Введение. В последние годы в ряде регионов Российской Федерации наблюдается объединение (слияние) патолого-анатомических бюро (ПАБ) с бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ). Помимо этого, в состав БСМЭ включаются патолого-анатомические отделения, изначально не входившие в ПАБ (Калининградская область, Республика Бурятия и др.), либо добавляются ставки врачей-патологоанатомов (Архангельская область, Ненецкий автономный округ и др.). Основная цель, которая при этом преследуется, – совершенствование двух служб (прежде всего, патолого-анатомической) в целях повышения качества медицинской помощи: повышение точности и ускорение постановки диагнозов по прижизненному операционному и биопсийному материалу; улучшение выявляемости дефектов оказания медицинской помощи в случаях наступления летальных исходов; повышение достоверности и информативности статистических данных о смертности [1, 2, 3].
Однако по итогам голосования на аппаратном совещании Национальной медицинской палаты, проведенного 1 марта 2023 г. [4], только 10% участников высказались за объединение ПАБ с БСМЭ, 81% – против. Такими же, по сути, оказались итоги круглого стола Комитета по охране здоровья, который прошел 17 мая 2023 г. в Государственной Думе Российской Федерации [5]. Основные аргументы противников слияния: задачи двух служб существенно различаются (у одной – оказание медицинской помощи, у другой – экспертное сопровождение органов следствия, суда и надзорных органов); патологоанатомы и судебно-медицинские эксперты имеют разные профессиональные стандарты, функциональные обязанности и функциональные карты деятельности; тенденция к централизации прижизненных патолого-анатомических исследований приведет к нарушению преемственности патолого-анатомической диагностики и принципа независимости специалистов; конечная цель преобразований таким способом не будет достигнута (возможно снижение качества прижизненной диагностики); создаются риски разрушения патологической анатомии как самостоятельной специальности [6, 7, 8].
Цель исследования – объективизация промежуточных итогов объединения ПАБ (и иных патолого-анатомических подразделений) с БСМЭ в разных регионах страны.
Материал исследования: аналитические доклады (отраслевые статистические исследования) о состоянии патолого-анатомической службы страны, основанные на сведениях из годовых отчетов региональных патолого-анатомических подразделений различных типов, включая отделения БСМЭ, осуществляющие медицинскую деятельность по направлению «патологическая анатомия» [9, 10, 11]; основные социально-экономические показатели субъектов Российской Федерации [12]. Период наблюдения: 2016–2023 гг. (отчетные материалы за 2024 г. не опубликованы). В исследование не включались 4 новых региона, вошедших в состав страны в 2022 г. Методы: выборка и группировка целевых показателей, описательная статистика, сравнительный анализ, индуктивное обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что количество регионов, в которых существовали БСМЭ, проводящие прижизненные и посмертные патолого-анатомические исследования (табл. 1), составляло в 2016 г. 9, в 2017 – 8, 2018 – 8, 2019 – 9, 2020 – 10, 2021 – 13, 2022 – 12, 2023 – 15 (отмечен медленный, но устойчивый рост показателя в динамике). Количества регионов, имеющих ПАБ: в 2016 г. – 26 (в 2 регионах наряду с объединенным бюро), в 2017 – 25 (1), 2018 – 24 (1), 2019 – 22 (1), 2020 – 24 (3), 2021 – 23 (1), 2022 – 21 (1), 2023 – 20 (отмечено снижение показателя в динамике). Учитывая, что общее количество регионов равно 85 (без учета 4 новых регионов), в большинстве регионов страны ПАБ отсутствовали и отсутствуют (в 2016 г. – в 69,4%; в 2023 г. – в 76,5%). Эксперимент по объединению ПАБ с БСМЭ затронул 21 регион страны. Из них в 8 регионах (38,1%) объединенная форма бюро оказалась устойчивой (просуществовала не менее 5 лет). Еще в 7 регионах продолжительность объединения по состоянию на конец 2023 г. / начало 2024 г. оставалась менее 5 лет. Наряду с появлением объединенных бюро в 4 регионах создавались традиционные ПАБ.
