Введение. Глобальные трансформационные процессы в стране и в мире, связанные с переходом на стандарты Индустрии 4.0, быстро развивающиеся процессы с применением искусственного интеллекта, роботизация, цифровизация технологических и производственных процессов, развитие ИТ-сервисов существенно изменяют специфику инженерной деятельности [1]. К инженерным вузам предъявляются требования по подготовке конкурентоспособных выпускников, обладающих широким спектром ключевых и профессиональных компетенций, ориентированных на расширение функционала инженера в процессе профессиональной деятельности [2].
В настоящее время на производстве востребованы следующие специалисты: техники, способные работать на высокотехнологичном оборудовании, умеющие его обслуживать и производить ремонт; линейные инженеры, ориентированные на обслуживание новых технологических и производственных процессов; инновационные инженеры, которых можно рассматривать как инженеров-исследователей, они способны разрабатывать и реализовывать новые технологические цепочки, процессы, оборудование,
Модель организации работы инженерного вуза (на примере филиала Тюменского индустриального университета (ТИУ) в г. Сургуте) в партнерстве с предприятиями, обеспечивая переход на позиции центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерами поколения искусственного интеллекта, позволит образовательным организациям стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона. С позиции обучающихся инженерного вуза, модель способствует удовлетворению их образовательных потребностей посредством формирования комплекса компетенций, обеспечивающих успешное выстраивание индивидуального маршрута профессионального развития и рост в профессиональной деятельности. Специфической особенностью модели является междисциплинарный подход, позволяющий проводить постоянную перенастройку и обновление содержательного и технологического компонентов образовательного процесса.
В качестве основного направления практико-ориентированного подхода принимаем концепцию CDIO (задумай – спроектируй – реализуй – управляй), согласно которой процесс обучения в инженерном вузе направлен на формирование базы фундаментальных теоретических дисциплинарных и междисциплинарных знаний, опыта практической деятельности, а в результате – комплекса компетенций, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда [3]. Поэтому выстраиваются новые формы взаимодействия с предприятиями [4], способствующие реализации практико-ориентированного подхода, что будет помогать подготовке конкурентоспособных выпускников. Это подтверждает актуальность и своевременность решения проблемы повышения качества подготовки в инженерных вузах.
Цель исследования: проанализировать результаты реализации модели работы инженерного вуза (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра подготовки конкурентоспособного выпускника для укрепления кадрового и научного потенциала организаций реального сектора экономики ХМАО-Югры.
Материал и методы исследования. Практико-ориентированное обучение реализуется в рамках модели работы инженерного вуза. Образовательный процесс выстраивается на основе формирования функциональных моделей профессиональной деятельности, при погружении в профессиональную среду.
Реализация практико-ориентированного обучения совместно с предприятиями-партнерами позволит создать и внедрить в практику модель работы института (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерами нового поколения в регионе; укрепить кадровый и научный потенциал организаций реального сектора экономики ХМАО-Югры, стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона.
В процессе исследования изучены, проанализированы, систематизированы и дополнены существующие разработки, направленные на повышение качества инженерного образования, выявлены возможности корректировки и обновления дидактики инженерного образования в контексте глобальных процессов преобразования производства и общества; реализована модель работы вуза (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерными кадрами.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель работы вуза, ориентированная на подготовку конкурентоспособного выпускника-инженера, разработана на основе нормативных документов (образовательных, профессиональных стандартов), с учетом изменившейся специфики инженерной деятельности, в соответствии с требованиями современного производства, в контексте стратегии научно-технологического развития страны.
Основные направления в процессе разработки и реализации модели: организация вариативного взаимодействия с предприятиями, входящими в отраслевой кластер, формирование практико-ориентированной образовательной среды, в которой происходит формирование практического опыта обучающихся. Процесс управления качеством инженерного образования строился на основе процессного подхода; обновление дидактики инженерного образования происходит на основе интеграции теоретического обучения [5], практической деятельности и исследовательской составляющих образовательного процесса, с целью формирования практического опыта посредством осмысления теоретического материала через его практическое применение; расширение набора образовательных программ ВО, СПО, ДПО, которые наиболее востребованы в регионе, для развития стратегических отраслей. Структурная схема модели представлена на рисунке.
