Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ФОРМАТЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Горшкова О.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», филиал в г. Сургуте
Цель работы: реализация модели работы инженерного вуза (на примере филиала Тюменского индустриального университета в г. Сургуте) как центра подготовки конкурентоспособного выпускника с целью укрепления кадрового и научного потенциала организаций реального сектора экономики. Процессы, обусловленные изменением характера инженерной деятельности при переходе на стандарты Индустрии 4.0, применением новейших технологий в добывающей промышленности, корректируют набор и содержание компетенций выпускников инженерных вузов, требуя пересмотра дидактики инженерного образования. Представленная модель предусматривает обновленную дидактику в методологическом и содержательном аспектах с основой на подходы наукоемкого инжиниринга, реализуемые совместно с работодателями. Обновление дидактики инженерного образования проведено с учетом корректировки квалификационных требований к набору формируемых компетенций выпускника. Дидактика предусматривает переход на практико-ориентированный формат реализации образовательного процесса во взаимодействии с работодателями, трансформацию дополнительного профессионального образования через диверсификацию портфеля программ; актуализацию содержательного контента и применение новых образовательных технологических решений. Модель организации работы инженерного вуза в партнерстве с работодателями, входящими в отраслевой кластер, обеспечивает возможности инженерного вуза стать центром подготовки востребованных компетенций у выпускников, занимая место ведущего поставщика конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона.
инженерный вуз
инженер
инженерное образование
практико-ориентированный подход
предприятия реального сектора экономики
отраслевой кластер
1. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Современные тренды инженерной подготовки по ряду ИТ-направлений // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32175 (дата обращения: 13.01.2025). DOI: 10.17513/spno.32175.
2. Ребрин О.И., Шолина И.И. Новые модели инженерного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 102 (2). С. 61–70. DOI 10.15826/umj.2016.102.005.
3. Каминский А.В. Практико-ориентированный подход к подготовке обучающихся по инженерным специальностям // Современное педагогическое образование. 2024. № 1. С. 110-115.
4. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 29–35.
5. Горшкова О.О. Подготовка инженерных кадров для стратегических производственных отраслей во взаимодействии с работодателями // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33258 (дата обращения: 20.12.2024). DOI: 10.17513/spno.33258.
6. Мирошников С.А., Нотова С.В., Никулина Ю.Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодёжи // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 99 –115.
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-99-115.
7. Горшкова О.О. Формирование компетенций выпускника инженерного вуза в партнерстве с работодателями // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 2. С. 129-134.
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39534 (дата обращения: 13.01.2025).
DOI: 10.17513/snt.39534.

Введение. Глобальные трансформационные процессы в стране и в мире, связанные с переходом на стандарты Индустрии 4.0, быстро развивающиеся процессы с применением искусственного интеллекта, роботизация, цифровизация технологических и производственных процессов, развитие ИТ-сервисов существенно изменяют специфику инженерной деятельности [1]. К инженерным вузам предъявляются требования по подготовке конкурентоспособных выпускников, обладающих широким спектром ключевых и профессиональных компетенций, ориентированных на расширение функционала инженера в процессе профессиональной деятельности [2].

В настоящее время на производстве востребованы следующие специалисты: техники, способные работать на высокотехнологичном оборудовании, умеющие его обслуживать и производить ремонт; линейные инженеры, ориентированные на обслуживание новых технологических и производственных процессов; инновационные инженеры, которых можно рассматривать как инженеров-исследователей, они способны разрабатывать и реализовывать новые технологические цепочки, процессы, оборудование,

Модель организации работы инженерного вуза (на примере филиала Тюменского индустриального университета (ТИУ) в г. Сургуте) в партнерстве с предприятиями, обеспечивая переход на позиции центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерами поколения искусственного интеллекта, позволит образовательным организациям стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона. С позиции обучающихся инженерного вуза, модель способствует удовлетворению их образовательных потребностей посредством формирования комплекса компетенций, обеспечивающих успешное выстраивание индивидуального маршрута профессионального развития и рост в профессиональной деятельности. Специфической особенностью модели является междисциплинарный подход, позволяющий проводить постоянную перенастройку и обновление содержательного и технологического компонентов образовательного процесса.

