Введение. Ускоряющийся процесс изменений, высокий уровень неопределенности и естественный переход от одних незавершенных изменений к другим являются базовыми характеристиками современного мира [1]. Сложившиеся условия сегодня существенно обостряют противоречие между непрерывно обновляющимися технологиями и быстрым устареванием знаний и навыков, получаемых молодыми людьми в учебных заведениях [2].
В связи с этим одной из ключевых задач современных российских университетов становится подготовка специалистов, которые могут быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда и эффективно работать на стыке разных профессиональных областей. Только так выпускники будут готовы к новым вызовам и инновациям в будущем.
Ряд современных авторов указывают на то, что навык карьеропостроения способствует адаптации к изменениям, снижает уровень стресса, а также влияет на академическую мотивацию. Так, Э.Ф. Зеер и В.С. Третьякова отмечают, что построение студентами траектории профессионального и карьерного развития способствует адаптации к рынку труда «в условиях усложнения и комплексности профессиональной деятельности» [3, с. 5]. А Е.А. Ковалевская подчеркивает, что процесс карьеропостроения напрямую влияет на наличие активной жизненной позиции у молодого человека [4, c. 8].
Соответственно, навык карьерного самоопределения становится значимым конкурентным преимуществом выпускника современного университета в ситуации непрерывного обновления профессионального контекста, позволяя ему успешно встраиваться в рынки труда и остаться в них, оперативно адаптируясь к изменениям и проактивно реагируя на трудности, реализовывать свой потенциал и профессиональные предпочтения, постоянно развиваясь.
Сегодня можно констатировать, что проблема подготовки студентов к выходу на рынок труда в обновленной социокультурной реальности и содействия им в достижении высоких профессиональных и личностных результатов находится в повестке на самых высоких уровнях принятия решений, а значит, ее наличие осознается и является актуальным в России.
Так, в интервью 2024 года Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков выделил три предпосылки для изменения системы высшего образования: 1) объективный исторически обусловленный цикл смены технологического уклада; 2) накопившиеся противоречия в двухуровневой системе образования; 3) изменение характера национальной экономики, переход от глобально ориентированной экономики к задаче построения технологического суверенитета. Валерий Николаевич отметил, что сложившиеся предпосылки требуют поиска механизмов интеграции профессионального образования с реальной трудовой деятельностью [5].
Также вопросы подготовки кадров для актуальных целей развития экономики не раз становились предметом Поручений Президента Российской Федерации (например, Поручение Президента РФ от 06.02.2020 г. № 589 [6], Перечень поручений по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, утв. Президентом РФ 01.11.2023 г. № Пр-2192ГС [7]).
А в Поручении Правительства РФ от 14.12.2021 г. № 3581-р (ред. от 17.01.2024 г.) «Об утверждении долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года» в качестве одной из основных проблем трудоустройства называется «несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры» [8]. Эту же задачу подчеркивают и современные исследователи, говоря о том, что проблема выбора карьеры стала особенно актуальной из-за увеличения числа ситуаций, когда ожидания молодых людей относительно своей будущей профессиональной успешности не совпадают с реальностью [9].
Исходя из вышеперечисленных повесток, авторы делают вывод, что сложившаяся ситуация ставит новые вызовы как перед системой высшего образования, актуализируя разработку образовательных моделей, содействующих студентам в задаче построения карьеры, так и перед педагогической наукой, задавая новые направления научно-педагогических исследований для изучения данного феномена.
В качестве цели исследования было определено выявление особенностей современного понимания содержания понятия «карьерное самоопределение студентов университета».
Материалы и методы исследования
В рамках достижения заданной цели авторами поставлены два исследовательских вопроса: 1) какие содержательные акценты определяют современную интерпретацию понятия «карьерное самоопределение студентов университета»; 2) каковы наиболее актуальные направления современных научно-педагогических исследований, когда в качестве их объекта выступает карьерное самоопределение студентов университета?
В качестве методов исследования в статье применены: теоретический анализ, структурный анализ, фокус-группа, экспертный метод. Материалами для исследования послужили статьи отечественных и зарубежных авторов по теме «карьерное самоопределение» с глубиной поиска в 10 лет, а также материалы данных организованной авторами фокус-группы (в течение 2024 г. с общим включением 85 экспертов, среди которых: доктора и кандидаты педагогических наук, руководители структурных подразделений и образовательных программ, преподаватели университетов и их промышленных партнеров).