Таблица 1
Регионы, в которых в период 2016–2023 гг. имелись бюро судебно-медицинской экспертизы, осуществляющие медицинскую деятельность по направлению «патологическая анатомия», и патолого-анатомические бюро
№ п/п |
Регионы РФ |
Годы |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
1 |
Алтайский край |
– |
– |
– |
– |
– |
см |
– |
– |
2 |
Архангельская область |
– |
– |
– |
– |
– |
см |
см |
см |
3 |
Астраханская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
4 |
Башкортостан республика |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
5 |
Бурятия республика |
па/см |
па/см |
па/см |
па/см |
па/см |
па |
па |
па |
6 |
Волгоградская область |
па |
х |
х |
па |
па |
па |
па |
па |
7 |
Вологодская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
8 |
Воронежская область |
х |
х |
х |
па |
па |
па |
па |
па |
9 |
Забайкальский край |
х |
х |
х |
х |
па |
х |
па/см |
па |
10 |
Ингушетия республика |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
11 |
Иркутская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
12 |
Кабардино-Балкария республика |
х |
х |
х |
х |
х |
см |
см |
см |
13 |
Калининградская область |
см |
см |
см |
– |
– |
– |
– |
> |
14 |
Калмыкия республика |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
см |
15 |
Камчатский край |
– |
– |
– |
– |
– |
па |
– |
– |
16 |
Кемеровская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
17 |
Кировская область |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
18 |
Коми республика |
х |
х |
х |
х |
па |
х |
х |
х |
19 |
Красноярский край |
па |
па |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
20 |
Курская область |
па |
па |
па |
па |
х |
х |
х |
х |
21 |
Ленинградская область |
па |
па |
па |
см |
см |
см |
см |
см |
22 |
Мордовия республика |
см |
х |
х |
см |
см |
см |
см |
см |
23 |
Московская область |
па |
– |
– |
– |
па/см |
см |
– |
– |
24 |
Ненецкий автономный округ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
см |
25 |
Новосибирская область |
– |
– |
– |
см |
па/см |
па/см |
см |
см |
26 |
Оренбургская область |
па |
па |
па |
па |
па |
– |
– |
см |
27 |
Пензенская область |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
28 |
Пермский край |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
см |
29 |
Псковская область |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
х |
х |
30 |
Ростовская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
31 |
Рязанская область |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
см |
32 |
Северная Осетия – Алания |
па |
па |
па |
х |
х |
х |
па |
па |
33 |
Смоленская область |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
34 |
Ставропольский край |
– |
– |
– |
– |
– |
см |
см |
см |
35 |
Тамбовская область |
х |
х |
х |
х |
па |
па |
па |
па |
36 |
Тюменская область |
х |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
па |
37 |
Ульяновская область |
па/см |
па |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
38 |
Челябинская область |
па |
па |
х |
х |
х |
па |
па |
па |
39 |
Чеченская Республика |
– |
– |
– |
– |
– |
па |
па |
па |
40 |
Чувашская республика |
см |
см |
см |
х |
х |
см |
см |
см |
41 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
па |
па |
па |
– |
– |
– |
– |
– |
Примечание: «па» – патолого-анатомическое бюро, «см» – объединенное (условно) бюро судебно-медицинской экспертизы, «па/см» – наличие обоих типов бюро, «–» – отсутствие обоих типов бюро, «х» – сведения о результатах деятельности бюро по итогам года не поступали, «>» – появление бюро предыдущего типа в следующем году, не вошедшем в таблицу 1
В 2016 г. в объединенных бюро работали всего 5,6% всех врачей-патологоанатомов страны (табл. 2), тогда как в патолого-анатомических – почти в 7 раз больше – 30,4%, а в сумме 36,0%. К 2023 г. показатели составили соответственно 12,0% (+6,4%) и 17,7% (–12,7%), а в сумме – 29,7% (–6,3%). Несмотря на то что доля врачей-патологоанатомов в составе объединенных бюро выросла, она по-прежнему составляет существенно меньшую часть (примерно 1/8) всего врачебного состава патолого-анатомической службы. Даже суммировав врачей-патологоанатомов объединенных бюро и ПАБ, получим не более 1/3 (в динамике с уменьшением данного показателя).
Соотношение врачей-патологоанатомов с высшей, первой и второй квалификационной категорией отражает уровень компетенции врачебного состава (маркер – доля врачей, имеющий высшую категорию) и процесс кадрового обновления (маркер – доля врачей, имеющий вторую категорию). В 2016 г. в целом по стране соотношение было следующим: 70,4–18,6–11,0 (в процентах). В составе ПАБ соответственно: 73,6–15,6–10,8. В составе объединенных бюро: 78,3–16,5–5,2 (в сравнении с ПАБ в среднем уровень квалификации выше, но меньше доля молодых специалистов). В 2023 г. в целом по стране соотношение составило: 73,3–15,1–11,5 (несколько вырос процент врачей с высшей категорией). В составе ПАБ: 74,2–12,9–12,9. В составе объединенных бюро: 80,2–10,2–9,6 (в сравнении с ПАБ, как и прежде, в среднем уровень квалификации оставался выше при меньшей доле молодых специалистов, хотя она и увеличилась почти в 2 раза).