В качестве основного направления практико-ориентированного подхода принимаем концепцию CDIO (задумай – спроектируй – реализуй – управляй), согласно которой процесс обучения в инженерном вузе направлен на формирование базы фундаментальных теоретических дисциплинарных и междисциплинарных знаний, опыта практической деятельности, а в результате – комплекса компетенций, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда [3]. Поэтому выстраиваются новые формы взаимодействия с предприятиями [4], способствующие реализации практико-ориентированного подхода, что будет помогать подготовке конкурентоспособных выпускников. Это подтверждает актуальность и своевременность решения проблемы повышения качества подготовки в инженерных вузах.

Цель исследования: проанализировать результаты реализации модели работы инженерного вуза (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра подготовки конкурентоспособного выпускника для укрепления кадрового и научного потенциала организаций реального сектора экономики ХМАО-Югры.

Материал и методы исследования. Практико-ориентированное обучение реализуется в рамках модели работы инженерного вуза. Образовательный процесс выстраивается на основе формирования функциональных моделей профессиональной деятельности, при погружении в профессиональную среду.

Реализация практико-ориентированного обучения совместно с предприятиями-партнерами позволит создать и внедрить в практику модель работы института (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерами нового поколения в регионе; укрепить кадровый и научный потенциал организаций реального сектора экономики ХМАО-Югры, стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона.

В процессе исследования изучены, проанализированы, систематизированы и дополнены существующие разработки, направленные на повышение качества инженерного образования, выявлены возможности корректировки и обновления дидактики инженерного образования в контексте глобальных процессов преобразования производства и общества; реализована модель работы вуза (на примере филиала ТИУ в г. Сургуте) как центра управления знаниями при подготовке и работе с инженерными кадрами.

Результаты исследования и их обсуждение. Модель работы вуза, ориентированная на подготовку конкурентоспособного выпускника-инженера, разработана на основе нормативных документов (образовательных, профессиональных стандартов), с учетом изменившейся специфики инженерной деятельности, в соответствии с требованиями современного производства, в контексте стратегии научно-технологического развития страны.

Основные направления в процессе разработки и реализации модели: организация вариативного взаимодействия с предприятиями, входящими в отраслевой кластер, формирование практико-ориентированной образовательной среды, в которой происходит формирование практического опыта обучающихся. Процесс управления качеством инженерного образования строился на основе процессного подхода; обновление дидактики инженерного образования происходит на основе интеграции теоретического обучения [5], практической деятельности и исследовательской составляющих образовательного процесса, с целью формирования практического опыта посредством осмысления теоретического материала через его практическое применение; расширение набора образовательных программ ВО, СПО, ДПО, которые наиболее востребованы в регионе, для развития стратегических отраслей. Структурная схема модели представлена на рисунке.

Структурная схема модели

Базовые направления при разработке и реализации модели:

- работа по реализации основных профессиональных образовательных программ во взаимодействии с предприятиями-партнерами в отраслевом кластере; была сформирована практико-ориентированная образовательная среда, в которой происходит формирование практического опыта обучающихся;

- построение процесса управления качеством инженерного образования на основе процессного подхода;

- обновление дидактики инженерного образования на основе интеграции теоретического обучения, практической деятельности и исследовательской составляющих образовательного процесса;

- применение практико-ориентированных и проактивных методик, методов с целью формирования практического опыта посредством осмысления теоретического материала через его практическое применение;

- расширение набора образовательных программ ВО, СПО, ДПО, которые наиболее востребованы в регионе, для развития стратегических отраслей.

Модель организации работы инженерного вуза (на примере филиала ТИУ в г.Сургуте) в партнерстве с предприятиями реального сектора экономики позволит учебным организациям стать ведущим поставщиком конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей региона.

