Введение
Сформированность навыков самоорганизации и планирования является залогом успешности обучения в вузе и всей последующей профессиональной деятельности. Особенно актуальна данная проблема для первокурсников, ведь переход от относительно полного контроля в школе к относительной свободе в вузе требует постоянной поддержки «умения учиться». Как показывают проведенные авторами исследования в ряде вузов, первая сессия дает самые плохие академические результаты. Поэтому процесс совершенствования навыков самоорганизации и планирования должен начинаться с первого курса и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Решением проблемы может стать использование современных информационно-коммуникационных технологий. Наиболее актуальной технологией для развития мягких навыков видится чат-бот – программа, способная вести диалог с пользователями в текстовом формате, имитируя человеческую коммуникацию. К настоящему времени в научно-методической литературе представлен ряд разработок по внедрению данной технологии в образовательную практику, однако для решения обозначенной проблемы исследований явно недостаточно, и они не систематизированы. В данной статье будет представлена классификация существующих отечественных и зарубежных разработок, использующих данную технологию для развития навыков самоорганизации и планирования. Следует отметить, что рассматривались исключительно проекты, отмеченные авторами-исследователями в академических публикациях либо расположенные на официальных сайтах университетов.
Цель исследования – рассмотреть современные технологические решения использования чат-ботов, предлагаемые в университетах разных стран для совершенствования навыка самоорганизации обучающихся.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
- проанализировать современную научно-методическую литературу по рассматриваемому вопросу;
- рассмотреть предлагаемые технологии некоторых университетов с целью формирования навыка самоорганизации у студентов;
- выделить и обосновать преимущества и недостатки скриптовых, гибридных и чат-ботов, основанных на искусственном интеллекте (ИИ-чат-боты) в решении поставленных задач.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужила научная литература по проблеме использования образовательных технологий в современном учебно-воспитательном процессе. Для поиска литературы были использованы такие базы данных, как ResearchGate, ScienceDirect, а также специализированные ресурсы, такие как РИНЦ, ВАК, eLIBRARY.ru. В рамках данной работы были проанализированы международные проекты, направленные на совершенствование навыков самоорганизации студентов вузов при помощи технологии чат-бот. Период поиска охватывает июнь – октябрь 2024 г., что позволяет учесть как современные подходы, так и результаты предшествующих исследований в данной области.
Методами исследования выступили теоретический и компаративный анализ научно-методической литературы, сравнение, классифицирование. Работа построена в соответствии с основными принципами научно-педагогического исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Начало обучения в высшем учебном заведении может явиться для новых студентов большим стрессом, именно поэтому достаточно большое внимание на первом году обучения университеты стараются уделять формированию и совершенствованию так называемых мягких навыков (soft skills). На вводной неделе, а в некоторых вузах и в течение всего академического года, проводятся дополнительные тренинги, мастер-классы и различные виды лекций, которые могут включать в себя темы, связанные с развитием навыков коммуникации, работы в команде и лидерства.
В учебные планы также заложены универсальные компетенции в рамках определенных дисциплин, направленные на совершенствование определенных мягких (надпредметных) навыков. Проанализировав учебные планы отдельных университетов, авторы пришли к выводу, что недостаточно представлена в этом отношении универсальная компетенция «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение): Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» (УК-6) – в основном она реализуется в дисциплинах «Проектная деятельность», а также «Курсовое проектирование».
Исследованию формирования навыка самоорганизации студентов вузов в последнее время посвящается немало работ. Общие вопросы рассмотрены в работах Т.В.Даниловой[1], Е.В. Павловой [2], М. Лохани [3]. Здесь отмечается важность самоорганизации как ключевого элемента успешного обучения. Отдельная часть работ посвящена исследованию влияния современных технологических решений в рамках учебного процесса на формирование мягких навыков. Например, А.Н. Нюдюрмагомедов [4] говорит о влиянии интерактивных технологий, что способствует повышению вовлеченности студентов в учебный процесс. Д.А. Абдуллаев [5] рассматривает формирование самоорганизации средствами дистанционного сопровождения, что представляет собой достаточно эффективный инструмент для развития навыков самоорганизации и может иметь интересные перспективы дальнейшей реализации. Достаточно интересное направление в исследовании данного вопроса (формирование навыка самоорганизации средствами современных технологических решений) представляют собой работы, посвященные использованию технологии чат-бот. Подобные вопросы обсуждаются, например, в работах А.В. Подопригора [6], О.Ф. Чаморро [7], Ф. Пуариер [8] и других, преимущественно зарубежных авторов. Результаты эмпирических исследований, освещенных в работах, подчеркивают, что внедрение чат-ботов в учебный процесс может значительно повысить уровень самоорганизации студентов.
Несмотря на возрастающий интерес к данной проблематике, исследования, посвященные использованию технологии чат-бот при формировании навыка самоорганизации – одного из основополагающих навыков студентов высших учебных заведений, остаются актуальными для дальнейшего изучения.
