Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТУВИНСКО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

Тюлюш М.К. 1 Куулар Д.О. 1
1 ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет"
В работе рассматриваются методические аспекты обучения основам программирования билингвальных студентов педагогических направлений подготовки Тувинского государственного университета. Недостаточный уровень владения русским языком порождает трудности в обучении тувинских студентов, связанные с пониманием и воспроизведением учебного материала. В контексте обучения программированию использование родного языка может служить важным инструментом для лучшего восприятия сложного учебного материала, естественным средством оформления и выражения мыслей обучаемых. Цель работы заключается в том, чтобы продемонстрировать методические приемы обучения основам программирования, учитывающие особенности билингвальных обучаемых – будущих учителей информатики. Данные приемы были направлены на использование двух языков (русского и родного) в образовательном процессе и развитие речевых компетенций будущих педагогов. В исследовании применялись методы анализа научной и методической литературы, а также эмпирические методы. С целью подчеркнуть особую значимость работы по развитию речевой компетенции будущих педагогов в работе показана реализация приемов «речевой образец» и «оценка речи» в обучении программированию студентов Тувинского государственного университета. Наблюдения за процессом обучения, анализ результатов тестирований, контрольных работ, экзаменов, анкетирования студентов выявили, что предложенные методические приемы обучения основам программирования в условиях тувинско-русского двуязычия обеспечивают эффективность процесса обучения за счет более глубокого осознания и понимания учебного материала и, как следствие, повышение качества обучения и развитие речевых умений.
двуязычие
обучение программированию
методические приемы обучения
обучение билингвов
вуз
1. Боргоякова Т.Г., Донгак Ч.Б. Развитие билингвизма в Республике Тыва: дихотомия ценностей прагматизма и идентичности// Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2024. № 2 (вып. 50). URL: https://philology.nsc.ru/journals/ykns/pdf/YFKNS_50/2024_(2)_75_86_Borgoyakova_Dongak.pdf (дата обращения: 29.01.2025). DOI: 10.25205/2312-6337-2024-2-75-86.
2. Тарыма А.К., Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя республики Тыва в условиях двуязычия// Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 77-90.
DOI: 10.32744/pse.2019.4.7.
3. Домур-оол Ч.Д. Формирование инклюзивной компетентности будущего учителя информатики для образовательной системы республики Тыва: дис. …канд. пед. наук. Омск, 2024.187 с.
4. Сардалова Л. Р., Арсалиева Э. Х. Билингвизм и его влияние на когнитивное развитие студентов в России// Управление образованием: теория и практика. 2023. №12-2(73). URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1197 (дата обращения: 29.01.2025).
DOI: 10.25726/m3229-0451-1549-x.
5. Саая С.К., Шершнева В.А. Довузовская математическая подготовка будущих абитуриентов в условиях двуязычия на примере Республики Тыва // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 365-368. URL:
https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/Выпуск%2082%20часть%201,%202024%20год.pdf (дата обращения: 29.01.2025).
6. Салчак А.Э., Бурбужук Д.Э., Майер В.Р. О билингвально-анимационном подходе к решению прикладных задач на уроках математики в условиях тувинско-русского двуязычия // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33391 (дата обращения: 29.01.2025). DOI: 10.17513/spno.33391.
7. Сарыглар С.В. Методика обучения алгебре учеников-билингвов 7 класса с использованием компьютерной анимации на примере республики Тыва: дис. …канд. пед. наук. Красноярск, 2024.199 с.
8. Vainshtein Yu.V., Noskov M. V., Shershneva V. A., Tanzy M. V. Mathematics e-learning in the conditions of bilinguality // Informatics and Education. 2022. 37(4). P. 25-33.
DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-25-33.
9. Куулар Д.О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий на примере Республики Тыва: дис. …канд. пед. наук. Омск, 2018.196 с.
10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
11. Тюлюш М.К., Очур Е.С., Тарыма А.К. Проблемы развития речевой компетенции будущих учителей в условиях билингвизма Республики Тыва // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, № 12. С. 204-208.

Введение

Многолетний опыт обучения основам программирования на физико-математическом факультете Тувинского государственного университета показал, что студенты сталкиваются не только с трудностями, связанными с пробелами в школьной подготовке по информатике, но и с проблемами, обусловленными недостаточным знанием русского языка.

В отдаленных районах Республики Тува русский язык изучается в условиях языковой изоляции и отсутствия реальной возможности применять его в общении. Школьники не получают стимулов к активному речевому общению, что приводит к слабому владению русским языком [1, 2, 3]. В то же время исследования, посвященные проблемам билингвального обучения, доказывают прямую зависимость качества образовательного процесса от уровня владения языком обучения [4, 5, 6].