В рамках реализации модели:

- скорректированы квалификационные требования к выпускнику инженерного вуза с учетом современных геополитических и экономических условий, ориентированные на развитие производственных стратегических отраслей;

- практико-ориентированная образовательная среда инженерного вуза способствует вариативному взаимодействию с предприятиями Тюменской области / ХМАО-Югры в отраслевом кластере. Заключенные договоры/соглашения предусматривают совместную деятельность по корректировке нормативной и учебно-методической документации, организацию образовательного процесса с использованием возможности предприятий-партнеров с целью усиления практико-ориентированной направленности и формирования практических умений и навыков обучающихся в процессе обучения в инженерном вузе;

- разработаны и скорректированы существующие основные профессиональные образовательные программы с акцентом на практическую составляющую образовательного процесса, с целью формирования набора компетенций через практическую деятельность;

- обновление дидактики инженерного образования проведено в контексте усиления функциональной составляющей практической деятельности, использования междисциплинарных связей при формировании практического опыта в реальных производственных условиях;

- сформированы и реализованы индивидуальные учебные планы (индивидуальные траектории) обучающихся; планы совместной работы по реализации практико-ориентированного обучения на предприятиях реального сектора экономики;

- в образовательный процесс внедрены практико-ориентированные методы:

а) метод конкретных ситуаций при работе индивидуально или в команде – кейсовый подход. При использовании кейсов происходит формирование кейсового мышления на основе навыков анализа, систематизации, критического осмысления ситуации; умения найти оптимальное решение в нестандартной ситуации;

б) метод проектов – проектный подход, формирует проектное мышление, предусматривает индивидуальную и командную работы [6], позволяет обучающимся оценивать, обобщать информацию, выдвигать идеи по решению проблемы, проверять эффективность предложенных решений на основе критического мышления.

Данные методы органично встраиваются и интегрируются в образовательном процессе, способствуют усилению практической направленности обучения. В процессе работы над заданиями формируются междисциплинарные знания, опыт практических действий в ситуациях, приближенных к реальному производству. Обучающиеся приобретают навыки самопрезентации, аргументированного представления своих решений.

Применение рассмотренных методов требует разработки и реализации набора проектов/кейсов/ исследовательских заданий на основе реальных производственных ситуаций, бизнес-процессов. Содержательная часть заданий согласуется с представителями предприятий. Практико-ориентированные задания классифицируются: по длительности выполнения (рассчитанные на одно занятие, несколько занятий, семестр, несколько семестров), по количеству охватываемых дисциплин (дисциплинарные, междисциплинарные, сквозные), по уровню сложности; по назначению (для лабораторных/практических занятий, для различных видов практики, для выполнения исследовательских работ, для курсовых работ/проектов, для выпускной квалификационной работы). Процесс работы над проектами/ кейсами/ исследовательскими заданиями ориентирован на погружение обучающихся в профессиональную среду для сбора, изучения, анализа материала и поиска вариантов решения поставленной проблемы с учетом рисков реализации предложенных решений. Выпускающие кафедры являются базами для моделирования профессиональной среды;

- использованы возможности цифровых технологий при корректировке информационной системы поддержки образовательного процесса. Применение сетевых образовательных ресурсов (в рамках ресурсного взаимодействия с предприятиями) позволяет дополнить лабораторные/практические занятия организацией наблюдения в дистанционном формате за производственными процессами и технологическими цепочками, осуществлять 3D-моделирование при выполнении заданий/кейсов/проектов. Разработаны и внедрены в образовательный процесс виртуальные работы, выездные работы. Взаимодействие с предприятиями открыло возможности изучения и работы с программным обеспечением, применяемым непосредственно в структурных подразделениях [5];

- взаимодействие с предприятиями расширяет возможности инженерного вуза по обновлению материальной базы, процесс обучения частично осуществляется на базе предприятий.

Обучающиеся проходят все виды практики на предприятиях, входящих в отраслевой кластер. Участие представителей предприятий в подготовке выпускников исключает трудности в процессе их трудоустройства и обеспечивает 100-процентные показатели;

- уровень сформированности компетенций выпускников оценивается в вузе (аттестационные работы, госэкзамен, защита ВКР) и в процессе проведения независимой оценки качества подготовки непосредственно представителями работодателей;

- теория и методика профессионального образования обогащены целостными методологическими представлениями о сущности процесса подготовки конкурентоспособного выпускника в партнерстве с работодателями.