Результаты исследования и их обсуждение. Продуктивные подходы к решению задач, обозначенных в перечне Поручений Президента РФ и в Распоряжении Правительства РФ и заданные в современных исследованиях, обозначенных выше, как показывает анализ научно-педагогической литературы, целесообразно определять с опорой на такое понятие, как «профессионализация».
Приведем определения профессионализации в разных науках, представленные в работах ряда авторитетных экспертов.
Доктор психологических наук А.К. Маркова определяет профессионализацию как «процесс приближения субъекта профессиональной деятельности к профессиограмме, модели идеального специалиста» [10, с. 62]. Также в психологическом контексте этот процесс рассматривает Э.Ф. Зеер, он вводит термин «профессиональное становление», рассматривая его как «часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной жизни» [11, с. 69].
Доктор социологических наук А.И. Турчинов дает следующее определение профессионализации: «Индивидуальная профессионализация отражает содержание процесса включения человека в профессиональную деятельность, становление его как профессионала, раскрывает социальную сущность профессионального развития индивида» [12, с. 14].
В рамках философской науки В.А. Цвык рассматривает профессионализацию как «адаптацию индивида к профессиональному сообществу, профессиональной среде, получение необходимых в профессии знаний, умений и навыков» [13, с. 259].
Отметим также, что с процессом профессионализации неразрывно связан процесс профессионального самоопределения, под которым в содержательном поле российской психологии понимаются процесс выбора человеком сферы трудовой деятельности, а также нахождение в ней личностных смыслов [14].
Обобщая вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что под профессионализацией авторы понимают развитие человека в рамках одной профессии. К этому же выводу можно прийти, рассмотрев основные теории профессионализации с их классификацией периодизации процесса профессионализации таких авторов, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, А.К. Марков, Дж. Сьюпер. Отметим, что ни одна из теорий не отражает в своей периодизации процесс перехода человека к новой профессии.
В современном мире люди меняют профессию чаще, чем в прошлом. Это связано с изменением экономических условий и технологическим прогрессом. Так, на частоту смены профессии влияет рост мобильности, доступный современному поколению, – миллениалам и поколению Х [15, 16].
Однако наиболее значимым, на взгляд авторов, является тот факт, что понятие «профессионализация» слабо актуализирует контексты, связанные с развитием человеческого потенциала. Однако эта задача определяется сверхактуальной в различных современных образовательных практиках. Так, например, Э.Ф. Зеер недавно отметил в своей статье, что: «определяющим трендом развития системы профессионального образования становится ориентация на поиск инновационного и преобразовательного потенциала личности – как по отношению к собственному профессиональному становлению, так и к окружающей действительности в целом» [17, с. 75].
Опора на авторитетные экспертные мнения в контексте усиления акцента развития потенциала человека в процессе его профессионализации делает целесообразным обращение к анализу и использованию понятия «карьера», которое по сравнению с понятием «профессионализация» является более широким и подчеркивает, что профессиональная реализация является не самоцелью, а одним из инструментов для реализации человека в целом. Рассмотрим определения карьеры, которое дают ей современные специалисты:
- карьера – «процесс длиною в жизнь, в рамках которого индивид регулирует свое обучение и профессиональную деятельность для создания качественной жизни» [18, с. 5];
- профессиональная карьера – «это процесс и результат целенаправленной деятельности профессионала по проектированию, реализации, контролю и коррекции как профессионализации в целом, так и ее отдельных стадий, связанных с решением карьерных задач трудового и профессионального пути» [19, с. 142].
Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что «понятие карьеры шире, так как карьерный контекст выходит за пределы профессии и трудовой деятельности, включая жизненные притязания и планы, а также непрофессиональные стороны бытия. Профессия и работа выступают лишь одним из важнейших условий карьерного продвижения» [20, с. 2].
Как отметил в своей работе Н.С. Пряжников, «карьера – это чередующиеся выборы, следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь» [14, с. 32]. Е.А. Ковалевская в своей диссертации указывает на то, что «карьерный контекст выходит за пределы профессии и трудовой деятельности, включая жизненные притязания и планы, а также непрофессиональные стороны бытия. Профессия и работа выступают лишь одним из важнейших условий карьерного продвижения» [4, с. 19]. «А ряд зарубежных авторов обращают внимание, что сохранение карьеры происходит даже в ситуации размывания профессиональной идентичности» [21].