Актуальность вопросов обучения школьников и студентов в условиях тувинско-русской билингвальности широко представлена в работах тувинских ученых. В своем диссертационном исследовании С.В. Сарыглар рекомендует в процессе обучения тувинских школьников алгебре использовать компьютерную анимацию, при этом в образовательном процессе осуществляется опора как на русский, так и на тувинский язык [7, с. 38].

С.К. Саая предлагает педагогическую технологию студенческого тьюторства языковой поддержки при обучении математике абитуриентов Тувинского государственного университета. Интерес представляют такие подходы данной технологии, как выявление потребностей обучающихся в языковой поддержке, проведение индивидуальных занятий для преодоления языкового барьера. Эти аспекты реализуются в тандеме с изучением математических понятий, определений, утверждений [5, с. 368].

В исследовании, посвященном электронному обучению высшей математике тувинских студентов, авторы статьи предлагают применять адаптивный электронный учебный курс, учебный материал которого представлен в нескольких формах. Так, для обучаемых, плохо владеющих русским языком, содержание электронного контента формируется параллельно на тувинском и русском языках, т.е. реализована адаптация содержания обучения по языковому аспекту [8, с. 29].

Изучая вопросы развития одаренности тувинских школьников в области информационных технологий, Д.О. Куулар считает необходимым учитывать национальные особенности тувинских обучающихся, к которым относятся этнопсихологические, этнокультурные, этносоциокультурные и специфические. Последние охватывают в том числе плохое знание русского языка [9, с. 78].

Методические вопросы обучения программированию представлены в многочисленных исследованиях, акцент в которых делается на применение задачного подхода, использование игровых методов, методов информационного моделирования, использование возможностей электронных образовательных ресурсов и др. Однако научные изыскания, посвященные методическим особенностям обучения программированию в условиях двуязычия, остаются малоизученными.

Научно-педагогические исследования ученых и практика обучения студентов Тувинского государственного университета указывают на актуальность вопросов, связанных с организацией учебного процесса для билингвальных тувинских студентов, а также на актуальность разработки соответствующих методических подходов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса.

Цель исследования – продемонстрировать методические приемы обучения основам программирования студентов педагогических направлений подготовки в условиях тувинско-русского двуязычия.

Материал и методы исследования

Теоретическую основу исследования составили работы в области теории билингвального обучения, а также исследования ученых, посвященные вопросам обучения в условиях билингвизма Республики Тува.

Результаты данного исследования базировались на анализе научной и психолого-педагогической литературы по вопросам обучения в условиях двуязычия; обобщении личного педагогического опыта; методик обучения программированию, в том числе учитывающих особенности обучения билингвальных обучающихся; результатах педагогического эксперимента, анкетирования обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторы статьи опираются на более чем тридцатилетний опыт обучения программированию студентов педагогических направлений подготовки Тувинского государственного университета. В перечень вступительных испытаний для абитуриентов данного направления входят результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. В связи с этим обстоятельством более 90% студентов первого курса демонстрируют поверхностные и неполные знания даже основ программирования. По этой причине на первом курсе в рамках дисциплины учебного плана «Алгоритмизация и программирование» обучение программированию начинается с самых азов. Второй момент, на который необходимо обратить внимание, – это тот факт, что около 98% студентов росли и обучались в условиях двуязычия, где доминировал тувинский язык, и уровень владения русским языком у таких студентов часто оказывается недостаточным для успешного обучения в высшем учебном заведении.

Для определения круга проблем, обусловленных недостаточным знанием русского языка билингвальных студентов, было проведено анкетирование 104 тувинских студентов первого курса Тувинского государственного университета. Результаты анкетирования выявили следующее: почти 90% респондентов учились в сельских школах, где обучение велось на русском и тувинском языках одновременно; 90% высказали мнение, что тувинский язык является доминирующим в семье, в общении со сверстниками; 87% считают, что обладают недостаточным уровнем знания русского языка; 72% прошедших опрос предпочли обучение, в котором бы использовалось два языка – русский и тувинский.

Принимая во внимание вышеизложенное, в данном исследовании предлагаем использовать методические приемы, направленные на:

· обучение основам программирования, где ведется целенаправленная работа по развитию предметной речи на основе применения двух языков (русского и тувинского);

· развитие речевой компетенции как одного из важнейших умений будущего педагога.