Структурная схема модели
Базовые направления при разработке и реализации модели:
- работа по реализации основных профессиональных образовательных программ во взаимодействии с предприятиями-партнерами в отраслевом кластере; была сформирована практико-ориентированная образовательная среда, в которой происходит формирование практического опыта обучающихся;
- построение процесса управления качеством инженерного образования на основе процессного подхода;
- обновление дидактики инженерного образования на основе интеграции теоретического обучения, практической деятельности и исследовательской составляющих образовательного процесса;
- применение практико-ориентированных и проактивных методик, методов с целью формирования практического опыта посредством осмысления теоретического материала через его практическое применение;
- расширение набора образовательных программ ВО, СПО, ДПО, которые наиболее востребованы в регионе, для развития стратегических отраслей.
Модель организации работы инженерного вуза (на примере филиала ТИУ в г.Сургуте) в партнерстве с предприятиями реального сектора экономики позволит учебным организациям стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона.
В рамках реализации модели:
- скорректированы квалификационные требования к выпускнику инженерного вуза с учетом современных геополитических и экономических условий, ориентированные на развитие производственных стратегических отраслей;
- практико-ориентированная образовательная среда инженерного вуза способствует вариативному взаимодействию с предприятиями Тюменской области / ХМАО-Югры в отраслевом кластере. Заключенные договоры/соглашения предусматривают совместную деятельность по корректировке нормативной и учебно-методической документации, организацию образовательного процесса с использованием возможности предприятий-партнеров с целью усиления практико-ориентированной направленности и формирования практических умений и навыков обучающихся в процессе обучения в инженерном вузе;
- разработаны и скорректированы существующие основные профессиональные образовательные программы с акцентом на практическую составляющую образовательного процесса, с целью формирования набора компетенций через практическую деятельность;
- обновление дидактики инженерного образования проведено в контексте усиления функциональной составляющей практической деятельности, использования междисциплинарных связей при формировании практического опыта в реальных производственных условиях;
- сформированы и реализованы индивидуальные учебные планы (индивидуальные траектории) обучающихся; планы совместной работы по реализации практико-ориентированного обучения на предприятиях реального сектора экономики;
- в образовательный процесс внедрены практико-ориентированные методы:
а) метод конкретных ситуаций при работе индивидуально или в команде – кейсовый подход. При использовании кейсов происходит формирование кейсового мышления на основе навыков анализа, систематизации, критического осмысления ситуации; умения найти оптимальное решение в нестандартной ситуации;
б) метод проектов – проектный подход, формирует проектное мышление, предусматривает индивидуальную и командную работы [6], позволяет обучающимся оценивать, обобщать информацию, выдвигать идеи по решению проблемы, проверять эффективность предложенных решений на основе критического мышления.
Данные методы органично встраиваются и интегрируются в образовательном процессе, способствуют усилению практической направленности обучения. В процессе работы над заданиями формируются междисциплинарные знания, опыт практических действий в ситуациях, приближенных к реальному производству. Обучающиеся приобретают навыки самопрезентации, аргументированного представления своих решений.
Применение рассмотренных методов требует разработки и реализации набора проектов/кейсов/ исследовательских заданий на основе реальных производственных ситуаций, бизнес-процессов. Содержательная часть заданий согласуется с представителями предприятий. Практико-ориентированные задания классифицируются: по длительности выполнения (рассчитанные на одно занятие, несколько занятий, семестр, несколько семестров), по количеству охватываемых дисциплин (дисциплинарные, междисциплинарные, сквозные), по уровню сложности; по назначению (для лабораторных/практических занятий, для различных видов практики, для выполнения исследовательских работ, для курсовых работ/проектов, для выпускной квалификационной работы). Процесс работы над проектами/ кейсами/ исследовательскими заданиями ориентирован на погружение обучающихся в профессиональную среду для сбора, изучения, анализа материала и поиска вариантов решения поставленной проблемы с учетом рисков реализации предложенных решений. Выпускающие кафедры являются базами для моделирования профессиональной среды;
- использованы возможности цифровых технологий при корректировке информационной системы поддержки образовательного процесса. Применение сетевых образовательных ресурсов (в рамках ресурсного взаимодействия с предприятиями) позволяет дополнить лабораторные/практические занятия организацией наблюдения в дистанционном формате за производственными процессами и технологическими цепочками, осуществлять 3D-моделирование при выполнении заданий/кейсов/проектов. Разработаны и внедрены в образовательный процесс виртуальные работы, выездные работы. Взаимодействие с предприятиями открыло возможности изучения и работы с программным обеспечением, применяемым непосредственно в структурных подразделениях [5];
- взаимодействие с предприятиями расширяет возможности инженерного вуза по обновлению материальной базы, процесс обучения частично осуществляется на базе предприятий.