Осмысление понятия «карьера» в современной его трактовке позволяет уловить важный смысловой оттенок, связанный с тем, что в рамках процесса карьеропостроения человек может несколько раз менять профессиональную направленность или работать сразу в нескольких профессиональных областях.
Можно также сделать вывод, что, с одной стороны, процесс карьеропостроения, а следовательно, и карьерного самоопределения, длиннее, чем процесс профессионализации, так как состоит из развития во всех профессиях, освоенных человеком в течение жизни. С другой стороны, карьеропостроение шире профессионализации, так как, помимо развития внутри профессии, интегрирует в себя развитие человека как личности.
Для успешной реализации своего потенциала через карьеру человеку важно пройти этап карьерного самоопределения. Для осмысления понятия «карьерное самоопределение» в российском теоретическом поле авторы провели анализ научной литературы, использовав поисковую систему Google Scholar, а также базу E-library для проведения поиска по словосочетанию «карьерное самоопределение». Анализ показал, что за последние 20 лет интерес к процессу карьерного самоопределения как объекту научного исследования существенно возрос. Так, обратившись к результатам поиска в системе Google Scholar, авторы обнаружили, что количество материалов по ключевому словосочетанию «карьерное самоопределение» с 1995 по 2000 гг. составило 49 шт.; с 2001 по 2006 гг. – 599 шт.; с 2007 по 2012 гг. – 3400 шт.; с 2013 по 2018 гг. – 9470 шт.; 2019 по 2024 гг. – 10500 шт. Осуществив тот же запрос в базе E-library, авторы получили следующие результаты: ранних публикаций нет; с 2007 по 2012 гг. – 15 публикаций; с 2013 по 2018 гг. – 175 шт.; 2019 – 2024 гг. – 319 шт. Это подтверждает, что интерес современных исследователей к использованию этого понятия возрастает. Рассмотрим определения, которые дают данному термину российские и зарубежные исследователи.
Е.В. Ковалевская определяет карьерное самоопределение как «психорефлексивную деятельность, направленную на поиск своего способа построения карьеры и создание ее образа, в которую включены ключевые личностные образования (ценности, мотивы, жизненные стратегии и т.д.)» [4, с. 25]. Т. Хилтон определяет данный процесс через взаимодействие с внешним миром, отмечая, что карьерное самоопределение осуществляется посредством снижения диссонанса между представлениями о себе и мире [22]. Похожий взгляд имеет и Л.И. Божович: «Самоидентификация субъекта согласно новой общественно значимой позиции» [23, с. 25]. К.А. Абульханова-Славская связывает карьерное самоопределение с жизненной стратегией, то есть «способностью личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни в контексте различных жизненных условий и обстоятельств» [24, с. 36].
Авторы также обратились к зарубежной литературе, и, несмотря на то, что прямого аналога термину «карьерное самоопределение» в ней нет, специально проведенный авторами анализ показал, что в зарубежной научной литературе достаточно широко представлены термины, соотносящиеся по смыслу с понятием «карьерное самоопределение». Приведем некоторые из них.
Так, карьерная адаптивность (сareer adaptability) определяется как готовность и ресурсы человека справляться с различными задачами в текущем и будущем развитии карьеры, а также с переходами на другую работу и личными травмами [25, с. 2]. Самоэффективность принятия карьерных решений (Career decision-making self-efficacy) – это вера человека в свою способность успешно выполнять задачи по принятию решений, связанные с его карьерой [26, с. 4]. Карьерная готовность (Career readiness) – основа для демонстрации необходимых ключевых компетенций, которые в целом готовят выпускников колледжа к успеху на рабочем месте и управлению карьерой на протяжении всей жизни [27, с. 4]. Карьерное проектирование (Сareer crafting) – проактивное поведение, которое люди используют для самостоятельного управления своей карьерой и которое направлено на достижение оптимальной карьерной пригодности человека [28, с. 1].