Таблица 2
Основные показатели деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро и других подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность по направлению «патологическая анатомия», в динамике с 2016 по 2023 г.
№ п/п |
Оцениваемые показатели |
Бюро |
Другие подразделения |
||||
см |
па |
||||||
2016 |
2023 |
2016 |
2023 |
2016 |
2023 |
||
1 |
Доля среди всех регионов, % |
10,6 |
16,5 |
22,4 |
18,8 |
67,1 |
64,7 |
2 |
Доля среди всех подразделений, % |
3,2 |
5,2 |
6,0 |
5,2 |
90,7 |
89,6 |
4 |
Среднедушевые доходы в регионах (в месяц), тыс. руб. |
21,9 |
39,6 |
25,5 |
40,5 |
27,9 |
51,9 |
5 |
Доля штатных должностей*, % |
5,6 |
11,3 |
31,1 |
20,2 |
63,3 |
68,5 |
6 |
Укомплектованность должностей, % |
70,9 |
79,4 |
90,4 |
62,9 |
86,9 |
73,8 |
7 |
Доля физических лиц (%), из них: |
5,6 |
12,0 |
30,4 |
17,7 |
64,0 |
70,3 |
|
– с высшей категорией, % |
78,3 |
80,2 |
73,6 |
74,2 |
70,4 |
73,3 |
|
– со второй категорией, % |
5,2 |
9,6 |
10,8 |
12,9 |
11,0 |
11,5 |
8 |
Доля унив. световых бинокул. микроскопов (%), из них: |
2,1 |
8,3 |
18,0 |
12,3 |
79,8 |
79,4 |
|
– со сроком эксплуатации более 10 лет, % |
27,6 |
40,3 |
22,0 |
37,0 |
22,1 |
35,5 |
|
– на 1 патолого-анатомическое отделение, абс. |
0,6 |
2,4 |
2,6 |
3,5 |
0,8 |
1,3 |
Примечание: сведения здесь и далее приведены только по врачам-патологоанатомам; «см» – объединенное (условно) бюро судебно-медицинской экспертизы, «па» – патолого-анатомическое бюро, «–» – нет сведений
В динамике количество врачей-патологоанатомов, занятых в работе патолого-анатомических отделений в объединенных бюро, с 2016 г. по 2023 г. заметно выросло, что соответствует, прежде всего, произошедшему за этот период увеличению количества объединенных бюро. Наряду с этим увеличилась и укомплектованность штатного расписания объединенных бюро, а также доля врачей-патологоанатомов с высшей квалификационной категорией и молодых специалистов, т.е. имели место, хотя и слабо выраженные, но все-таки положительные изменения. В ПАБ динамика этих же показателей, напротив, либо была отрицательной (по большинству показателей), либо практически отсутствовала (по такому показателю, как «доля молодых специалистов»).
Материально-техническое оснащение (на примере санных микротомов и универсальных световых бинокулярных микроскопов): в 2016 г. в целом по стране количество санных микротомов составило 2664, из них 60,5% – со сроком эксплуатации более 10 лет (устаревшие). В составе патолого-анатомических отделений в объединенных бюро и ПАБ эти же показатели составили соответственно 144 (55,6%) и 576 (63,6%). В среднем по стране на одно патолого-анатомическое подразделение приходилось 1,5 санных микротома, в объединенных бюро – 2,9, в патолого-анатомических – 9,7. В 2023 г. в целом по стране санных микротомов стало 2004 (–24,7%), из которых 76,0% (+15,5%) со сроком эксплуатации более 10 лет, т.е. количество единиц оборудования уменьшилось, а степень устаревания оставшихся несписанными увеличилась. В составе патолого-анатомических отделений в объединенных бюро и ПАБ количественные показатели составили соответственно 312 (+116,7%) и 429 (–25,5%), а доля устаревшего оборудования – соответственно 76,0% (+14,4%) и 81,8% (+18,2%). В среднем по стране на одно патолого-анатомическое подразделение в 2023 г. приходилось 1,2 санных микротома (–0,3), в объединенных бюро – 4,1 (+1,2), в патолого-анатомических – 5,6 (–4,1). Положительные изменения, таким образом, произошли в объединенных бюро, в отличие от патолого-анатомических. При этом положение по удельному показателю, по сути, только выровнялось, поскольку исходно было хуже в объединенных бюро.