Обучающиеся проходят все виды практики на предприятиях, входящих в отраслевой кластер. Участие представителей предприятий в подготовке выпускников исключает трудности в процессе их трудоустройства и обеспечивает 100-процентные показатели;
- уровень сформированности компетенций выпускников оценивается в вузе (аттестационные работы, госэкзамен, защита ВКР) и в процессе проведения независимой оценки качества подготовки непосредственно представителями работодателей;
- теория и методика профессионального образования обогащены целостными методологическими представлениями о сущности процесса подготовки конкурентоспособного выпускника в партнерстве с работодателями.
Реализация модели, ориентированной на расширение портфеля образовательных программ с учетом запроса работодателей (индустриальных партнеров) и в рамках национальных проектов развития стратегических отраслей, позволит выполнить следующие показатели: лицензирование новых специальностей ВО и СПО, в том числе по искусственному интеллекту и информационным технологиям; увеличение контингента абитуриентов в рамках приема в 2026, 2027 гг. по программам СПО и ВО; увеличение числа целевых мест приема на обучение от предприятий-партнеров; увеличение количества договорных мест. Планируемые результаты в цифрах представлены в таблице.
Планируемые результаты
|
2025 г. |
2026–2027 гг. |
2028–2030 гг. |
Увеличение контингента обучающихся |
622 |
800 |
1100 |
Реализация новых ОПОП ВО, ОПОП СПО |
4 |
6 |
8 |
Выполнение соотношения преподаватель/обучающийся |
1/10 |
1/11 |
1/12 |
Увеличение баз МТО, производственных площадок |
2 |
3 |
4 |
Лицензирование новых направлений |
1 |
2 |
2 |
Заключение договоров/соглашений с предприятиями |
3 |
4 |
4 |
Повышение балла ЭГЭ |
70 |
75 |
80-85 |
Расширение ранней профориентации (индустриальные/корпоративные классы) |
1 класс |
3 класса |
5 классов |
Трудоустройство выпускников |
99% |
100% |
100% |
Увеличение целевых договоров с предприятиями-партнерами на обучение |
10 |
15 |
20 |
Увеличение договорных мест |
КЦП |
5% |
10% |
Расширение портфеля образовательных программ ДПО (в том числе в дистанционном формате) |
5 |
10 |
15 |
Увеличение контингента слушателей по программам ДПО |
10% |
20% |
30% |
Увеличение доли ППС в возрасте до 39 лет |
на 10% |
на 20% |
на 30% |
Участие в конкурсах: – международный инженерный чемпионат «CASE- IN» на платформе АНО «Россия страна возможностей»: – ежегодные международные конкурсы «Качество образования», «Discovery Science: University»; «Время перемен» – всероссийский инженерный конкурс ВКР – конкурс исследовательских работ «Машина Голдберга – символ нового вида научно-технического творчества» |
60% обучающихся
5% обучающихся
5% обучающихся
все обучающиеся 1-го курса |
80% обучающихся
10% обучающихся
10% обучающихся
все обучающиеся 1-го курса |
80% обучающихся
15% обучающихся
15% обучающихся
все обучающиеся 1-го курса |
Практические результаты, которые будут достигнуты в процессе реализации модели, интегративны и могут быть представлены с различных позиций:
– подготовка конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, ориентированного на развитие высокотехнологичных производств, способного генерировать оригинальные решения в процессе профессиональной деятельности с целью развития и повышения эффективности стратегических отраслей страны в условиях динамичного научно-технологического развития России [7];
– создание практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей трансфер научных разработок;
– обеспечение предприятий региона кадрами, обладающими комплексом компетенций, в том числе и исследовательских, подготавливаемыми в инженерных вузах при непосредственном участии работодателей, что способствует формированию кадрового потенциала предприятий стратегических отраслей, способного на разработку и внедрение инновационных решений в целях научно-технологического развития страны.
Заключение
Трансформационные процессы в инженерном образовании направлены на подготовку конкурентоспособных инженерных кадров, ориентированных на решение практических задач современного производства, готовых принимать оптимальные решения в реальных условиях, работая на предприятиях отраслевого кластера. Процесс подготовки выпускников инженерного вуза при непосредственном взаимодействии с работодателями, который осуществляется в практико-ориентированном формате, позволит решить кадровую проблему предприятий, в результате инженерный вуз выйдет на позиции ведущего поставщика конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей страны.
Библиографическая ссылка
Горшкова О.О. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ФОРМАТЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33928 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33928