Однако в мире появляются все новые контексты, делающие недостаточными уже существующие определения понятия «карьерное самоопределение». Значимым фактором, влияющим на карьеропостроение, для современного студента является неопределенность образа будущего. Современные исследователи отмечают, что это явление представляет серьезную угрозу для процесса профессиональной идентификации и карьерного роста и требует разработки новых подходов к профессиональному образованию и ориентированию, а также пересмотра самих моделей профессионального и карьерного становления [29]. Немаловажным является и тот факт, что образ будущей профессии играет важную роль в профессиональном становлении студентов, так как влияет на мотивацию и выбор карьерного пути [30].
В то же время, как отмечает Э.Ф. Зеер, нестабильность и непредсказуемость рынка труда негативно влияют на профессиональное развитие молодежи, начиная от выбора профессии до получения образования. Разнообразие производственных направлений усложняет выбор карьеры и формирование профессиональной идентичности. В связи с этим умение работать с собственным образом будущего становится наиважнейшим условием повышения у современных студентов способности адаптироваться к новым условиям социокультурной реальности [3, с. 52].
В условиях нестабильности и непредсказуемости рынка труда необходимо отметить, что изменилась не только установка выбора одной профессии на всю жизнь, которая характерна для поколений ХХ века. Важным становится представление студента о таких явлениях, как умирание профессий и цикл жизни профессии, динамичность общественной системы разделения труда. Как следствие, сложность карьерного самоопределения студента определяется тем, что направление профессиональной самореализации может быть множественным выбором, а также тем, что студенту необходимо осознавать и принимать тот факт, что это выбор лишь на некоторый жизненный период. Студенту важно понимать «временность» такого выбора в рамках личных представлений о горизонте своего будущего, представлений о динамичности профессиональной и социальной сфер его жизни. Данная задача требует не только организации условий для карьерного самоопределения студентов в университетской среде, но и обеспечения этой работы в единой системе с тенденциями развития мира профессий в рамке горизонтов будущего.
В связи с актуализацией задачи образа будущего студенческой молодежи, которая отчетливо просматривается в последних работах авторитетных экспертов, обозначенных выше, авторы предлагают уточнение термина «карьерное самоопределение», которое отражает суть данного процесса с учетом актуальных тенденций в образовании. Карьерное самоопределение студента университета – это процесс осознанного, осмысленного и мотивированного выбора человеком стратегии и способов реализации своего потенциала через актуализацию профессионального и жизненного опыта и опору на образ будущего.
Данная трактовка акцентирует внимание на том, что в процессе обучения студенты должны иметь возможность получать представление, как выглядит их будущая профессия, какие навыки и компетенции необходимы для ее успешного освоения, какие тенденции и вызовы присутствуют в современном мире труда. Это, по мнению авторов, отвечает задаче поиска нового подхода к сопровождению студента в процессе карьерного самоопределения и реализации своей карьеры.
Заключение. Можно заключить, что в свете новых вызовов для традиционного высшего образования возникает ряд задач, требующих внимания на всех уровнях принятия решений и объединяющих в себе интересы государства, университета и студента. И одна из них заключается в содействии студентам вузов в их карьерном самоопределении. Как показал анализ специальной литературы, данное понятие в современных условиях нуждается в усилении смысловых акцентов. Авторами предложено обновление трактовки понятия «карьерное самоопределение», учитывающее задачу содействия студентам в построении образа будущего, которая на сегодняшний день стала чрезвычайно значимой.
В связи с этим представляется актуальным обозначение процесса карьерного самоопределения студентов университета в качестве объекта научно-педагогических исследований. С опорой на метод экспертных оценок авторами предлагается дополнение к перечням тем, обозначенных в паспорте специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования» и в рекомендованных темах РАО:
1) способы реализации связи карьеропостроения студента современного университета с образом будущего;
2) новые форматы наставничества как способы содействия карьерному самоопределению студентов через актуализацию взаимосвязи с образом будущего;
3) обновление семиотики университетской среды в контексте задачи содействия карьерному самоопределению студентов;
4) интеграция дополнительного и высшего образования как способ формирования образа профессионального будущего для содействия карьерному самоопределению студентов университетов.
Подводя итог, отметим, что, по мнению авторов, продолжение исследования вопросов, посвященных условиям, способам и средствам содействия карьерному самоопределению студентов университетов, поможет лучше понять тенденции и риски, связанные с текущими изменениями в системе российского высшего образования, и найти новые пути для ее развития.
Библиографическая ссылка
Панфилова М.С., Смышляева Л.Г., Степанов С.А. КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33948 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33948