Продемонстрируем методические приемы, которые были применены в процессе обучения основам программирования бакалавров первого курса. Эксперимент охватил 109 студентов педагогического направления подготовки профиля «Информатика» Тувинского государственного университета, из которых 104 – студенты тувинской национальности, 5 – русскоязычные или владеющие только русским языком.

Прием, основанный на использовании тувинского языка в обучении, применялся, главным образом, в рамках индивидуальной работы со студентами. Это включало индивидуальные занятия, консультации, устную защиту студентами заданий своего варианта, работу в проектной деятельности и др.

Опыт обучения билингвальных тувинских студентов показал, что параллельное объяснение на двух языках помогает студентам лучше освоить и понять учебный материал, развивает метаязыковые умения, при этом языки начинают дополнять друг друга семантически, смысл изучаемого материала передается точнее и быстрее. Такое обучение позволяет использовать возможности обоих языков, когда каждый будет дополнять другой язык в процессе восприятия, понимания, усвоения и воспроизведения учебной информации.

Интеграция тувинского языка при обучении программированию, в частности, обусловлена наличием созвучных слов и словосочетаний, например: «ввод данных» и «вывод данных», «оператор цикла с предусловием» и «оператор цикла с постусловием», «условный переход» и «безусловный переход» и др. Тувинские студенты часто путаются не только в понимании, но и в произношении таких созвучных словосочетаний, результатом являются ошибки при написании программного кода. Тувинские переводы таких терминов и понятий не только являются разными по звучанию, но и позволяют лучше понять их смысл, запомнить и правильно применять в соответствии с их семантическим предназначением. Причем в данном контексте речь идет не столько о дословном переводе, сколько об объяснении и раскрытии смысла понятий на тувинском языке. В таблице 1 приводятся некоторые примеры созвучных словосочетаний и соответствующие переводы и пояснения на тувинском языке.

Таблица 1

Созвучные словосочетания, используемые при обучении основам программирования

Созвучные словосочетания, используемые при обучении основам программирования

Слова и словосочетания на русском языке

Перевод и объяснение слов и словосочетаний на тувинском языке

Ввод и вывод информации

Ввод информации

Киирер информация

 

Вывод информации

Ундурер информация

Циклы с предусловием и циклы с постусловием

Циклы с предусловием

Циклды каттаптынып турар кылдыныгларга ажыглаар.

Баштай условиены (созуглелди, негелдени) хынаар, оон соонда операторларнын каттаптаашкыны болур

 

Циклы с постусловием

Циклды каттаптынып турар кылдыныгларга ажыглаар.

Баштай операторлар каттаптатынып турар, оон соонда условиены (созуглелди, негелдени) ханаар.

Условный и безусловный переход

Условный переход

Условиены (созуглелди, негелдени) хынаан соонда, харыызы шын болза, кылдыныг болур

 

Безусловный переход

Кандыг даа условиены (созуглелди, негелдени) хынавайн, кылдынар

Инкремент и декремент

Инкремент – это операция, которая увеличивает числовую переменную на единицу

Инкремент – программированияда кылдыныг, санныг переменнаяны бир сан улгатырар.

 

Декремент – это операция, которая уменьшает числовую переменную на единицу

Декремент - программированияда кылдыныг, санныг переменнаяны бир сан эвээжедир

Данная работа не только направлена на освоение новых понятий и терминов, их понимание и осмысление, также она предполагает обогащение словарного запаса, совершенствование предметной речи, в частности в области программирования.

Как известно, формирование речевой компетентности является одной из важнейших задач в подготовке педагогов. Как будущим учителям студентам важно владеть грамотной речью, которая будет одним из главных инструментов в их профессиональной деятельности. Именно через речь можно понять, как мыслит, рассуждает и делает умозаключения студент.

«Речевая компетенция – это владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Речевая компетенция предполагает умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом речевой ситуации» [10, с. 251].

Изучая вопросы развития речевой компетенции, авторы статьи выделяют «наиболее важные компоненты речевой компетенции, требующие целенаправленного развития в условиях тувинско-русского двуязычия:

· умение понимать слышимую и читаемую информацию на русском языке в соответствии с ее смысловым содержанием;

· способность строить точные, целостные, связные и логичные устные высказывания на родном и русском языках;

· способность создавать речевые высказывания на родном и русском языках, соответствующие форме и смыслу коммуникативной ситуации;

· способность переключаться с тувинского на русский языковой код и обратно;

· умение формулировать и строить высказывания на русском и родном языках для решения задач профессиональной деятельности» [11, с. 207].

С целью развития компетенций, направленных на развитие профессиональной и предметной речи будущих учителей информатики, на занятиях по дисциплине «Алгоритмизация и программирование» были использованы такие приемы, как «речевой образец» и «оценка речи».