Для начала следует отметить природу используемых чат-ботов в обозначенных проектах – основу составляют гибридные и скриптовые. Для понимания приоритетности подобных чат-ботов при решении задач формирования навыка самоорганизации были рассмотрены преимущества и недостатки всех трех видов чат-ботов (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ основных дидактических свойств видов чат-ботов
Свойства |
Виды чат-ботов |
||
ИИ-чат-бот |
Гибридный чат-бот |
Скриптовый чат-бот |
|
Обработка естественного языка (NLP) |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Предопределенные сценарии |
Нет |
Есть |
Есть |
Интеграция |
Различные API и внешние системы |
Основные мессенджеры и веб-сайты |
Основные мессенджеры и веб-сайты |
Гибкость и адаптивность к новым запросам |
Высокая |
Средняя |
Ограниченная |
Легкость/сложность разработки |
Сложно |
Средне |
Легко |
Алгоритмы машинного обучения |
Есть |
Элементы |
Нет |
При явной привлекательности чат-бота, основанного на искусственном интеллекте (лучшая обработка сложного запроса обучающегося, постоянное совершенствование на основе данных, предоставляемых разными пользователями), хотелось бы выделить и его недостатки при формировании навыка самоорганизации. Так, ИИ-чат-бот не позволит обучающемуся провести анализ и оценивание организации собственной учебной деятельности, не поможет обратиться к преподавателю в случае затруднений, однако при этом он предоставит одну из важнейших возможностей для совершенствования обучающегося – составит образовательный маршрут (рекомендации) по формированию навыков самоорганизации на основе индивидуальных характеристик каждого конкретного студента. Единственный минус при таком преимуществе – ИИ-чат-боты не контролируются человеком и, следовательно, могут давать сбой в работе (например, некорректно предложенное решение, ненормативная лексика).
В отличие от ИИ-чат-бота, скриптовый чат-бот проектируется человеком в соответствии со строго определенным сценарием. У подобных ботов есть один серьезный недостаток – они не способны распознавать абсолютно любой запрос обучающегося. Тем не менее, следует отметить, что данного вида боты будут работать строго в соответствии с установленной учебной программой и, таким образом, позволят развивать навыки самоорганизации в рамках конкретного учебного процесса. Скриптовый чат-бот сможет построить образовательный трек (рекомендации) по формированию навыков самоорганизации при некоторых условиях: данные будут усреднены (не основаны на личностных характеристиках обучающегося) и заложены в сценарий.
Гибридные чат-боты, как следует из названия, сочетают в себе свойства первых двух видов чат-ботов. Данный вид чат-ботов имеет элементы искусственного интеллекта, что делает общение с ним более живым и привлекательным.
Возвращаясь к мировой практике внедрения технологии чат-бот для формирования и совершенствования навыка самоорганизации, ниже авторы представили наиболее интересные проекты (табл. 2). В основе таблицы 2 лежит комплексный анализ нескольких критериев, таких как вид технологии чат-бот, дидактические функции, форма обучения, при которой планируется применить данную технологию, и стадия реализации проекта. Подобное деление позволило бы выделить и систематизировать различные подходы к внедрению технологии чат-бот в образовательный процесс, учитывая как технические характеристики и функциональные возможности, так и педагогические стратегии, способствующие в итоге эффективному обучению.
Таблица 2
Международные чат-бот проекты для развития навыка самоорганизации
№ |
Страна |
Вид чат-бота |
Дидактические функции |
Планируемая форма обучения |
Стадия разработки |
1 |
Китай [9] |
Скриптовый |
Целеполагание; самооценивание; автоматизированная обратная связь |
Онлайн |
Экспериментальное внедрение |
2 |
Марокко / Франция [8] |
Гибридный |
Планирование самомониторинг; самооценивание |
Онлайн |
Разработка |
3 |
Испания, проект e-FeedSkill, Университет Барселоны, Открытый университет Каталонии [10] |
Гибридный |
Планирование; мотивация; рефлексия; самооценивание; эмоциональный интеллект |
Очная, дистанционная |
Интегрирован в курсы университетов |
4 |
Канада [11] |
Гибридный |
Планирование; оценивание; автоматизированная обратная связь |
Не указано |
Разработка |
5 |
Пакистан [12] |
ИИ-чат-бот |
Планирование; выполнение учебных заданий |
Очная |
Исследование |
Из таблицы 2 можно видеть, что абсолютное большинство проектов находится либо на стадии разработки, либо на стадии апробирования, что еще раз указывает на актуальность проблемы. Их реализация приходится на последние 4 года – 2020-2024 гг.
