкультурного тренинга;
– мотивационный – потребность в поликультурном развитии, развитии собственной системы ценностных ориентаций, способность взаимодействовать с представителями других культур, способность к рефлексии;
– деятельностный – уметь организовать и проводить диагностические методики, регулировать межкультурные конфликты в поликультурной среде, организовывать межкультурные тренинги, разрабатывать культурные ассимиляторы, выстраивать положительный межкультурный диалог;
– рефлексивный – способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю, развитость уровня коммуникативных умений, прогнозировать последствия своих действий и принять на себя роль представителя иной культурной группы;
– креативный – развивать творческую активность к решению возникающих межкультурных проблем и ситуаций, культурную импровизацию, использовать воображение и находить новые подходы в опыте взаимной деятельности.
Основываясь на данной структуре выделены уровни сформированности поликультурной компетентности педагога дошкольного образования:
Высокий уровень проявляется в понимании знании родной культуры и значения поликультурного разнообразия, умелой организации и использованию видов общения в межкультурном диалоге и творческому подходу к решению конфликтных ситуаций, осознанию и принятию своей этничности, в том числе поликультурных ценностей, как свои значимые личностные качества, развита способность к самоанализу, саморазвитию, самовоспитанию и рефлексии.
Средний уровень характеризуется выборочным принятием поликультурных различий, недостаточным осознанием важности значения культурного многообразия, ограниченное участие в межкультурном диалоге и решении конфликтных ситуаций, не достаточная готовность к самоанализу, саморазвитию, рефлексии, неопределенность в своей культурной идентичности, вследствие, слабое принятие поликультурных ценностей.
Низкий уровень соответствует отсутствие национально-культурных различий, не принятие поликультурных ценностей, ограниченность коммуникативных и поведенческих умений участия в межкультурном диалоге, отсутствие самоанализа, самовоспитания, саморазвития, рефлексии.
Для выявления сформированности поликультурной компетентности, было проведено тестирование студентов, в количестве 21 человек, по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (направленность (профиль) программы: «Педагогика и психология дошкольного образования» ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для этого использовались методики отечественных исследователей ХазовойС.А., Хатит Ф.Р. по выявлению некоторых компонентов поликультурной компетентности: Тест №1, на выявление когнитивного компонента поликультурной компетентности, состоящий из вопросов на знание студентов об области культуры, культурных различий и поликультурности. Тест №2, направлен на наличие стремления студентов к межкультурному взаимодействию, интересу к культурам; Тест №3 на ранжирование ценностей поликультурного взаимодействия по степени их личностной значимости (поликультурных ценностей), выявляют мотивационный компонент поликультурной компетентности [7].
Проанализируем полученные результаты тестирования студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (направленность (профиль) программы: «Педагогика и психология дошкольного образования» на выявление сформированности поликультурной компетентности.
По результатам теста № 1 на выявление знаний о понятиях культуры, культурных различий и понятии поликультурности, состоящий из 7 вопросов, не многие из испытуемых показали знания и интерес к теме, но отметим некоторые из них. По вопросу 1. Что такое «культура», «культура общества», «культура личности»?–16 чел. более подробно охарактеризовали данные понятия, разграничив их (культура то, что создано человеческим трудом, ценности каждого народа; культура общества; культура личности). По вопросу 3. Что такое «культурные различия», в чем они проявляются? – 16 чел. широко ответили на вопрос, например: существуют различия во взглядах и традициях, воспитание разное, разные нации по-разному ведут себя и др. По вопросу 4. Что представляет собой человек как субъект и носитель культуры? – 16 чел. пояснили что субъект культуры – это личность со своими взглядами, активный участник социума; носитель культуры – это человек, который сам создает культуру и сам же ее осваивает, что он транслятор своей культуры для последующих поколений и др. По вопросу 5. Можно ли назвать любого человека поликультурным? Почему? – 19 чел. ответили положительно, но разграничили: человека, принадлежащего к своему народу и человека, активно взаимодействующего с разными культурами в процессе взаимодействия в течении жизни (рис.1).