Прием «речевой образец» заключается в том, что преподаватель демонстрирует, озвучивает, как надо грамотно устно отвечать студентам для представления учебного материала (это могут быть устная защита лабораторных работ, объяснение работы операторов и программного кода и т.п.), обращая внимание на правильное использование терминов и понятий программирования. Речевая деятельность преподавателя служит образцом, базой для подражания, ориентировки и повторения студентами.

Оценка речи – развернутое мотивированное суждение об ответе обучающегося, раскрывающее степень усвоения предметных знаний и степень владения речевыми умениями. Прием «оценка речи» должен носить обучающий характер, при котором одновременно оцениваются правильность ответа и качество речевых высказываний обучающегося. В таблице 2 продемонстрированы примеры реализации данных приемов.

Таблица 2

Примеры использования приемов «Речевой образец» и «Оценка речи»

Вопросы студентам

Ответы студентов

Прием «Оценка речи»

Прием «Речевой образец»

Объясните, как выполняется оператор цикла с предусловием (язык программирования С++).

 

 

While <логическое выражение>

{ операторы;}

 

Выполняется логическое выражение; если оно правильное, то выполняются операторы

Преподаватель должен обратить внимание на неточность ответа студента. Логическое выражение проверяется, а не выполняется, выполняются операторы. Логическое выражение не может быть «правильным» или «неправильным». «Неправильное логическое выражение» предполагает наличие синтаксических или иных ошибок.

Результат проверки логического выражения – это «истина» или «ложь»

Проверяется логическое выражение (условие). Если оно истинно, выполняется последовательность операторов в теле цикла.

Последовательность операторов выполняется до тех пор, пока логическое выражение не станет ложным.

В зависимости от логического выражения цикл может ни разу не выполниться

Объясните, как выполняются данные операторы (язык программирования С++).

 

X=8;

Z=x/2+х*10;

 

В первом операторе переменная х равна восьми. Во втором операторе переменной z присваивается х, поделенное на 2, плюс х, умноженное на 10

Необходимо обратить внимание на тот момент, что надо озвучивать название оператора. В данных примерах – это оператор присваивания.

Студент также должен понимать, что оператор присваивания и знак «=» – это разные понятия в программировании. В соответствии с форматом оператора присваивания в правой части оператора находится выражение, и переменной z присваивается результат, полученный после вычисления выражения, но не сама запись данного выражения

Выполнение первого оператора. Переменной х присваивается значение восемь.

Выполнение второго оператора.

Во-первых, вместо переменной x подставляется ее значение (восемь). Во-вторых, вычисляется выражение и получается результат – 84.

В-третьих, полученный результат 84 присваивается переменной z

 

В процессе обучения основам программирования студенты должны быть вовлечены в процесс речевого общения, и в структуру занятий необходимо включать диалоговые формы взаимодействия. Это могут быть устная защита решенных заданий, объяснение программного кода, оценивание работ однокурсников, при этом рекомендуется обращать внимание на:

· точность ответа, когда значение слов полностью соответствует как смысловой, так и предметной сторонам речи;

· умение правильно интерпретировать полученные результаты программы;

· умение правильно использовать термины;

· знание пошагового выполнения каждого оператора;

· понимание выполнения программного кода при вводе разных данных, в том числе некорректных;

· умение вносить изменения в программный код с целью его оптимизации;

· умение решать задачу разными способами.

Заключение

На протяжении многих лет опытно-экспериментальной базой исследования был физико-математический факультет Тувинского государственного университета, где авторы статьи обучают основам программирования студентов первого курса. Предложенные методические приемы обучения основам программирования студентов в условиях тувинско-русского двуязычия создают условия для эффективного усвоения учебного материала, более глубокого и осознанного его понимания, осмысления языковых явлений, способствуют формированию предметных знаний и умений с параллельным развитием речевой компетенции.

Результаты контрольных работ, зачетов, тестирований, экзаменов по программированию также свидетельствуют о положительном обучающем эффекте, влияющем на качество обучения. Проведенный среди студентов опрос показал, что обучение программированию, учитывающее особенности билингвальных студентов и направленное на развитие их речевых умений, повышает учебную мотивацию и способствует развитию рефлексивности обучаемых.

Представленные выше приемы обучения основам программирования в условиях двуязычия являются одними из успешных образовательных практик, которые могут быть адаптированы и применены в различных образовательных учреждениях для достижения более высоких результатов обучения.


Библиографическая ссылка

Тюлюш М.К., Куулар Д.О. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТУВИНСКО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33925 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33925