Количество универсальных световых бинокулярных микроскопов в 2016 г. в целом по стране составило 1364, из них 22,1% – со сроком эксплуатации более 10 лет. В составе патолого-анатомических отделений объединенных бюро и ПАБ эти же показатели составили соответственно 29 (27,6%) и 246 (22,0%). В среднем по стране на одно патолого-анатомическое подразделение пришлось 0,8 универсальных световых бинокулярных микроскопа, в объединенных бюро – 0,6, в патолого-анатомических – 2,6. В 2023 г. в целом по стране стало 2192 (+60,7%) универсальных световых бинокулярных микроскопа, из которых 35,5% (+13,4%) – со сроком эксплуатации более 10 лет, т.е. количество единиц данного вида оборудования увеличилось, как и степень устаревания. В составе патолого-анатомических отделений в объединенных бюро и ПАБ количественные показатели составили соответственно 181 (+624,0%) и 270 (+9,8%), а доля устаревшего оборудования – соответственно 40,3% (+13,9%) и 37,0% (+15,0%). В среднем по стране на одно патолого-анатомическое подразделение в 2023 г. пришлось 1,3 универсальных световых бинокулярных микроскопа (+0,5), в объединенных бюро – 2,4 (+1,8), в патолого-анатомических – 3,5 (+0,9). Положительные изменения по микроскопам произошли как в объединенных бюро, так и в патолого-анатомических, при этом наиболее заметно – в объединенных. В то же время по удельному показателю положение более-менее выровнялось, оставаясь по-прежнему несколько лучше в ПАБ.
Таким образом, материально-техническое оснащение исходно было заметно хуже в тех патолого-анатомических отделениях, которые были присоединены к БСМЭ. В динамике в этих подразделениях происходили преимущественно положительные изменения – увеличение абсолютного и удельного количества единиц оборудования. В итоге на фоне происходивших в ПАБ процессов ухудшения оснащенности (на примере санных микротомов) либо улучшения, но менее стремительного, нежели в объединенных бюро (на примере универсальных световых бинокулярных микроскопов), ситуация в двух сравниваемых формах бюро более-менее выровнялась, оставаясь несколько лучше в ПАБ. Однако во всех типах учреждений наблюдался процесс постепенного устаревания основного оборудования. Примечательно, что экономическое положение регионов, в которых имело место объединение, исходно и в конце периода наблюдения было хуже по сравнению с регионами, в которых объединение не происходило (имелись ПАБ), судя по такому показателю, как среднедушевой доход населения в месяц: в 2016 г. – 21,9 и 25,5 тыс. руб., в 2023 г. – 39,6 и 40,5 тыс. руб. соответственно. В регионах, в которых не существовало ПАБ (в любой его форме), этот показатель всегда был выше: соответственно 27,9 и 51,9 тыс. руб.
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают, что, несмотря на разные мнения по вопросу о целесообразности слияния ПАБ с БСМЭ, этот процесс фактически происходит и затрагивает с каждым годом все большее количество регионов страны, особенно с относительно невысоким уровнем экономического развития, являясь для них вынужденной мерой, направленной на более эффективное использование имеющейся ресурсной базы. Так, если в 2016 г. объединенные бюро существовали в 9 регионах, то в конце 2023 г. – уже в 15. Примечательно, что позитивный опыт (продолжительность существования объединенных бюро 5 лет или более) был в 8 из них.
Большая часть патолого-анатомических исследований проводится, а также большая часть врачей-патологоанатомов и материально-технических средств, необходимых для их обеспечения, находятся в патолого-анатомических подразделениях специализированных лабораторий, исследовательских центров либо лечебных учреждений, т.е. вне такой организационной формы, как бюро (патолого-анатомическое либо объединенное), что позволяет считать априорные опасения по поводу слияния ПАБ с БСМЭ, влекущего за собой угрозу радикального изменения всей патолого-анатомической службы и «разрушения патологической анатомии как самостоятельной специальности», преувеличенными.
Наряду с этим в ряде регионов произошел возврат к прежней форме существования патолого-анатомических отделений в составе самостоятельного ПАБ, что требует отдельного рассмотрения на предмет общих и частных причин произошедшего.
Возникший на сегодняшний день региональный опыт объединения ПАБ с БСМЭ должен детально изучаться, анализироваться и учитываться прежде принятия судьбоносных решений о слиянии двух служб на более высоком (федеральном) уровне.
Библиографическая ссылка
Божченко А.П., Журавлев А.А., Зиненко Ю.В., Исаков В.Д., Капустин Е.В., Мазур Е.С. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИХ БЮРО С БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33935 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33935