Реализация модели, ориентированной на расширение портфеля образовательных программ с учетом запроса работодателей (индустриальных партнеров) и в рамках национальных проектов развития стратегических отраслей, позволит выполнить следующие показатели: лицензирование новых специальностей ВО и СПО, в том числе по искусственному интеллекту и информационным технологиям; увеличение контингента абитуриентов в рамках приема в 2026, 2027 гг. по программам СПО и ВО; увеличение числа целевых мест приема на обучение от предприятий-партнеров; увеличение количества договорных мест. Планируемые результаты в цифрах представлены в таблице.

Планируемые результаты

 

2025 г.

2026–2027 гг.

2028–2030 гг.

Увеличение контингента обучающихся

622

800

1100

Реализация новых ОПОП ВО, ОПОП СПО

4

6

8

Выполнение соотношения преподаватель/обучающийся

1/10

1/11

1/12

Увеличение баз МТО, производственных площадок

2

3

4

Лицензирование новых направлений

1

2

2

Заключение договоров/соглашений с предприятиями

3

4

4

Повышение балла ЭГЭ

70

75

80-85

Расширение ранней профориентации (индустриальные/корпоративные классы)

1 класс

3 класса

5 классов

Трудоустройство выпускников

99%

100%

100%

Увеличение целевых договоров с предприятиями-партнерами на обучение

10

15

20

Увеличение договорных мест

КЦП

5%

10%

Расширение портфеля образовательных программ ДПО (в том числе в дистанционном формате)

5

10

15

Увеличение контингента слушателей по программам ДПО

10%

20%

30%

Увеличение доли ППС в возрасте до 39 лет

на 10%

на 20%

на 30%

Участие в конкурсах:

– международный инженерный чемпионат «CASE- IN» на платформе АНО «Россия страна возможностей»:

– ежегодные международные конкурсы «Качество образования», «Discovery Science: University»; «Время перемен»

– всероссийский инженерный конкурс ВКР

– конкурс исследовательских работ «Машина Голдберга – символ нового вида научно-технического творчества»

 

60% обучающихся

 

5% обучающихся

 

5% обучающихся

 

 

все обучающиеся

1-го курса

 

80% обучающихся

 

 

10% обучающихся

 

10% обучающихся

 

 

все обучающиеся

1-го курса

 

80% обучающихся

 

 

15% обучающихся

 

15% обучающихся

 

 

все обучающиеся

1-го курса

Практические результаты, которые будут достигнуты в процессе реализации модели, интегративны и могут быть представлены с различных позиций:

– подготовка конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, ориентированного на развитие высокотехнологичных производств, способного генерировать оригинальные решения в процессе профессиональной деятельности с целью развития и повышения эффективности стратегических отраслей страны в условиях динамичного научно-технологического развития России [7];

– создание практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей трансфер научных разработок;

– обеспечение предприятий региона кадрами, обладающими комплексом компетенций, в том числе и исследовательских, подготавливаемыми в инженерных вузах при непосредственном участии работодателей, что способствует формированию кадрового потенциала предприятий стратегических отраслей, способного на разработку и внедрение инновационных решений в целях научно-технологического развития страны.

Заключение

Трансформационные процессы в инженерном образовании направлены на подготовку конкурентоспособных инженерных кадров, ориентированных на решение практических задач современного производства, готовых принимать оптимальные решения в реальных условиях, работая на предприятиях отраслевого кластера. Процесс подготовки выпускников инженерного вуза при непосредственном взаимодействии с работодателями, который осуществляется в практико-ориентированном формате, позволит решить кадровую проблему предприятий, в результате инженерный вуз выйдет на позиции ведущего поставщика конкурентоспособных кадров для стратегических отраслей страны.


Библиографическая ссылка

Горшкова О.О. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ФОРМАТЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33928 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33928