Команда китайских специалистов, включая преподавателей курсов университета Гонконга и Чжэцзянского университета, разработала и апробировала во время пандемии чат-бот, который затем интегрировали на страницу учебного курса в Moodle для реализации удаленного обучения [9]. Основной целью данного проекта было развить навык целеполагания у студентов. Поскольку бот сценарный (построен на SMART-целях), перед обучающимися ставились вопросы, на которые необходимо было выбрать ответы из предложенных. Работа с ботом предполагалась до начала учебного занятия, то есть бот частично также выполнял функцию прогностического оценивания. Авторы приходят к выводу, что предоставление возможных ответов (траекторий) может спровоцировать более высокую интеракцию «студент – бот», так как поможет избежать сбоев и недопониманий. Результаты показали, что использование диалогового агента помогает обучающимся ставить и прояснять образовательные цели, повышая таким способом вовлеченность и академическую успеваемость [9].
Совместный проект Марокко – Франция также предполагается внедрить на платформу Moodle для онлайн-обучения [8]. Схема бота достаточно сложная и позволяет реализовать такие функции, как целеполагание, планирование, тайм-менеджмент, самомониторинг, самооценивание и автоматизированная обратная связь. Авторы работают над экспериментальным внедрением чат-бота в учебный процесс для исследования эффективности проекта.
Работа испанских коллег построена на теории Циммермана основная цель исследователей заключалась в подтверждении гипотезы о том, что взаимодействие «студент – бот – студент», направленное на формирование навыков самоорганизации, может способствовать лучшему выполнению академических заданий. Проект реализовывался с 2020 г. по 2022 г. и был в дальнейшем интегрирован на платформу Moodle в двух университетах Испании – Университете Барселоны и Открытом университете Каталонии – для очной и заочной форм обучения. Чат-бот делал возможным акцентировать внимание на рефлексии, самооценивании и планировании путем ответов студентами на предложенные вопросы [10].
Группа канадских исследователей спроектировала схему на основе модели Винна и Хадвина. Персонализированный чат-бот в предложенной схеме отвечает за оценивание и планирование, дополняя учебную деятельность студента и саморегулируемое обучение (включает целеполагание и конструирование собственного образовательного маршрута). Путем внедрения подобной схемы в учебный процесс авторы надеются решить достаточно широкий спектр вопросов: повысить мотивацию, вовлеченность студентов в учебный процесс, а следовательно, и академическую успеваемость, усовершенствовать навыки самоорганизации. Тем не менее, не уточняется, при какой форме обучения возможна реализация данного проекта [11].
Команда из Пакистана исследует влияние ИИ-чат-ботов на совершенствование навыка самоорганизации. Авторы приводят результаты эксперимента, при котором в учебном процессе при очной форме обучения был использован искусственный интеллект, – благодаря этому студенты показали не только улучшение академической успеваемости, но и совершенствование навыка самоорганизации [12].
Анализ отечественной литературы показал, что подобных разработок в России практически не существует, технология чат-бот при этом активно используется в учебном процессе для развития предметных навыков. Тем не менее, авторы считают необходимым представить собственный проект. Чат-бот в данном случае скриптовый; он был сконструирован на платформе Aimylogic, запущен на канале Telegram и апробирован для очной и смешанной форм обучения. Его в основном предполагалось использовать во внеаудиторное время при организации самостоятельной учебной деятельности. Через предложенные вопросы и задания проект имел целью совершенствовать у студентов навыки целеполагания, планирования, оценивания и самооценивания, своевременно получать обучающимся автоматизированную обратную связь и обратную связь от преподавателя. Проект все еще находится на стадии апробации, однако на данный момент была отмечена положительная динамика в улучшении качества выполнения заданий, повышении уровня самостоятельности студентов и их способности к саморефлексии [13].
Таким образом, анализ основных технических характеристик технологии чат-бот и систематизации международных проектов делает понятным стремление международных команд интегрировать именно гибридные: сочетая в себе характеристики ИИ-чат-ботов и сценарных, они могут быть более привлекательны для студентов и, что немаловажно, будут отвечать требованиям конкретного учебного заведения. При всем интересе к ИИ-чат-ботам, большом их распространении в сфере образования и интеграции в учебный процесс авторы настоящей работы приходят к выводу, что данный вид ботов не подходит для формирования и совершенствования навыков самоорганизации.
Рассмотрев ряд международных чат-бот проектов по формированию навыка самоорганизации, авторы приходят к выводу, что данная отрасль достаточно молода и перспективна.
Заключение
В работе были рассмотрены чат-бот проекты, направленные на формирование навыка самоорганизации у студентов вузов стран мира. Указаны преимущества и недостатки различных видов чат-ботов в сфере формирования метапредметных навыков, а также выделены их основные дидактические свойства. Данные исследования показывают, что интерес к проблеме действительно существует и становится все более значимым. Знакомство с отечественным и зарубежным опытом по рассматриваемой проблеме расширяет возможности интеграции современных технологических решений и является одним из условий ее успешности.
Перспективой будущих исследований видится дальнейшее изучение влияния различных видов чат-ботов на самостоятельную организацию учебной деятельности студентов вузов. В связи с этим необходимыми являются изучение возможностей предикативных чат-ботов при формировании мягких навыков, а также моделирование схем и разработка скриптовых и гибридных чат-ботов.
Библиографическая ссылка
Данилина Е.К. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЧАТ-БОТ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33943 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33943