Рис. 1. Результаты теста №1 по выявлению когнитивного компонента поликультурной компетентности, %
По результатам теста №2, респондентам необходимо обозначить свое согласие или несогласие с каждым из 18 предложенных утверждений (согласие с утверждениями №1,3,4,6,8,9,11,12,14 и несогласие с утверждениями № 2,5,7,10,13,15,16,17,18 – указывают о ценностном и уважительном отношении к другим культурам, выражение интереса к культурным отличиям, наличие стремления к межкультурному взаимодействию) [7]. Большинство респондентов имеют единое согласное мнение в некоторых утверждениях, приведем примеры с наибольшими значениями: «Человек может быть хорошим и плохим не зависимо от его национальной принадлежности» – 21 чел., «Любая религия учит, прежде всего, добру и нравственности» – 19 чел., «Для дружбы не важно, какое социальное положение у человека, я стараюсь общаться с разными людьми» – 20 чел., «Ребенок достоин уважительного отношения» – 21 чел., «При общении с мужчинами / женщинами я учитываю, что они по-разному могут относиться к некоторым явлениям, событиям, фактам и иметь разные интересы» – 19 чел. Также присутствует единое несогласное мнение для всех тестируемых. Представим примеры с наибольшим значением: «Взрослые не ориентируются в современной жизни, поэтому не стоит к ним особо прислушиваться» – 19 чел., «Нормально общаться можно только с людьми, похожими на вас» – 18 чел., «Главное – ориентироваться в своей национальной культуре и истории своего народа, знания о других народах не нужны, я не трачу своё время» – 19 чел., «Друзей следует выбирать из людей своего круга, я стараюсь не общаться с людьми иного социального статуса» – 17 чел. Вторым этапом теста, стало нахождение количества совпадений у каждого студента и определение уровня (низкий, средний, сильный), показывающий заинтересованность и стремление к межкультурному взаимодействию. Выявлены такие результаты: с низким уровнем (от 1 до 6) интереса и стремления к межкультурному взаимодействию – 5 чел., среднему уровню (от 7 до 12) – соответствует 2 чел., сильному уровню (от 13 до 18) – соответствуют 11 чел., результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты теста №2 по выявлению мотивационного компонента поликультурной компетентности, количество совпадений
По результатам теста №3 ранжирования ценностей (Здоровье, Общественное признание, Материальное благополучие, Интерес к содержанию национальных культур, Профессиональная карьера, Высокий социальный статус, Оценка человека не зависимо от его культурной принадлежности, Активное общение между людьми, Любовь, хорошая, дружная семья, Интерес к людям – представителям иных культур, Власть, Интересная работа, Полное использование своих возможностей, сил и способностей, Доброжелательное отношение окружающих, Плюрализм мнений, Наличие большого количества друзей, Непримиримость к недостаткам в себе и других, Толерантность, Большие заработки, Понимание культурных особенностей, присущих окружающим) отмечались поликультурные ценности (выделенные в списке жирным шрифтом) [7]. Если студент отмечал в первой десятке иерархии ценностей 5–6 поликультурных ценностей, то это говорит о его высоком, полном осмыслении и принятии поликультурных ценностей как личностно значимых для него. Если были отмечены в 3–4 поликультурные ценности, то это показатель недостаточного понимания и принятия их как личностно значимых. И если в первой десятке иерархии ценностей отмечены 1–2 поликультурные ценности, то проявляется ограниченность в значимости поликультурных ценностей для студента. На рисунке 3 результаты распределились следующим образом, студентов с высоким и полным осмыслением и принятием поликультурных ценностей как личностно значимых не выявлено. Студентов, имеющих 3–4 совпадения, выявлено 4 чел., они имеют недостаточное понимание и принятие поликультурных ценностей как личностно значимые. Студентов, имеющие 1–2 совпадения поликультурных ценностей, выявлено 6 чел. У 11 респондентов, в первую десятку иерархий вошли другие ценности: здоровье; материальное благополучие; любовь, хорошая, дружная семья; наличие большого количества друзей; интересная работа.
Рис. 3. Результаты теста №3 по выявлению мотивационного компонента поликультурной компетентности, количество совпадений
Исходя из результатов тестирования на выявление некоторых компонентов поликультурной компетентности автором был выявлен уровень сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольного образования. Так как высокий уровень сформированности поликультурной компетентности имеет выраженное желание, готовность к пониманию и принятию поликультурного многообразия; стремление к межкультурному диалогу, творчески-вариативному решению возможных конфликтных ситуаций или предвосхищению таковых ситуации при общении с представителями разных культур; развивающиеся личностные качества, такие как самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, рефлексия, поликультурные ценности; соотношение собственной этнической идентификации с другими культурами, то высокого уровня поликультурной компетентности не выявлено.
В совокупности по трем тестам, полученные данные относятся к среднему уровню сформированности поликультурной компетентности. При всей положительной динамике результатов тестов, обучающиеся довольно однообразно отвечали на поставленные вопросы, подходили шаблонно, ярко выраженных ответов дано не было (рис.1). Утверждения, предложенные тестом, о наличии интереса обучающихся, стремление к участию в межкультурном диалоге и взаимодействию распределены по всем трем уровням (рис.2). Однако, выбор определялся на основе общепринятых ценностей в нашем обществе. По суммарному значению, утверждение «согласен» было выбрано на 46 раз больше, чем утверждения «не согласен». Обучающиеся имеют недостаточное осознание значения культурного многообразия для себя, незначительно руководствуются своей культурной идентичностью для понимания других народов, в виду малого поликультурного опыта ограниченная готовность решать конфликтные ситуации. Ранжирование ценностей поликультурного взаимодействия по степени их личностной значимости (поликультурных ценностей) (рис.3) показало недостаточное понимание, осмысление и принятие поликультурных ценностей как личностно значимых, т.к. поликультурные ценности в малой степени являются ориентиром для молодых людей, которые стремятся к материальному благополучию. Те респонденты, что выбрали поликультурные ценности, имеют недостаточное, но уже определенное осознание значимости этих ценностей своей личности. Низкого уровня сформированности поликультурной компетентности по результатам тестирования не выявлено, т.к. обучающиеся не высказали категоричные заявления, ответы, утверждения о неважности изучения национально-культурных различий и понимания поликультурных ценностей, о ненужности применения опыта взаимодействия с представителями других культур и др.
Заключение
Полученное исследование позволило представить поликультурную компетентность педагога дошкольного образования как сложную динамично изменяющуюся характеристику, основанную на предположении высокой степени готовности теоретической, практической и личностной составляющей к полноценной реализации задач поликультурного образования и воспитания детей в условиях многонациональной среды. Проведенное тестирование студентов Марийского государственного университета по направлению подготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» выявило средний уровень сформированности поликультурной компетентности (определенное когнитивным и мотивационным компонентами поликультурной компетентности), что не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям к профессиональной готовности выполнения задач поликультурного характера будущими педагогами образовательной организации. Выделенные же сущностно-структурные характеристики поликультурной компетентности, представленные компонентами: когнитивным, мотивационным, деятельностным, рефлексивным, креативным, при комплексной подготовке к профессиональной деятельности позволят более полно раскрыть сформированность поликультурной компетентности будущих педагогов.
Библиографическая ссылка
Корнилова Н.А. ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33959 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33959